[Груз. პარეხი, პარეხთა], исторический муж. мон-рь (VI/IX-XVI вв.) Анчийской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Расположен в груз. исторической пров. Кларджети, в ущелье р. Карчхал, на правом берегу горной р. Дуганала (ныне в дер. Дуганала, иль Артвин, Турция). Ныне эти территории окормляет Ахалцихская и Тао-Кларджетская епархия ГПЦ. П. относится к группе мон-рей Кларджетской пустыни. Слово «парехи», по мнению груз. лексикографа св. Сулхана-Сабы (Орбелиани) (1658-1725), означает «скальная пещера», «скальная трещина» (Орбелиани. 1991. С. 614).
Сведения о ранней истории П. содержатся в Житии прп. Серапиона Зарзмского. Там сказано, что прп. Михаил Парехели, ученик «великого Шио чудотворца», пришел из мон-ря Опиза и устроил «маленький молитвенный дом для собрания монахов на месте скалистом, на котором нельзя было ходить человеку». Вскоре у прп. Михаила, «прославленного чудесами и знамениями», появились ученики: прп. Василий Парехели, Маркел, прп. Серапион Зарзмский и его брат Иоанн. Также из источника известно, что в мон-ре в то время был келарь. Прп. Михаил инициировал основание в пров. Самцхе мон-рей Зарзма и Иоанцминда (во имя св. Иоанна Предтечи; ныне в с. Колкёй, иль Малатья, Турция) (Василий Зарзмели. 1963. С. 322-323, 336-339). Часть исследователей отождествляют учителя прп. Михаила, Шио, с прп. Шио Мгвимским и на основании дат жизни последнего определяют время деятельности прп. Михаила и соответственно время основания П. VI в. Другие ученые считают упоминание о Шио поздней вставкой и отождествляют прп. Михаила с пустынником IX в., относя время создания монастыря к этому периоду. Следы раннесредневекового зодчества на территории П. не обнаружены (Хоштария. 2005. С. 202). Если придерживаться версии об основании П. в VI в., это можно объяснить основательным разрушением П. во время араб. походов (VII-VIII вв.).
При преподобных Михаиле и Василии (сер. IX в.) территория, на которой они подвизались, была ограничена 2 деревянными крестами, воздвигнутыми прп. Григорием Хандзтийским недалеко от их кельи. Могилы преподобных считались святынями: они давали «благодать исцеления тем, кто с верой приходит к ним» (Георгий Мерчуле. 1911. С. 113-114; То же. 1963. С. 280-281). Н. Я. Марр и В. Джобадзе идентифицировали их усыпальницу как строение с двускатным перекрытием, к-рое местные жители назвали «горхана» (т. е. дом могилы), расположенное в сев. части П. (Марр. 1911. С. 175; Джобадзе. 2007. С. 65); Б. Кудава - как отдельно стоящую часовню (т. н. церковка) в юж. части мон-ря (Кудава. 2010. С. 266-268).
В Житии прп. Григория П. назван «Парехта Бертский» (Георгий Мерчуле. 1911. С. 113; То же. 1963. С. 280): очевидно, П. в то время был пустынью, принадлежавшей мон-рю Берта. К концу жизни или после кончины прп. Михаила Парехели монашеское поселение стало приобретать черты киновии. Во 2-й пол. IX в. в П. была воздвигнута 1-я церковь. Мон-рь был основан при поддержке Баграта I Багратиони, сына св. царя Ашота I Великого (Ингороква. 1954. С. 346-347; Хоштария. 2005. С. 202; Джобадзе. 2007. С. 68-69): в интерьере часовни в центре юж. стены частично сохранилась надпись, выполненная черными чернилами письмом нусхури, в 1-й строке к-рой упомянут Баграт Куропалат, отождествляемый с Багратом I (Кудава. 2010. С. 251-266).
Численность братии мон-ря быстро росла. На рубеже IX и X вв. была построена базилика, также возводились хозяйственные постройки, мельницы, монахи разбивали фруктовые сады и возделывали поля. Как и др. кларджетские мон-ри, П. был центром просвещения. Видным деятелем IX-X вв. был «богоносный» Иларион Парехели (Георгий Мерчуле. 1911. С. 126; То же. 1963. С. 294). В колофонах XV-XVI вв. Пархальской рукописи (1241) упоминается настоятель П. Макарий (Мат-лы по истории Юж. Грузии. 1982. С. 69). Жизнь в П. прекратилась после тур. завоеваний в сер. XVI в.
Комплекс П. имеет эффектное расположение: горизонтальная расщелина отвесного скалистого хребта образует длинную узкую площадку, на к-рой возведены монастырские строения. Посередине мон-ря очень близко друг от друга находятся 2 церкви. Сев. церковь зальная, выстроена из рваного камня и не имеет декоративного убранства. С севера к ней примыкает маленький придел. Особенностью церкви, не имеющей аналога в архитектуре кларджетских обителей, является выступающая снаружи полукругом алтарная апсида. Здание сохранилось в полуразрушенном виде. Его следует отнести ко 2-й пол. IX в.- ко времени, когда после смерти преподобных Михаила и Василия в П. возник мон-рь.
Юж. церковь выстроена на склоне ниже северной. Она стоит на субструкции, возведенной для выравнивания пологого склона. Это 3-нефная базилика с 2 парами прямоугольных в плане столбов. По сторонам глубокой алтарной апсиды расположены узкие помещения. Церковь имела 2 входа - с запада и юга. Из-за обвала склона ныне оба неприступны, но первоначально перед зап. входом находилась небольшая площадка, к к-рой спускались ступени. Под юж. дверью сохранились гнезда балок, свидетельствующие о существовании деревянной лестничной площадки с этой стороны. Строительная техника базилики в целом лучше, чем зальной церкви. Лицевая кладка стен состоит из равномерных камней правильной формы. На вост. и зап. фасадах использован своеобразный художественный прием - чередование высоких и низких рядов кладки, состоящих соответственно из вертикально и горизонтально поставленных продолговатых камней. На основании анализа архитектурных особенностей базилика датируется рубежом IX и X вв. По-видимому, к этому времени число монахов в П. выросло настолько, что небольшая зальная церковь не отвечала потребностям мон-ря. План церкви имеет близкие параллели с 2 др. базиликами региона, выстроенными примерно в то же время,- Сатле (ныне Шавшат) и Свети. В 150 м к востоку от церквей находится полуразрушенная часовня.