[евр. , ] (Быт 16. 1-16; 21. 9-21), служанка Сарры, к-рая, став наложницей Авраама, родила ему первого сына - Измаила. Бездетная Сарра в соответствии с существовавшим тогда обычаем предложила Аврааму «войти» к их вывезенной еще из Египта служанке А., чтобы затем усыновить детей от нее (ср. Быт 30, где так же поступают Рахиль и Лия). Этот обычай отражен во внебиблейских источниках (Нузи и законах Хаммурапи), и, согласно им, жена, к-рая не могла родить, должна была предоставить мужу свою служанку, рожденные же служанкой дети, если законный наследник так и не появился на свет, считались законными (Зыков. С. 420; Лопухин. 1904. С. 30). Уже во время беременности А. в надежде передать главенство в семье своему буд. ребенку возгордилась и стала непочтительна к своей госпоже. В ответ Сарра с соизволения мужа начала притеснять А., и та была вынуждена бежать в пустыню (вероятная этимология имени А. - бегство, беглая; ср. араб. - бегство). В пустыне у источника ее нашел Ангел Господень, убедил смириться и дал ей обетование о сыне и о рождении от него многочисленного воинственного племени (см. Измаильтяне). В честь этой встречи источник был назван Беэр-лахай рои (источник Живаго, видящего меня). Возвратившись к Аврааму, А. родила ему сына, названного Измаилом. После того как 14 лет спустя у Сарры во исполнение обетований родился собственный сын Исаак, на пиру в день отнятия его от груди матери конфликт между госпожой и служанкой разгорелся вновь, и Авраам с благословения Бога удалил А. и Измаила из дома (обычай, к-рому также находятся параллели в законодательных текстах Хаммурапи - см. Зыков. С. 514). Заблудившись в пустыне, А. едва не потеряла сына, умиравшего от жажды, но Бог спас изгнанников, показав А. колодец с водой, и подтвердил обетование о происхождении от Измаила великого воинственного народа. В апокрифе кн. Бытия (1Q Gen. Ap. 20: 32) (см. Кумранские рукописи) сообщается, что А. была подарена Аврааму вместе с др. великими дарами фараоном, когда Господь поразил фараона болезнью (Быт 12). Позднейшие предания дополняют библейский рассказ, делая из А. дочь фараона и описывая подробности ее ссор с Саррой (Берешит Рабба 45; 53).
Ап. Павел в Послании к Галатам понимает рассказ об А. как аллегорию о синайском законодательстве («нынешнем Иерусалиме») и придерживающихся его иудеях. Им противопоставляется свободная жена Авраама Сарра как праматерь принадлежащих «вышнему Иерусалиму» христиан. Подобно тому как А. по повелению Божию удалилась из дома Авраамова, так и иудеи, желающие оставаться под игом закона и после пришествия Христа, не могут быть наследниками Его царства (Гал 4. 22-30). Отношение между Саррой и А. и их детьми, судьба А. и Измаила, по мысли св. Кирилла Александрийского, прообразовали отношение новозаветной и ветхозаветной Церкви и судьбу последней в новозаветное время (Искусные объяснения избранных мест из книги Бытия // Творения. Ч. 4. С. 139-142). Спасение сына А. в пустыне знаменовало собой спасительную благодать Крещения (Григорий Нисский, св. Слово на день Светов // Творения. Ч. 8. С. 12-13; Епифаний Кипрский, св. Краткое истинное слово о вере вселенской и апостольской церкви. Гл. 7 // Творения. Ч. 5. С. 321).