[Азербайджанская Республика], гос-во в юго-вост. части Закавказья. Территория: 86600 кв. км. Столица: Баку (1073 тыс. чел.- 1995). Крупнейшие города: Сумгаит, Ленкорань, Шемаха, Гянджа, Нахичевань. Гос. язык: азербайджанский. География. Граничит на севере с РФ (Дагестан), на северо-западе с Грузией, на западе с Арменией, на юго-западе с Турцией, на юге с Ираном. На востоке омывается Каспийским м. (длина береговой линии - 800 км). Половина территории занята горами - юго-вост. часть горной системы Б. и М. Кавказа. Между ними вдоль русла р. Куры располагается Ширванская и Муганская равнины. А. расположен в основном в субтропической зоне, климат неравномерный: сухой в степи и влажный на юго-востоке (Ленкоранский р-н). Население. 7949300 чел. (1 янв. 1999), различных национальностей: азербайджанцы, самоназвание - азербайджанлы (6069000 - 2000), русские (196390 - 1998), армяне (180679 - 1998), грузины, лезгины (158000-1 янв. 1999), талыши (30000), таты (22000), татары (29000), турки (19000), цахуры (14000), курды (13000), евреи (26000), немцы и др. Гос. устройство. В 1990 г. А. объявил о своем суверенитете; 30 авг. 1991 г. провозглашена независимость Республики. А. входит в СНГ.
93,4% (1998) населения - мусульмане, из них 70% - шииты, 30% - сунниты. Православных - 2,5%, приверженцев Армянской Апостольской Церкви - 2,3%.
28 дек. 1998 г. постановлением Свящ. Синода РПЦ была образована Бакинская и Прикаспийская епархия (см. ст. Бакинская и Азербайджанская епархия) . На территории А. 7 приходов (храмов): в честь Рождества Пресв. Богородицы ( с приделом во имя прп. Сергия Радонежского; в 1896 церковь была размещена в здании церковноприходской школы) в Баку; во имя арх. Михаила, 1-й этаж - св. ап. Варфоломея (40-е гг. XIX в.; первоначально флотский храм) в Баку; в честь святых жен-мироносиц (1909; первоначально военный храм) в Баку; во имя св. Александра Невского (1887) в Гяндже; во имя свт. Николая (40-е гг. ХХ в. на месте др. церкви) в г. Хачма; храм в честь прп. Серафима Саровского в Сумгаитеи храм в честь Покрова Богородицы в Ленкоране. Существуют также общины, не имеющие храмов. 2 часовни: во имя св. Александра Невского (на территории посольства РФ) и часовня в честь свт. Кирилла Туровского (на территории посольства Белоруссии)).
С 80-х гг. XX в. в стране происходит исламское возрождение: открываются новые исламские учебные заведения, строятся мечети, создаются благоприятные условия для паломничества верующих в Мекку и Медину, увеличивается культурный обмен с мусульм. миром. Возросло значение общественных исламских ин-тов; власти оказывают содействие работе Управления мусульман Кавказа. В то же время гос-во не поддерживает агрессивных форм ислама, выступает против политизации религии.
Древнейшее население совр. территории А.- кавк. племена албанов, утиев, каспиев и др., к-рые уже во II тыс. до Р. Х. находились в сфере влияния древней иран. цивилизации. В VII-VI вв. до Р. Х. они входили в состав Мидийского царства, затем в державу Ахеменидов. После разгрома державы Ахеменидов войсками Александра Македонского в посл. трети IV в. до Р. Х. на юге территории А. образовалось гос-во Атропатена. Иранизация Атропатены привела к тому, что ее языком постепенно стал азери - язык иран. семьи, близкий совр. талышскому. Атропатена просуществовала как самостоятельное гос-во до сер. II в. до Р. Х. В это время на территории А. сложилось единое Албанское царство (см. Албания Кавказская). В позднеантичную эпоху Албания играла роль «буферного» гос-ва, разделявшего владения Римской империи и Ирана, соперничавших между собой за влияние на Кавказе. В IV в. албан. царями было принято христианство, однако оно долгое время не могло утвердиться из-за политической нестабильности и противодействия распространенного там зороастризма. В сер. VII в. Албания была завоевана арабами и включена в состав Арабского халифата. С этого времени господствующей религией на территории А. становится ислам. До XIX в. христианство сохраняется здесь в основном в среде арм. и груз. населения.
После распада халифата территория А. находилась под властью сменявших друг друга династий Саларидов, Музаффаридов, Шеддадидов и др. В XI в. на территорию А. вторглись кочевые племена тюрк. происхождения, с севера - печенеги, огузы, кыпчаки, с юга - сельджуки. Продвижение кочевников из евразийских степей через Центр. Азию на запад привело к ослаблению власти мусульм. правителей на территории А. На нек-рое время А. попал в сферу влияния усилившегося в XII в. Грузинского царства. Постоянное давление на страну со стороны кочевников, продолжившееся в XIII в. в ходе монг. завоеваний, привело к постепенной смене на территории А. языка азери тюрк. разговорным языком огузской группы (лит. оставались араб. и персид.). С XIII в. происходит процесс консолидации азерб. народности. До нач. XIX в. А. находился в сфере влияния Ирана, здесь существовало неск. ханств, зависимых от Ирана. С 1514 по 1639 г. Османская империя вела военные действия на территории А., однако удержать эту страну не смогла.
В XVII-XVIII вв. происходит постепенное присоединение азерб. земель к России: в 1723 г. Баку, затем прикаспийская область от Сальян до Астрабада (отошедшие в 1734 к Ирану). Значительную часть сев. и юж. территории захватила Турция, вытесненная впосл. Ираном. После распада персид. гос-ва на территории А. образовалось 17 ханств. Во 2-й пол. XVIII в. Персия завоевала юж. ханства А. В 1803-1805 гг. к России мирным путем были присоединены Карабахское, Шекинское ханства; Ганджинское ханство было присоединено после взятия рус. войсками г. Ганджа (совр. Гянджа). По Гюлистанскому (1813) и Туркманчайскому (1828) мирным договорам между Россией и Ираном за Россией были закреплены области А. с Баку, Сальянами и Ленкоранью; была установлена юж. граница А., существующая в наст. время. В течение всего XIX в. А. оставался для России стратегически важным регионом в Закавказье, здесь располагались пограничные с Ираном и Османской империей гарнизоны. На территории А. была образована Шемахинская губ., в 50-60-х гг. были созданы Бакинская и Елизаветпольская (Елизаветполь - совр. Гянджа). А. входил в каноническую территорию Грузинского экзархата (см. Грузинская Православная Церковь), составляя его Бакинское вик-ство. В А. рус. администрация встретилась с давно сложившейся устойчивой исламской культурой. Попытки проповеди христианства большого успеха не имели.
В кон. XIX в. число православных в А. было невелико, в основном это были рус. чиновники, военные и немногочисленное груз. население. Так, в Елизаветпольской губ. в 1886 г. насчитывалось 0,21% православных от всего населения. В то же время было и 0,26% лютеран нем. и прибалт. происхождения, служащих в рус. администрации. В Баку в 90-х гг. XIX в. действовало 5 правосл. церквей, в Елизаветполе - 2. Значительное влияние имела армяно-григорианская Церковь, особенно в зап. районах А., в Елизаветпольской губ., где число ее прихожан достигало 36% населения. Активное развитие промышленных предприятий и нефтедобывающих промыслов в Баку на рубеже XIX-XX вв., связанное с притоком рабочей силы из России, не привело к укреплению Православия: ему противодействовали различные политические течения левого толка. Баку, превратившийся в промышленный центр, стал одним из главных очагов революционного движения в России. В 1905 г. было образовано Бакинское вик-ство, последовательно возглавляемое еп. Никандром (Феноменовым - назначен 19.05.1905, 2.06.1905 переведен на др. кафедру), еп. Григорием (Вахниным - 9.05.1907-31.12.1910), еп. Пименом (Пеговым - 13.02.1911-13.12.1912), еп. Григорием (Яцковским - 13.12.1912-1917).
31 окт. 1917 г. в Баку была установлена советская власть, к-рая удержалась до 31 июля 1918 г. 28 мая 1918 г. последователями тюркской федералистской партии «Мусават» была провозглашена независимость А. Демократическая республика А. просуществовала до апр. 1920 г., когда Красная Армия захватила Баку; в А. была восстановлена советская власть. В 1922 г. образована Азербайджанская Советская Социалистическая Республика. С 12 марта 1922 г. по 5 дек. 1936 г. А. вместе с Арменией и Грузией составлял Закавказскую Федерацию (ЗСФСР). После упразднения Закавказской Федерации до 1991 г. А.- союзная республика в составе СССР.
В 1917-1919 гг. А. входил в каноническую территорию Тифлисской и Бакинской епархии Кавказского экзархата РПЦ, в 1919-1934 гг.- Прикаспийской и Бакинской епархии, в 1934-1945 гг.- Ставропольской епархии, в 1945-1994 гг.- Ставропольской и Бакинской епархии, с 26 февр. 1994 г. по 18 июля 1995 г.- в Бакинское вик-ство Ставропольской и Владикавказской епархии, затем до образования самостоятельной кафедры - в благочиние той же епархии.
По Конституции, принятой 12 нояб. 1995 г., Церковь отделена от гос-ва; все религии равноправны; пропаганда верований, унижающих человеческое достоинство, антигуманных, запрещается; гос. система обучения носит секулярный характер (Ст. 18: Религия и гос-во).