[итал. Bernini] Джованни Лоренцо (7.12.1598, Неаполь, Италия - 28.11.1680, Рим), итал. скульптор, архитектор и живописец стиля барокко. Учился у отца, Пьетро Бернини, живописца и скульптора, близкого флорентийскому маньеризму, с 1605-1606 гг.- в Риме, где знакомился с ватиканской коллекцией античной скульптуры и традициями Ренессанса (гл. обр. с творчеством Микеланджело). Основную часть жизни провел в Риме, в 1665 г. посетил Париж по приглашению кор. Людовика XIV, где участвовал в конкурсе на лучший проект главного фасада Лувра.
Первая известная работа Б.-скульптора, «Эней и Анхис» (1619, Галерея Боргезе. Рим), сохраняет художественные элементы влияния высокого Ренессанса (в частности, композиционное сходство с фрагментом фрески Рафаэля «Пожар в Борго»). В последующих работах 20-х гг. XVII в.- «Похищение Прозерпины» (1621-1622), «Давид» (1623-1624), «Аполлон и Дафна»(1622-1625, все - Галерея Боргезе, Рим), Б. в отличие от мастеров Ренессанса показывает своих героев в наиболее острые сюжетные моменты: Давид кидает камень из пращи в голову Голиафа, Аполлон настигает Дафну, превращающуюся в дерево, и т. д. Эти работы Б. отличают сложные композиционные решения, необычные ракурсы, разрушающие традиц. для Ренессанса компактность общего силуэта скульптуры. Для Б. в отличие от Микеланджело камень становится средством, позволяющим добиться любого живописного эффекта, будь то фактурные детали или сложная игра светотени.
Среди многочисленных скульптурных произведений Б. выделяются портреты кард. Шипионе Боргезе (ок. 1632), Констанцы Буонарелли (1635, Галерея Боргезе. Рим), основанные на точной передаче психологического состояния героя, статуи святых для рим. храмов и папские надгробия. В надгробии папы Урбана VIII (1628-1647, собор св. Петра. Рим) Б. следует характерному для барокко принципу соединения различных материалов: бронзовая фигура папы помещена на беломраморный постамент, перед ним расположены бронзовый саркофаг с фланкирующими его мраморными фигурами аллегорий Милосердия и Правосудия. Контрастное сочетание разных материалов олицетворяет соединение земного и небесного начал, а масштабная фигура папы, вознесенная на вершину композиционной пирамиды, воспринимается как аллегорический образ торжествующей Церкви. Одна из важнейших работ Б.- алтарная композиция «Экстаз св. Терезы» для капеллы Корнаро в рим. ц. Санта-Мария делла Виттория (1647-1651). В основу сюжета положено свидетельство св. Терезы Авильской о чудесном видении ангела, к-рый, поразив ее сердце стрелой, наделил чувством великой любви к Богу. Фигуры св. Терезы и ангела, представленные на облаке на фоне пучка золотых лучей, помещены в декорированную алтарную нишу. В изображении ангела умело передано чувственное обаяние, духовный восторг св. Терезы передан как состояние смерти: запрокинутая голова, закрытые глаза, пластически мощные складки одежды скрывают реальный объем тела. В боковых стенах капеллы расположены рельефы с изображениями семьи донатора, молящейся св. Терезе.
Работы Б. вслед за мастерами Ренессанса и раннего барокко окончательно определили облик собора св. Петра в Риме. Скульптурные работы Б., статуи имп. Константина Великого и св. Лонгина (1635-1638), надгробия пап Урбана VIII (1647) и Александра VII (1678). Расположенная в главной апсиде кафедра св. Петра (1651-1666) и бронзовый киворий над гробницей ап. Петра (1624-1633) органично вписываются в архитектуру собора, что принципиально важно для барокко. К шедеврам архитектурного творчества Б. относится площадь перед собором (1656-1667). Обрамляющие ее галереи, переходящие в открытые колоннады, придают пространству динамичные очертания трапеции и овала, образующие в сочетании с собором символическую форму «ключа св. Петра».
В фасаде Палаццо дель Квиринале (1638), капелле Раймонди в ц. Сан-Пьетро ин Монторио (1640-1648), фасаде и портале ц. Санта-Мария дель Пополо (1657), ц. Сант-Андреа аль Квиринале (1658-1660) использованы барочные элементы зодчества овального плана. Очертания стен образуют эллипс, перпендикулярный основному направлению движения от входа к алтарю, т. о., находясь в «фокусной точке» пространства, человек попадает в зону пересечения противодействующих осей и физически ощущает воздействие сокрытой в плане формы креста. Выразительными пластическими акцентами в архитектуре рим. площадей стали фонтаны Б.: на Пьяцца Барберини - «Тритон» (1640), «Пчелы» (1644), на Пьяцца Навона - «Четыре реки» (1647-1651).