Сведения о С. З. сохранились в посвященном ему пространном агиографическом соч. «Житие и подвижничество Богоносного блаженного отца нашего Серапиона Зарзмели» (НЦРГ. А 69, XVI в. Л. 238-272), написанном его племянником и 5-м настоятелем Зарзмы Василием Зарзмским ок. 920 г. Житие считается одним из значительных памятников древнегруз. лит-ры; оно было открыто и впервые издано М. Г. Джанашвили в 1909 г.; переведено на лат. язык П. Петерсом (1917); в 1935 г. акад. К. С. Кекелидзе осуществил критическое издание произведения; в 1956 г. опубликовал перевод на рус. язык; в 1975 г. вышло посвященное Житию исследование Н. З. Вачнадзе.
При составлении Жития Василий Зарзмский, прибывший в Зарзму уже после кончины С. З., использовал личные воспоминания (он видел С. З. в детстве и юности в доме своего отца), сведения еп. Ацкурского свт. Георгия Мацкверели и подданного одного из владетелей Самцхе - кн. Георгия Чорчанели, к-рый сопровождал С. З. в однодневном путешествии по краю, рассказы др. современников С. З., участвовавших в постройке мон-ря; также Василий мог использовать Житие прп. Михаила Парехели (не сохр.). В Житии С. З. имеются переделки и вставки метафраста сер. X - сер. XI в. (расширение пролога и эпилога, специфические выражения, связующие отдельные части рассказа, многочисленные цитаты из Свящ. Писания, патетические обращения и т. п.). Текст Василия отличается реалистичным, в то же время живым, красочным и эмоциональным изложением событий и описанием природы, автор показывает хорошее владение груз. лит. языком, обильно использует различные поэтические приемы речи (параллелизм, метафору, гиперболу, аллегорию, эпитеты и др.).
В Житии хорошо представлены взаимоотношения власти и общества в Самцхе того времени, экономическое положение края. В отсутствие единой царской власти краем управляли князья различных категорий: «великие властелины» (Мириан и Георгий Чорчанели, превосходивший всех богатством, числом подданных и поместий), «другие властелины» и «князья и приближенные», находившиеся в свите Чорчанели. Все они владели землями и поселениями и бoльшую часть времени проводили на охоте. Мон-ри также считались их собственностью и показателем достатка и могущества. Источник отражает особенности церковной жизни и положения Церкви того времени: активное монастырское строительство; широкое принятие монашества представителями как знатных и княжеских родов, так и простолюдинами; превращение монастырей в крупных собственников; высокий авторитет церковной власти, в т. ч. в гос. делах (напр., свт. Георгий Мацкверели после кончины Чорчанели в условиях затеянной наследниками междоусобицы «взял в свои руки управление Самцхийской областью, умиротворил... удел свой и завладел всем наследством»), обусловленный в первую очередь возможностью единоличного управления всей Самцхе Ацкурским епископом при отсутствии единого гос. управления. В Житии представлены крестьянский быт, жизнь ремесленников; описан способ строительства церквей (1-ю базилику Зарзмы при отсутствии хорошего строительного камня в гористой, покрытой лесами местности возводили из валунов с берега реки местные мастера; при постройке 2-го храма приглашали греч. мастеров и привозили камень); есть сведения из области права того времени (возможность наследования родительского имения женщиной, в т. ч. в качестве приданого; запрет на уход в мон-рь крестьянина против воли господина и одновременно с этим действие jus asyli (лат.- право на убежище), при к-ром укрывшийся в мон-ре беглец считался неприкосновенным, и др.); содержится подробное географическое описание края.
В Житии С. З. упоминаются или цитируются сведения из Житий преподобных Павла Фивейского, Антония Великого (Египетского), Макария Великого (Египетского), Евфимия Великого, Саввы Освященного, Герасима Иорданского, Илариона Великого, Феодосия Великого, сщмч. Харалампия, святителей Григория Чудотворца и Григория, еп. Акрагантского, что может указывать на то, что в то время эти тексты уже были переведены на груз. язык, и говорит о высокой образованности автора.
Поскольку в Житии С. З. отсутствуют даты, период деятельности преподобного на основе идентификации упомянутых в произведении исторических лиц, а также морфологических и синтаксических особенностей текста ученые определяют по-разному. Т. зр. С. Н. Какабадзе, П. И. Ингороквы, В. В. Беридзе, Г. Н. Чубинашвили и др. ученых, считавших, что упомянутый в источнике прп. Михаил Парехели - ученик и последователь одного из сир. отцов, прп. Шио Мгвимского (сер. VI в.), и датировавших на основании этого период деятельности С. З. VI-VII вв., признается несостоятельной. Большинство ученых относят время жизнедеятельности С. З. к сер.- 2-й пол. IX в. (И. А. Джавахишвили, прав. Евфимий Такаишвили, Э. Челидзе, Кекелидзе и др.). Кекелидзе так определил хронологию жизни С. З.: ок. 850 г. С. З. и его брат Иоанн пришли в мон-рь Парехи; ок. 860 г. они отправились в Самцхе; мон-рь Зарзма был построен в 861-868 гг.; в 891 г. умер покровитель Зарзмы кн. Георгий Чорчанели, на протяжении 7 лет С. З. и свт. Георгий Мацкверели усмиряли вражду среди наследников князя; С. З. скончался вскоре после 898 г. В груз. церковной традиции, закрепленной в груз. календарях, годом кончины С. З. считается 900-й.
С. З. был родом из груз. юго-зап. исторической провинции Кларджети, его родители (известно имя отца - Киприан) занимались земледелием и, несмотря на то что жили «честно и просто», находили возможность оказывать помощь бедным (Кекелидзе. 1956. С. 78). После смерти сначала матери, затем отца С. З. и двое его братьев (С. З. был средним из них) оказались на пороге нищеты. С. З., взяв младшего брата Иоанна, отправился в мон-рь Парехи к основателю обители прп. Михаилу Парехели, где они вошли в число братии мон-ря; С. З. принял иерейский сан. Однажды прп. Михаил во время ночной молитвы увидел «благолепно, по-священнически одетого мужа», к-рый велел ему отправить в Самцхе С. З. и Иоанна для основания мон-ря. При этом прп. Михаилу были указаны приметы нужного места (Там же. С. 79-80). По благословению прп. Михаила братья и четверо монахов мон-ря Парехи отправились в Самцхе, взяв с собой крест и животворящий образ Спасителя (известен как Зарзмская икона «Преображение Господне» - ГМИГ). В мест. Дзиндзе, несмотря на то что С. З. не увидел нужных примет, монахи вопреки его воле решили основать обитель: они устроили жилище и нек-рое время оставались на этом месте, занимаясь обустройством мон-ря. Однако вскоре выяснилось, что эта земля принадлежит знатному человеку, который, «будучи звероподобным, безжалостным и злым», прогнал их к реке. В 2 милях к западу от нее монахи нашли узкое место, «покрытое лесом, куда не ступала нога человека», и обнаружили приметы, указанные прп. Михаилом (наличие холма над местностью и источника к востоку от него). Поскольку местность была неровной, С. З. приказал сравнять территорию между источником и холмом и выстроить навес, чтобы «в нем приютить себя и икону, пред которой они молились» (Там же. С. 81).
Кн. Георгий Чорчанели, узнав, что в его владениях поселились монахи - ученики прп. Михаила,- возблагодарил Господа и спустя 3 дня, взяв с собой священников с дарами, встретился с пустынниками и беседовал с С. З., который, «исполнившись Духа Святого, медоточивым языком стал изливать, подобно Эдемской реке, божественное учение, которое поразило властелина и бывших с ним» (Там же. С. 83). Князь предложил С. З. более удобное место для постройки мон-ря - Занави, однако преподобный отказался. Тогда Георгий настоял на том, чтобы С. З. обошел его владения, и пообещал, что подарит обители все земли, к-рые они успеют осмотреть за день. С. З. и на этот раз намеревался отказаться, однако во сне ему явился ангел, который «подкрепил его» (Там же. С. 84).
С. З. своими руками сделал 3 креста и во имя архангелов поставил их на скале (позже там была устроена часовня во имя св. Архангелов, где совершались исцеления), после чего отправился в путь, взяв брата Иоанна, монаха и проводника, к-рого им дал Чорчанели. В Житии описаны чудеса, происшедшие во время осмотра земель. В мест. Садзмо у мельницы на слиянии 2 рек путникам встретились «нечестивые люди, во всем похожие на зверей», к-рые не хотели пропускать их; на оз. Сатахве (Бобриное) другие «недобрые люди» также мешали им пройти: озеро являлось источником «всевозможных пререканий и распрей» между охотниками, к-рые по причине значительного числа спускавшихся сюда на водопой зверей собирались возле него вечером, «готовые убить друг друга». С. З. и проводник увещевали их, но безуспешно - путникам пришлось обойти озеро с др. стороны. Ночью случилось землетрясение, скалу с зап. части озера прорвало, озеро превратилось в равнину, а место, где стояла мельница, было затоплено. Особый акцент агиограф делает на чуде, к-рое происходило в течение того времени, пока С. З. осматривал земли: «Солнце стояло на своем месте по слову святого». На самой высокой вершине той местности - Бакте - С. З. при помощи железного орудия с 2 зубцами высек на больших камнях кресты (Там же. С. 85-88).
Через 3 года в Зарзме была выстроена церковь, и С. З. установил в мон-ре «чин и устав церковный». Предчувствуя свою кончину, прп. Михаил Парехели вызвал к себе С. З. и Иоанна, чтобы узнать, как идет обустройство мон-ря. Он дал С. З. «давнишнюю ветвь ваии» и попросил посадить ее близ новопостроенной церкви, указав: если она оживет, «место будет плодоносить, иди и застраивай его» (ветвь ожила). На обратном пути С. З. остановился в мон-ре Опиза, чтобы пообщаться с церковными строителями, поскольку «вместе с другими добродетелями он обладал знанием законов церковного зодчества и был украшен званием архитектора». Здесь случилось еще одно чудо: некий человек стал хулить его, после чего упал в припадке и у него распух язык; затем, осознав свой грех, он встал на колени перед преподобным и по молитве С. З. выздоровел (Там же. С. 91-93). Агиограф сравнивает деяния С. З. с чудесами прор. Моисея, высекавшего воду из скалы и разделившего воды Красного м. и р. Иордан; свт. Григория Чудотворца, иссушившего озеро, бывшее причиной вражды между братьями; прор. Аарона, чей жезл процвел; сщмч. Харалампия, оживившего древо своим прикосновением, и др.
Посетив старшего брата, С. З. и Иоанн отправились обратно. У горы Арсиани им встретились монахи, которые просили устроить для них мон-рь. С. З. обнаружил приметы, к-рые во время последней встречи ему перечислил прп. Михаил, и поручил возведение монастыря Иоанну. Предчувствуя свою кончину, С. З. собрал братию и назначил себе преемника. На 7-й день преподобный слег; еще через 5 дней сам дошел до церкви, причастился, простился со всеми и преставился. На его погребение пришел брат Иоанн, к-рый «был извещен об этом Духом». От тела С. З. многие получали исцеления. Преподобный был похоронен в вырытой им самим могиле с вост. стороны от алтаря церкви (Там же. С. 97-99).
Прославление С. З. состоялось вскоре после его смерти: Василий Зарзмели, прибывший в Зарзму через неск. лет после кончины С. З., застал мн. чудеса исцелений, к-рые происходили от могилы его дяди. Он открыл мощи святого, к-рые оказались благоухающими, упокоил их в раке и постановил праздновать его память 29 окт. «со всенощным бдением» и «щедрым и богатым угощением» после литургии (Там же. С. 100-101).