[Аникиево] (БАН. 34.7.3), литургическое Евангелие тетр с предисловиями и месяцесловом, написанное на бумаге с водяными знаками в 10-20-х гг. XV в. (датировано в 80-х гг. XX в. по водяным знакам О. П. Лихачёвой; ранее, основываясь на анализе почерка, исследователи относили создание А. Е. к кон. XV в.). А. Е. представляет собой высокий образец каллиграфии, книжной миниатюры и орнаментики. Название получило по имени владельца, свящ. Антония Аникиева, вложившего книгу в 1633 г. в храм Воскресения Христова (местонахождение неизвестно); в 1764 г. рукопись приобретена Б-кой имп. АН у книготорговца и собирателя И. Подломаева. Обстоятельства создания А. Е. и его ранняя история неизвестны, рукопись, несомненно, выполнена и украшена в крупной книгописной мастерской, вероятно московской, и является памятником, ярко отражающим результаты «второго южнославянского влияния» кон. XIV-XV в. на рус. книжную культуру. Кодекс написан каллиграфическим «младшим» полууставом, восходящим к почеркам южнослав. литургических рукописей сер.- 2-й пол. XIV в., правописание выдержанное среднеболг., без малейшего проявления восточнослав. особенностей. Вследствие этого начиная с XIX в. и вплоть до недавнего времени А. Е. считалось болг. рукописью, написанной в Молдавии или Валахии, хотя сколь-либо близкие ему аналогии как в письме, так и в оформлении слав. памятников, вышедших из румын. скрипториев, отсутствуют.
4 большие заставки А. Е. (перед каждым из Евангелий) исполнены при помощи «балканского» орнамента, состоящего из переплетения кругов и ромбов. Рисунок отличается абсолютной плоскостностью (в отличие от того же орнамента в балканских рукописях). Подобный орнамент встречается в рус. рукописях нач. XV в., в частности московских (заставка 1-й четв. XV в. в «Евангелии Кошки» (РГБ. Ф. 304. Л. 4)). Особенность заставок А. Е.- исключительное богатство исполнения с обильным применением золота и ярких фонов - синих, зеленых, желтых и оранжевых. А. Е. является 1-й по времени среди сохранившихся роскошных рус. рукописей, украшенных «балканским» орнаментом. Традиция, сложившаяся в 1-й трети XV в., нашла яркое продолжение в оформлении рус. книг последующего периода, особенно 2-й пол.- кон. XV в.
Миниатюры А. Е. (перед каждым из Евангелий) изображают 4 евангелистов. Матфей, Марк и Лука сидят, слегка склонившись над листом (или кодексом) на коленях, с каламом в руке. Фоном служат 2 постройки, расположенные симметрично по сторонам композиции. Иоанн Богослов изображен без своего ученика Прохора сидящим у пещеры на о-ве Патмос, на фоне лещадок. Он показан в резком повороте к тройному лучу, нисходящему с небес. В отличие от композиций в основных московских рукописях рубежа XIV-XV вв., таких, как Евангелие Хитрово (ок. 1399-1400; РГБ), Евангелие Успенского собора Московского Кремля (Морозовское) (нач. XV в.; ГММК), Апостол Мемнона из Кириллова Белозерского мон-ря (10-е гг. XV в.; ГРМ), миниатюры А. Е. лишь в малой степени следуют традиции палеологовского искусства и передают утонченность московской живописи этого периода, что прослеживается в характере рисунка и пропорциях, в т. ч. в формах построек. Миниатюры А. Е. находят себе аналогию в тех московских памятниках, к-рым свойственна бо́льшая непосредственность художественного выражения (напр., шитая пелена с изображением Евхаристии с житиями праотцев Иоакима, Анны и Богородицы из собора Рождества Богоматери в Суздале, 1410-1413; ГИМ).