[Арм. Մռմիկ] (кон. XIII в.- 1333), арм. архитектор, скульптор, художник-миниатюрист и писец. Род. в Вайоц-Дзоре (обл. Сюник, Вост. Армения), где верховная политическая и духовная власть в XIII-XIV вв. принадлежала аристократическому роду Орбелянов, которые и стали покровителями М. и его основными заказчиками. М. получил образование в ун-те при монастыре Гладзор (см. в ст. Вайоц-дзор), где находился крупный скрипторий. Навыки книжного искусства М. приобрел у мон. Овасапа; как архитектор он является преемником мастера Сиранеса, придворного архитектора Орбелянов.
Творчество М. связано с мон-рем Нораванк, где он, согласно хронологии подписанных им произведений, в начале своего творческого пути писал и иллюстрировал рукописи, затем возводил хачкары, а в последние годы жизни строил церкви, украшая их рельефами. Как художник он является одним из видных представителей Гладзорской школы арм. миниатюры. Впервые его имя встречается в иллюстрированном им хоране рукописи 1283-1284 гг. из Гладзора (Вена. Конгрегация Мхитаристов в Вене. N 571), переписанной для ректора Нерсеса Мшеци. Следующая по времени рукопись, подписанная М.,- Евангелие 1292 г., созданное в мон-ре Нораванк для братьев священников Ованнеса и Тадеоса (Матен. № 2848). Рукопись украшена (помимо маргиналий и заставок) выходными миниатюрами перед каждым Евангелием (образ ап. Матфея не сохр.), уникальными не только по составу изображений, но и по иконографии, редкой для арм. искусства рукописной книги. Характерный для визант. искусства, а также встречающийся в киликийских рукописях портрет ап. Марка, пишущего под диктовку ап. Петра, появляется в книжном искусстве Вел. Армении только с этой рукописью, т. е. в 1292 г. Уникальна по своей иконографии миниатюра перед Евангелием от Иоанна, на которой представлен только св. Прохор, без своего учителя ап. Иоанна, под чью диктовку он записывал евангельский текст. Св. Прохор представлен бородатым, что является характерной чертой его иконографии в арм. миниатюре с кон. XIII в. В 1302 г. М. закончил работу над минитюрами НЗ для Лекционария (см. Манукян) (Матен. № 6792). Эта рукопись также известна как «Евангелие войны»; она была переписана Ованнесом Орбелом для митр. Степаноса Сюнеци (Орбеляна). Размеры рукописи очень малы (12×8,5 см), при этом она богато украшена: всего 12 лицевых миниатюр праздничного цикла («Благовещение», «Рождество Христово», «Введение во храм», «Крещение», «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Омовение ног», «Распятие», «Положение во гроб», «Воскресение», «Вознесение», «Сошествие Св. Духа»), портреты ап. Иоанна и св. Прохора, апостолов Петра и Иакова, заставки и маргиналии. Миниатюры оформлены согласно традициям древней иконографии с использованием новых черт, характерных для искусства Сюника нач. XIV в. В ряде композиций присутствуют уникальные особенности: напр., в «Благовещении» представлена сцена у источника, согласно апокрифическому преданию; в «Рождестве Христовом» Иосиф показан в центре композиции как главное действующее лицо. Позолоченные следы печатей Орбелянов сохранились на заглавном листе Евангелия от Иоанна. Подобные печати, указывающие на принадлежность рукописи, сохранились и в 4 др. манускриптах, заказанных представителями этого рода.
В 1307 г. митр. Ованнес Орбел поручил М. создание миниатюр для Евангелия (The Hartford Seminary Foundation. Case Memorial Library. Arm. 3). В колофоне этой рукописи в 1331 г. М. написал, что не смог продолжить работу из-за болезни глаз и начатое им завершили Торос Таронаци и писец Ованнес, также представители Гладзорской школы. По иконографическим и стилистическим характеристикам М. приписываются также миниатюры Евангелия царицы Керан 1283 г. (Матен. № 6764; Аветисян. 1971) и Четвероевангелия нач. XIV в. (РГБ. Ф. 439.23.5). Портреты евангелистов из рукописи РГБ аналогичны портретам евангелистов и апостолов из рукописи Матен. № 6792 (Даниелян. Миниатюра Момика. 2016). Миниатюрам М. присущи продуманное композиционное построение, уверенность контуров и линий, пластичность и объемность изображений в сочетании с нежными тонами зеленого, красного, синего и золотого.
В последующие годы М. прославился как создатель хачкаров. Его хачкары отличаются тонкостью и сложностью орнаментального декора, тончайшей 2-слойной обработкой камня, наличием сюжетных рельефов. В нижней части хачкаров М. высекал подпись «Момик Вардпет» (վարդպետ), т. е. архитектор. В 1304 г. М. по заказу Сюникского митр. Ованнеса Орбела воздвиг хачкар в память о Степаносе Орбеляне (в наст. время находится в Вагаршапате). В верхней части хачкара изображен Христос на троне со свитком в руках в сопровождении тетраморфа. Следующий по времени хачкар М. датируется 1308 г. (ныне в Эчмиадзине); его заказчицей была кнг. Тамта, супруга кн. Эликума Орбеляна. На карнизе хачкара изображен Деисус: в центре Христос с предстоящими Ему Богородицей и св. Иоанном Крестителем. В надписи указано, что Тамта воздвигла хачкар во спасение души своего свекра, кн. Тарсаича, и желает долгой жизни своим сыновьям Буртелу и Бугде. Третий хачкар (до 1312) возведен также по заказу кнг. Тамты во благо ее супруга кн. Эликума и их сыновей Буртела и Бугды (в наст. время в Краеведческом музее Ехегнадзора). В верхней части хачкара - образ Христа на троне с символами евангелистов, который фланкируют изображения 12 апостолов в ромбах. Имена апостолов Петра и Андрея написаны на книгах, которые они держат в руках; имена других не указаны. Выделение фигур апостолов-братьев (как основателей Западной и Восточной Церквей) может быть связано с религ. спорами об унии, к-рые особенно активизировались в кон. XIII в. Хачкар в мон-ре Нораванк датирован 1332 г., не содержит имя мастера, но считается одной из поздних работ М. или его учеников (Матевосян. 2010; Петросян. 2011). Этот хачкар уникален иконографией представленных на нем изображений Пресв. Богородицы с символами евангелистов, донаторов, а также Адама и Евы.
Имя М. как архитектора высечено на стене ц. Пресв. Богородицы в Арени, к-рая была сооружена по повелению митр. Ованнеса Орбела в 1321 г. Это центрально-купольное сооружение, которое изнутри и снаружи украшено рельефами. В интерьере церкви в парусах помещены символы евангелистов. Изображение Богородицы «Одигитрия» украшает тимпан зап. портала церкви. Богородица и Младенец Христос сидят на ковре; весь тимпан покрыт растительным орнаментом с цветущими побегами. Уникальное оформление имеют окна алтарной апсиды в виде 2 крестов и круга сверху. Подобные окна встречаются только на вост. стене однонефной ц. свт. Григория Просветителя в Татевском мон-ре (1295; заказчик митр. Степанос Орбелян). Это сходство наряду с др. деталями дает возможность предположить, что зодчим ц. свт. Григория Просветителя также является М. Исходя из конструктивных, стилистических и иконографических особенностей произведений М., исследователи считают его создателем и др. храмов: ц. Пресв. Богородицы (Зорац) в Ехегисе, ц. Пресв. Богородицы (Спитакавор) в Вайоц-Дзоре (Бархударян. 1963; Таманян. 1974; Мнацаканян. 1982; Асратян. 1984). По мнению мн. исследователей, М. является также автором 2 рельефов с изображениями Бога Отца и Богородицы с Младенцем на тимпанах зап. фасада притвора ц. св. Стефана Первомученика в мон-ре Нораванк (Бархударян. 1963; Der-Nersessian. 1976; Мнацаканян. 1982; Асратян. 1999; Матевосян. 2010). Сходство рельефов, представляющих Богородицу «Одигитрия» в Арени и Нораванке, указывает на авторство М. Однако следует заметить, что эти рельефы имеют и стилистические различия (Мирзоян. 1978; Донабедян. 1979). С именем М. связана также ц. Пресв. Богородицы (Буртелашен), построенная в 1339 г. в честь кн. Буртела Орбеляна. Это 3-ярусное сооружение, увенчанное ротондой. Первый этаж служит усыпальницей кн. Буртела. На 2-й этаж ведут 2 консольные лестницы, расположенные по обеим сторонам входа. Церковь богато украшена рельефами. На нижнем полукруглом тимпане входа в церковь изображены Пресв. Богородица с Младенцем и архангелы Гавриил и Михаил, а на верхнем - поясной образ Христа, по сторонам Которого стоят апостолы Петр и Павел. На колоннах ротонды помещена сцена с ктиторской группой: князья Орбеляны подносят Пресв. Богородице модель возведенной ими церкви. Подобных 3-ярусных строений в средневек. Армении лишь несколько: в мон-ре Гошаванк (XII-XIII вв.), в ц. Пресв. Богородицы в Егварде (1301 или 1321), в монастыре Сурб-Карапет в Урцадзорe (нач. XIV в.) и в монастыре Каптаванк в Капутане, обл. Котайк (1321). В память о М. в Нораванке установлен небольшой хачкар, на котором указан год его кончины - 1333-й (1339 или 1340, по др. вариантам чтения).
В колофоне Евангелия 1292 г. (Матен. № 2848) М. именует себя диаконом, но в дальнейшем о духовном служении не упоминает, из чего можно предположить, что он не поднимался по ступеням церковной иерархии. М.- один из немногих средневек. художников, о семье к-рого имеются нек-рые сведения. В поселении Улгюр (Вайоц-Дзор) сохранились плиты надгробий сына М., внука, родителей, брата и его семьи (Калантарян и др. 2005). Во всех этих надгробных надписях указано родство с М., что является ярким свидетельством того, что этот мастер был знаменит и почитаем своими современниками. О славе и об уважении свидетельствуют также народные предания и легенды о М. (Ганаланян. 1978).