Арх. Гавриил. Роспись собора Христа Спаситебя в г. Цаленджиха, Грузия. 1384–1396 гг. Мастер Мануил Евгеник
Арх. Гавриил. Роспись собора Христа Спаситебя в г. Цаленджиха, Грузия. 1384–1396 гг. Мастер Мануил Евгеник [Греч. Μανουὴλ ὁ Εὐγενικός], греч. художник к-польского происхождения, в 80-90-х гг. XIV в. работал над росписью собора Христа Спасителя в
Цаленджихе (Зап. Грузия, Мегрелия). Имя художника упоминается в 3 надписях - 2 грузинских (выполнены асомтаврули) и греческой, к-рые размещены на сев.-зап. и юго-зап. подкупольных столпах храма в Цаленджихе. Надпись на греч. языке сделана художником от первого лица: «Αμαρτωλου Μανουηλ του Ευγενικου του ξυγραφου» («[моление] грешного Мануила Евгеника живописца»). В груз. надписях перед именем художника стоит კირ ([kyr]) - калька с греч. κύριος, т. е. «господин» (иногда ошибочно трактуется как часть имени мастера). Надписи сообщают, что роспись была исполнена по заказу Вамеха I Дадиани, пригласившего к-польского художника, за к-рым в визант. столицу были отправлены груз. художники Махаребели Квабалия и Андроник Габисулава. Дата в надписи отсутствует, но упоминание в ней «эриставт эристава мандатурухуцеса Дадиани Вамека», т. е. Вамеха I Дадиани, управлявшего областью Одиши (историческая провинция Зап. Грузии, в которой находится храм) в 1384-1396 гг., дает основание для датировки фресок. Князья Дадиани, известные своими политическими амбициями и неоднократно называемые в источниках «царями» (особенно Вамех I, завоевавший часть абх. территорий, чеканивший свою монету в Цхуми (Сухуми)), имели возможность пригласить художников из столицы Византии.
Стиль фресок Цаленджихи находит аналогии в византийских памятниках, относящихся к классицистическому направлению позднепалеологовской живописи. Среди произведений 2-й пол. XIV в. Х. Бельтинг особо выделил икону-диптих с изображениями Божией Матери «Одигитрия» и сцены «Снятие со Креста», посл. четв. XIV в., из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (G., Sôtiriou М. 1956. Vol. 1. Pl. 234). Эта икона, как считает Бельтинг (Belting. 1979. P. 111-112), настолько близка к фрескам, исполненным М. Е., что могла бы быть написана им (это предположение носит характер частного мнения). Кроме информации о росписи цаленджихского храма, достоверных сведений о др. работах М. Е. не сохранилось.
В росписи Цаленджихи прослеживается неск. манер, свидетельствующих о работе М. Е. в составе артели. По мнению И. Лордкипанидзе и С. В. Свердловой (Лордкипанидзе. 1992. С. 145; Свердлова. 2013. С. 311), один из членов артели мог впосл. расписать усыпальницу Вамеха Дадиани и членов его семьи в мон-ре Хоби (1384-1396), что подтверждается стилистической близостью памятников.
Творчество М. Е., в котором проявились стилистические тенденции палеологовской живописи, оказало значительное влияние на более позднее груз. искусство (напр., росписи храма в Набахтеви, ок. 1412-1431, ц. св. Георгия в монастыре Гелати, XVI в.).
Лит.:
G., Sôtiriou M. Icônes du Mont Sinaï. Athènes, 1956-1958. 2 vol.;
Belting H. Le peintre Manuel Eugenikos de Constantinople, en Géorgie // Cah. Arch. 1979. Т. 28. P. 103-114;
Лордкипанидзе И. Роспись в Цаленджиха: Худож. Кир Мануил Евгеникос и его место в груз. средневек. монументальной живописи. Тб., 1992. С. 12-16;
Свердлова С. В. Программа росписи придела Вамека Дадиани в Хоби // ВВ. 2013. Т. 72(97). С. 301-315.
С. Н. Татарченко