Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КАРС
31, С. 337-340 опубликовано: 24 октября 2017г.


КАРС

[арм. Կարս], крепость и город на Армянском нагорье, в исторической обл. Вананд, древняя епархия Армянской Апостольской Церкви и Грузинской Православной Церкви; в Армении эпохи Багратидов 2-й по значению город после столицы Ани и главный город царства Вананд; ныне центр тур. иля Карс (Cев.-Вост. Турция), населен турками и курдами.

История

Церковь св. апостолов в Карсе. 931 г.
Церковь св. апостолов в Карсе. 931 г.

Церковь св. апостолов в Карсе. 931 г.
К. основан в древности; в «Географии» Страбона (I в. до Р. Х.) упоминается область Армении под названием Хорзена (Χορζηνή; Strabo. Geogr. XI 14), вероятно имеющая отношение к К. Название К. происходит скорее всего от арм. термина «крепкий город». О древнейшей истории К. надежных сведений нет. Возможно, в эпоху поздней античности здесь правила фамилия нахараров, владевшая обл. Вананд. С распространением христианства в Армении в К. была создана Карсская (Ванандская) епархия Армянской Апостольской Церкви. В средние века К.- крупный торговый центр на пути между Ани и Феодосиополем (арм. Карин, впосл. Эрзурум), в регионе, к-рый связывал торговыми путями Анатолию и Причерноморье с Закавказьем и Ираном. В 888 г. вместе со всем Ванандом К. был присоединен к владениям арм. царя Ашота I Багратуни и вошел в состав Армянского царства Багратидов. В X в. значение К. постепенно росло. Когда на арм. трон взошел царь Абас (928-953), ранее владевший Ванандом и К. как своим уделом, в К. была перенесена царская резиденция. Здесь были построены цитадель, царский дворец, кафедральный собор св. Апостолов. По сообщению арм. историка Степаноса Таронеци, ок. 937 г. князь Абхазии Бер предпринял поход против Армении и через своего посла передал Абасу требование не освящать собор в К., пока он не захватит город, желая освятить храм по обычаю своей, халкидонской (православной), веры. Князь вскоре был взят в плен и казнен в К. В 961 г. преемник Абаса Ашот III (953-977) перенес столицу из К. в Ани. При этом на территории Армении сохранялась и развивалась система уделов под властью различных представителей правящего дома, и с 962 г. в К. также складывается Карсское (Ванандское) царство, находившееся в вассальной зависимости от Ани. В 962 г. Ашот III передал Вананд своему брату Мушегу, основавшему в К. отдельную ветвь династии Багратидов. В XII-XIII вв. население города составляло ок. 50 тыс. чел., он был одним из крупнейших центров ремесла, торговли и культуры в Закавказье. Наибольшего политического значения К. достиг в годы правления царя Гагика Авасяна (1029-1064). В 1045 г., после захвата Ани византийцами, титул «царя царей», верховного правителя в системе гос-в Багратидов, перешел к царю К. В 1053 г. К. подвергся неожиданному нападению тюрок-сельджуков, был захвачен и сожжен, часть жителей уведена в плен. В 1064 г. войско арм. царя Гагика не допустило повторного нападения сельджуков на К., нанеся им поражение. В 1064/65 г., в условиях нараставшей угрозы захвата страны сельджуками, Гагик передал К. и др. свои владения Византии в обмен на поместья в Каппадокии. Царство Вананд было включено в состав визант. фемы Ивирия. Византийцы не успели установить здесь контроль, в том же году Гагик в К. был вынужден заявить о своей покорности сельджукскому султану Алп-Арслану, войско которого заняло город. Тюрки образовали Карсский эмират в составе своей державы. В кон. XII в. Грузинское царство проводило политику активной военно-политической экспансии, стремясь освободить от тюрок груз. и арм. земли Закавказья. В 1206 г. грузино-армянские войска вошли в К., после того как жители города обратились к ним с просьбой о покровительстве, а сельджукский эмир бежал из города. Правителем К. был избран наследник груз. престола Георгий IV Лаша, ставший позднее царем Грузии. Возрождение закавказских гос-в было прервано вторжением монголов в 30-х гг. XIII в.
Карс. Гравюра. Турция. 1900 г.
Карс. Гравюра. Турция. 1900 г.

Карс. Гравюра. Турция. 1900 г.
В 1236 г., после захвата Ани и избиения его жителей монголами, К. пытался сдаться монг. войску Чармагана без сопротивления, но также был разграблен. С этого момента начался упадок средневек. К., город уже никогда не достигал прежнего уровня экономического процветания и политического значения. В период позднего средневековья и Нового времени К. превратился в одну из крепостей региона, которая была центром небольшой области и время от времени оспаривалась различными державами. В 1386 г. К., как и мн. др. города Закавказья, был разграблен войском Тимура. В XVI в. в ходе неск. войн между Османской империей и Ираном К. в числе др. земель Закавказья перешел под контроль турок. На основной части территории Вананда был образован Карсский эйалет. В 1734-1735 гг. иранский хан Надир одержал ряд побед над османами и ненадолго вернул К. под контроль Ирана. К этому времени в результате регулярных разорений обл. Вананд была почти безлюдной. В нач. XIX в. в К. насчитывалось 850 домов, в т. ч. 600 армянских. К 1828 г. во всем Карсском эйалете проживало 22 тыс. чел., в т. ч. 14,7 тыс. армян (1842 семьи).

Карс. Открытка. Нач. XX в.
Карс. Открытка. Нач. XX в.

Карс. Открытка. Нач. XX в.
В XIX - нач. XX в. К. и его окрестности стали одним из главных районов противостояния в ходе серии войн между Россией и Османской империей (1806-1812; 1828-1829; 1853-1856; 1877-1878; 1914-1918). Военные действия нередко сопровождались актами насилия со стороны тур. войск и ополчения в отношении мирного арм. населения и др. христиан. Русские впервые подошли к стенам К. в 1807 г., но осаждать город не решились. Летом 1828 г. рус. Кавказский корпус И. Ф. Паскевича предпринял поход вглубь Армянского нагорья и в кон. июня захватил К. В кон. весны и летом 1829 г. турки пытались отбить К. и ряд др. крепостей, однако 19-20 июня близ урочищ Каинлы и Миллидюз Паскевич разбил главные силы тур. армии Гакки-паши и Гаджи-Салеха. Перехватив инициативу, русские 27 июня принудили к капитуляции Эрзурум. Свидетелем этих событий стал А. С. Пушкин, находившийся в то время при рус. армии. По условиям Адрианопольского мирного договора (2(14) сент. 1829) русские оставили К. и др. крепости.

В период Крымской войны (1853-1856) русские войска в Закавказье, располагая ограниченными ресурсами, действовали осторожно. Летом 1854 г. корпус В. О. Бебутова продвинулся от русско-тур. границы до К., 24 июля (5 авг.) разбил турок у сел. Кюрюк-Дара, но осаду К. не начал из-за сохранявшегося численного превосходства тур. сил в районе крепости. В июне 1855 г. новый командующий рус. корпусом Н. Н. Муравьёв начал осаду К. Получив сведения о подходе тур. подкреплений, 17(29) сент. Муравьёв предпринял штурм К., который закончился неудачей, потери составили 6,5 тыс. рус. солдат. Тем не менее в результате блокады К., к-рую русские продолжили, 16(28) нояб. 1855 г. гарнизон К. сдался. Согласно Парижскому мирному договору, заключенному 13(25) февр. 1856 г., после окончания Крымской войны Россия вернула К. Османской империи в обмен на захваченный союзниками в 1855 г. Севастополь. Вслед. вынужденной эмиграции армян в 1829-1830 и 1854-1855 гг. в пределы российского Закавказья численность армянского населения К. значительно сократилась. Тур. правительство начало активно заселять город турками и курдами.

В ходе русско-тур. (Балканской) войны (1877-1878) Закавказье вновь воспринималось рус. командованием как второстепенный театр военных действий, что в конечном счете не позволило России кардинальным образом улучшить стратегическое положение в этом регионе. 24 мая (5 июня) 1877 г. Кавказский корпус М. Т. Лорис-Меликова начал осаду К., но спустя полтора месяца отступил из-за подхода тур. подкреплений. 20 сент. (2 окт.) - 3(15) окт. 1877 г. в сражении в районе горы Аладжа, восточнее К., русские разгромили главные силы турок Мухтар-паши. 13(25) окт.- 6(18) нояб. русские провели 2-ю осаду К. и во главе с ген. И. Д. Лазаревым овладели им. По условиям Сан-Стефанского мирного договора в марте 1878 г. России в Закавказье были переданы К., Ардаган, Батум и Баязет.

В ходе активного развития К. после присоединения к России к 1913 г. численность населения города достигла 12,2 тыс. чел., из которых 10,3 тыс. составляли армяне.

В начале первой мировой войны (1914-1918) К. находился в ближнем тылу рус. Кавказской армии (командующий А. З. Мышлаевский; с янв. 1915 Н. Н. Юденич) и нападениям не подвергался. В кон. 1914 г. турки попытались вторгнуться на рус. территорию в районе Сарыкамыша, юго-западнее К., и, угрожая перерезать коммуникации основных сил русских, наступали на К. В Сарыкамышском сражении (9(22) дек. 1914 - 5(18) янв. 1915) тур. группировка потерпела поражение и отступила. В 1915-1916 гг. рус. войска продвинулись далеко на запад и юг от К. В кон. 1917 г. деморализованная в результате революции рус. армия заключила Эрзинджанское перемирие с турками, начала самораспускаться и отходить на рус. территорию. По условиям Брестского мира (3 марта 1918) правительство Советской России уступало Турции области, отторгнутые у нее в 1878 г., в т. ч. К. Население Закавказья, а затем и правительство Закавказского комиссариата в Тифлисе отказались признавать эти условия и попытались организовать вооруженное сопротивление туркам. С нач. 1918 г. арм. добровольческий корпус ген. Ф. И. Назарбекова своими силами сдерживал продвижение турок. К. был захвачен турками 25 апр. 1918 г.; отступление военных сил, в т. ч. и армянских, в Закавказье сопровождалось массовым исходом местного, преимущественно армянского, населения из К. Ок. 10 тыс. оставшихся армян были перебиты. 22-28 мая 1918 г. продвижение турок было остановлено в результате Сардарапатского сражения. В нояб. 1918 г. потерпевшая поражение в первой мировой войне Турция начала вывод войск из Закавказья на линию, предусмотренную Брестским миром. Не признававшее его правительство Республики Армении, поддержанное Антантой, в апр.-мае 1919 г. вновь заняло район городов К., Ольты и Кагызман, почти восстановив границы 1914 г. Часть арм. беженцев предыдущих лет вернулась в К. В парламент Армении были дополнительно избраны депутаты - представители вновь воссоединенных с нею земель. В мае 1920 г. местная ячейка партии большевиков подняла восстание в К., к-рое не было поддержано большинством населения и потерпело поражение. Согласно Севрскому мирному договору (10 авг. 1920), Антанта и ее союзники готовы были признать права Армении на К. в составе обширного региона исторической Зап. Армении. Однако в действительности ход событий определили соглашения кемалистской Турции и Советской России, которые весной и летом 1920 г. активизировали военное давление на Закавказье. В сент. 1920 г. началась новая армяно-тур. война, 30 окт. К. был захвачен турками. Арм. войска отошли за р. Ахурян (Арпачай); ок. 12 тыс. армян в К. и окрестностях были истреблены; все избежавшее гибели христ. население эмигрировало. Совр. армяно-тур. граница утверждена советско-тур. договором, подписанным в Москве 16 марта 1921 г., и Карсским мирным договором Турции и советских республик Закавказья при участии РСФСР от 13 окт. 1921 г. В 1945 г. на Потсдамской конференции СССР предпринял безуспешную попытку поднять вопрос о возвращении области К. Совр. Армения и Грузия не признают Карсский договор.

Лит.: O[рeyc] И. [И.] Карс // ЭС. Т. 14А. С. 606-608; Арутюнова-Фиданян В. А. Армяне-халкидониты на вост. границах Визант. империи, XI в. Ереван, 1980; G[arsoian] N. G. Kars // ODB. 1991. Vol. 2. P. 1108; Barthold W., Heywood C. J. Kars // EI. 1997. Vol. 4. P. 669-671; Тер-Саркисянц А. История и культура арм. народа. М., 2008. С. 250-252, 259-261.
И. Н. Попов

Архитектура

Город-крепость К. состоит из цитадели, шахастана (высота над уровнем моря 1848-1880 м) и пригородов. С севера он примыкает к высокой скале длиной ок. 800 м, на вершине к-рой находится цитадель с дворцовыми сооружениями и церквами. С юга город обращен к долине и окружен двойными стенами с башнями. Прямоугольные и округлые башни внутренней стены стояли на расстоянии всего 10-12 м друг от друга. В центре города находится ц. св. Апостолов (посвящение упом. с XIX в., ранее именовалась собором), заложенная царем Абасом в 931 г. Композиционно она восходит к церкви 40-х гг. VII в. в сел. Мастара (отсюда происходит название «архитектурный тип Мастары»): тетраконх с особо широким купольным квадратом и более узкими экседрами, выраженными снаружи 5-гранными объемами; по сторонам апсиды - 2 низких пастофория. В отличие от своего прототипа ц. св. Апостолов имеет не тромповый, а комбинированный, тромпово-парусный подкупольный переход, завершенный кольцевым карнизом, и внешне выявленный 12-гранный барабан, украшенный аркатурой на сдвоенных полуколоннах. Между архивольтами размещены рельефные фигуры, вероятно апостолов, т. о. создатели церкви в новых формах воспроизвели идею купола Эчмиадзинского собора. Среди рельефов представлены также образы Пресв. Богородицы и свт. Григория Просветителя. К этому же архитектурному типу принадлежит и церковь XI в., именуемая Кюмбет-килисе, в 6 км к юго-востоку от К., по дороге в Эрзурум. Еще одна церковь, типа сводчатого зала, Бешик-килисе (XI-XIII вв.), сохранилась на скале К., близ цитадели. Архитектурное развитие средневекового К. практически прекратилось после захвата его сельджуками в 1064/65 г.

Церковь св. Александра Невского (Казацкая). 1908 г.
Церковь св. Александра Невского (Казацкая). 1908 г.

Церковь св. Александра Невского (Казацкая). 1908 г.
Ок. 40 лет рус. правления в К. (1877-1918) стали периодом его 2-го расцвета. Разрушительный пожар 1878 г. способствовал быстрому созданию нового генплана К. (1881). Городские власти вскоре начали его реализацию, несмотря на многолетнее отсутствие его утверждения в российских ведомствах. Новый город, до сих пор именуемый «русским», разросся на равнине неподалеку от старого центра с ц. св. Апостолов. В основу генерального плана города был положен принцип прямоугольной сети улиц, которые застраивались 2-3-этажными домами из местного туфа. Основные улицы - Лорис-Меликовская, Александровская и Михайловская, направленные с востока на запад, выходили к набережной р. Каруц (Карс) у подножия крепости. Здесь располагались адм. здания, торговые дома и особняки. В городе были построены школы, гимназии, реальное уч-ще, кинотеатры. Большую площадь занимает застройка военного городка с казармами и ц. св. Александра Невского (Казацкой) 1908 г. в неорус. стиле. Она имела купол на широком барабане, 2 меньшие главы в зап. части и высокую звонницу. Были также сооружены арм. (завершена в 1915) и греч. (основана в 1887) церкви. Европ. облик городу придавала стилевая общность. При постройке зданий использовались рус. архитектурные стили кон. XIX - нач. XX в.- от эклектичного классицизма до модерна, в их своеобразном арм. исполнении, которое заключалось во введении традиц. элементов планировки домов, орнаментации и строительстве из местного туфа.

Учитывая стратегическое расположение К., он застраивался как главный военный форпост России в Закавказье. Укреплялась цитадель, сооружались военные объекты. Из Александрополя в 1899 г. была подведена железная дорога, в 1915 г. была построена ветка между К. и Сарыкамышем. Население многократно увеличилось, вокруг центра К. было основано ок. 10 крупных пригородов. Размеры одного из них, Орта-Капу (Ортакапы), превышали площадь городской крепости. Активное развитие К. стало причиной разрушения его древних оборонительных стен.

Сразу после создания Карской обл. России была возрождена епархия Армянской Апостольской Церкви; ц. св. Апостолов, переоборудованная в 1579 г. османами в мечеть Гумбад-джамиси, не была ей передана. В 1878 г. храм был передан РПЦ и стал соборным. По проекту акад. Д. И. Гримма (сост. в 1885) церковь была отремонтирована, внутри устроены деревянные хоры, перед 3 входами сооружены сводчатые портики. Оштукатуренные стены были расписаны худож. А. Д. Кившенко. В те же годы была построена колокольня по образцу колокольни XIII в. в мон-ре Ахпат.

При турецком владычестве все церкви К. были закрыты и здания долгие десятилетия не функционировали. В 50-х гг. XX в. в ц. св. Апостолов разместили музей, затем после длительного бездействия храм в 1999 г. был переоборудован в мечеть. В 2007 г. проведен ремонт. В хозяйственных целях использовалось здание ц. св. Александра Невского, главы к-рой были снесены. В 80-х гг. XX в. она стала мечетью, был пристроен минарет; казармы в наст. время используются турецкой армией.

Лит.: Арутюнян В. М., Сафарян С. А. Памятники арм. зодчества. М., 1951; Thierry J.-M. À propos de quelques monuments chrétiens du vilayet de Kars (Turquie) // REArm. 1966. Vol. 3. P. 73-90; idem. La cathédrale des Saints-Apôtres de Kars (930-943). Louvain, 1978; он же. (Тьерри Ж.-М.). Скульптурный декор собора Св. Апостолов в Карсе: Докл. Ереван, 1978; Зарян А. Очерки по истории древнего и средневек. градостроительства Армении. Ереван, 1986. С. 126 (на арм. яз.); Lala Comneno M. A. Kars // Cuneo P. Architettura Armena dal quarto al diciannovesimo secolo. R., 1988. Vol. 1. P. 686-689; Арутюнян В. История армянской архитектуры. Ереван, 1992. С. 192, 236, 472-477, 505, 507 (на арм. яз.); Armenian Kars and Ani / Ed. R. G. Hovannisian. Costa Mesa (CA), 2011; The Cathedral of Kars: Holy Apostles Church (Surb Arak'elots) // www.virtualani.org/karscathedral/index.htm [Электр. ресурс].
А. Ю. Казарян
Ключевые слова:
Города древние. Турция Армения. История Памятники архитектуры. Турция Карс, крепость и город на Армянском нагорье, в исторической обл. Вананд, древняя епархия Армянской Апостольской Церкви и Грузинской Православной Церкви
См.также:
АДРИАНОПОЛЬ (совр. Эдирне), город в Восточной Фракии
АНАЗАРВ древний город в вост. части Киликии (юго-запад Малой Азии, близ совр. Агачлы, Турция), митрополия в сост. Антиохийского Патриархата
АНИ столица арм. гос-ва Багратидов, в X-XII вв. кафедра арм. католикоса
ACC портовый город в М. Азии, осн. в VII в. до Р.Х.
АДАНА город в килийской долине, на р. Сейхан (древнее название – Сар), центр Одноименного вилайета в Турции
АМАСТРИДА город (совр. Турция) на Юж. бер. Черного моря, визант. митрополия, ныне митрополия Вселенского Патриархата
АМОРИЙ визант. город в центре М. Азии (совр. пос. Хисаркёй близ Эмирдага, Турция), митрополия Константинопольского Патриархата
АНКИРА (Ангора, совр. Анкара), г. в центр. части Анатолийского плоскогорья (совр. Турция)