Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АХПАТСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ
4, С. 214-215 опубликовано: 12 марта 2009г.


АХПАТСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

Вход Господень в Иерусалим. Миниатюра из Ахпатского Евангелия. Мастер Маркаре. 1211 г. (Л. 166)
Вход Господень в Иерусалим. Миниатюра из Ахпатского Евангелия. Мастер Маркаре. 1211 г. (Л. 166)

Вход Господень в Иерусалим. Миниатюра из Ахпатского Евангелия. Мастер Маркаре. 1211 г. (Л. 166)
(Матен. № 6288), иллюминированная рукопись Евангелия-тетр. Написано на пергамене округлым еркатагиром (вид унциала) в 2 столбца, содержит 360 листов, 30´ 22 см. Согласно колофонам, создано в 1211 г. писцом Акопом в скриптории мон-ря Ахпат по заказу свящ. Саака из Ани. Переплетено Абраамом в мон-ре Оромос близ Ани. Иллюстрировано худож. Маркарэ в мон-ре Бехенц (Ани). Украшено 10 хоранами, миниатюрами «Вход Господень в Иерусалим» (Л. 166) и «Посвящение рукописи Иисусу Христу заказчиком свящ. Сааком и его братом Аракелом» (Л. 17а), титульными листами и портретами евангелистов перед каждым из Евангелий, многочисленными декоративными маргиналиями и орнаментированными инициалами в тексте. Послание Евсевия вписано в квадрифолий, обрамленный орнаментальным прямоугольником. 8 парных канонов на разворотах богато украшены прямоугольной заставкой на 3 колоннах. Над заставками, на карнизах и по сторонам колонн - символические птицы, цветы, деревья со змеей, свечи, лампады. Текст титулов написан золотом. Инициал (иногда с символом евангелиста) и неск. букв первой строки титулов написаны золотом и мозаично набранным цветом. Евангелисты Матфей, Марк и Лука представлены в традиц. иконографии - сидящими, ап. Иоанн - стоящим рядом со своим учеником Прохором на фоне храма, архитектура к-рого напоминает Звартноц.

Для анийских рукописей XIII в., вслед за А. Е., становятся характерными новые черты в системе иллюстрирования. Так, изображение полумесяца над крестом, обязательной правой маргиналии одного из титулов, переходит в последующие анийские Евангелия. В А. Е. впервые введены в качестве декоративного элемента буквы в виде орнамента, к-рыми написан колофон заказчика на титульном листе Евангелия от Луки, что в дальнейшем приведет к явлению, параллельному «ложному куфи» (потеря читаемости букв, превращение их в узор). Нововведением являются колофоны, вписанные в архитектурные мотивы хоранов (в среднюю базу - Л. 8б, в карниз - Л. 10б - 11а, под основание - Л. 15а), и включение в композицию хоранов фигур, трактуемых как жители Ани: водоноса и рыболова по имени Шераник (Л. 86), священнослужителей (Л. 9а), музыканта, играющего на сазе (Л. 15а). Т. о., иллюстрации А. Е. отличаются этнографической ценностью и семантической многослойностью. В миниатюре «Вход Господень в Иерусалим», представленной как бытовая сцена, постройки отражают анийскую архитектуру, однако все элементы, вплоть до одежды, входят в иконографическую формулу, свойственную монофизитским рукописям (напр., сир. яковитская кн. «Избранные евангельские чтения» (Vat. ms. sir. 559. F. 105; 1220 г.)).

В А. Е. отражены типичные черты восточнохрист. искусства XIII в.: иероглифичность предметных и фигурных форм, ковровый орнамент, пестрое цветовое решение и др. Вост. особенности А. Е. являются следствием длительного сельджукского окружения, отразившегося на развитии анийской культуры XIII в.

Лит.: Дурново Л. Очерки изобразительного искусства средневековой Армении. М., 1979. С. 249; Der Nersessian S. Le miniature arménienne du XIIIe siècle: Le grand Arménie et les miniatures actualisées de Margare // Archeologia. Brux., 1979. N 126. janv. P. 20-22; Овсепян Г. Шедевр Ахпатской школы // Материалы и исследования. Иерусалим, 1935. Т. 1. С. 41-75 (на арм. яз.); Матевосян К. Миниатюра «Вход в Иерусалим» художника Маргаре // ВОН. 1982. № 9. С. 52-63 (на арм. яз.); он же. Портреты граждан Ани в хоранах Ахпатского Евангелия // Вестн. ереванского ун-та, 1984. № 3. С. 162-168 (на арм. яз.); Матевосян А. Заметки об искусстве письма и миниатюры города Ани // Вестн. Матенадарана. Ереван, 1984. № 14. С. 106-134 (на арм. яз.).
С. С. Манукян
Ключевые слова:
Книги рукописные Армянская Апостольская (Григорианская) Церковь, Церковь армянского народа, одна из древнейших в истории христианства Ахпатское Евангелие, иллюминированная рукопись Евангелия-тетр Рукописи, миниатюры Евангелие. Рукописи (см. также Новый Завет. Рукописи)
См.также:
АДИШСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ пергаменная рукопись (897), один из важнейших памятников древнегрузинской письменности, содержащий грузинский перевод Четвероевангелия
АНИКИЕВСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ литургическое Евангелие тетр, XV в.
АРМЕНИЯ гос-во в Закавказье
БОЯНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ среднеболг. рукопись 1-й пол. (сер.?) XIII в.
«BOOK OF DURHAM» [англ.- Книга из Дарема], 3 раннесредневек. рукописи, хранящиеся в кафедральном соборе г. Дарема (Великобритания)
«BOOK OF KELLS» рукопись Четвероевангелия, памятник раннесредневек. искусства Ирландии
ВАНСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ иллюминированная рукопись XII-XIII вв.
ВУКАНОВО ЕВАНГЕЛИЕ один из древнейших памятников сербского извода церковнославянского языка, книгописания и книжной иллюминации
ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ галицко-волынская рукопись кон. XII (?) - нач. XIII в.
ГАЛИЦКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ 1144 г., древнейшая точно датированная славянская рукопись