[Евр. , ; греч. ̓Αχάζ; краткая форма имени Иоахаз; евр.- Господь держит, сохраняет], 12-й царь Иудеи (oк. 735-715 гг. до Р. Х.), унаследовал престол отца Иоафама. Отказ А. вступить в антиассир. союз с царями израильским Факеем и дамасским Рецином привел к вооруженному вторжению этих царей в Иудею и осаде Иерусалима (733 г. до Р. Х.). Одновременно филистимляне захватили северо-зап. области Иудеи, а идумеи при поддержке Дамаска заняли Элат, отрезав Иудею от Красного м. (735 г. до Р. Х.). Именно в этот момент к А. обратился прор. Исаия, призывая не бояться врагов и довериться Богу (7. 1-12). Всему «дому Давидову» в лице А. (см. упоминание А. в родословии Иисуса Христа - Мф 1. 9) было возвещено обетование о рождении от Девы Сына, к-рый будет назван Еммануил (Ис 7. 14; ср.: Мф 11. 23). Однако А. проявил малодушие и обратился за помощью к Ассирии (4 Цар 16. 5-10). Тиглатпаласар III разгромил врагов А. (734-732 гг. до Р. Х.), но так и не вернул Иудее ее земли. Несмотря на новую вспышку антиассир. борьбы в регионе (725-720 гг. до Р. Х.), Иудея попала в полную зависимость от Ассирии. Проассир. политика А. сопровождалась активным насаждением в Иудее языческих культов, содержащих элементы ассир. государственной религии и религ. практики арамеев Дамаска (2 Пар 28. 23). Храмовый жертвенник был осквернен, двери храма закрыты. А. даже принес в жертву собственных детей (2 Пар 28. 3). Подобная политика А. привела к тому, что после смерти он не был погребен в царском некрополе (2 Пар 28. 27).