Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АБО ТБИЛИССКИЙ
1, С. 45-46 опубликовано: 22 октября 2007г.


АБО ТБИЛИССКИЙ

Св. Або Тбилисский. Литография. XIX в.
Св. Або Тбилисский. Литография. XIX в.

Св. Або Тбилисский. Литография. XIX в.

Абó Тбилисский [Тбилели; груз. აბო თბილელი, от араб.   - отец] (757-758, Багдад - 6.01.786, Тбилиси), мч. (пам. 8 янв.); почитается как небесный покровитель и защитник Тбилиси. По происхождению араб, жил в Багдаде и занимался изготовлением благовонных мазей. В 775 г. А. Т. прибыл в Тбилиси, столицу Тбилисского эмирата, подчиненного Арабскому халифату, в свите правителя Картли Нерсе, возвращавшегося на родину после трехгодичного пребывания в тюрьме в результате клеветнического доноса. Познакомившись с христианами, А. Т. выучил груз. язык и письмо, стал изучать Свящ. Писание, вести аскетический образ жизни, посещать богослужения и постоянно искал случая принять Крещение в безопасном месте, т. к. боялся соплеменников-арабов. В 781 г. А. Т. вместе с Нерсе, вновь вызванным халифом в Багдад и во избежание расправы бежавшим в Хазарию, покинул Тбилиси и в Хазарии «принял Крещение от рук пресвитеров, ибо... в северной этой стране много селений и городов, которые живут беспрепятственно в вере Христовой» (Кекелидзе. С. 34). Спустя нек-рое время А. Т. попал в Абхазию, где жила семья Нерсе (его мать была вдовствующей царицей). Увидев благочестие жителей Абхазского царства, А. Т. принял на себя трехмесячный подвиг молчания и поста. Вернувшись в 782 г. в Тбилиси вместе с Нерсе, А. Т. уже открыто проповедовал учение Христа своим соплеменникам, за что в 785 г. был заключен в тюрьму взошедшим на престол новым эмиром. На суде он подвергся искусу богатством и славой, но остался тверд в вере. На 10-й день, в праздник Крещения Господня, А. Т. был обезглавлен во дворе эмирских палат, а тело его отвезли на общественное кладбище на скалистом берегу р. Мтквари (совр. Кура) и во избежание возможных слухов о воскресении мученика тело А. Т. сожгли. Кости и пепел были зашиты в шкуру овцы и брошены в реку. Ночью над этим местом взошла яркая звезда, а над водой «воссиял, как молния, столпообразный свет» (Кекелидзе. С. 57).

В. А. Никитин
Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Метехский храм). XIII в. Тбилиси.
Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Метехский храм). XIII в. Тбилиси.

Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Метехский храм). XIII в. Тбилиси.

По благословению Католикоса Картли Самуила VII (780 - после 790) Иоанн Сабанисдзе, свидетель мученической кончины А. Т., написал его житие «Мученичество Або Тбилели» (786-790), признанное одним из основных источников изучения истории Грузии 2-й пол. VIII в. Оно в значительной степени восполняет краткие и сухие сведения офиц. истории Грузии (Картлис Цховреба), содержит много живых картин эпохи и дает выходящие за пределы Картлис Цховреба сведения относительно соседних с Картли стран - Абхазии (Абазгии), Хазарии, Византии и Аравии. «Мученичество» делится на 4 части («Наставление для благочестивого», «Крещение Або», «Мучение Або», «Похвала святому Або»), предваренные письмом Католикоса Самуила VII, предлагающего И. Сабанисдзе описать мучение А. Т., и ответом автора Католикосу. По мнению исследователя К. Кекелидзе, автор «Мученичества Або Тбилели» является высокопоставленным светским лицом, получившим прекрасное образование. В «Мученичестве» проводится мысль о необходимости национального возрождения Грузии в условиях араб. оккупации. Мученический подвиг А. Т., араба по происхождению и воспитанию, представляется автором как укор и назидание грузинам, «держащим христианскую веру 500 с лишним лет». В «Мученичестве» отмечается ряд заимствований: оформление текста - у свт. Василия Великого («О Святых сорока мучениках, которые пострадали в г. Севастии»), учение об именах Божих - из сочинений «Об именах Божих» Ареопагитик; композиция текста аналогична «Мученичеству Стефана Первомученика». Автор также использовал груз. жития «Мученичество Шушаники» и «Мученичество Евстафия Мцхетского» (V в.).

«Мученичество Або Тбилели» было популярно в Грузии и входило в древние литургические сборники «Мравалтави» (Многоглавы). Существуют также синаксарные редакции жития, к-рые неоднократно издавались. На месте сожжения А. Т. был воздвигнут Метехский храм, где хранилась чудотворная икона А. Т. Позже, С. В. Сафонов, получивший исцеление от иконы святого, устроил в каменной скале часовню. В 1868 г. она была возобновлена и украшена попечением М. Сабинина, в нач. XX в. разобрана, в наст. время возведена заново.

Ист.: Сабинин. Жития. Т. 1. С. 164-175; წამებაჲ ჰაბოჲსი, რომელი ეწამა ჟართლს შინა, ჟალაჟსა ტფილისს // Он же. Рай. 1882. С. 333-350; Кубанешвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 55-71; Кекелидзе. Агиогр. лит., 1956. С. 31-62; ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 46-81; 1968. Т. 4. С. 257-275; 1980. Т. 6. С. 231-247.
Лит.: გაბიძაშვილი ე. აბო თბილელი // ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 178-181; ჯავახიშვილი ი. იოანე ძე საბანისი // Джавахишвили И. Соч. Тбилиси, 1977. Т. 8. С. 76-86; კეკელიმე კ. აბო თბილელის მარტვილობა // ПДГАЛ. 1980. Т. 1. С. 129-132.
Н. Н. Крашенинникова
Ключевые слова:
Святые Грузинской Православной Церкви Мученики Грузинской Православной Церкви Або Тбилисский (757-758 - 786), мученик (пам. 8 янв.), почитается как небесный покровитель и защитник Тбилиси
См.также:
АРЧИЛ († ок. 744 г.), св. блгв. царь, мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 21 июня)
АФАНАСИЙ († нач. IV в.), мч. Клисмийский (пам. эфиоп., груз. 18 июля)
ГОБРОН-МИХАИЛ И 133 ВОИНА мученики Грузинской Православной Церкви (пам. 17 нояб.)
ДАВИД И ТИРИЧАН († 693), отроки-мученики (пам. 18 мая)
ДИМИТРИЙ Кипиани (1811/14 - 1887), мч. (пам. груз. 14 апр.)
ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ [Самоотверженный] (1259 - 1289), блгв. царь единой Грузии (1269/70-1289), мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 марта)