А́СА [евр. , - врачующий], третий царь Иудеи (ок. 911-870 до Р. Х.), сын Авии и правнук Соломона. Повествование о царствовании А. изложено кратко в 3-й Книге Царств (15. 9-24) и более подробно во 2-й Книге Паралипоменон (14-16). А. также упомянут неск. раз в 3-й Книге Царств в связи с приходом к власти израильских царей, в Книге пророка Иеремии (41. 9) и в родословии Иисуса Христа (Мф 1. 7-8). Начало царствования А. ознаменовалось борьбой с языческими культами. Особое рвение А. проявил после речи прор. Азарии, к-рый призывал царя и народ во всех своих делах полагаться на Господа (2 Пар 15. 1-7). А. «поверг мерзости языческие и всей земли Иудиной и Вениаминовой и из городов, которые он взял на горе Ефремовой, и обновил жертвенник Господень» при храме (2 Пар 15. 8). На 15-м году своего царствования А. собрал народ не только из Иудеи, но и жителей Израиля в Иерусалиме (2 Пар 15. 9) и обновил завет с Богом (ср.: Нав 24. 25; 2 Пар 34. 29-36), совершив торжественное жертвоприношение в иерусалимском храме. Народ поклялся в исполнении закона (2 Пар 15. 10-15). А. лишил свою мать царского звания (евр. ) за то, что она сделала изображение Астарты (2 Пар 15. 16; 3 Цар 15. 13). Служения на высотах были запрещены еще в самом начале царствования А. (2 Пар 14. 5), однако полностью этот культ искоренен не был (3 Цар 15. 14; 2 Пар 15. 17). Первые 10 лет правления А. использовал для укрепления городов и создания армии (2 Пар 14. 8), к-рая состояла из «вооруженных щитом и копьями» представителей колена Иуды и Вениамина (2 Пар 14. 8). Полагаясь на помощь Божию, А. смог одержать победу у г. Мареша над многочисленной армией некоего «Зарая эфиоплянина», личность к-рого по-разному интерпретируют исследователи (C. D. Evans). Мн. жители Израиля захотели стать подданными А., «когда увидели, что Господь его с ним» (2 Пар 15. 9). Это привело к конфликту с израильским царем Ваасой (2 Цар 15. 16-22; 2 Пар 16. 1-6), к-рый вошел в пределы Иудеи и стал укреплять г. Раму, чтобы контролировать дороги на Иерусалим и воспрепятствовать переселению народа из своего царства в Иудею (3 Цар 15. 17). А. призвал на помощь царя Дамаска Венадада I, отправив ему дары из своей казны и храмовых сокровищ. Венадад вторгся в сев. пределы Израиля и стал опустошать землю колена Неффалима, заставив Ваасу покинуть Раму. А. использовал оставленные противником строительные материалы для укрепления приграничных городов Массифы и Гивы. Прор. Азария, обличавший А. за то, что он больше надеялся на помощь царя Дамаска, нежели Господа, был по приказу царя посажен в темницу (2 Пар 16. 7-10). На 39-м году царствования А. тяжело заболел. Обращение к врачам не принесло результата. Царь скончался и был похоронен с почестями в Иерусалиме в специально построенной гробнице (2 Пар 16. 12-14; 3 Цар 15. 24).
В Свящ. Писании отмечается благочестие А., чье «сердце было предано Господу» (3 Цар 15. 14), и в то же время прямо указывается на его прегрешения: заточение пророка, притеснение народа в последние годы и упование в излечении болезни не на Бога, а на врачей (2 Пар 16. 10-12). Подобный образ царя отражен и в христ. традиции (Sulpicius Severus. Chronici // PL. 20. Col. 121a). В талмудической традиции основное внимание уделяется причинам болезни А. (Сота 10а; Санхедрин 48b). Совр. библейская критика отдает предпочтение сведениям, изложенным в 3-й Книге Царств как более объективным. Повествование Книги Паралипоменон, в к-ром успехи и неудачи А. ставятся в прямую зависимость от его благочестия, у нек-рых исследователей вызывает скептическую оценку (A. R. Müller; H. G. Williamson).