Марк Кокцей [лат. Marcus Cocceius Nerva] (8.11.30, Нарния, обл. Умбрия, Италия - 28.01.98, Рим), рим. император (18 сент. 96 - 28 янв. 98). Принадлежал к незнатному италийскому роду, представители к-рого возвысились в эпоху Августа. На карьеру родственников Н., вероятно, повлиял дед Н. Марк Кокцей Нерва, бывший близким другом имп. Тиберия и занимавший пост консула в возрасте 22 лет. Отец Н.- юрист Марк Кокцей Нерва, консул-суффект в 40 г.; мать - Сергия Плавтилла, дочь куратора рим. акведуков Гая Октавия Лената. Сестра Н. Кокцея была замужем за консулом Луцием Сальвием Отоном Тицианом, братом имп. Отона. О супруге и детях Н. сведений нет. В молодости он увлекался поэзией, обсуждал свои стихи с имп. Нероном, но эти произведения не сохранились.
Н. стал заметен на рим. политической арене с 65 г., когда он помог имп. Нерону разоблачить заговор Пизона и за это получил от императора триумфальные знаки отличия; на форуме была установлена его статуя. В 66 г. Н. занял пост претора. О деятельности Н. в период гражданской войны 68-69 гг. сведений нет. В 71 г. имп. Веспасиан сделал Н. консулом; причины такого выбора неясны, это могло быть связано с какими-то услугами, к-рые Н. оказал Веспасиану во время гражданской войны. В 90 г. он вновь стал консулом вместе с имп. Домицианом.
18 сент. 96 г. имп. Домициан был убит заговорщиками, и спустя неск. часов сенат провозгласил Н. императором. Вероятно, Н. был причастен к заговору, поскольку, по сведениям историка Диона Кассия, заговорщики изначально предполагали возвести на престол именно его. Также Дион Кассий сообщает, что незадолго до своей гибели Домициан предполагал начать процесс против Н., поскольку в гороскопе Н. было сказано, что он станет императором (Dio Cassius. Hist. Rom. LXVIII 15). Избрание пожилого и бездетного Н. императором могло быть компромиссным решением, имевшим целью примирить партии сторонников и противников убитого Домициана в сенате и армии. Основные усилия Н. в период, когда он находился у власти, были направлены на это примирение. 1 янв. 97 г. он в 3-й раз стал консулом. Н. объявил о щедрых дарах жителям Рима, преторианцам и служащим армии, дабы успокоить население. Он также объявил об искоренении памяти Домициана; его статуи, изображения и надписи уничтожали, монеты с его портретами переплавляли. Были прекращены все судебные дела, связанные с оскорблением величия императора,- нарушением закона, которым особенно активно пользовался Домициан в репрессивных целях. Ранее конфискованное имущество возвращалось владельцам. Проводились сокращения гос. расходов: были отменены праздники с гонками колесниц и гладиаторскими боями. В то же время среди друзей и советников Н. оставалось большое число приближенных Домициана, что не нравилось представителям оппозиции. От Н. требовали предать казни участников заговора против Домициана, но он от этого отказался. В нач. 97 г. против Н. был замыслен заговор во главе с сенатором Гаем Кальпурнием Пизоном Крассом Фруги Лицинианом. После того как он был раскрыт, Н. не стал казнить заговорщиков. В окт. 97 г. преторианцы во главе с префектом Касперием Элианом подняли мятеж и осадили дворец на Палатине, требуя выдать им на расправу участников убийства Домициана. Опасаясь за свою жизнь, Н. вынужден был согласиться. Зачинщик заговора Тит Петроний Секунд и постельничий Парфений были убиты. Эти беспорядки продемонстрировали недолговечность и низкий уровень популярности Н. Вскоре он начал процедуру передачи власти и объявил об усыновлении Марка Ульпия Траяна, командовавшего войсками на рейнской границе и ставшего цезарем - соправителем Н. 1 янв. 98 г., едва вступив в период своего 4-го консульства, Н. перенес инсульт и лишился работоспособности. 28 янв. он умер на своей вилле в садах Саллюстия близ Рима. Он был обожествлен по решению сената; похоронен в мавзолее Августа.
При Н. были прекращены преследования христиан. Согласно традиции, благодаря указам Н. св. ап. Иоанн Богослов наряду с др. изгнанниками смог возвратиться из ссылки на о-ве Патмос в Эфес (Euseb. Hist. eccl. III 20; Oros. Hist. adv. pag. VII 11). Н. реформировал также налогообложение для евреев. Отныне налог должны были платить только этнические евреи и прозелиты, а не все исповедовавшие иудаизм, как это было при Домициане. В память о реформе была выпущена серия монет с надписью «fisci Iudaici calumnia sublata» (ложные обвинения, связанные с налогом на евреев, прекращены) (Левинская И. А. Иудейский «атеизм» и crimen maiestatis // Античное общество-2: Тез. докл. конф. 29-30 окт. 1996 г. СПб., 1996. С. 26-28).