[Евр. греч. Σαμουήλ], библейский пророк, последний из судей израильских (правителей Израиля в домонархическую эпоху; см. в ст. Судей Книга) (пам. 20 авг.). Один из основных персонажей 1-й Книги Царств. С. был одним из главных участников установления израильской монархии, пришедшей на смену эпохе Судей. Именно он помазал на царство 1-го израильского царя Саула, а позже - его преемника Давида.
Этимология имени является предметом дискуссий. Библейский текст предлагает народную этимологию: «И дала ему имя: Самуил (
Консонантное написание имени можно букв. прочесть как «имя Бога» или «Его имя Бог», но такая интерпретация, видимо, смущала исследователей. Э. В. О. Ройсс (Reuss. 1874. P. 235) предполагал, что библейский автор имел в виду форму
- «услышанный Богом». Сегодня такой перевод имени можно нередко встретить в популярной лит-ре.
Однако наиболее авторитетные исследования этимологизируют имя, не меняя его консонантный состав. Второй элемент имени, без сомнения, теофорный ( - бог). Что касается 1-го элемента -
то словарь BDB предлагает уже приведенную выше интерпретацию: «имя» или «его имя». HALOT, проводя параллели с аморейскими и угаритскими именами, предлагает неск. толкований элемента
: как имени божества (т. о.,
можно этимологизировать как «Шуму - бог»); как когнат араб. корня
- «превозноситься, быть возвышенным» (т. е.
- «Бог превознесен»); как слова со значением «сын» (т. е.
- «сын Бога»).
В евр. каноне (а вслед за ним - в Вульгате и др. переводах, связанных с католической и протестантской традициями) 1-я и 2-я Книги Царств называются 1-й и 2-й Книгами Самуила соответственно (правосл. канон следует названиям книг в Септуагинте, где они называются Книги 1-я и 2-я Царств - Βασιλειῶν Α´ и Βασιλειῶν Β´). Традиция считает именно С., а также пророков Гада и Нафана авторами этих 2 Книг Царств. Она, вероятно, основана на 1 Пар 29. 29-30, где названные пророки упоминаются как авторы неких записей о делах царя Давида. Совр. библейская критика склоняется к гораздо более поздней датировке Книг Самуила. Большинство ученых согласны с тем, что эти Книги связаны с традицией Второзакония: либо их окончательная редакция была «вдохновлена» Второзаконием (так в рамках гипотезы Ю. Велльгаузена (Wellhausen. 1889)), либо они вообще составляли вместе со Второзаконием единый корпус (Noth. 1943). Т. о., появление 1-й и 2-й Книг Царств, как правило, датируется предполагаемым временем работы редактора-девтерономиста - кон. VII-VI в. до Р. Х. (о девтерономической редакции см. в ст. Исторические книги).
Библейские сведения о принадлежности С. к одному из израильских колен противоречивы. Согласно 1 Цар 1. 1, отец С., Елкана, происходил из «Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой», т. е., вероятно, относился к колену Ефремову. Однако в 1 Пар 6. 28 сыновья С. упоминаются в списке сыновей Левия, т. е. как левиты (см.: 1 Пар 6. 1). Возможно, причисление С. к левитам должно было снять противоречие между тем, что он приносит жертвы Богу, и тем, что служить Богу должны только потомки Левия, как одна из норм «священнических текстов» Пятикнижия.
Мать С., Анна, была одной из 2 жен Елканы. У 2-й его жены, Феннаны, были дети, в то время как Анна никак не могла забеременеть. Соперничество между женами усугубляли страдания бесплодной Анны (ср. напряженные отношения между Саррой и Агарью в Быт 16 и 21). Анна взмолилась о сыне в святилище в Силоме и дала обет, что, если родит, посвятит ребенка Богу как назорея (1 Цар 1. 11; ср.: Суд 13. 3-5 и Числ 6). Бог услышал мольбы Анны, она зачала и родила сына. Когда С. был еще маленьким ребенком, едва отлученным от груди, мать, исполнив обет, привела его в Силом, где он начал свое служение Богу при священнике Илии (к-рый, согласно 1 Цар 4. 18, был в то же время судьей Израиля).
Все слова, сказанные С. Богом, исполнились, и он прославился как пророк (1 Цар 3. 19-20). В 1 Цар 7. 3-6, уже после смерти Илия, С. предстает как судья: он велит израильтянам избавиться от «Ваалов и Астарт» (очевидно, от языческих идолов), а затем правит израильтянами в Массифе. Как до него Илий, он совмещал функции судьи и священника. В отличие от большинства судей С. не был воином; во время нападения филистимлян он не повел израильтян в бой, а принес жертву Богу. Бог посылает сильнейший гром, к-рый обращает филистимлян в бегство (1 Цар 7. 7-11). Это библейский идеал того, как должен разрешаться военный конфликт: успех в нем зависит от ритуала, а не от силы оружия (ср.: Нав 6. 2-20; Пс 19. 8-9).
Когда С. состарился, он поставил своих сыновей, Иоиля и Авию, судьями над Израилем. Однако его сыновья, как и сыновья Илия, не отличались праведностью (1 Цар 8. 3). Это вызывало недовольство народа, и старейшины потребовали у С. поставить над ними царя. С., согласно Книгам Царств, скептически отнесся к этой идее: Бог - истинный Царь и Спаситель израильского народа. Тем не менее, следуя повелению Бога (1 Цар 8. 7), С. согласился с требованием, предупредив, однако, как сильно могут усложнить жизнь простому народу самоуправство и деспотизм монарха; но израильтян не убедили его слова. Возможно, эта история отражает негативное отношение редактора-девтерономиста к царской власти.
В 1 Цар 9-10 2 истории о призвании Саула на царство рассказаны подряд. Согласно 1-й, он искал пропавших ослиц из стада своего отца и, отчаявшись, решил обратиться за помощью к провидцу С. Бог предупредил С., что к нему придет человек из земли Вениаминовой - этот человек и есть буд. правитель Израиля. С. тайно помазал Саула на царство. Это 1-й случай совершения обряда помазания на царство, упомянутый в Библии.
В 1 Цар 12. 6-25 С. произносит перед всем народом прощальную речь, где еще раз упрекает израильтян за то, что они предпочли земного правителя Небесному, и предупреждает о наказании, к-рое неминуемо последует, если они или их царь отойдут от Бога.
Саул стал царем, а С., судя по всему, продолжал исполнять обязанности священника. Перед тем как отправиться на войну против филистимлян, Саул ждет С., чтобы тот совершил всесожжение. С. запаздывает, и царь, не дождавшись, приносит жертву сам. Придя, С. строго осуждает его за непослушание и предупреждает, что царствование Саула ждет крах, а Господь подберет др. правителя для Своего народа (1 Цар 13. 7-14).
Сцены жертвоприношений, совершаемых Саулом, противоречат нормам жреческих текстов Пятикнижия: приносить жертвы может только священник. С. упрекнул Саула за непослушание, но не отметил, что это было непослушание именно законам (Торе).
Второй конфликт царя и пророка описан в 1 Цар 15. С. передает Саулу волю Господа о том, что тот должен пойти войной против Амалика, истребить всё и всех, никого не щадя, без трофеев и пленников. Саул тем не менее поступает по-своему: он захватывает местного царя живым, а также уводит лучший скот с намерением принести его в жертву Яхве. Однако С. не одобрил столь благочестивый порыв царя и вновь осудил его за непослушание (1 Цар 15. 22; ср.: Ос 6. 6). Он передал Саулу слова Господа, Который отверг его: он больше не царь Израиля.
Несмотря на это, Саул еще долгое время продолжал править Израилем. В 1 Цар 15. 35 говорится, что они с С. больше не виделись при жизни. С. тем не менее очень печалился о судьбе Саула. В 1 Цар 16. 1 Бог обращается к С. с призывом не переживать о Сауле и посылает его к Иессею Вифлеемлянину, между сыновьями к-рого Он усмотрел нового царя. Когда С. приходит к Иессею Вифлеемлянину, Бог указывает на самого младшего его сына, Давида. С. помазывает Давида на царство.
Согласно 1 Цар 19. 18, С. предоставил убежище Давиду после того, как Саул впервые попытался убить его.
В 1 Цар 25. 1 говорится о смерти С.: все израильтяне собрались проститься с ним и похоронили пророка в его доме, в Раме. На этом, однако, присутствие С. в 1 Цар не заканчивается. В 25-й гл. Саул, измученный многочисленными неудачами (1 Цар 28. 15), обращается к волшебнице с просьбой вызвать дух С., и тот довольно жестко отвечает Саулу, что Господь уже давно отступился от него, царство будет передано Давиду, а Саула и его сыновей убьют филистимляне.
В 1 Пар 9. 22 С. (вместе с Давидом) упоминается как тот, кто установил обычай ставить привратников у дверей скинии собрания. В Иер 15. 1 он и прор. Моисей предстают ходатаями о судьбе народа Иудеи. В Пс 98. 6-7 С., Моисей и Аарон предстоят перед Господом и внимают Его словам. В Сир 46. 16-23 С. воспевается как великий пророк и судья. Имя С. мельком упоминается в 1 Пар 6. 33; 11. 3; 26. 28; 2 Пар 35. 18. В Деян 3. 24 и Евр 11. 32 он вспоминается как один из пророков, а в Деян 13. 20 - как последний из судей.
В рим. рукописи Кведлинбургская Итала (2-я четв. V в., Гос. б-ка, Берлин; Berolin. SB. Theol. lat. Fol. 485. Fol. 2r) содержатся подробные иллюстрации к 4 Книгам Царств: в 4 клеймах показаны встреча С. и царя Саула, попытка царя Саула удержать С. за край одежд, общая молитва С. и царя Саула, убийство Агага (1 Цар 15. 12-13, 27, 31-33). Везде пророк облачен в недлинную белую тунику, у него седые короткие волосы и небольшая округлая борода (Weitzmann K. Late Antique and Early Christ. Book Illumination. N. Y., 1979r. P. 15, 27, 40-41. Pl. 5; Age of Spirituality. 1979. P. 473-474. Сat. 424; Imaging the Early Medieval Bible / Ed. J. Williams. Univ. Park (Penn.), 1999. P. 40-43).
C рогом миропомазания в руках, как старец - длинные седые пряди, лежащие по плечам, небольшая округлая борода - С. в голубом хитоне и желтом гиматии изображен в таблицах канонов Евангелия Раввулы в б-ке Лауренциана (Laurent. Plut. 1. 560. Fol. 4a, 586 г.). Пару ему составляет прав. Иисус Навин, что призвано маркировать начало и конец эпохи Судей Израилевых (Усов С. А. Сир. Евангелие Лаврентианской б-ки // Древности: Тр. МАО. М., 1886. Т. 11. Вып. 2. С. 8; ошибочно описан головной убор в изд.: Bernabo M. The Miniatures in the Rabbula Gospels: Postscripta to a Recent Book // DOP. 2014. Vol. 68. P. 353. Fig.17).
В сцене помазания царя Давида на царство С. изображен на одном из серебряных декоративных блюд в составе серии, созданной на Кипре в 628-630 гг. (Метрополитен-музей; Age of Spirituality. 1979. P. 475, 476. Caт. 425). Этот сюжет встречается в произведениях декоративно-прикладного искусства более позднего времени, напр. на резной костяной крышке Евангелия кор. Мелисенды (Иерусалим, между 1131 и 1143 гг.; Lond. Brit. Lib. Egerton. 1139; Byzantium, 330-1453 / Ed. R. Cormack, M. Vassilaki. L., 2008. P. 299, 446. Cat. 260). Единоличные изображения С. известны на визант. свинцовых моливдовулах XI-XII вв. (ГЭ; Госкаталог РФ. № 26454071, 26459489).
Многократно образ С. встречается в лицевых Псалтирях. В Хлудовской Псалтири (ГИМ. Д. 29, сер. IX в.; Щепкина. 1977. С. 79, 89) дважды воспроизведена сцена помазания Давида на царство (на иллюстрациях к Пс 77. 68-70; Пс 88. 21). Вместе с пророками Моисеем и Аароном С. в священническом облачении стоит со множеством свитков в руках (ГИМ. Д. 29. Л. 98 об.; Пс 98. 6); в священнической шапочке представлен в композиции, сопровождающей тот же псалом в Псалтири Барберини из Ватиканской б-ки (Vat. Barber. gr. 372. Fol. 168). Прообразующий Еммануила С.- младенец на руках матери Анны (1 Цар 2; Щепкина. 1977. С. 153) - изображен в иллюстрации к песни Анны «Возрадовалось сердце мое в Господе» (Песн 2). Такой подбор изображений встречается и в др. Псалтирях с маргинальными иллюстрациями - Анна с С. на руках в Псалтири мон-ря Пантократора (Ath. Pantokr. 61. Fol. 212а, IX в.). В Лондонской (Феодоровской) Псалтири С. изображен по-разному (Lond. Brit. Lib. Add. 19352, 1066 г.): как старец в сине-красных одеждах (Fol. 118 v), с пророками Моисеем и Аароном, в одеждах священника, но без головного убора, со свитками, перевязанными ленточкой (Fol. 132r), дважды - с юным Давидом (Fol. 190r), на руках у матери рядом с Христом, Которого окружают ангелы (Fol. 197r), внутри храма рядом с прор. Захарией (Fol. 207r). Прообразовательный смысл композиций с Анной и С. мог быть раскрыт в произведении малого размера, таком как фигурный инициал, напр. в греч. Псалтири (РНБ. Греч. 24. Л. 306 об., 70-е гг. XI в.) в инициал «С» вписана фигура Анны с руками, поднятыми к небесному сегменту, из к-рого Христос шлет ей благословение; жест матери соединяет Спасителя и отрока С., просветленный образ которого подчеркивают светло-сиреневый и розовый цвета его одежд (Лазарев. 1986. С. 89. табл. 229; Визант. миниатюра. 2012. С. 366. Ил. 320).
С. изображен в августовской Минее из мон-ря прп. Нила Младшего Россанского в Гроттаферрате (Cript. Δα XII. Fol. 102r, XI в.), в росписях Георгиевской ц. Старо-Нагоричино (1317-1318), как средовек - в Бодлианском Минологии из Фессалоники (ныне в Бодлианской б-ке, Оксфорд; Bodl. theol. gr. f. 1. Fol. 52r, 1322 - ок. 1340 гг.). Прообразовательный смысл сцен из жизни С. был передан в иконографических вариантах, разработанных для лицевых кодексов ВЗ в европейском искусстве: на миниатюре англ. лицевой Библии Уильяма де Брейлса «Принесение Самуила-младенца его родителями в храм» повторяет извод «Сретения Господня» (Худож. музей Уолтерса, Балтимор; WAM. 106. Fol. 17v, ок. 1250).
В монументальном искусстве эпохи Палеологов с формированием чина пророков С. предстает: в мозаиках северо-зап. купола в кафоликоне мон-ря Хора (Кахрие-джами), 1316-1321 гг. (Underwood P. A. The Kariye Djami. N. Y., 1966. Vol. 1. Р. 55 56; Vol. 2. Pl. 81-82); во фресках мон-ря Грачаница (1321-1322) - несколько раз, с переменой атрибутов и одежд: в тимпане хора - рядом с прор. Аароном, со стамной и кадилом в руках; на юж. стене сев. рукава, в нижнем регистре - в минейном цикле (19-22 авг.), его головной убор имеет форму венца, в руках только рог; на сев.-зап. столбе - с рогом и кадильницей, в священнической шапочке. В греко-груз. рукописи (РНБ. I. O. 58) его образ с другими пророками в медальонах помещен на листе с эмблемой дек. (Л. 49 об.), а также на листе со святыми, чья память в августе (Л. 125; Евсеева. Афонская книга. С. 204, 324).
Поскольку сцена «Помазание Давида на царство» нередко включается в композицию «Древо Иессеево», в ней также присутствует С.: роспись собора в мон-ре Высокие Дечаны (1348-1350; Haustein E. Der Nemanjidenstammbaum: Stud. zur mittelalterlichen serb. Herrscherikonographie. Bonn, 1985. S. 136); икона «Древо Иессеево» (2-я пол. XVII в., ГТГ; София Премудрость Божия: Выставка рус. иконописи XIII-XIX вв. из собр. музеев России: Кат. М., 2000. С. 86-89. Кат. 17).
В рус. искусстве образ С. присутствует в пророческом чине иконостаса расширенного состава. Как правило, в его руках рог, облачения могут быть священнические, как на иконе «Пророки Нафан, Аггей, Самуил» из иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, ок. 1497 г. (Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря. М., 2012. С. 200-221. Кат. 41-45), на иконе «Пророки Самуил и Аарон» (посл. треть XVI в., ЯХМ; Иконы Ярославля XIII - сер. XVII в.: Шедевры древнерус. живописи в музеях Ярославля. М., 2009. Т. 1. Кат. 67. С. 385, 388, 393, 396-399), или пророческие, как на иконе в Софийском соборе Вел. Новгорода, 1509 г. (Иконы Вел. Новгорода XI - нач. XVI вв. М., 2008. С. 428-443. Кат. 85) - хитон и гиматий, без головного убора.
Обширный цикл иллюстраций, посвященных Житию С. от зачатия Анной до его погребения, был создан для лицевого Хронографического сборника в составе Лицевого летописного свода, 70-е гг. XVI в. (БАН ОР. П I Б (17.17.9). Л. 11 об., 13 об.- 14, 15-16 об., 22 об.- 25 об., 27-33 об., 40 об., 42-42 об., 49 об.- 50 об., 65, 74, 75-75 об., 82-85 об.; факс.: Лицевой летописный свод: Библейская история. М., 2014. Кн. 3. С. 1-65). Образ юного С. неск. раз повторяется на миниатюре в лицевом Житии прп. Сергия Радонежского, иллюстрируя троекратное обращение Господа к святому-отроку (РГБ. Ф. 304/ III. № 21 (М. 8663). Л. 23 об., кон. XVI в.).
В Строгановском лицевом иконописном подлиннике нач. XVII в. С.- ветхозаветный священник, с рогом в руках. В иконописном подлиннике алфавитной редакции упоминается седина С., как у прор. Захарии. Верхняя одежда - красного цвета (бакан) с золотым оплечьем, цвет нижних одежд менялся на «празелень», с исподней стороны - красный; был указан точный срок, насколько С. «предварив Рождество Христово леты а ме [1045] августа в к [20] день» (ГИМ. Увар. 496. Л. 4; Цар. 315. Л. 80 об., XVII в.). Др. подлинники также подчеркивают внешнее сходство С. с прор. Захарией, дополняют историю С., повествуя о молении Анны, посвящении его Богу, воспитании при скинии, исполнении обязанностей судьи и пророка, помазании Саула и Давида на царство и смерти в глубокой старости (Иконописный подлинник алфавитной редакции. ГИМ. Увар. № 290-Q. Л. 187, XVIII в.). В иконописном подлиннике алфавитной редакции XVII в. текст на свитке напоминает о помазании на царство: «Рече Гсдь возми рог масла» (Сборник: РHБ. Q XVII. Ф. 550. № 32. Л. 214 об.); на иконе из ЯХМ надпись на свитке носит назидательный характер.
Иером. Дионисий Фурноаграфиот в Ерминии (ок. 1730-1733) описывает такие сцены с С.: отроком он служит «в храме у жертвенника», получает откровение от Бога о смерти первосвященника Илия и его сыновей, возвращает ковчег завета евреям, помазует Давида на царство (Ерминия ДФ. № 73-77). Описание его внешности отражает накопленный иконографический опыт поствизант. искусства: «старец с длинною бородою, в священнической одежде и митре, держит рог с елеем и кадильницу» (Там же. № 130).