14 янв. 1627 г. И. был хиротонисан во архиепископа Псковского и Изборского. 28 янв. сослужил патриарху Московскому и всея Руси Филарету в Успенском соборе во время панихиды «по патриархех и по митрополитех Московских и всеа Руси» (Забелин. 1884. Стб. 114). В 1632 г. архиерей подвергся опале от патриарха за подпись под челобитной псковичей царю Михаилу Феодоровичу о том, «чтобы немцам в Пскове не быть». Европ. купцы добивались разрешения на свободную торговлю в городе и на постройку в нем нем. двора. В Москве челобитная псковичей была воспринята как противление царской власти, и патриарх наложил прещение на Псковского владыку. В скором времени первосвятитель простил архиепископа, а псковичи добились постройки иностранцами гостиного двора за пределами города.
Перед кончиной патриарх Филарет († 1 окт. 1633) благословил И. себе в преемники. 1 февр. 1634 г. состоялось соборное избрание нового Предстоятеля Русской Церкви. Кандидатами помимо И. были Ростовский митр. Варлаам и Вологодский архиеп. Варлаам. 6 февр. И. был возведен на Патриарший престол, интронизация завершилась чином шествия на осляти; чин поставления И. сохранился в списке XVII в. (см.: Шумилов В. Н. Гос. древлехранилище хартий и рукописей: Опись докум. мат-лов фонда № 135. М., 1971. С. 133, № 302). Незадолго до избрания, 28 янв. 1634 г., в Москве при участии И. был принят соборный приговор о взимании денег на жалованье ратным людям в связи со Смоленской войной (1632-1634). В описи архива Посольского приказа отмечена «докладная выписка» о государевом жалованье «на поставленье Иоасафу патриарху, и что он, патриарх, поднес даров великому государю, и государыне царице, и государем царевичем, и царевнам» (Опись. 1990. С. 35). Царь Михаил Феодорович известил вост. патриархов о кончине своего отца и об избрании ему преемника, называя новопоставленного патриарха «мужем благоразумным, правдивым, благоговейным и наученным всякой добродетели» (СГГД. Ч. 3. С. 354-359, № 105).
В Хронографе Астраханского архиеп. Пахомия (1641-1655) сообщается, что новый первосвятитель был поставлен «по изволению царя Михаила Федоровича всея Русии и по благословению Филарета патриарха, понеже был дворовой сын боярской, во нравах же и житии добродетелен был, а ко царю не дерзновенен» (Попов А. Н. Изборник слав. и рус. сочинений и статей, внесенных в Хронографы рус. редакции. М., 1869. С. 318). Новый Предстоятель Русской Церкви не обладал таким авторитетом, как патриарх Филарет, и имел меньшее значение в гос. делах, поэтому он титуловался в отличие от своего предшественника не «великим государем», а только «великим господином», царь не ставил имя патриарха наряду со своим даже в грамотах по церковным делам. После смерти Филарета открыто проявилась враждебность светских сословий по отношению к правам и привилегиям Церкви, государство начало их ограничивать. Уже в 1634 г. привилегированное московское купечество стало добиваться перевода богатых крестьян из патриарших слобод в гостиную и суконную сотни, и правительство пошло навстречу этому предложению. В 1636 г. последовал царский указ о переводе в тяглые слободы ремесленных и торговых людей с подворий духовных учреждений в Кремле и Китай-городе. В нач. 1637 г. дворяне и дети боярские разных городов обратились к царю с челобитной, что из-за судебных привилегий духовных учреждений, имеющих право отвечать на судебные иски лишь 3 раза в году, светские землевладельцы не могут добиться возврата крестьян, бежавших в церковные владения. После этого срок сыска беглых был увеличен с 5 до 9 лет. Весной 1637 г. посадские люди Москвы ходатайствовали о возвращении в посады ушедших в городские владения церковных и светских землевладельцев, посадские старосты подали списки таких людей. В мае 1637 г. последовал царский указ о возвращении в тягло всех людей, вышедших с посада после 1613 г. Во время сыска таких людей понесли существенный ущерб Патриарший дом, Коломенская и Крутицкая митрополия, ряд мон-рей.
В 1635 г. И. встречал крестным ходом в Москве останки царя Василия Иоанновича Шуйского, перенесенные из Польши и затем погребенные в кремлевском Архангельском соборе. В 1636 г. патриарх совершил богомольную поездку в Звенигород. 15 окт. того же года И. освятил Казанский собор на Красной пл., воздвигнутый на средства кн. Д. М. Пожарского в память окончания Смутного времени и прославления чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Ок. 1636 г. И. составил «Лествицу властем», утвердив порядок старшинства епархий, а также крупнейших мон-рей Русской Церкви, настоятели к-рых бывали в Москве на Соборах (названо 46 мон-рей). Игумены нек-рых обителей в «Лествице...» поставлены выше архимандритов. 10 янв. 1638 г. И. возглавил хиротонию соборного троицкого старца Моисея во архиепископа Рязанского, 31 мая 1640 г.- хиротонию игум. Тихвинского монастыря Герасима во архиепископа Сибирского и Тобольского.
В 30-х гг. XVII в. в Москве прошли 3 Земских собора, посвященные проблемам взаимоотношений с Крымским ханством. В 1639 г., после 3-го собора, его участники подали свои «мнения» по вопросу о том, как следует поступить рус. правительству в связи с жестоким обращением в Крыму с московскими послами. В послании патриарха, врученном царю, содержался совет во что бы то ни стало освободить «посланников... от бесерменских рук и злаго мучения», в приграничных городах «устроити ратных людей, конных и пеших». О наказании крымцев патриарх написал следующее: «А за мучение твоих государевых людей крымским послом что учинити, и о том нам, богомольцем твоим... написати не пристоит, занеже, государю, на отмщение врагов, что над ними учинити, бывает твое, государево, царское благоразсмотрительство... а не нашего чину, твоих, государевых, богомольцов» (Мнение Иоасафа патриарха. 1861. С. 372-374). А. Олеарий писал, что царь «по предложению патриарха» в 1634 г. «совершенно запретил» торговлю табаком (Олеарий А. Описание путешествия в Московию. М., 1996. С. 201).
И. был молитвенником за царскую семью, крестным отцом царских детей. В царской грамоте, посланной в 1636 г. в Новгородскую епархию, сообщалось о рождении царевны Татьяны Михайловны «за молитв отца… и богомольца Святейшаго Иоасафа, Патриарха Московскаго и всея Руси, и всего освященнаго Собора» (РИБ. Т. 35. Стб. 926). В свою очередь государь давал жалованные грамоты на патриаршие вотчины, освобождая их от уплаты податей, в дни именин в царской семье патриарху вручались дары. В 1636 г. по государеву указу в Астрахани было выделено место для патриаршего двора «подле астраханского Троецкого загородного монастырьского дворца для его патриарша учюжного (рыболовного.- а. М.) всякого промыслу» (АЮБДР. Т. 1. Стб. 459).
Вслед за патриархом Филаретом И. прилагал усилия по преодолению последствий Смутного времени в духовной жизни страны. События Смуты осмыслялись как наказание от Бога рус. народу за грехи. И. писал о том, что эти уроки необходимо учесть и исправить российскую гражданскую и церковную жизнь: «Чего не пострадахом: не пленена ли земля, не взяты ли быша гради, не падоша ли без оружия, не помроша ли скоти, и не оскудеша ли нивы? И сия вся содеяшася ныне пред очима нашима в наше наказание, и никако же воспомянухомся!» (Память тиуну И. В. Манойлову. С. 403).
Посыл обновления и исправления жизни страны после Смутного времени на основе более глубокого воцерковления народа исходил не только из столицы - одним из важнейших центров этого движения в 20-30-х гг. XVII в. были нижегородско-костромские земли (см.: Понырко Н. В. Обновление Макариева Желтоводского монастыря и новые люди XVII в.- ревнители благочестия // ТОДРЛ. 1990. Т. 43. С. 58-69). В 1636 г. 9 нижегородских священников, в числе которых был Иоанн Неронов, подали И. челобитную с указанием на недостатки в церковной жизни: на неподобающее поведение духовенства и пренебрежение им своими обязанностями, на бесчинства молящихся в храмах, на грубые, языческого характера народные увеселения. Авторы челобитной просили Первосвятителя позаботиться об «исправлении церковнем... дати свои государевы святительския грамоты», чтобы «Церкви Божия в лености и в небрежении не разорилась и нам бы в неисправлении и в скудости веры до конца не погибнути» (Рождественский Н. В. К истории борьбы с церковными беспорядками, отголосками язычества и пороками в русском быту XVII в. // ЧОИДР. 1902. Кн. 2. Смесь. С. 18-31). Ответом на эту челобитную стала написанная И. 14 авг. 1636 г. «Память тиуну И. В. Манойлову и поповскому старосте, никольскому попу Панкратию» о прекращении в московских храмах бесчинств и беспорядков, в к-рой почти дословно повторено изложение проблем, поставленных в челобитной нижегородских священников. В «Памяти...» даются указания против одновременного совершения более 2 или («по нужде») 3 богослужебных чинопоследований, о времени начала богослужения, о необходимости читать в церкви «Учителныя Евангелия, и святых апостол и святых отец поучения, и жития, в Прелогах повести», о наставлении духовенством паствы. Также говорится о поведении молящихся в храме, о запрете есть удавленину, о воздержанности в языке и проч. «Память...» И., по-видимому, имела значение не только для Москвы, поскольку была разослана всем епархиальным архиереям: она почти буквально воспроизведена в окружном послании Суздальского архиеп. Серапиона к духовенству и пастве Суздальской епархии от 30 мая 1642 г.
Существенной составляющей возрождения церковной жизни в стране после Смутного времени стало развитие книгоиздания. Несмотря на то что в начале Патриаршества И. Московский Печатный двор пережил пожар, книгопечатание при И. было активным. В Патриаршество И. было выпущено свыше 40 изданий (в неск. раз больше, чем в более продолжительное Патриаршество Филарета) преимущественно богослужебных книг. Ок. 20 изданий из этого числа было напечатано в типографии В. Ф. Бурцова, отделившейся от Печатного двора в 1633 г. и закрывшейся в 1642 г. Большинство книг перепечатывалось с прежних, причем, как правило, неоднократно. По 4 раза были изданы Требник, Общая Минея, Часослов, Псалтирь следованная; трижды напечатаны Евангелие, Служебник и Цветная Триодь; дважды - Апостол, Постная Триодь, Канонник, Шестоднев; по одному разу - Евангелие учительное, Октоих, Минеи на сент. и на дек. Впервые при И. были изданы Азбука (1634, 1637), Трефолой в 4 книгах (1637-1638), Трефолой со службами рус. святым (1637), Потребник иноческий (1639), Святцы (1639) и Житие свт. Николая Чудотворца со службой (1640). Начиная с 1636 г. в богослужебных книгах появляется ряд изменений: увеличилось число прошений в ектениях, были отредактированы нек-рые чинопоследования и т. д. В 1640 г. для нужд справщиков на Печатный двор из Кириллова Белозерского в честь Успения Божией Матери мужского монастыря были затребованы древние рукописи. В отличие от книг, издававшихся при патриархе Филарете, на к-рых значится, что они были «свидетельствованы» патриархом, в книгах, опубликованных при И., имеются только указания на его благословение на издание. Имя И. встречается во вкладных записях в книгах того времени (Поздеева И. В., Ерофеева В. И., Шитова Г. М. Кириллические издания, XVI в.- 1641 г.: Находки археогр. экспедиций 1971-1993 гг., поступившие в Науч. б-ку Моск. ун-та. М., 2000. С. 201, 206, 215, 230, 263; Московские кирилловские издания XVI-XVII вв. в собраниях РГАДА: Кат. М., 1996. Вып. 1. С. 73).
Источники свидетельствуют об усилиях И. по исправлению неподобающего поведения представителей духовенства. После того как в 1634 г. был соборно осужден и сослан в Антониев Сийский во имя Святой Троицы монастырь Суздальский и Тарусский архиеп. Иосиф (Курцевич), И. 14 сент. отправил в обитель грамоту, в к-рой порицал архиерея за соблазнительный образ жизни и за поддержку обливательного крещения и указывал, что Иосиф недостоин архиерейского сана. По получении патриаршей грамоты с Иосифа была снята панагия и он был отправлен в Соловецкий монастырь. В 1635 г. И. докладывали о «неистовствах» старца Капитона, подвизавшегося в Троицкой Колясниковской пуст. под Ярославлем; патриарх повелел закрыть 2 скита, основанные Капитоном. В 1639 г. по благословению И. в Иосифов Волоколамский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь «под начал» за недостойное поведение был направлен строитель брянского Свенского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря Варлаам.
Контакты патриарха с правосл. Востоком носили традиц. характер. В Посольском приказе хранились грамоты к И. игум. Неофита, старцев Преображенского мон-ря, К-польского патриарха Парфения I, грамота Иерусалимского патриарха Феофана IV «о милостыне» (Опись. 1990. С. 74, 79, 80). Когда в 1637 г. рус. паломник В. Я. Гагара вернулся с Востока в Москву, по его словам, «государь царь Михаил Феодорович и патриарх меня учали жаловать, корм и подачи были». В привезенной Гагарой грамоте Александрийского патриарха Герасима I Спарталиота говорится о внесении имени И. в поминальный диптих наряду с именами предстоятелей др. правосл. Церквей. В 1637 г. из Москвы было направлено посольство к кахетинскому царю Теймуразу. Старшим из духовных лиц был соборный старец Троице-Сергиева мон-ря архим. Иосиф, к-рый вез 2 грамоты И.: царю Теймуразу и архиеп. Иоанну, а также в качестве даров иконы (царю - образ Живоначальной Троицы, архиепископу - Владимирскую икону Божией Матери), св. миро и т. д. Когда посольство отправилось обратно, груз. архиепископ вручил архим. Иосифу грамоту для И. и часть мира, принесенного мироносицами Христу, к-рое хранилось в Алавердском Георгиевском мон-ре. При этом он просил архим. Иосифа засвидетельствовать в Москве, что он с «епископами и всеми церковными чиньми государя царя русскаго и Святейшаго Иоасафа, Патриарха Московскаго, подданные» (Белокуров. 1891. С. 152).
При И. в целом соблюдались постановления Собора 1620 г. о перекрещивании римо-католиков и униатов при присоединении их к Православию, а также о повторном крещении православных, крещенных обливательно. Материалы Собора вошли в мирской и иноческий Требники, выпущенные в 1639 г. При этом в сравнении с более ранним временем в Патриаршество И. отношение к иноверцам стало более мягким. По благословению патриарха в 1635-1636 гг. велось следствие по делу об «иноземке» А. Барнсли, принявшей Православие при патриархе Филарете, но впосл. захотевшей вернуться в протестантизм, из-за чего ее поместили сначала в Новодевичий московский в честь Смоленской иконы Божией Матери монастырь, затем в Горицкий в честь Воскресения Господня монастырь. Дело получило огласку, в поддержку Барнсли выступили представители различных конфессий. В грамотах в Горицкий мон-рь И. определял режим содержания Барнсли, вскоре она была возвращена в Москву. В Патриаршество И. смягчилось отношение к книгам литов. печати (Булычев А. А. История одной полит. кампании XVII в.: Законодат. акты 2-й пол. 1620-х гг. о запрете свободного распространения «литовских» печатных и рукописных книг в России. М., 2004. С. 96).
И. на протяжении всей жизни сохранял связь с местом своего пострижения - Соловецкой обителью. Будучи Псковским архиереем, И. дал вкладом в мон-рь Толковую Палею, Толковую Псалтирь прп. Максима Грека («по своих родителех за отца и за матерь, написати в литии инока Боголепа да иноку Улию»), 70 р., а затем еще 50 р. 12 окт. 1634 г., уже будучи патриархом, И. пожаловал Соловецкому мон-рю «ризы отлас золоченой, оплечье участковое - 70 рублев, да денег 100 рублев... Да он же пожаловал дал на Москве старцу Саве денег 50 рублев» (Вкладная книга Соловецкого мон-ря XVI-XVII вв.- ГММК. № 1238. Л. 23-23 об.; см. также: Покровский И. М. Рукописи и приписки к ним по существующим описаниям: К истории рукописной книги на Руси // ПС. 1897. Окт. С. 478; Кукушкина М. В. Монастырские б-ки Рус. Севера: Очерки по истории книжной культуры ХVI-ХVII вв. Л., 1977. С. 41-42). В 1635 г. по ходатайству И. царь Михаил Феодорович подчинил Соловецкому мон-рю Яренгский мон-рь с землями и угодьями с. Яренга. В 1638 г. мощи праведных Иоанна и Лонгина Яренгских были перенесены из часовни в новопостроенный храм во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Духовником И., после того как он взошел на Патриарший престол, был «соловетцкой черной поп Серапион» (Белокуров. 1891. Ч. 1. С. 156). Патриаршим казначеем в 1634/35 г. значился «старец Даниил Соловецкий», в 1640 г.- «старец Перфилий Соловецкий» (в 1635-1639 казначеем был «старец Иларион Псковитянин» - Устинова. 2008. С. 28-35). В домовой патриаршей казне имелся образ Соловецких чудотворцев.
Будучи соловецким пострижеником, И. в 1591 г., возможно, присутствовал при принесении на Соловки из Твери мощей свт. Филиппа (Колычева). В вышедшей при И. декабрьской богослужебной Минее помещена служба свт. Филиппу, что позволяет говорить о его общерусском почитании (Рамазанова Н. В. «Русского светильника Филиппа премудраго восхвалим»: Служба святому в источниках XVII-XVIII вв. // Рукописные памятники: Публ. и исслед. СПб., 1997. Вып. 4. С. 7-18). И. прислал икону святителя старцу Паисию (Дворянинову), бывшему в 1639-1640 гг. соловецким настоятелем (см.: Сапожникова О. С. Записка об обретении и перенесении мощей митр. Филиппа (Колычева) // КЦДР. СПб., 2001. [Вып.]: Соловецкий мон-рь. С. 443).
И. делал вклады в Успенский собор в Кремле: подсвечники, облачение, покровы на гробницы митрополитов Феогноста, Филиппа, Геронтия, Макария. При И. была возобновлена роспись в соборе кремлевского Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыря, был написан храмовый образ «Чудо арх. Михаила» (Меняйло В. А. Храмовой образ собора во имя Чуда арх. Михаила в Хонех в Московском Кремле // Филимоновские чт. М., 2004. Вып. 1. С. 133). Во вкладной книге Троице-Сергиева мон-ря указаны 100 р., данных И. мон-рю в 1635 г. Патриарх послал шубу прп. Никодиму Кожеезерскому († 1640), узнав о его строгой жизни, сделал вклад в Кожеезерский в честь Богоявления монастырь, передал ризу, Требник и 5 р. (Таушев Н. История Кожеозерского мужского монастыря. СПб., 1858. С. 65). И. благословил игумена Макариева Желтоводского во имя Святой Троицы монастыря Пафнутия (1640-1642) освидетельствовать чудеса, совершавшиеся при гробе прп. Варнавы Ветлужского, после чего началось общерус. почитание святого.
Ок. 1634 г. в Нерехте по благословению первосвятителя был освящен храм и при нем устроен Сретенский мон-рь. В 1636 г. по благословению И. в Нерехту принесли чудотворную икону Божией Матери из ростовского Успенского собора. Позднее была сделана копия этой иконы, на одном из 14 добавленных клейм изображены просители из Нерехты у И. Согласно «Повести о начале Оранского монастыря», боярский сын В. Потапов, собиравший архиерейскую дань в Нижегородской земле, сообщил главе Церкви о новоявленной чудотворной Оранской иконе Богоматери. По грамоте И. была создана комиссия по проверке чудотворений, в которую вошли архимандрит нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мужского монастыря Рафаил и протопоп кремлевского Архангельского собора Иосиф. После подтверждения комиссией чудес, совершенных от иконы, в 1635 г. последовало патриаршее благословение на открытие Оранского в честь Владимирской Божией Матери мужского монастыря В «Повести...» И. назван «тихосмиренным».
В Архангельском соборе в Кремле хранилась чудотворная Смоленская Иоасафовская икона, которую связывали с И. Однако икону, по всей видимости, необходимо датировать XVI в.; вероятно, она принадлежала митр. Иоасафу (Скрипицыну; † 1555) (Щенникова Л. А. «Богоматерь Одигитрия Смоленская Иоасафовская» из Архангельского собора Моск. Кремля // ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 69-74).
21 нояб. 1640 г. престарелого патриарха соборовали, через неделю И. скончался. Погребен в Успенском соборе Московского Кремля, у юж. стены, рядом с гробницей патриарха Филарета. В качестве молитвенного вклада о почившем первосвятителе в Успенский собор были переданы блюдо, 20 янв. 1641 г.- книга творений свт. Григория Богослова «из его патриаршии келейной казны». 859 р. было роздано на сорокоуст. 6 мая 1643 г. царь Михаил Феодорович дал по И. заупокойный вклад - 200 р. На гробницу патриарха был изготовлен киот с образами.
Чин избрания последующего патриарха - Иосифа начинается с извещения о кончине И., к-рый, «оставя свой святительский престол, отъиде с миром в вечное блаженство, в Небесное Царство». Иерархи, собравшиеся в Успенском соборе для избрания нового Предстоятеля, прикладывались к святыням и к гробницам патриархов Филарета и И., «и над гробом великаго святителя погребальнаго плача песнь, яко долг некий воздающее отцу своему и пастырю за его духовную и неизмеримую ко всем яже о Христе любовь» (ДРВ. Ч. 1. С. 164, 170). В Патриаршем дворце, воздвигнутом в Кремле по повелению патриарха Никона, имелись написанные по его благословению «портреты шести патриархов, бывших со времен Иеремии Константинопольского: первый из них Иов, затем… Филарет, Иоасаф и Иосиф» (Павел Алеппский. Путешествие. М., 2005. С. 481).
Среди миниатюр с портретами патриархов в Царском Титулярнике 1672 г. есть изображение И. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. III; см.: Портреты, гербы и печати Большой гос. книги 1672 г. СПб., 1903. № 55). Он представлен вполоборота вправо, по пояс, в белом клобуке с крестом и в патриаршей мантии, правой рукой благословляет, в левой держит жезл (в виде посоха, без сулока). У него правильные черты лица и округлая борода средней величины. С вариациями в деталях этот портрет повторен в копиях Титулярника нач. 70-х гг. XVII - нач. XVIII в. (РНБ. Эрм. № 440; F.IV.764; ГИМ. Муз. № 4047).
В портретной галерее духовных деятелей Спасо-Яковлевского мон-ря в Ростове находился портрет И. кон. XVIII - сер. XIX в. (до 1966 хранился в ГМЗРК). Сохранилось его описание нач. XX в.: «Поясной 3/4 влево. В коричневой рясе, красной мантии с зелеными скрижалями и белом клобуке, правая рука сложена для благословения, в левой жезл» (Колбасова. 2002. С. 253. Кат. 28).
Образ И. присутствует на литографии «Всероссийские патриархи», выполненной по рис. Сивкова в мастерской И. А. Голышева в с. Мстёра (1859, РГБ). Ростовое изображение И. с Евангелием в руке вместе с патриархами свт. Иовом, сщмч. Ермогеном, Филаретом и Иосифом помещено на рисованном лубке 2-й пол. XIX в. (ГИМ).
Живописный портрет И., основанный на миниатюре из Титулярника, включен в цикл изображений рус. патриархов 60-70-х гг. ХХ в. (ЦАК МДА). В декоре патриарших (митрополичьих) покоев Троице-Сергиевой лавры присутствует образ И. в овале (50-е (?) гг. ХХ в.). В совр. живописи И. представлен в серии портретов, созданных В. В. Шиловым в академической манере (после 1996, Патриаршая резиденция в Чистом пер. в Москве): показан оплечно, в патриаршем куколе. Образ И. включен в серию медалей с изображениями 15 рус. патриархов, созданную к 10-летию интронизации Святейшего Патриарха Алексия II (ЦАМ СПбДА и др.), и в совр. серию серебряных плакеток «Патриархи Московские и Всея Руси».