[арм. Ամեճա(?)րիվչ, букв.- Всеспаситель], группа памятников арм. средневек. искусства с изображением Распятия.
В отличие от большинства произведений с рельефными крестами в А. тема Распятия и сопровождающие ее композиции представлены в изобразительной форме. Возможно, памятники этого типа восходят к Распятию (упом. в «Истории вартапета Левонда», VII в.; не сохранилась), для к-рого кн. Ашот Патрик (685-689) возвел церковь в обл. Тарон, или к почитаемому в армении деревянному резному Распятию Х в. Его происхождение связывают с апостольскими временами; в Армению оно было привезено из Византии царем Ашотом как дар имп. Василия. В 1013 г. для этого Распятия Григор Магистрос заново отстроил церковь в мон-ре Авуц-тар близ Гегарда (с сер. XVIII в. по наст. время Распятие находится в Патриаршей ризнице в Эчмиадзине). Древнейший фрагмент святыни представляет «Снятие с креста с предстоящими св. Иосифом Аримафейским и Никодимом».Сохранились 4 хачкара (рельефные мемориальные крестные камни) типа А.: 1273 г. из притвора мон-ря Ахпат, был создан «в моление за атабага и амирспасалара армян и грузин Садуна»; 1279 г. из с. Урц Араратского р-на (в наст. время в мон-ре Эчмиадзин); 1281 г. из Дсеха (обл. Лори) и 1285 г. из Марца. Наиболее развернутая композиция представлена на А. из Ахпата. Изображение Распятия на центральном поле хачкара сопровождают фигуры Богоматери, святых Иоанна Крестителя, Иосифа Аримафейского, Никодима и апостолов, а также солнца, луны и ангелов. Верхний регистр хачкара занимает многофигурное изображение Вознесения Христова. Композиции выполнены глубокой пластичной резьбой на фоне двух- или трехуровневого растительного орнамента и плетенки. Небольшие участки гладкой поверхности креста и фона заполнены надписями заглавным письмом.
Рельефные изображения Распятия в средневек. Армении создавались также на фасадах церквей (напр., на зап. фасаде церкви мон-ря Гандзасар, 1216-1230; на тимпане окна гавита мон-ря Нораванк мастера Момика, 1321) или на памятниках прикладного искусства (золотой оклад Бардзрабердского Евангелия, 1254; складень-реликварий царя Хетума II, 1293).
В арм. искусстве под влиянием памятников типа А. в условные геометрические композиции хачкаров и крестов на фасадах храмов включаются изображения отдельных фигур и сцен.