[Аназарба, Анаварза; греч. ἡ ̓Ανάζαρβος, τὰ ̓Ανάζαρβα, арм. Աճավարևա], древний город в вост. части Киликии (юго-запад М. Азии, близ совр. Агачлы, Турция), митрополия в составе Антиохийского Патриархата.
Согласно Иоанну Малале, город, изначально называвшийся Квинда (Κύινδα), в I в. до Р. Х. неоднократно разрушался землетрясениями и отстраивался под названиями Киск (Κίσκος) и Диокесария; восстановленный в 3-й раз посланным имп. Нервой сенатором Зарвой, он получил в честь него имя А. (Chronogr. P. 267-268). Стефан Византийский связывает название города с его основателем Азарвом, в то время как комментатор говорит, что это имя происходит от желтого цвета находящейся рядом скалы. На монетах эпохи Нерона город назван Кесария у А. (Καισάρεια ἡ πρὸς ̓Αναζάρβῳ); под этим же именем он фигурирует у Плиния (Hist. nat. V 93) и Птолемея (Geogr. V 8. 7). Из А. происходили медик Диоскорид (I в.) и историк Аппиан (II в.). По сообщению Евагрия (Церк. ист. IV 8), при имп. Юстине I (518-527) город опять восстанавливается после землетрясения и получает имя Юстинополь (позднее Юстинианополь). Со времени имп. Феодосия II (408-450) он становится гражданской и церковной митрополией провинции Киликия Вторая. С сер. VII в. город был захвачен арабами; в 962 г. отвоеван Никифором II Фокой и сделан резиденцией стратига; в 1085 г. вновь утрачен империей. В 1098 г. был отвоеван у сельджуков крестоносцами и передан Византии, однако ок. 1104-1106 гг. при поддержке Танкреда Антиохийского захвачен у Византии арм. кн. Торосом I Рубенидом (см. Киликийская Армения). А. находился в регионе постоянной борьбы мусульман и крестоносцев; у его стен в сражении с султаном Халеба (Алеппо) погиб антиохийский кн. Боэмунд II (1130). Имп. Иоанн II Комнин взял штурмом А., пленив арм. кн. Левона I с семьей (1137); но в 1144 г. сын Левона Торос II восстановил арм. власть в А., сделав его столицей Киликийской Армении. Расцвет города приходится на правление Левона II (1185-1219); после переноса столицы в Сис он утрачивает свое значение и в XIII в. приходит в упадок. В бою с монголами близ А. погибли киликийские цари Левон IV и Гетум (18 нояб. 1308); в 1374 г. город разрушен егип. мамлюками. С XV в. в составе Османской империи и Турции; до резни 1909 г. здесь сохранялось арм. население.
В эпоху гонений здесь прославились наиболее почитаемые киликийские святые Пров, Тарах и Андроник, а также мч. Иулиан. В качестве столицы Киликии Второй А. был митрополией в составе Антиохийского Патриархата; в VI в. ему были подчинены епископии Епифания, Александрия, Иринополь, Флавиада, Рос, Мопсуестия, Каставала и Эги; позже епископ Роса был подчинен непосредственно Патриарху, а Мопсуестия получила автокефалию (Notitiae episcopatuum // EO. T. 10. 1907. P. 95, 145). Из митрополитов Аназарвских, сведения о к-рых сводятся в основном к факту их присутствия на Соборах, известны: Афанасий (325), Максимиан (431), Валерий (445), Стефан (449), Кир (451), Орест (458), Антиарх (518), Иоанн (550), Эферий (553), Стефан (681), Исидор (692), Иоанн (сер. X в., ему посвящена т. н. Хроника Генесия), Авив (923), Лазарь (986), Лука (1030-1052), Иоанн (2-я пол. XI в.), Афанасий (1166), Феодорит (1260). В годы Киликийского царства в А. располагалась кафедра армянского католикоса. В XII-XIV вв. здесь имелась лат. иерархия, просуществовавшая в качестве титулярной до 1439 г.
Среди многочисленных античных и христ. построек А. выделяется ц. Апостолов эпохи Юстиниана I (527-565) (в наст. время в руинах). Это трехнефная базилика (без нартекса 56,2´ 28,1 м) с обходом за алтарной апсидой (см. Амбулаторий). Вост. сторона снаружи решена в виде широкой пятигранной апсиды с 3 окнами. Фасады, с рядом широких окон, декорированы резьбой. Орнамент карниза повторял мотив декорации городской триумфальной арки (см. Арка триумфальная). В юго-зап. части города - базилика (51,8´ 24,2 м) с трехнефным трансептом. Развалины еще одной базилики (516 г.; 43´ 29,2 м) находятся в Верхнем городе. В крепости А., возвышающейся на 300-метровой скале, сохранилась церковь эпохи Киликийского царства - четырехстолпная трехнефная постройка (13,05´ 9,6 м); из текста надписи, опоясывающей ее под резным карнизом, следует, что в XII в. здесь находилась царская усыпальница.