Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ГАЛИЦКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ
10, С. 340-341 опубликовано: 24 октября 2010г.


ГАЛИЦКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

1144 г. (ГИМ. Син. № 404), древнейшая точно датированная слав. рукопись Евангелия тетр, старшая из известных датированных галицко-волынских рукописей. Кодекс в совр. виде состоит из 260 л. пергамена размером 23´ 16. Основная часть рукописи (собственно Г. Е.), содержащая евангельский текст (л. 1-228), переписана, согласно записи безымянного писца на л. 228, за 50 дней - с 1 окт. по 9 нояб. 1144 (6652) г. Место создания кодекса в записи не указывается, происхождение рукописи устанавливается по языковым особенностям. Каллиграфическое письмо этого кодекса обнаруживает довольно близкое сходство (но не тождество) с почерком писца Христинопольского (Городисского) Апостола толкового сер. (?) XII в.- рукописи также южнорус. (вероятнее всего, галицко-волынского) происхождения. Эта часть Г. Е. украшена 4 инициалами (в начале каждого из Евангелий) старовизант. стиля с раскраской.

Заставка перед месяцесловом в Галицком Евангелии. 1144 г. (ГИМ. Син. № 404. Л. 242 об.)
Заставка перед месяцесловом в Галицком Евангелии. 1144 г. (ГИМ. Син. № 404. Л. 242 об.)

Заставка перед месяцесловом в Галицком Евангелии. 1144 г. (ГИМ. Син. № 404. Л. 242 об.)
В кон. XIII - нач. XIV в. кодекс был дополнен листами 229-260, содержащими синаксарь и месяцеслов, возможно написанные взамен утраченных первоначальных. В правописании этой части Г. Е. также прослеживаются галицко-волынские особенности, а ее письмо обнаруживает близкое сходство с каллиграфическими почерками совр. ей рукописей этого региона, такими как отрывки Евангелия апракос из Народного музея в Праге (1 Dc 2/10) кон. XIII в. и Пандекты Антиоха Черноризца 1307 г. (Львов. Нац. музей. Рк 48/257). Она украшена 2 заставками (в т. ч. перед месяцесловом на л. 242 об. крупной полихромной старовизант. стиля) и контурными инициалами с подкраской.

До посл. четв. XVII в. Г. Е. бытовало в регионе создания. Вскоре после написания дополнительной части кодекс был вложен неким Яковом, написавшим на л. 111 об. поминание себя и своих близких, в неустановленный храм (начало записи выскоблено). В 1576 г. на книге, находившейся в то время в кафедральном храме в Крылосе (ныне село в Ивано-Франковской обл., Украина), расписался еп. Гедеон (Балабан). К 1679 г. Г. Е. оказалось в Молдавии, у Сучавского митр. Досифея, к-рый, судя по записи на том же л. 228, намеревался вернуть его в Крылос, но рукопись вскоре оказалась в Москве, у справщика иером. Тимофея, после смерти к-рого в 1699 г. поступила в б-ку Московского Печатного двора (с 1721 Синодальная типография). В 1786 г. Г. Е. в числе др. древних книг по имп. указу было передано в Московскую Синодальную б-ку, в составе к-рой поступило в 1920 г. в ОР ГИМ.

Месяцеслов Г. Е. представляет памятник русско-болг. связей 2-й пол. XIII в., по составу он полностью совпадает с месяцесловом болг. Тырновского Евангелия 1273 г. (включающим памяти рус. святых и рус. по происхождению праздники) и содержит древнейшие для рус. традиции памяти преподобных Параскевы (Петки) Тырновской (14 окт.- Л. 245) и Иоанна Рильского (19 окт.- там же), не встречающиеся в календарях др. восточнослав. Евангелий и в более позднее время (Турилов А. А. Две забытые даты болгарской церковно-политической истории IX в.: (К вопр. о формировании болг. варианта церк. месяцеслова в эпоху Первого царства) // Palaeobulgarica. 1999. № 1. С. 16. Примеч. 2; СКСРК, XIV. Вып. 1. С. 563). Месяцеслов Г. Е. содержит также памяти прп. Феодосия Печерского (3 мая) и перенесения мощей свт. Николая Чудотворца («великаго архыерея Никулы») из Мир Ликийских в Бари (9 мая).

Изд.: Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), архим. Четвероевангелие Галичское 1144 г., сличенное с древнеслав. рукописными Евангелиями XI-XVII вв. и печатными: Острожским 1571 г. и Киевским 1788 г., с греч. евангельским текстом 835 г. М., 1882-1883. 3 т.
Лит.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 1. С. 208-215, № 20; СКСРК, XI-XIII. С. 94-95, № 53 [Библиогр.]; Запаско Я. П. Пам'ятки книжкового мистецтва: Укр. рукоп. кн. Львiв, 1995. С. 37, 186-188. Кат. № 18; Алексеев А. А. Текстология слав. Библии. СПб., 1999. С. 22, 127-129, 147-150, 161, 193; Лосева О. В. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 38, 42, 53, 82-83, 123, 142-419.
А. А. Турилов
Ключевые слова:
Рукописи, миниатюры Евангелие. Рукописи (см. также Новый Завет. Рукописи) Рукописи славянские Галицкое евангелие 1144 г., древнейшая точно датированная славянская рукопись
См.также:
АДИШСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ пергаменная рукопись (897), один из важнейших памятников древнегрузинской письменности, содержащий грузинский перевод Четвероевангелия
АНИКИЕВСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ литургическое Евангелие тетр, XV в.
АХПАТСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ иллюминированная рукопись Евангелия-тетр
ВАНСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ иллюминированная рукопись XII-XIII вв.
ВУКАНОВО ЕВАНГЕЛИЕ один из древнейших памятников сербского извода церковнославянского языка, книгописания и книжной иллюминации
ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ галицко-волынская рукопись кон. XII (?) - нач. XIII в.
ГАЛИЧСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ 1357 г.
ГЕЛАТСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ иллюминированная рукопись, один из важнейших памятников древнегруз. письменности