Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОПИЗА
53, С. 29-32 опубликовано: 4 июля 2023г.


ОПИЗА

Мон-рь Опиза. Фотография. Кон. XX в.
Мон-рь Опиза. Фотография. Кон. XX в.

Мон-рь Опиза. Фотография. Кон. XX в.

[Груз. ოპიზა, უპიზა], исторический муж. мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи (V-XVI вв.) Анчийской (до XV в.) и Тбетской (не позже нач. XV-XVI в.) епархий Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Расположен в груз. исторической провинции Кларджети, на правом берегу р. Имерхеви, в 80 км восточнее Артвина (ныне в дер. Багджылар, иль Артвин, Турция). На данный момент эти территории окормляет Ахалцихская и Тао-Кларджетская епархия ГПЦ. Относится к группе мон-рей Кларджетской пустыни. Этимологию названия О. возводят к мегрело-чанскому слову ოპიჯა (опиджа), что соответствует груз. საპირე (сапире) и означает «место берега», «прибрежье», «место устья» (Марр. 1911. С. XXII; Шанидзе. 1981. С. 27).

История

Согласно Житию св. царя Вахтанга Горгасали, О. основали царь Картли св. Вахтанг Горгасали и его сановник Артаваз (Джуаншер Джуаншериани. 1955. С. 178; Он же. 2008. С. 91), поэтому большинство ученых (С. Каухчишвили, П. Ингороква, Д. Хоштария, Ш. Матиташвили) датируют его основание 50-ми гг. V в. Однако, поскольку название монастыря указано только в Чалашвилевском списке «Картлис Цховреба» (1731), К. Кекелидзе и В. Джобадзе считали, что О. был основан позже. Eще в раннехрист. Грузии О. имел статус «великой пустыни» и особую славу приобрел, когда там подвизался прп. Михаил Парехели. Насельники О., прп. Серапион Зарзмский, его брат Иоанн и свт. Георгий Мацкверели, стали видными деятелями ГПЦ. В Житии прп. Серапиона (X в.) содержатся сведения об обновлении О. монахами Аммоном, Андреем, Петром и Макарием, что нек-рые ученые ошибочно считают сведениями об основании О. При мон-ре существовала школа зодчества (Василий Зарзмели. 1963. С. 322, 335, 337; Беридзе. 1955. С. 122).

Исследователи полагают, что в древности О. находился в составе Ахизской епархии, основанной св. Вахтангом (Джуаншер Джуаншериани. 1955. С. 198; Он же. 2008. С. 100; Матиташвили. 2017. С. 194-216), и после перемещения кафедры в Анчи (VI-VII вв. или VIII в.) вошел в юрисдикцию Анчийской епархии. Мон-рь пострадал от набегов арабов и вспышек эпидемии, монашеская жизнь прекратилась и была возобновлена ок. 750 г., настоятелями стали сначала Самуил и после него Андрей (Джобадзе. 2007. С. 30; Хоштария. 2005. С. 80).

При 3-м настоятеле, Георгии, в О. подвизались возобновитель груз. монашества прп. Григорий Хандзтийский (Ханцтели) и его ученики (ок. 780). О. в Тао-Кларджети того времени был единственным «обстроенным монастырем» с малой ц. св. Иоанна Предтечи. Монахи О. принимали деятельное участие в основании обителей Кларджетской пуст. Хандзта, Берта, Мидзнадзори, Цкаростави и др., к-рые считались «крыльями» (ფრთენიმისნი) О. В VIII-IX вв. О., как и другие монастыри Кларджетской пуст., подчинялся архимандриту 12 кларджетских монастырей прп. Григорию Хандзтийскому, к-рый выделял О. как основанный раньше других. Из диалога о еретиках между прп. Григорием и прп. Макарием Опизели, помещенного в Житии прп. Григория, известно, что монахи О. занимались прозелитизмом «неверных». Возможно, речь идет об армянах-монофизитах, переселявшихся в юж. провинции Грузии из-за притеснений со стороны арабов (Георгий Мерчуле. 1911. С. 81, 87, 91, 115, 136, 144-146; Он же. 1963. С. 253, 257, 282, 303, 312-313).

План кафоликона мон-ря Опиза
План кафоликона мон-ря Опиза

План кафоликона мон-ря Опиза

Обители Кларджетской пуст., в т. ч. и О., считались царскими и пользовались особым покровительством правящего дома Багратиони (ПГП. 1965. Т. 2. С. 8; Груз. док-ты. 1982. С. 36; Корпус груз. ист. док-тов. 1984. Т. 1. С. 33). На известном 3-фигурном рельефе с юж. фасада кафоликона О. (в ХIX в. перевезен в Тифлис, ныне в Национальном музее Грузии) изображены Христос на троне, Ашот (справа) и Давид (слева). Большинство исследователей (прав. Евфимий Такаишвили, Н. Аладашвили, В. Беридзе, Д. Хоштария) идентифицируют их со св. Ашотом I Великим (809-826/9), основоположником груз. царской династии Багратиони, и царем-пророком Давидом, от к-рого, согласно легенде, происходили груз. Багратиони (Такаишвили. 1905. С. 56-59; Хоштария. 2005. С. 89). По мнению Н. Шошиашвили и В. Джобадзе, на рельефе изображены Ашот IV Куропалат († 954) и его брат царь картвелов Давид II (923-937) (КГН. 1980. Т. 1. С. 285-287; Джобадзе. 2007. С. 28-30).

Сыновья Ашота I цари Баграт I Куропалат (826-876), Адарнасе I († 867/9) и Гуарам Мампали (Ɨ 882; похоронен в О.) вносили щедрые пожертвования в О., особенно Гуарам, восстановивший кафоликон О. и обеспечивший мон-рь обширными землями. Однако из-за того, что дарительная грамота Гуарама не была подтверждена последующими царями и архиереями, владения О. оспаривались, и между 1054 и 1072 гг. царь Грузии Баграт IV решал спор о границах между О. и мон-рем Мидзнадзори. Этот документ позволяет определить территории, принадлежавшие О. в то время (Георгий Мерчуле. 1911. С. 108; Он же. 1963. С. 275; Матиане Картлиса // КЦ. 1955. Т. 1. С. 260; То же // Картлис Цховреба. Тб., 2008. С. 142; ПГП. 1965. Т. 2. С. 8-9; Груз. док-ты. 1982. С. 36-37; Корпус груз. ист. док-тов. 1984. Т. 1. С. 33).

В сер. X в. при поддержке Ашота IV, к-рого называли 2-м строителем О. (фресковая надпись в юж. крыле кафоликона, лапидарная надпись на трапезной; утрачены, прочитаны Н. Я. Марром: Марр. 1911. С. 160-163; КГН. 1980. Т. 1. С. 285, 287), в мон-ре были проведены масштабные строительные работы. Во 2-й пол. XIII в. или в XIV в. была воздвигнута колокольня (Хоштария. 2005. С. 80). Около мон-ря был выстроен мост (Марр. 1911. С. 156). Зодчие из О. участвовали в строительстве или обновлении др. мон-рей и церквей: так, для обновления кафоликона мон-ря Мартвили царь Баграт III (978-1014) пригласил зодчего Михаила Опизари (надпись на зап. приделе кафоликона, утрачена во 2-й пол. XIX в.: КГН. 1980. Т. 2. С. 36-37, 199). Настоятеля мон-ря Антония (колофон Тбетского Четвероевангелия // НЦРГ. Q 929, 60-70-е гг. XII в. Л. 289) отождествляют с еп. Кутаисским Антонием (Сагирисдзе) (Карбелашвили. 1900. С. 2; Такаишвили. 1909. С. 157-158; Описание груз. рукописей. 1958. Т. 2. С. 356). В приписке к Бертскому Четвероевангелию (НЦРГ. Q 906, XII в. Л. 340-341) сохранились подробные сведения о младшем современнике Антония, опизском духовнике Иоанне (Кондаков. 1890. С. 46; Описание груз. рукописей. 1958. Т. 2. С. 319-320). В Синаксаре (НЦРГ. А 97. XI в. Л. 81) упомянуты настоятель обители Давид и его сестра мон. Мария, в миру Марфа (Описание груз. рукописей Церк. музея. 1973. Т. 1. Вып. 1. С. 434). Модзгварт-модзгвари мон-ря Герман (Шиладзе) и настоятель Иоанн (Кавкасидзе) (НЦРГ. А 97, Л. 231, 360; Описание груз. рукописей Церк. музея. 1973. Т. 1. Ч. 1. С. 442, 447) происходили из крупных груз. феодальных родов. Особую роль со 2-й пол. XIII в. стал играть княжеский дом Джакели, имевший право (дарованное, видимо, царями) распоряжаться доходами, поступающими с земель О. (Мат-лы по истории Юж. Грузии. 1982. С. 30-31). По неясным причинам О. и близлежащими мон-рями иногда управлял один настоятель (напр., св. Иоаким (Цумедидзе) - мон-рями О. и Цкаростави; НЦРГ. А 93. Л. 234; Цкароставское Евангелие // НЦРГ. Q 907, 1195 г. Л. 6; Описание груз. рукописей. 1958. Т. 2. С. 326; Описание груз. рукописей Церк. музея. 1973. Т. 1. Ч. 1. С. 443). В поминальной записи Алавердского Четвероевангелия упомянут деканоз Иосиф из О. (XV-XVI вв.) (НЦРГ. А 484. Л. 1; Описание груз. рукописей Церк. музея. 1986. Т. 2. Ч. 1. С. 215).

До кон. XVI в. О. сохранял статус 1-го из 12 кларджетских мон-рей, славившегося богатством и отличавшегося строгими порядками, где подвизалось много схимников (приписка к Параклитику 1093 г. // НЦРГ. A 93. Л. 206-206 об.; Вахушти Багратиони. 1904. С. 175; Он же. 1973. С. 678; Столетняя летопись // КЦ. 1959. Т. 2. С. 259; То же // Картлис Цховреба. Тб., 2008. С. 376-377; Описание груз. рукописей Церк. музея. 1973. Т. 1. Ч. 1. С. 346). Также он имел значение культурного центра, связанного и с зарубежными груз. монастырями. Цари Грузии высоко ценили ученость и мастерство насельников О., часто приглашая их ко двору (напр., духовником царя Давида VI Нарина (1245/47-1293) был мон. Иларион (Сопромис-дзе) из О.) (приписки к Минее и к Толкованию на Евангелие, 1049: Цагарели. 1888. С. 180-181, 183; Кекелидзе. Литургические груз. памятники. 1908. С. 393; Blake. 1922/1923. P. 398; Такаишвили. 2017. С. 371-372).

В период единой Грузии (XI-XV вв.) настоятели О. и др. кларджетских мон-рей участвовали в заседаниях дарбази (совещательного органа при царском дворе) (Распорядок царского двора. 1993. С. 62). Однако с возвышением Джакели и усилением их сепаратистских устремлений политическая роль О. и др. мон-рей снизилась; вместе с некоторыми кларджетскими мон-рями О. перешел в юрисдикцию Тбетской епархии (ПГП. 1970. Т. 3. С. 245). В сер. XVI в. турки завоевали Тао-Кларджети, население стало принимать ислам: так, если в 1573/74 г. в селении Опизчала проживало 21 семейство и все были христианами, то к кон. XVI в. население сократилось почти вдвое, мн. жители стали мусульманами (Шашикадзе. 2016. С. 34). Постепенно О. пришел в упадок (Вахушти Багратиони. 1904. С. 175; Он же. 1973. С. 678). В кон. XIX в. была разрушена ограда О., после чего местные жители стали активно селиться на территории мон-ря. В 1965 г., во время проведения шоссе, был взорван кафоликон, уничтожены купол и алтарь; сохранились юж. рукав, сев. стена и часть зап. стены зап. рукава, бо́льшая часть стен сев. рукава.

Святыни

Согласно источникам, в О. покоилась гортань (ჴორჴი) св. Иоанна Предтечи (Вахушти Багратиони. 1904. С. 174-175; Он же. 1973. С. 678; Столетняя летопись // КЦ. 1959. Т. 2. С. 259; То же // Картлис Цховреба. Тб., 2008. С. 376). В XVII в. она находилась в мон-ре Цаленджиха в Мегрелии (Зап. Грузия), ныне утрачена (Макарий Антиохийский. 1982. С. 12; Мат-лы к истории Грузии. 1973. С. 72).

Рукописи

В 913 г. в О. было создано Опизское Четвероевангелие, с кон. X в. хранящееся в б-ке афонского Иверского монастыря (каллиграф Георгий; Ath. Iver. georg. 83, 260 fol.; 13,9×12,4 см, пергамен, асомтаврули). Рукопись дефектна, переплет кожаный на деревянной основе, украшен изображениями Распятия (лицевая сторона) и Пресв. Богородицы (оборотная сторона), пасхалия (Fol. 250-260) составлена по образцу иерусалимской (Blake. 1933/1934. P. 265-267). Вместе с Джручским I Четвероевангелием (НЦРГ. H 1660, 936-940 гг.), Пархальским Четвероевангелием (НЦРГ. A 1453, 973 г.) относится к т. н. группе опизской редакции груз. Четвероевангелия, сохранившей древнейший на груз. языке вариант новозаветного текста, распространенный в Грузии в V-X вв. и имеющий большое значение для изучения груз. языка и культуры IV-VI вв. (Марр. 1899. С. 14; Две последние редакции. 1979. С. 80-81). Опизскую версию в работе по новому переводу Евангелия на груз. язык использовал прп. Евфимий Святогорец (Две последние редакции. 1979. С. 82-83).

В 1093 г. Афанасий Опизели переписал в О. переведенный прп. Георгием Святогорцем Параклитик (НЦРГ. А 93. 207 л., пергамен, 33,5×25 см, нусхури; сохранилась 1-я часть). Помимо греческих в сборник включены груз. песнопения, составленные «наставником» Епифанием (по мнению П. Ингороквы, деятелем Хандзты) и Афанасием (Л. 178), и гимны из Кларджетского иадгари: пасхальные песнопения 8-го гласа прп. Григория Хандзтийского, прп. Георгия Мерчуле, Микаела Модрекили, Иоанна Минчхи и груз. анонимных авторов X-XI вв.; будничные песнопения 8-го гласа прп. Георгия Мерчуле; будничные песнопения 8-го гласа анонимного автора (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. 1908. С. 395-398; Ингороква. 1954. С. 062-073; Описание груз. рукописей Церк. музея. 1973. Т. 1. Вып. 1. С. 332-347).

Златокузнечные памятники

Златокузнечная школа О. особенно славилась в XII-XIII вв., наиболее известны Бека Опизари и Бешкен Опизари, создавшие оклады Цкароставского, Бертского II и Анчийского Четвероевангелий, а также чеканное обрамление Нерукотворного образа Анчийский Спас. Стилистический анализ оклада Тбетского II Четвероевангелия (имя мастера неизвестно; XIII в.; фрагмент хранится в Сванети этнографии и истории музее) также указывает на его связь с традициями школы О. (Мачавариани. 2018).

Ист.: Цагарели А. Памятники груз. старины в Св. земле и на Синае. СПб., 1888. (ППС; Т. 4. Вып. 1); Марр Н. Из поездки на Афон // ЖМНП. 1899. Ч. 322. № 3. Отд. 2. С. 1-24; он же. Дневник поездки в Шавш(ет)ию и Клардж(ет)ию // Георгий Мерчуле. Житие Григола Ханцтели. СПб., 1911. С. 189-201. (ТРАГФ; 7); Кондаков Н. Опись памятников древности в нек-рых храмах и мон-рях Грузии. СПб., 1890; Вакушти Багратиони. География Грузии / Введ., пер., примеч.: М. Г. Джанашвили. Тифлис. 1904 (Зап. Кавк. отд. ИРГО; Кн. 25. Вып. 5); он же. То же. Тб., 1973. (КЦ; 4); Такаишвили Е. Археол. экскурсии, разыскания и заметки. Тифлис, 1905. Вып. 2; он же. Тбетское Четвероевангелие // МАК. 1909. Т. 12. С. 151-162; он же. Археол. экспедиция в Лечхуми и Сванети 1910 г. // Он же. Труды. Тб., 2017. Т. 3; Георгий Мерчуле. Житие Григола Ханцтели: (Кименная ред.) / Груз. текст, введ., изд., пер.: Н. Я. Марр. СПб., 1911. (ТРАГФ; 7); То же, изм. загл.: Труд и деятельность жизни св. и блж. отца нашего Григория архимандрита, строителя Ханцты и Шатберди и вместе с ним память многих отцов блаженных // ПДГАЛ. 1963. Т. 1: V-X вв. С. 248-319; Blake R. Catalogue des manuscrits géorgiens de la bibliothèque patriarcale grecque à Jerusalem // ROC. Ser. 3. 1922/1923. Vol. 23. P. 345-445; idem. Catalogue des manuscrits géorgiens de la bibliothèque de laure d'Iviron au Mont Athos // Ibid. 1933/1934. Vol. 29. P. 114-159, 225-271; Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала // КЦ. 1955. Т. 1. С. 139-244 (То же // Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 75-136); Описание груз. рукописей гос. музея Грузии: Колл. Q / Сост.: Е. Метревели. Тб., 1958. Т. 2 (на груз. яз.); Василий Зарзмели. Житие и подвижничество богоносного и блаженного отца нашего Серапиона // ПДГАЛ. 1963. Т. 1: V-X вв. С. 319-347; Описание груз. рукописей Церк. музея: Колл. А / Сост.: Е. Метревели. Тб., 1973. Т. 1. Ч. 1; 1986. Т. 2. Ч. 1 (на груз. яз.); Мат-лы к истории Грузии XVII в.: Описание Грузии, сост. Павлом Алеппским / Сост.: Н. Асатиани. Тб., 1973 (на груз. и рус. яз.); Груз. док-ты IX-XV вв. в собр. Ленинградского отд. Ин-та Востоковедения АН СССР / Пер., коммент.: С. Какабадзе. М., 1982; Макарий Антиохийский, патр. Сведения о Грузии // Армагани: Образцы вост. лит-ры. Тб., 1982. С. 88-122 (на груз. яз.); Мат-лы по истории Юж. Грузии, XIII-XV вв. / Сост.: К. Шарашидзе. Тб., 1982 (на груз. яз.); Корпус груз. ист. док-тов / Сост.: Т. Енукидзе, Н. Шошиашвили, В. Силогава. Тб., 1984. Т. 1: Груз. ист. док-ты IX-XIII вв. (на груз. яз.); Распорядок царского двора / Изд.: К. Сургуладзе. Тб., 1993 (на груз., рус., англ. яз.).
Лит.: Карбелашвили П. [под псевд. Цхвилоели П.] Евангелие Тбетского храма 1162 г., писанное на пергамене // Иверия. Тифлис, 1900. № 229. С. 1-2 (на груз. яз.); Ингороква П. Георгий Мерчуле. Тб., 1954 (на груз. яз.); он же. Краткий обзор истории древнегруз. лит-ры // Он же. Соч. Тб., 1978. Т. 4. С. 241-483 (на груз. яз.); Беридзе В. Архитектура Самцхе XIII-XVI вв. Тб., 1955 (на груз. яз.); Две последние редакции груз. Четвероглава / Исслед.: И. Имнаишвили. Тб., 1979 (на груз. яз.); Шанидзе А. Два чано-менгрельских суффикса в груз. и арм. языках // Он же. Соч. Тб., 1981. Т. 2. С. 24-31 (на груз. яз.); Хоштария Д. Церкви и мон-ри Кларджети. Тб., 2005 (на груз яз.); Джобадзе В. Раннесредневек. груз. мон-ри в историческом Тао, Кларджети и Шавшети. Тб., 2007; Халваши Р. Литературные центры Кларджети // Кларджети. Батуми, 2016. С. 152-158 (на груз. яз.); Шашикадзе З. Кларджети в Османской империи // Кларджети. Батуми, 2016. С. 19-44 (на груз. яз.); Матиташвили Ш. История груз. монашества. Тб., 2017. Т. 1; Мачавариани Е. Опизская златокузнеческая мастерская. Тб., 2018 (на груз. яз.).
Г. Чеишвили

Архитектура

О. расположен на пологом склоне, выровненном высокими субструкциями. Монастырские здания на территории площадью ок. 90×50 м в 1874 г., когда О. посетил полковник Г. Казбек, уже были частично разрушены. Тем не менее комплекс произвел на него сильное впечатление, Казбек сравнил О. с городом. Кафоликон расположен в центре О., его план и пространственная структура относятся ко времени восстановления мон-ря Гуарамом Мампали, церковь была частично перестроена в сер. X в. Казбек отметил разрушение свода зап. рукава кафоликона, Н. и М. Тьерри (1959) - сводов поперечных рукавов и верхних частей стен. После уничтожения памятника в 1965 г. судить об архитектурном облике кафоликона можно по описаниям, чертежам, фотографиям и фрагментам стен.

Кафоликон представлял собой здание т. н. полусвободного креста с крестообразным основным объемом и 2 дополнительными помещениями по сторонам алтарной апсиды. Зап. рукав сильно удлинен (характерно для монастырских церквей Кларджети), его продольные стены членены 5 парами пристенных арок, опирающихся на 3-ступенчатые пилястры. С юга к зап. рукаву примыкал маленький однонефный придел, с востока - портик, оформлявший главный вход в храм. Подкупольными устоями служили углы соединения рукавов. Переход с подкупольного квадрата на круглое основание купола осуществлялся посредством тромпов, включенных в паруса. Эта смешанная система характерна для тао-кларджетской архитектуры 2-й пол. Х в. и относится, как и сам купол, к периоду реконструкции церкви. В отличие от гладких фасадов нижней части здания купол был богато оформлен: 12-гранный барабан окружал аркатурный пояс, опиравшийся на парные полуколонки. Характерными для архитектуры кларджетских монастырей деталями являются ломаная линия карниза барабана и кровля купола в виде полураскрытого зонтика (ранний пример - кафоликон мон-ря Хандзта). Стены выведены грубо обработанными камнями, уложенными в ровные ряды, на фасадах качество кладки было лучше; материалом для арок, проемов и углов стен послужил чисто тесаный пористый камень.

К западу от кафоликона сохранились развалины трапезной. Это большое здание, разделенное на 3 нефа арками, опирающимися на 4 пары столбов. В сев.-зап. углу был устроен небольшой бассейн, в к-рый поступала вода из источника. К юго-западу от храма сохранился нижний этаж 2-ярусной колокольни (2-я пол. XIII или XIV в.). Большое прямоугольное здание с неск. комнатами в вост. части комплекса А. Павлинов атрибутирует как дом настоятеля.

Лит.: Казбек Г. Н. Три месяца в Турецкой Грузии // Зап. Кавк. отдела ИРГО. 1876. Кн. 10. Вып. 1. С. 1-140; Павлинов А. Экспедиция на Кавказ 1888 г. // МАК. 1893. Вып. 3. С. 1-91; Thierry N. et M. Notes d'un voyage en Georgie turque // Bedi Kartlisa: Revue de kartvelologie. N. S. Р., 1960. N 8/9. P. 10-29; Djobadze W. Early Medieval Georgian Monasteries in Historic Tao, Klardjet'i and Šavšet'i. Stuttg., 1992; Хоштария Д. Церкви и мон-ри Кларджети. Тб., 2005 (на груз. яз.); idem (Khoshtaria D.). Past and Present of the Georgian Sinai: A Survey of Architectural History and Current State of Monasteries in Klarjeti // Heilige Berge und Wüsten: Byzanz und sein Unfeld / Hrsg. P. Soustal. W., 2009. S. 77-81, 106-111; Bayram F. Artvin'deki Gürcü manastırların. Istambul, 2005; Bogisch M. Einige Bemerkungen zur Entwicklung der Kirchenarchitektur in den hist. Provinzen Südwestgeorgiens (IX-X Jh.) // JÖB. 2007. Bd. 57. S. 323-344.
Д. Хоштария
Ключевые слова:
Монастыри Грузинской Православной Церкви Опиза, исторический мужской монастырь во имя св. Иоанна Предтечи (V-XVI вв.)
См.также:
АРМАЗИ мон-рь во имя Пресвятой Богородицы неподалеку от г. Мцхета (Грузия)
АРТОЗАНИ село с монастырем во имя святого Шио Мгвимского, Грузия, VII-VIII вв.
АХТАЛА крепость и монастырь в Армении
ВАРДЗИА пещерный муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, Грузия