[Груз. მიმნამორი, მიმნამორო(?)ბულლეტ; тур. Miznazol, Kilisar], муж. мон-рь во имя святых апостолов Петра и Павла (IX-XVI вв.) Анчийской (до XV в.) и Тбетской (нач. XV-XVI в.) епархий Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Ныне М. находится на территории, окормляемой Ахалцихской и Тао-Кларджетской епархией ГПЦ. Расположен в грузинской исторической пров. Кларджети, на левом берегу р. Карчхалки (Чидила), у ее слияния с р. Цхумурки (ныне в дер. Алабалик, иль Артвин, Турция). Относится к группе мон-рей Кларджетской пустыни.
Этимологию названия Мидзнадзори возводят к армянскому слову «миджнадзор» (Միջճաձռր - «посреди ущелья»), что соответствует географическому местоположению мон-ря у слияния рек. Также М. занимал центральное место между кларджетскими обителями Мере, Хандзта, Нука-сакдари и Цкаростави (Марр. 1911. С. 132; Хоштария. 2005. С. 64-65). Появление арм. топонимов в юж. провинциях Грузии обусловлено переселением в эти регионы армян-дифизитов, подвергшихся религ. гонениям в Армении в нач. VII в. Есть также версия, возводящая этимологию М. к груз. понятию «миджна джвари» (მიჯნა ჯვარი - «межевой крест») (Халваши. 2016. С. 152), но эта версия считается менее вероятной.
М. впервые упоминается в Житии прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели), созданном Георгием Мерчуле в 951 г. На основании данных источника можно установить, что мон-рь был основан в 20-30-х гг. IX в.; его строителем и 1-м игуменом был «великий отец» и «строитель монастырей» прп. Давид Мидзнадзорели, сподвижник прп. Григория Хандзтийского. В Житии также названы имена учеников прп. Давида: свт. Илариона, «отца и строителя» мон-ря Цкаростави (католикос Картли в 50-х гг. IX в.), и прп. Захарии, основателя и игумена мон-ря Баретелта (Георгий Мерчуле. 1911. С. la-lb, 108; Он же. 1963. С. 275). Наличие этих имен в тексте свидетельствует о том, что братия М. принимала активное участие в основании др. мон-рей Кларджетской пуст. (Ингороква. 1954. С. 353-354). Среди монахов М. IX в. известен прп. Михаил Парехели, впосл. подвизавшийся в пещерах и основавший мон-рь Парехи (Георгий Мерчуле. 1911. С. lz-lA, 113-114; Он же. 1963. С. 280-281). Как и др. обители Кларджети, М. пользовался особым покровительством грузинского правящего дома Багратиони, поскольку «святые те пустыни были построены ради мира и спокойствия и молитвы за... царей» (ПГП. 1965. Т. 2. С. 8; Грузинские док-ты. 1982. С. 36; Корпус груз. ист. док-тов. 1984. С. 33). Первые представители Багратиони, Баграт I Куропалат (826-876) и его братья Адарнасе I († 867/869) и Гуарам I Мампали († 882), «поклонились в Мидзнадзори, Цкаростави и Баретелте и в их окрестностях; там также сделали они вклады, приняли благодать от святых церквей, блаженных отцов, достойных и святых подвижников, каждой из пустынь определили ее границы» (Георгий Мерчуле. 1911. С. lg, 109; Он же. 1963. С. 276). Правители Тао-Кларджети эриставт-эристави Гурген Великий (918-941) и царь Гурген II (994-1008) и цари единой Грузии Баграт III (1008-1014) и Георгий I (1014-1027) щедро одаривали М. лесами и угодьями. Между 1054 и 1072 гг. царь Грузии Баграт IV (1027-1072), подтвердив дарственные грамоты своих предшественников, определил границы территории М. следующим образом: «...с юга Самцкрис-цкали до ее слияния с Шавшетис-цкали и Тихарис-клде, вдоль по хребту; с запада - Ежуанта-кеди; с севера - Дидубис Хертвиси и Сакатмис-кари, вдоль по хребту, большой хребет Ерт-кари. Эти пределы, бесспорно (принадлежат.- Авт.), мидзнадзорийцам» (Решение Баграта IV по поводу тяжбы мидзнадзорийцев и опизарцев // ПГП. 1965. Т. 2. С. 8-9; Грузинские док-ты. 1982. С. 36-37; Корпус груз. ист. док-тов. 1984. С. 33). В X в. при поддержке светской власти крупномасштабные строительные работы были проведены в М., Хандзте, Шатберди и Опизе (Хоштария. 2005. С. 68); т. о. М. превратился в «громадный для этого края (Кларджети.- Авт.) храм» (Марр. 1911. С. 131). Обители Кларджетской пуст., в т. ч. и М., считались царскими: царский двор непосредственно пользовался их доходами или жаловал их крупным сановникам. В 1-й пол. XIII в. атабаг и амирспасалар (главнокомандующий) Грузии Аваг Мхаргрдзели († 1250) освободил кларджетские обители от хараджа (налога в пользу светских сюзеренов), в ознаменование чего 20 дек. в М. был установлен день поминовения (агапа) Авага (НЦРГ. A 97. Л. 66; Клдиашвили. 2005. С. 298). Настоятели М. участвовали в заседаниях дарбази - совещательного органа при царском дворе (Распорядок царского двора. 1993. С. 62).
Во главе М. стоял игумен, к-рый подчинялся архимандриту 12 кларджетских пустыней. До XV в. М. входил в Анчийскую епархию, к нач. XVI в. отошел Тбетской епархии. Эта перемена, возможно, была связана с политикой правителей южногруз. княжества Самцхе-Саатабаго Джакели, которые стремились к полной, в т. ч. и церковной, независимости. К XV в. они завладели мон-рями Кларджети: представители этого рода, а также связанных с Джакели феодальных домов Боцосдзе, Абусерисдзе, Панаскертели, Шаликашвили и др. упоминаются в синодиках XV-XVI вв. М. и монастыря Цкаростави (Клдиашвили. 2005. С. 298-299). Во 2-й пол. XV в. Вада Боцосдзе, представитель младшей ветви Джакели, освободил М. от бажи (дорожной пошлины), после чего в его честь также была установлена агапа (НЦРГ. A 97. Л. 232 об.- 233; Клдиашвили. 2005. С. 299). О пожертвованиях «Мидзнадзори и храму св. апостолов» говорится в приписках XV-XVI вв. к рукописи НЦРГ. A 97 (Клдиашвили. 2005. С. 295). Из приписок к древнегруз. рукописям известны неск. настоятелей М. 1-й пол. XVI в.: Зосима (Хантубидзе) (Hieros. Patr. iver. 49. Fol. 214v; НЦРГ. H 2211. Л. 49 об.; НЦРГ. H 2338. Л. 2), Иосиф (Хантубидзе) (НЦРГ. A 503. Л. 302 об.) и Варфоломей (Балавадзе) (НЦРГ. A 97. Л. 294) (Кекелия, Хоситашвили. 2011. С. 199-203; Халваши. 2016. С. 158). В сер. XVI в. турки завоевали Тао-Кларджети; М., как и др. обители региона, постепенно опустел и пришел в упадок. Н. Я. Марр, побывавший здесь в 1904 г., назвал его «по местоположению... лучшим из всех, мною виденных пока в этих краях» (Марр. 1911. С. 131).
Известно, что в М. покоились частицы мощей ап. Варфоломея; также здесь хранилась икона св. апостолов Петра и Павла (ПГП. 1965. Т. 2. С. 8; Грузинские док-ты. 1982. С. 36; Корпус груз. ист. док-тов. 1984. С. 33). Описание иконы не сохранилось. В 1-й пол. XVI в. ее украсил Деметре Мачутадзе, выходец из Зап. Грузии (НЦРГ. A 97. Л. 148 об.; Клдиашвили. 2005. С. 304).
Довольно быстро после основания М. стал крупным центром груз. культуры. Георгий Мерчуле среди «святых людей», которые «от времени до времени озаряли» в т. ч. и кларджетские обители, выделяет своего современника прп. Иакова Великого, который «воссиял в Мидзнадзорском ущелье... многообразными талантами украшенный... вместе с божественными друзьями, как утренняя заря среди звезд» (Георгий Мерчуле. 1911. С. ng, 126; Он же. 1963. С. 293). М. имел тесные связи с груз. общинами Екатерины великомученицы монастыря на Синае и мон-рей Афона. Хорошо известен церковный деятель 2-й пол. X в. Кириак (Квирике) Мидзнадзорели: став настоятелем (дикеем) груз. общины мон-ря вмц. Екатерины, он заказал переписать неск. рукописных книг (Sinait. iber. 30, 38, 47, 58 и др.) (Халваши. 2016. С. 154-155). Значительной заслугой М. считается копирование и распространение хранившегося в мон-ре Великого Синаксаря прп. Георгия Святогорца (НЦРГ. A 97). В XI в. братия М. перенесла на поля Синаксаря дни памяти груз. святых из т. н. Кларджетского Синаксаря: мч. Або Тбилисского (7 янв.), Колайских мучеников (12 февр.), прп. Григория Хандзтийского (5 окт.) и др. Кларджетский (Мидзнадзорский) Синаксарь имеет значение для изучения становления груз. церковного календаря (Ингороква. 1954. С. 354; Он же. 1978. С. 458-460; Клдиашвили. 2005. С. 296-297). Приписка XIII в. содержит ценное свидетельство о канонизации не позднее 1-й пол. XIII в. «святой и блаженной царицы Тамары» и установления дня ее поминовения (1 мая) (Клдиашвили. 2005. С. 297). Литературно-богословская деятельность в М. не прекращалась до XVI в. Известен каллиграф 1-й пол. XVI в. Иордан (Хантубидзе) (Кекелия, Хоситашвили. 2011. С. 202). М. был также миссионерским центром: в поздней приписке к рукописи НЦРГ. A 97 упомянут некий Хитар, «обращенный из армян в христианство» (Описание груз. рукописей. 1973. С. 443).
Кафоликон М. сильно разрушен, он представлял собой здание т. н. полусвободного креста с крестообразным основным объемом и 2 дополнительными помещениями по сторонам алтарной апсиды. Еще одно небольшое помещение, в сев.-зап. углу, было пристроено несколько позднее. Купол опирался на углы рукавов. Зап. рукав удлинен, что является особенностью монастырских церквей Кларджети (Опиза, Долискана, Ени-Рабат). Его продольные стены были расчленены 3 парами пристенных арок, опирающихся на усеченные пилястры. С запада к западному рукаву примыкал портик, оформляющий главный вход в храм. Сохранились сев. рукав, северная и частично западная стены зап. рукава, жертвенник (сев. приалтарное помещение) кафоликона. Вся юж. часть здания, алтарная апсида, своды и купол утрачены.
Церковь построена из грубо обработанных песчано-сероватых камней среднего размера, уложенных в правильные ряды. Резной декор на здании не сохранился, его фрагменты вставлены в хозяйственные постройки местных жителей недалеко от монастырских развалин. По характеру исполнения они относятся к X в. Однако строительная техника и план церкви указывают скорее на IX в. Очевидно, первоначальная церковь, построенная прп. Давидом Мидзнадзорели, была восстановлена или переделана в сер. X в.
К северу от кафоликона находилась монастырская трапезная. По свидетельству Марра, это было сводчатое здание прямоугольного плана, построенное из крупных камней. Строение почти целиком разрушено. К югу от церкви сохранились 4 небольшие комнаты (кельи), выстроенные в ряд и крытые коробовыми сводами. Крыша не сохранилась, но, очевидно, она была общая.