Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

СЕН-ДЕНИ
62, С. 409-415 опубликовано: 25 ноября 2025г. 


СЕН-ДЕНИ

Кафедральный собор Сен-Дени. 1130–1144 гг. Фотография. 2017 г. Фото: В. А. Заварицкая
Кафедральный собор Сен-Дени. 1130–1144 гг. Фотография. 2017 г. Фото: В. А. Заварицкая

Кафедральный собор Сен-Дени. 1130–1144 гг. Фотография. 2017 г. Фото: В. А. Заварицкая
[лат. abbatia Sancti Dionysii; франц. abbaye de Saint-Denis], католич. бенедиктинское аббатство св. Дионисия, с 1966 г. епископская кафедра; усыпальница мн. франкских и французских королей. Расположено в г. Сен-Дени, в 9 км к северу от Парижа.

До нач. VIII в.

Церковь св. Дионисия, при к-рой к 1-й четв. VII в. сложилась религ. община, обязана своим появлением почитанию св. Дионисия, еп. Паризиев (ныне Париж) (см. ст. Дионисий Ареопагит), оформившемуся, по-видимому, в IV в. Наиболее ранние нарративные источники, на основании к-рых можно реконструировать становление культа,- противоречивые агиографические сочинения, а также единственное сообщение о миссии св. Дионисия в «Историях» (Historiarum libri X; 2-я пол. VI в.) св. Григория Турского. В 3 версиях Жития св. Дионисия (кон. VI-IX в.) и в Житии св. девы Геновефы (Женевьевы) возникновение почитания святого изложено по-разному. Самый ранний лат. агиографический текст - древнейшая версия Мученичества св. Дионисия, т. н. Gloriosa (кон. VI в.; BHL, N 2171; MGH. AA. T. 4. P. 101-105), опирается на источники нач. VI в. и сообщает, что сщмч. Климент, еп. Римский, отправил святого в Галлию, где тот принял мученическую смерть вместе со своими помощниками Рустиком и Елевферием (Элевтерием). Стараниями некой благочестивой матроны тела убиенных перенесли в сел. Катуллиак к северу от Паризиев, где она распорядилась похоронить мучеников на принадлежавшей ей земле и построить на месте их погребения церковь. Др. текст VI в., Житие св. девы Геновефы, не сообщает о спутниках св. Дионисия, но утверждает, что одним из славных дел, совершённых св. Геновефой, было строительство новой церкви на месте погребения св. Дионисия (вероятно, в 50-х гг. V в.). В отличие от этих 2 текстов, относящих события к рубежу I и II вв., Григорий Турский в «Историях» датирует мученичество и погребение святого временем правления имп. Деция (249-251) (Greg. Turon. Hist. Franc. I 30). Археологические изыскания, однако, указывают на то, что некрополь в Катуллиаке, небольшом селении на периферии Паризиев, возник не ранее IV в. При этом он действительно сформировался вокруг 3 погребений, выделявшихся на фоне прочих глубиной и наличием над ними некоего надгробия наподобие мавзолея. Вероятно, эти погребения относятся к периоду гонений на христиан в 303-313 гг., начатых имп. Диоклетианом (284-305), тогда как мавзолей появился уже несколько позже - после издания Миланского эдикта.

Со временем некрополь заметно увеличился; этому способствовала существовавшая среди галло-рим. населения практика погребения «подле святых» (ad sanctos). Т. о., к нач. VI в., когда были созданы наиболее ранние тексты агиографической традиции, свидетельствующие о почитании св. Дионисия в Паризиях, культ был уже довольно развит, а 1-я церковь, возведенная на месте 3 погребений, была перестроена св. Геновефой. Традиция погребения «подле святых» была перенята франк. знатью, мн. представители к-рой тоже выбирали местом захоронения прославленный некрополь возле сел. Катуллиак: археологические раскопки позволили идентифицировать десятки богатых франк. погребений меровингской эпохи к северу от базилики. Однако более всего об особом значении этого кладбища, существовавшей при нем церкви и почитания св. Дионисия говорит тот факт, что во 2-й пол. VI в. в некрополе впервые была похоронена представительница королевской династии Меровингов - кор. Арегонда (Арнегунда; † 574/80), одна из жен Хлотаря I, короля всех франков (558-561); погребение королевы было обнаружено в 1959 г. в крипте базилики.

О существовании в нач. VII в. религ. общины и о ее особой связи с королевской династией свидетельствует сохранившаяся грамота 625 г., в к-рой король Нейстрии Хлотарь II (584-629) называет св. Дионисия своим небесным покровителем (peculiaris patronus noster) и подтверждает право общины на имущество, завещанное ей неким Дагобертом (inluster vir Daobercthus - MGH. Dipl. T. 1. P. 75-77). Возможно, речь идет о сыне Хлотаря II, буд. кор. Дагоберте I (629-638/9), к-рого монастырская традиция считала подлинным основателем аббатства. Согласно «Деяниям Дагоберта» (MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 399-425), жизнеописанию короля, созданному в С.-Д. в 1-й трети IX в. и в значительной мере основанному на архивных документах, а также грамотам, относящимся ко времени правления Дагоберта I, король наделил монашескую общину обширными владениями, освободил из-под власти епископа Паризиев, пожаловал право самостоятельно избирать аббата, а также распорядился установить по образцу ц. мч. Маврикия в Агауне (ныне Сен-Морис, Швейцария), одной из самых почитаемых обителей того времени, непрерывную псалмодию (laus perennis) во спасение души. Перед смертью в 638 или 639 г. кор. Дагоберт I изъявил желание быть похороненным в аббатстве и стал, т. о., 1-м королем, погребенным на территории этого мон-ря; эта традиция с многочисленными перерывами сохранялась до 1824 г.

Ок. 650 г. св. кор. Бальтхильда († 680) распорядилась о том, чтобы община каноников, живших при ц. св. Дионисия, соблюдала монашеский устав (ut sub sancto regulari ordine fratres infra ipsa loca consistentes vivere deberent - Ibid. P. 493). После смерти в 657 г. кор. Хлодвига II, сына Дагоберта I и мужа Бальтхильды, также похороненного в С.-Д., базилика на неск. десятилетий утратила статус королевской усыпальницы. С возвышением династии Каролингов связь С.-Д. с правителями Франкского гос-ва только упрочилась.

Сер. VIII-IX в.

Еще до низложения правителей из династии Меровингов (751) представители набирающих влияние Каролингов стремились поддерживать контакты с аббатством. Для укрепления своей власти майордом Карл Мартелл († 741) сделал себя светским аббатом монастыря и, подобно меровингским правителям, пожелал быть похороненным в С.-Д. Его сын и преемник Пипин Короткий (единоличный король франков в 751-768) в борьбе за власть в значительной мере опирался на С.-Д., где, вероятно, был воспитан. В 749/50 г. аббатом С.-Д. стал Фульрад († 784), ближайший сподвижник Пипина, что способствовало укреплению тесной связи между мон-рем и Каролингами. Искусный дипломат, аббат Фульрад выступил посредником в переговорах между Пипином и противостоявшей ему знатью. Когда Пипин (тогда еще майордом, но уже обладавший фактически королевской властью) задумался о формальном низложении Меровингов, именно Фульрад был отправлен в Рим, чтобы получить благословение на это от папы Захарии (741-752). В 754 г. папа Римский Стефан II(III) (752-757) согласился короновать Пипина Короткого в обмен на защиту от лангобардов. Торжественная церемония, проведенная в С.-Д. 28 июля 754 г., свидетельствовала о появлении у власти Каролингов священного, фактически теократического, основания. По замыслу Пипина Короткого, коронация в аббатстве, основанном предыдущей королевской династией, должна была подчеркнуть законность его власти и ее преемственность с предыдущей эпохой. После коронации Пипин Короткий, продолжив покровительствовать аббатству, сделал много пожалований мон-рю, а также распорядился воплотить в жизнь 1-й грандиозный план перестройки С.-Д., разработанный Фульрадом, к-рый к тому времени получил от папы Стефана право носить далматику и некоторые епископские инсигнии.

В 775 г. была освящена новая церковь аббатства С.-Д. Как свидетельствуют данные раскопок и описание новой базилики, составленное в 799 г. (Karlsruhe. Bad. Landesbibl. Aug. Perg. 238. Fol. 159v - 160r), она существенно превосходила размерами предыдущую церковь. К кон. 70-х гг. VIII в. относится, по-видимому, и новая версия Мученичества св. Дионисия (BHL, N 2178-2179; ActaSS. Oct. T. 4. P. 792-794). Хотя этот текст основывался на Gloriosa, к повествованию были добавлены 2 важных сюжета. Во-первых, появилась легенда о кефалофории: святой, будучи обезглавлен, чудесным образом взял свою главу, покинул Паризии и пришел в Катуллиак, на место, где впосл. было основано аббатство. По-видимому, эту легенду следует трактовать в контексте противостояния аббатства С.-Д. и епископов Парижа, к-рые желали получить контроль над центром популярного культа или хотя бы над частью мощей св. Дионисия. Рассказ о том, что священномученик сам удалился из Паризиев, должен был, по мнению составителя новой версии Мученичества, служить дополнительным аргументом в пользу независимости аббатства от епископов. Во-вторых, в новой версии Мученичества св. Дионисий отождествлялся с Дионисием Ареопагитом, афинянином, к-рого обратил в христианство ап. Павел (Деян 17. 34). В тексте утверждалось, что новообращенный Дионисий Ареопагит стал проповедовать и приехал в Рим, где Климент, еп. Римский, рукоположил его во епископа и отправил в Галлию. По-видимому, по замыслу составителя новой версии Мученичества, фигура св. Дионисия, с одной стороны, символизировала единство западной и восточной ветвей христианства, с другой - демонстрировала прямую преемственность Церкви Галлии с апостольской традицией, что ставило С.-Д. фактически на одну ступень с Римом.

Поиск в фигуре св. Дионисия связующего звена между Востоком и Западом мог быть обусловлен попытками франк. королей Пипина Короткого и Карла Великого (768-814; император с 800) породниться с помощью династических браков с визант. императорами. Отождествление св. Дионисия с Дионисием Ареопагитом вызвало полемику. В нач. 80-х гг. VIII в. была создана полемическая проповедь (PL. 56. Сol. 1144-1151), автор к-рой стремился доказать обоснованность отождествления 2 персонажей. Он утверждал, что обратился к греч. текстам с целью установить истину и, по его словам, нашел в них неопровержимые доказательства своей правоты. По-видимому, эта проповедь - 1-е косвенное указание на знакомство зап. эрудитов с псевдодионисийским корпусом (см. «Ареопагитики») до того, как рукописи с этими текстами (Paris. gr. 437) были получены в подарок от визант. имп. Михаила II Травла (820-829). Проповедь также служит важным аргументом в пользу того, что отождествление св. покровителя аббатства с афинским неофитом произошло до времени, когда аббатом был Хильдуин (Гильдуин; 814-840), к-рого считали автором этой теории (Helvetius A.-M. Un sermon anonyme en l'honneur de St. Denis de Paris (BHL, 2187) // Bull. de la Société nat. des antiquaires de France, 2013. P., 2015. P. 214-225).

Хотя аббат Хильдуин и не был создателем теории, отождествляющей св. Дионисия, еп. Паризиев, с Дионисием Ареопагитом, именно под началом этого предстоятеля и отчасти непосредственно им самим были созданы агиографические и исторические тексты, сыгравшие ключевую роль в формировании самосознания монашеской общины. Аббат Хильдуин способствовал улучшению отношений между мон-рем и представителями правящей династии. Став одним из приближенных советников имп. Людовика Благочестивого (814-840), аббат Хильдуин добился от него подтверждения всех прав и привилегий монастыря. В 834 г., когда Франкскую державу постиг тяжелый кризис, спровоцированный столкновением имп. Людовика Благочестивого с сыновьями, Хильдуин принял сторону императора в междоусобной войне. Одержав верх, император объяснил свою победу заступничеством св. Дионисия и повелел Хильдуину составить новое Житие св. покровителя. На основании предшествующих текстов было написано Житие, получившее широкое распространение на лат. Западе (BHL, N 2175; PL. 106. Сol. 23-50) и ставшее ключевым текстом для истории аббатства. Согласно этому сочинению, ап. Павел рукоположил св. Дионисия во епископа Афинского, а впосл. благословил его вести миссионерскую деятельность по всей Галлии. Хильдуин объединил все детали легенды, а также перевел на лат. язык «Ареопагитики».

Сподвижник аббата Хильдуина, Гинкмар († 882), буд. архиепископ Реймсский, составил соч. «Деяния Дагоберта», а также Чудеса св. Дионисия (BHL, N 2202-2203; 3-я книга этого произведения написана позже первых 2). После смерти Хильдуина и короткого правления в С.-Д. его преемника, аббата Людовика († 867), имп. Карл Лысый (875-877) стал светским аббатом С.-Д., владения мон-ря перешли под непосредственный контроль короны. Император щедро одаривал аббатство, сделал большой вклад в развитие монастырской б-ки, преподнес в дар несколько богато украшенных рукописей - т. н. Вторую Библию Карла Лысого (Paris. lat. 2), Евангелия из С.-Д. (Ibid. 9387) и Сакраментарий из С.-Д. (Ibid. 2290). При Карле Лысом аббатство подверглось набегам викингов: в 845 г. императору удалось откупиться от нападения; во время набега 857 г. аббат попал в плен; в 865 г. мон-рь был разграблен. Хотя часть хранившихся в С.-Д. ценностей была заблаговременно вывезена, последствия нападений были катастрофическими: на протяжении почти 2 последующих столетий аббатство пребывало в упадке.

Кон. XI-XII в.

Возрождение обители началось на рубеже XI и XII вв., когда мон-рем перестали управлять непосредственно короли, присваивавшие существенную часть доходов, и когда обитель была реформирована выходцами из бургундского аббатства Клюни, сторонниками клюнийской реформы. На 1-ю пол. XII в. пришелся период наивысшего расцвета С.-Д., апогеем к-рого стало время, когда аббатом был Сугерий (1122-1151).

Соглашение между Сугерием, аббатом Сен-Дени, и Гуго I, графом Руси. 1145 г. (Национальный архив Франции. AE/II/155)
Соглашение между Сугерием, аббатом Сен-Дени, и Гуго I, графом Руси. 1145 г. (Национальный архив Франции. AE/II/155)

Соглашение между Сугерием, аббатом Сен-Дени, и Гуго I, графом Руси. 1145 г. (Национальный архив Франции. AE/II/155)
При Cугерии аббатство стало не только важнейшим духовным, но и политическим центром королевства. Попав в С.-Д. как облат в возрасте 10 лет в 1091 г., Сугерий уже в нач. XII в. благодаря своим талантам занял важную позицию в монашеской общине. В 1106 г. он был назначен управляющим нормандскими владениями аббатства, к-рые ему удалось сделать доходными. Став аббатом, он энергично принялся за реформу мон-ря. За 5 лет он смог восстановить строгую монашескую дисциплину. Знание истории аббатства и его архивов позволило Сугерию вернуть под контроль С.-Д. мн. владения, захваченные светскими сеньорами в эпоху упадка мон-ря. Будучи талантливым администратором, аббат смог значительно увеличить доходы обители и начать в 1130 г. масштабные работы по перестройке церкви, к-рая, по замыслу Сугерия, должна была стать символом королевской власти и присутствия Бога на земле. 9 июня 1140 г. был освящен нартекс (притвор) с 2 башнями (одна завершена уже после смерти Сугерия, разобрана в 1846), к-рый полностью преобразил зап. фасад. Скульптурный ансамбль, украшавший порталы нартекса, стал одним из первых образцов готической скульптуры. До перестройки притвора в 1771 г. откосы порталов были оформлены фигурными колоннами, представлявшими ветхозаветных царей. На бронзовых створках дверей центрального портала (утрачены в XVIII в., реконструкция 1842-1843 гг.) были изображены Страсти Христовы и Воскресение Христа, на тимпане и архивольтах - сцены Страшного Суда. На тимпане правого портала было представлено последнее причастие св. Дионисия из рук Христа; оригинальный тимпан левого портала был заменен в XVI и XIX вв. и не сохранился, однако, как известно из сочинения Сугерия, он был украшен мозаичным панно, предположительно изображавшим Пресв. Богородицу во славе (коронование Богоматери).

В 1140-1144 гг. с вост. стороны к нефу эпохи Фульрада была пристроена новая апсида с двойным амбулаторием и венцом капелл, считающаяся одним из первых и наиболее выдающихся памятников готической архитектуры. Символическое значение своего проекта перестройки церкви аббат Сугерий объяснил в 2 трактатах («Liber de rebus in administratione sua gestis» и «De consecratione ecclesie sancti Dionisii»). По-видимому, его архитектурный замысел был пронизан неоплатоническими идеями, почерпнутыми из «Ареопагитик», гл. обр. из соч. «О небесной иерархии», а также из комментариев к нему, составленных Гуго Сен-Викторским († 1141). Сугерий считал, что красота - свет, исходящий из божественного источника, а потому созерцание предметов, преображенных светом, дает возможность созерцающему в анагогическом движении вознестись от видимых вещей к невидимым и далее к источнику света - Богу. Чтобы наполнить светом старый неф каролингской эпохи, капеллы новой апсиды были украшены витражами во всю высоту стен, вдоль них фактически шли 2 амбулатория, разделенные 12 колоннами, что увеличивало объем заполняемого светом пространства. Согласно Сугерию, на строительство апсиды, заложенной 14 июля 1140 г., ушло 3 года и 3 месяца; 11 июня 1144 г. она была торжественно освящена. На церемонии присутствовали 19 епископов (в т. ч. архиепископ Кентерберийский Вильгельм Корбейский), а также кор. Людовик VII с супругой Алиенорой Аквитанской и матерью Аделаидой Савойской. Король собственноручно перенес мощи св. Дионисия из крипты, выстроенной во времена аббата Хильдуина, в богато украшенную раку в алтарной части церкви. В последние годы правления Сугерия был выстроен также сев. портал (т. н. портал Валуа), сохранившийся лучше западных, сильно перестроенных позднее. Портал символизирует связь династии Капетингов со св. Дионисием: 6 фигурных колонн на откосах портала изображают первых королей династии, а на тимпане помещен барельеф с изображением мученичества святого.

Северный портал собора Сен-Дени (т. н. портал Валуа). XII в. Фотография. 2010 г. Фото: В. А. Заварицкая
Северный портал собора Сен-Дени (т. н. портал Валуа). XII в. Фотография. 2010 г. Фото: В. А. Заварицкая

Северный портал собора Сен-Дени (т. н. портал Валуа). XII в. Фотография. 2010 г. Фото: В. А. Заварицкая
Активное участие аббата Сугерия в политической жизни Французского королевства способствовало укреплению связей аббатства с Папским престолом и европейскими монархами. Сугерий неоднократно ездил с посольскими миссиями в Рим, в т. ч. в 1121 г. участвовал в посольстве, отправленном к папе Римскому Каллисту II (1119-1124) во время конфликта папы с имп. Генрихом V (1106-1125). Аббат имел широкие связи при англ. королевском дворе, приобретенные еще в то время, когда он управлял монастырскими владениями в Нормандии. Сугерий был сподвижником и личным другом кор. Людовика VI Толстого (1108-1137), с к-рым вместе воспитывался в С.-Д. Он стал ближайшим советником при сыне Людовика VI, кор. Людовике VII (1131-1180), во время участия Людовика VII во 2-м крестовом походе (1147-1149) Сугерий управлял королевством как регент. На этом посту ему удавалось поддерживать в королевстве мир. При Сугерии в С.-Д. стали торжественно отмечать день рождения короля. Аббат добился того, что важнейшими символами франц. монархии стали хранившиеся в монастыре реликвии: т. н. трон Дагоберта (в действительности создан на рубеже VIII и IX вв.) и орифламма, которую кор. Людовик VI в 1124 г. сделал своим знаменем. Будучи регентом Французского королевства, Сугерий хранил в С.-Д. королевскую печать. Время, когда аббатство возглавлял Сугерий, стало периодом наибольшего влияния мон-ря; хотя С.-Д. не утратил своего значения и в XIII-XIV вв., в дальнейшем он никогда не играл столь важной политической роли.

Средневековое историописание в С.-Д.

С 1-й пол. XII в. историописание стало главной формой культурной жизни в С.-Д. В мон-ре было написано соч. «Деяния народа франков» (Gesta gentis Francorum), заложившее основу длинной историографической традиции. Ее характерной чертой было особое внимание к фигурам и деяниям королей, что значительно отличало ее от большинства предыдущих «всеобщих» хроник. Хронисты из С.-Д. стремились собрать в своих текстах все доступные исторические сведения, чтобы в деталях представить жизнь и правление того или иного монарха и предложить своего рода офиц. трактовку описываемых событий. Оформление такого подхода также связано с аббатом Сугерием, к-рый составил жизнеописание кор. Людовика VI. В этом сочинении он объяснял все действия короля божественной волей, предлагая тем самым миф, легитимирующий власть Капетингов, к-рую Сугерий видел воплощением идеальной королевской власти. Жизнеописание кор. Людовика VII, составленное мон. Одоном Дейльским († 1162; с 1151 аббат С.-Д.), несколько отступило от традиции, поскольку задачей этого произведения было представить не все правление короля, а только один из его эпизодов - участие в крестовом походе. С кон. XII до сер. XIII в. в монастыре были созданы «Деяния Филиппа Августа, короля франков» (Gesta Philippi Augusti Francorum Regis) мон. Ригора († ок. 1208), анонимные «Деяния Людовика VIII» (Gesta Ludovici VIII) и составленные мон. Гийомом де Нанжи († 1300) жизнеописания королей Людовика IX Святого (1226-1270) и Филиппа III Смелого (1270-1285). С нач. XIII в. в ответ на желание королей посредством историописания монополизировать право на трактовку прошлого в офиц. сочинениях на латыни франц. сеньоры начали заказывать монахам др. мон-рей сочинения на старофранц. языке: «Хронику французских королей» (Chronique des rois de France) Бетюнского анонима, «Историю Юлия Цезаря» (Hystore de Julius Cesar) Жана де Тюэна и др.

Рождество Христово. Витраж собора Сен-Дени. XII в. Фото: В. А. Заварицкая
Рождество Христово. Витраж собора Сен-Дени. XII в. Фото: В. А. Заварицкая

Рождество Христово. Витраж собора Сен-Дени. XII в. Фото: В. А. Заварицкая
В 1274 г. мон. Примат написал 1-ю часть «Больших французских хроник» (Grandes Chroniques de France), излагающих на старофранц. языке историю Франции от легендарных троянских прародителей франков до кор. Филиппа II Августа (1180-1223). Автор основывался на лат. исторических сочинениях, созданных в аббатстве. Мон. Примат перевел их на франц. язык, но часто не задумывался о том, чтобы унифицировать стиль повествования, а иногда и весьма различавшиеся точки зрения. Монахи С.-Д. продолжали «Большие французские хроники» до 1340 г., после чего кризисы, связанные с эпидемией чумы (т. н. черная смерть) и со Столетней войной (1337-1453), заставили их прервать работу, к-рая больше не возобновлялась.

Кон. XII-XIV в.

В 1180 г., во время коронации Филиппа II Августа, в аббатстве были впервые использованы новые регалии - золотые шпоры и меч Жуайёз (франц. «Радостный»), который с кон. XIII в. отождествляли с упоминаемым в «Песни о Роланде» мечом кор. Карла Великого. Кор. Филипп II Август заказал эффигию (скульптурное надгробие), поддерживаемую 4 бронзовыми львами, для могилы имп. Карла Лысого в С.-Д., положив тем самым начало формированию королевского некрополя: ранее всех монархов хоронили под простыми плитами. Перезахоронение Карла Лысого имело, по-видимому, символическое значение: Филипп II Август намеревался т. о. продемонстрировать, что Капетинги - законные преемники и наследники Каролингов. Возможно, он хотел также развеять сомнения в долговечности своей династии, возникшие из-за распространившегося в сер. XI в. «пророчества», согласно которому после кор. Гуго Капета (987-996) будут властвовать только 7 его потомков, а затем трон вернется к Каролингам, поскольку в день коронации Пипина Короткого папа Римский якобы пообещал ему, что трон будет принадлежать его потомкам «вечно». Для могилы самого кор. Филиппа II Августа тоже была создана эффигия (утрачена в XV в.), а его похороны (1223) стали 1-й торжественной церемонией погребения в аббатстве.

Новый этап реконструкции аббатства и создание в нем специально организованного королевского некрополя относятся к правлению кор. Людовика IX Святого. В монастырской церкви аббат Эд Клеман (1228-1245) начал перестраивать обветшавший неф каролингской эпохи, который не соответствовал по высоте нартексу времен аббата Сугерия. Кор. Людовик Святой хотел, чтобы гигантское пустое пространство средокрестья (пересечения нефа и трансепта) стало королевским мавзолеем. В начале работ была частично перестроена апсида, также уступавшая новому сооружению по высоте. Архитекторам пришлось увеличивать высоту травей по мере приближения к трансепту, чтобы сделать переход к новым конструкциям от старых незаметным. Работы продолжались с 1231 по 1281 г.; до 1237 г. была истрачена колоссальная сумма - 30 тыс. ливров, однако начиная с 1245 г. строительство замедлилось из-за финансовых проблем. В 1254 г. работы были остановлены из-за внутренних конфликтов в монашеской общине. Строительные работы закончил аббат Матьё де Вандом (1258-1286). Проект, завершенный в 1281 г. и дополненный амвоном (возведен в 1293, разобран в XVII в.),- образец зрелой (т. н. лучистой) готики, в которой произошел решительный отказ от стен в пользу больших поверхностей, застекленных витражами.

Миниатюра из Жития св. Дионисия. 1317 г. (Paris. fr. 2090–2092. Fol. 37v)
Миниатюра из Жития св. Дионисия. 1317 г. (Paris. fr. 2090–2092. Fol. 37v)

Миниатюра из Жития св. Дионисия. 1317 г. (Paris. fr. 2090–2092. Fol. 37v)
В 1260 г. на хранение в С.-Д. были переданы 3 королевские короны. По замыслу кор. Людовика Святого, церковь должна была стать усыпальницей французских королей всех 3 династий - Меровингов, Каролингов и Капетингов. 12 марта 1264 г. в торжественной обстановке в средокрестье церкви были перезахоронены короли Гуго Капет, Роберт II Благочестивый (996-1031) с супругой Констанцией Арльской († 1032), Генрих I (1027-1060), Людовик VI с сыном Филиппом Молодым († 1131), к-рый умер раньше отца, но тоже носил королевский титул, Констанция Кастильская († 1160) - 2-я жена Людовика VII. В 1265 г. в новый некрополь был перенесен прах кор. Хлодвига II (639-657), Карла Мартелла, кор. Пипина Короткого и его супруги Бертрады († 783), имп. Карла Лысого и его супруги Эрментруды († 869), кор. Карломана I († 771), кор. Карломана II (879-884), кор. Людовика III (879-882). Было изготовлено 16 скульптурных надгробий, к-рые разместили в хронологическом порядке - от самых древних королей на западе к почившим относительно недавно - на востоке. Т. о. некрополь должен был демонстрировать абсолютную преемственность власти франкских и французских королей с момента обращения кор. Хлодвига в христианство: идея, давно существовавшая в умах королевских правоведов, была наглядно представлена в устройстве королевской усыпальницы. Тогда же по заказу кор. Людовика Святого был создан и склеп Дагоберта I. Украшавшие его барельефы изображали описанные в «Деяниях Дагоберта» сцены спасения св. Дионисием души короля, считавшегося основателем аббатства. Кор. Людовик Святой хотел, чтобы в средокрестье покоились исключительно коронованные особы, однако наказ был нарушен уже его сыном, кор. Филиппом III Смелым (1270-1285), сразу после гибели Людовика Святого в 9-м крестовом походе (1270). Филипп III распорядился похоронить рядом c королями своих родственников, участвовавших в крестовом походе, а также своих приближенных.

В нач. XIV в. притоку большого количества паломников в С.-Д. способствовала канонизация в 1297 г. кор. Людовика IX. Когда кор. Филипп IV Красивый (1285-1314) захотел перенести мощи кор. Людовика IX Святого в Сент-Шапель на о-ве Сите, монахи С.-Д. попытались воспротивиться и спрятали мощи в специальной капелле. Однако Филиппу IV все же удалось отчасти достичь цели, несмотря на противодействие монахов и папы Римского: в 1306 г. в Сент-Шапель была перенесена глава кор. Людовика Святого. Кор. Филипп IV также распорядился реорганизовать некрополь, поместив склепы своих родителей и деда т. о., что место рядом с ними, к-рое Филипп хотел оставить для себя, оказалось неподалеку от наиболее древних монархов. Тем самым он желал подчеркнуть свои связи с первыми 2 королевскими династиями, а также с легендарными предками франков и указать на богоданный характер власти франц. королей. В то же время мон. Ив составил новое Житие св. Дионисия (BHL, N 2191), к-рое включало хронику франц. королей. Украшенный 77 миниатюрами кодекс франц. перевода этого Жития (Paris. fr. 2090-2092) был преподнесен в дар кор. Филиппу V Длинному (1316-1322). Смерть Филиппа IV открыла период частых похорон в аббатстве, поскольку правления 3 его сыновей оказались скоротечными. Менее чем за 20 лет в С.-Д. были похоронены короли Людовик X Сварливый (1314-1316), Филипп V Длинный и Карл IV Красивый (1322-1328). Последний заказал в 1327 г. дорогой мрамор, чтобы выполнить эффигии своим братьям и отцу. В 1328 г., после смерти Карла IV, не оставившего сыновей, корона перешла к младшей ветви династии Капетингов - Валуа. Из-за тяжелого финансового положения, вызванного Столетней войной, 2 первых монарха новой династии удостоились богатых гробниц только с восшествием на трон кор. Карла V Мудрого (1364-1380), к-рый превратил церковь в аббатстве С.-Д. в своего рода «пантеон», где хоронили не только монархов, но и выдающихся приближенных, напр. военачальника Бертрана Дюгеклена († 1380). Эффигия Дюгеклену была выполнена скульпторами Т. Приве и Р. Луазелем (1397) и стала одним из первых скульптурных надгробий, отличающихся реализмом.

XV-XVIII вв.

С началом в 1410 г. междоусобицы во Франции и очередного этапа Столетней войны аббатство вступило в эпоху затяжного кризиса, от к-рого так и не оправилось. Вспыхнувшая в 1418 г. эпидемия чумы привела к изоляции монастыря; кроме того, часть сокровищ была конфискована в пользу короны. В 1419 г. С.-Д. разграбили войска, к-рым было поручено защищать мон-рь, когда англичане овладели Парижем. Символическим ударом по положению аббатства стала коронация Карла VII (1422-1461) в Реймсе в 1429 г., во время к-рой не использовались королевские инсигнии, хранившиеся в С.-Д. С этого момента связь королевской власти с мон-рем стала ослабевать. Кор. Людовик XI (1461-1483) предпочел быть похороненным в Нотр-Дам-де-Клери. Он провозгласил покровителем Французского королевства арх. Михаила и основал в его честь рыцарский орден. После заключения Болонского конкордата (1516) в С.-Д. был введен режим комменды. С этого времени доходами аббатства распоряжался аббат-коммендатор, назначаемый королем по своему усмотрению, а духовной жизнью руководил приор, избираемый общиной и утверждаемый папой Римским. Введение комменды существенно изменило экономическое положение богатейшего монастыря, фактически лишив его независимости; должность аббата-коммендатора просуществовала до 1686 г., когда приор аббатства был подчинен генеральному настоятелю конгрегации св. Мавра (см. Мавристы), к к-рой аббатство С.-Д. было присоединено еще в 1633 г. (в 1607-1633 С.-Д. было центром отдельной бенедиктинской конгрегации).

Несмотря на упадок, мон-рь сохранял статус королевской усыпальницы. В 1-й пол. XVI в. в базилике были созданы неск. гробниц, считающихся шедеврами архитектуры и скульптуры. В 1531 г. по заказу кор. Франциска I (1515-1547) была построена гробница кор. Людовика XII (1498-1515) и его жены Анны Бретонской († 1514), выполненная флорентийским скульптором Дж. ди Джусто Бетти (Ж. Жюст; † ок. 1559). Изображение королевской четы весьма натуралистично демонстрировало возраст и физическое состояние усопших. В 1559 г. была возведена гробница Франциска I и его супруги Клод Французской († 1524), знаменовавшая окончательный переход от готики к Ренессансу. Выполненная из белого мрамора в виде античной триумфальной арки гробница была спроектирована Ф. Делормом († 1570) и завершена Ф. Приматиччо († 1570); эффигии выполнены в мастерской П. Бонтана († 1568) и Ф. Кармуа († 1548). Супруга кор. Генриха II (1547-1559), кор. Екатерина Медичи († 1589), не пожелала быть погребенной в базилике С.-Д., поэтому заказала строительство отдельной капеллы для супруга и для себя. Т. н. ротонда Валуа не была закончена, однако после смерти Екатерины в 1589 г. их с Генрихом II гробница была установлена в капелле под временной крышей.

Интерьер собора Сен-Дени. Фотография. 2010 г. Фото: В. А. Заварицкая
Интерьер собора Сен-Дени. Фотография. 2010 г. Фото: В. А. Заварицкая

Интерьер собора Сен-Дени. Фотография. 2010 г. Фото: В. А. Заварицкая
Эпоха религиозных войн во Франции (1562-1598) стала тяжелым временем для аббатства. Почитание св. Дионисия подвергалось особенно острой критике со стороны гугенотов. В условиях режима комменды мон-рь практически пришел в запустение. Однако в июле 1593 г. кор. Генрих IV (1589-1610) выбрал базилику аббатства С.-Д. для церемонии перехода в католичество. 13 мая 1610 г. в С.-Д. была коронована его 2-я жена, Мария Медичи (за день до убийства короля). Не оправившись в полной мере от кризиса кон. XVI в., аббатство перенесло новые испытания в период Фронды (1648-1653; см. в ст. Людовик XIV). В 1649 г. мон-рь был разграблен королевскими войсками, осаждавшими восставший Париж. В 1652 г. сторонники герц. Людовика II, Великого Конде, укрылись в церкви аббатства, которую взяли приступом. Порядок начал восстанавливаться только с назначением в 1653 г. аббатом-коммендатором кард. Дж. Р. Мазарини († 1661). В 1691 г. упразднение поста аббата было подтверждено папской буллой, а доходы аббатства отныне стали направляться в школу Королевский дом св. Людовика в Сен-Сире. Кор. Людовик XVI (1774-1792) попытался обновить символическую связь франц. монархии со св. Дионисием, но эта попытка была прервана Французской революцией (1789-1799).

Кон. XVIII-XXI в.

В 1790 г. конгрегация св. Мавра была распущена, однако монашеская жизнь в С.-Д. продолжалась до сент. 1792 г., когда церковь аббатства была преобразована в приходскую. 14 окт. 1793 г., в период якобинской диктатуры, она была закрыта, что привело к разорению королевского некрополя. Наполеон I Бонапарт после имп. коронации (1804) планировал восстановить аббатство и устроить в нем имп. усыпальницу. 20 февр. 1806 г. он подписал декрет, согласно к-рому С.-Д. становился некрополем, при нем учреждался капитул, который, однако, не получил канонического статуса. Т. о. Наполеон хотел подчеркнуть преемственность между предыдущими эпохами и новым периодом национальной истории. Однако строительные работы шли медленно и к моменту свержения имп. Наполеона так и не были завершены. После реставрации монархии кор. Людовик XVIII (1814-1815, 1815-1824) распорядился перенести в С.-Д. останки казненных кор. Людовика XVI и его жены, кор. Марии Антуанетты, что было сделано 21 янв. 1815 г., в годовщину казни короля. Похороны Людовика XVIII (25 окт. 1824) стали последним королевским захоронением в С.-Д.

В 30-х гг. XIX в. началось восстановление базилики С.-Д.; работы велись под рук. Ж.-Б. Дебре (1768-1848). Были отреставрированы несущие конструкции и внутреннее убранство церкви, к-рое дополнили оригинальными произведениями, в т. ч. витражами работы самого Дебре, на которых изображены важнейшие эпизоды истории аббатства и страны (эти работы стали объектом критики, как нарушающие принцип аутентичности). В 1846 г. Дебре сменил Э. Э. Виолле-ле-Дюк (1814-1879). Его работу поддерживал имп. Наполеон III (1852-1870); в переговорах с Папским престолом ему удалось добиться канонического статуса для капитула, учрежденного Наполеоном I. В начале правления Наполеон III хотел воплотить идею своего дяди об устройстве в С.-Д. имп. усыпальницы; для этого в 1859 г. была сооружена подземная капелла (уничтожена во время раскопок в 1952).

В 1871 г. базилика С.-Д. пострадала от осаждавших Париж герм. войск. При Третьей республике, в 1885 г., капитул был упразднен, с 1895 г. церковь получила статус приходской. Она находилась в двойном подчинении - у Мин-ва культов и Мин-ва народного просвещения и изящных искусств, что затрудняло деятельность по сохранению памятника; ситуация изменилась только в 1905 г., после отделения во Франции Церкви от гос-ва.

В 1938 г. в церкви начались раскопки под рук. амер. археолога С. M. Кросби, продолжавшиеся с перерывами почти 40 лет. В 1966 г. бывш. церковь аббатства получила статус кафедрального собора нового диоцеза Сен-Дени. Несмотря на это, во 2-й пол. ХХ в. состояние памятника ухудшалось, не в последнюю очередь из-за неблагоприятной ситуации в коммуне Сен-Дени, сев. пригороде Парижа. Положение изменилось только в XXI в. благодаря программе реставрации, осуществленной в 2012-2015 гг.

Библиотека аббатства

До разорения в эпоху религ. войн аббатство С.-Д. обладало одной из самых больших б-к средневек. Франции, к-рая особенно интенсивно формировалась со 2-й пол. XI в. и к XV в. насчитывала 1500 томов. В период расцвета, в XIII в., как и мн. др. монашеские б-ки, книжное собрание С.-Д. делилось на 2 части. Первая часть включала литургические книги, библейские комментарии, а также патристическую лит-ру и разного рода энциклопедические труды. Вторая часть была разнообразнее по содержанию и состояла из богословской лит-ры, трудов по «свободным искусствам» (см. Artes liberales), гражданскому и каноническому праву, а также сочинений античных авторов. Книги хранились в неск. местах: на хорах, в трапезной, сакристии и др. Те из них, что находились в свободном доступе, были разложены на пюпитрах по темам; однако в этой классификации было важное исключение: вместо Библии на 1-м месте были труды, приписывавшиеся св. Дионисию Ареопагиту, за ними следовали произведения аббата Сугерия, копии «Больших французских хроник» и монастырские картулярии. В коллекции монастыря С.-Д. находилось немало шедевров книжного дела, напр. Миссал из Арраса (Paris. lat. 9436), Евангелие X в. (Paris. Nouv. acq. lat. 305), Евангелие Карла Великого (Paris. lat. 9387). В XVI в. б-ка была практически полностью рассеяна.

Ист.: Foley E. B. The First Ordinary of the Royal Abbey of St.-Denis in France. Fribourg, 1990; Suger. Œuvres. P., 1996-2001. 2 vol.; он же [Сугерий]. Книга о делах управления. Ч. 1 / Пер.: А. М. Малинин // УЗ ЛГПИ. 1941. Т. 45. С. 260-274; он же. Жизнь Людовика VI Толстого / Пер.: Т. Ю. Стукалова. М., 2006; Papsturkunden in Frankreich. N. F. Gött., 1998. Bd. 9: Diözese Paris. H. 2: Abtei St.-Denis / Hrsg. R. Grosse; Hilduin of St.-Denis. The Passio S. Dionysii in Prose and Verse / Ed. M. Lapidge. Leiden; Boston, 2017; Династия Каролингов: От королевства к империи, VIII-IX вв.: Источники / Пер. с лат.: А. И. Сидоров, Г. А. Шмидт, А. В. Тарасова. СПб., 2019.
Лит.: Doublet J. Histoire de l'abbaye de St.-Denys en France. P., 1625; Félibien M. Histoire de l'abbaye royale de St.-Denys en France. P., 1706; Flamand-Grétry L.-V. Description complète de la ville de St.-Denis, depuis son origine jusqu'à nos jours. P., 1840; Guilhermy F., de. Monographie de l'église royale de St.-Denis. P., 1848; Ayzac F., d'. Histoire de l'abbaye de St.-Denis en France. P., 1860-1861. 2 t.; Heylli G., d'. Les tombes royales de St.-Denis. P., 1872; Jaquemet J. Les pèlerinages de St.-Denys: Étude hist. sur le tombeau du 1er évêque de Paris et des compagnons de son martyre. Versailles, 1875; Histoire de la ville et de tout le diocèse de Paris / Éd. J. Lebeuf, F. Bournon. P., 1883. T. 1; Lebel G. Histoire administrative, économique et financière de l'abbaye de St.-Denis: Étudiée spécialement dans la province ecclésiastique de Sens de 1151 à 1346. P., 1935; Formigé J. L'Abbaye royale de St.-Denis: Récherches nouvelles. P., 1960; Grodecki L. Les vitraux de St.-Denis. P., 1976-1995. 2 t.; Spiegel G. M. The Chronicle Tradition of St.-Denis: A Survey. Brooklyn; Leiden, 1978; Stoclet A. La «Descriptio basilicae Sancti Dyonisii»: Premiers comment. // J. des savants. P., 1980. N 1/2. P. 103-117; The Royal Abbey of St.-Denis, in the Time of Abbot Suger: (1122-1151) / Ed. S. M. Crosby. N. Y., 1981; Erlande-Brandenburg A. The Abbey Church of St.-Denis. P., 1984. 2 t.; idem. Histoire de l'architecture française. P., 1995. T. 1; Bruzelius C. A. The 13th-Cent. Church at St. Denis. New Haven; L., 1985; Guarda D. N.-D. La bibliothèque de l'abbaye de St.-Denis en France du IXe au XVIIIe siècle. P., 1985; Abbot Suger and St.-Denis: A Symposium / Ed. P. L. Gerson. N. Y., 1986; Crosby S. M. The Royal Abbey of St.-Denis from its Beginnings to the Death of Suger: (475-1151) / Ed., compl. P. Z. Blum. New Haven, 1987. 2 t.; Lombard-Jourdan A. «Montjoie et St.-Denis!»: Le centre de la Gaule aux origines de Paris et de St.-Denis. P., 1989; Semmler J. St.-Denis: Von der bischöflichen Coemeterialbasilika zur königlichen Benediktinerabtei // La Neustrie: Les pays au nord de la Loire de 650 à 850: Colloque hist. intern. / Éd. H. Atsma. Sigmaringen, 1989. T. 2. P. 75-123; Kimpel D., Suckale R. L'architecture gothique en France, 1130-1270. P., 1990; Périn P. Quelques considérations sur la basilique de St.-Denis et sa nécropole à l'époque mérovingienne // Villes et campagnes au Moyen Âge / Éd. J.-M. Duvosquel, A. Dierkens. Liège, 1991. P. 599-624; St.-Denis, ou Le jugement dernier des rois: Actes du colloque / Éd. R. Bourderon. St.-Denis, 1993; Kramp M. Kirche, Kunst und Königsbild: Zu Zusammenhang von Politik u. Kirchenbau im capetingischen Frankreich des 12. Jh. am Beispiel der drei Abteien St.-Denis, St.-Germain-des-Prés und St.-Remi / Reims. Weimar, 1995; Atlas historique de St.-Denis: Dès origines au XVIIIe siècle / Éd. M. Wyss. P., 1996; Leniaud J.-M. St.-Denis, de 1760 à nos jours. P., 1996; idem. La basilique royale de St.-Denis: De Napoléon à la République. P., 2012; Fleury M., France-Lanord A. Les trésors mérovingiens de la basilique de St.-Denis. P., 1998; Grant L. Abbot Suger of St.-Denis: Church and State in Early 12th-Cent. France. L.; N. Y., 1998; St.-Denis et la royauté: Études offertes à B. Guenée / Éd. F. Autrand et al. P., 1999; Brown E. A. R. St.-Denis, la basilique. [St.-Léger-Vauban,] 2001; Plagnieux P. La sculpture de St.-Denis à l'époque de Suger // Dossiers d'archéologie. Dijon, 2001. Vol. 261: St.-Denis: La basilique et le trésor. P. 50-59; idem. La basilique cathédrale de St.-Denis. P., 20112; Grosse R. St.-Denis zwischen Adel und König: Die Zeit vor Suger (1053-1122). Stuttg., 2002; idem. St.-Denis avant Suger: Le pape, le roi, l'évêque et la noblesse // Dossiers d'archéologie. 2004. Vol. 297: St.-Denis de St. Geneviève à Suger. P. 64-69; Wyss M. La description de la basilique St.-Denis en 799 // Ibid. P. 54-55; Leistenschneider E. Die französische Königsgrablege St.-Denis. Weimar, 2008; Cornette J. Henri IV à St.-Denis: De l'abjuration à la profanation. P., 2010; Leniaud J.-M., Plagnieux P. La basilique St.-Denis. P., 2012; Хрипкова Е. А. Базилика Сен-Дени аббата Сугерия. М., 2013; St.-Denis: Dans l'éternité des rois et reines de France / Éd. P. Delannoy. Strasbourg, 2015; Écrire pour St. Denis // Biblioth. de l'école des chartes. P.; Gen., 2018. Vol. 172. P. 5-370.
Г. А. Шмидт
Ключевые слова:
Монастыри Римско-католической Церкви. Франция Библиотеки монастырские Сен-Дени, католическое бенедиктинсктинское аббатство святого Дионисия, с 1966 г. епископская кафедра; усыпальница многих франкских и французских королей
См.также:
КЛЕРВО цистерцианское аббатство
АГИАС Богоматери Живоносный Источник жен. мон-рь в митрополии Сироса, Тиноса, Андроса (Элладская Церковь)
АНДРЕЯ АПОСТОЛА СКИТ (Серагион), на г. Афон, XIX в.
АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО МОНАСТЫРЬ распол. в Аравийской пустыне
АФОН крупнейшее в мире средоточие православного монашества
БОББИО аббатство, город, с XI в. еп-ство в Сев. Италии