АХПА́Т [ Арм. Haxpat ], действующий мон-рь Армянской Апостольской Церкви в одноименном селе на севере Армении (адм. окр. Гугарк). Расположен на небольшом плато, окруженном ущельями. Основан в 976 г. при Ашоте III Багратуни. В X-XIII вв. был одним из центров духовной культуры Армении, крупным монастырским владением, имевшим обширные земельные угодья с деревнями и крестьянами. Со 2-й пол. XII в.- резиденция церковного предстоятеля Ташир-Дзорагетского царства. Сюда из Санаина была перенесена усыпальница царского рода Кюрикидов-Багратидов. В 1081 г. в А. был рукоположен в арм. католикоса еп. Анийский и Ширакский Барсег. С кон. XI в. Ташир-Дзорагет подвергался набегам турок-сельджуков, в 1105 г. А. и Санаин были разграблены эмиром Кзылом, в 1111 или 1113 г. царство пало. Однако вскоре его территория была освобождена от сельджуков и присоединена к Грузии ее царем Давидом Строителем. Со 2-й пол. XII в. А. принадлежал арм. княжескому роду Арцруни, затем Захаридам (Захарянам). В XV-XVII вв., после ослабления рода Захарянов, в мон-ре пребывали владыки («парон-тер»), совмещавшие княжескую и духовную власть. На протяжении XVII-XVIII вв. из-за частых нападений лезгин предстоятели А. находились в Тифлисе. Неск. лет в мон-ре жил Саят-Нова. В позднее средневековье архиепископу А. подчинялись уделы Армянской Церкви на территории Грузии, Имеретии, Абхазии, Борчалу и Касаха, кроме Санаинского. В 1822-1826 гг. из-за обострения русско-иран. отношений в А. из Эчмиадзина переехал Католикос Ефрем. После присоединения Вост. Армении к России мон-рь стал духовным центром Сомхита (Борчалу) и Касаха, ему принадлежали обширные угодья, деревни с крестьянами, рудники и проч. В нач. XX в. мон-рь опустел, лишился большей части своих владений, его постройки сохранялись как памятник архитектуры. В наст. время является действующим мон-рем (вновь открыт при католикосе Вазгене I).
Ц. Сурб Ншан (Св. Знамения, 972-991, 1016) с притвором (1185, 1209), древнейшая сохранившаяся постройка мон-ря, основана царицей Хосровануйш, женой царя Ашота III Багратуни. Интерьер храма представляет собой величественный купольный зал. Сохранились фрагменты росписи нач. XIII в. в алтаре (содержат арм. и груз. надписи) и 1313 г., от к-рой на юж. стене уцелело изображение ктитора кн. Хутлубуги. На вост. фасаде помещено скульптурное изображение сыновей ктитора, держащих в руках модель храма. В 1223 г. монастырский комплекс А. по приказу Иване Захаряна был обнесен крепостными стенами с башнями. В него вошли церкви Св. Григория и Богородицы, т. н. гавит Амазаспа (1257) - просторный зал с 4 колоннами, самый большой среди подобных в Армении, усыпальница рода Укананц с часовнями, увенчанными хачкарами, среди к-рых по исполнению выделяется Аменапркич (Всеспаситель, 1273), книгохранилище XI-XIII вв., трапезная (сер. XIII в.). Отдельно стоящая трехъярусная колокольня (1245) с семигранной ротондой-звонницей послужила образцом для поздних колоколен, напр. в Карсе.
В XI-XV вв. широкую известность в Армении приобрели скрипторий и школа, основанные в А. в X в. первым настоятелем мон-ря - известным переписчиком вардапетом Симеоном. Выдающиеся деятели арм. науки и культуры Ованнес Саркаваг (Имастасер), Самуел Анеци, Еремия Андзревик, Давид Кобайреци, Ованнес Ерзнкаци и др. преподавали здесь грамматику, риторику, философию, богословие, музыку и проч. В мон-ре рукописи не только создавались, но и реставрировались, велась текстологическая работа, в частности исследовались Псалмы и «Огласительные и тайноводственные поучения» Кирилла I Иерусалимского. А. славился своей школой миниатюристов.
В XI в. при мон-ре возле ц. Сурб Ншан была построена б-ка, ставшая богатейшим собранием арм. средневек. рукописей, позже в целях большей сохранности они были перенесены в близлежащие пещеры, где были устроены читальни. В А. хранилось знаменитое Мугнийское Евангелие (в наст. время в Матенадаране). Среди утраченных рукописей особую ценность представлял «Котук» (предания мон-ря А.), упоминается список Библии 951 г. В 1931 г. из А. в Ереван было привезено лишь 12 манускриптов, проч. считаются утраченными.