Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

СЕНДАЙСКАЯ И ВОСТОЧНОЯПОНСКАЯ ЕПАРХИЯ
62, С. 406-408 опубликовано: 25 ноября 2025г. 


СЕНДАЙСКАЯ И ВОСТОЧНОЯПОНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Кафедральный собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Сендае. 1949–1959 гг. Фотография. 2012 г. Фото: patriarchia.ru
Кафедральный собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Сендае. 1949–1959 гг. Фотография. 2012 г. Фото: patriarchia.ru

Кафедральный собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Сендае. 1949–1959 гг. Фотография. 2012 г. Фото: patriarchia.ru
автономной Японской Православной Церкви (ЯПЦ) Московского Патриархата. Включает приходы ЯПЦ на о-ве Хоккайдо и в сев. части о-ва Хонсю (префектуры Акита, Ивате, Мияги, Фукусима). Кафедральный центр - г. Сендай (префектура Мияги). Кафедральный собор - в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Сендае. Правящий архиерей - архиеп. Сендайский и Восточнояпонский Серафим (Цудзиэ). Клир составляют 7 священников. Епархия разделена на 3 благочиния: Юж. Тохоку (префектуры Мияги и Фукусима), Сев. Тохоку (Ивате и Акита) и Хоккайдо. Всего в епархии действуют 33 прихода и общины (в т. ч. 8 на Хоккайдо и 25 на Хонсю).

С территории совр. Сендайской епархии, охватывающей северо-восток Японии, началось распространение Православия на Японских о-вах. Первым православным храмом в Японии стала освященная в окт. 1860 г. ц. в честь Воскресения Христова при российском консульстве в Хакодате (юг Хоккайдо). В июле 1861 г. здесь начал свою миссионерскую деятельность иером. равноап. Николай (Касаткин; с 1880 епископ, с 1906 архиепископ Токийский и Японский). С кон. 60-х гг. XIX в. проповедь Православия распространялась из Хакодате на северо-восток Хонсю. После начала деятельности в стране Японской духовной миссии в 1872 г. центр миссионерской работы был перенесен в Токио. В том же году в Хакодате и Сендае, где уже существовали крупные христ. общины, произошли гонения на правосл. японцев; были арестованы катехизаторы и мн. верующие, закрыты типография и школа при хакодатской Воскресенской ц.

С февр. 1873 г., после отмены в Японии антихрист. законов, правосл. миссия стала действовать открыто. Наиболее активно обращение японцев в Православие проходило в обл. Тохоку - сев. части о-ва Хонсю с центром в Сендае, что было связано с трудами здешних уроженцев Павла (до крещения Такумы) Савабэ и Иоанна (до крещения Токурэя) Сакаи, первых японцев, принявших крещение от равноап. Николая и впосл. ставших 1-ми японскими православными священнослужителями. Как впосл. сказал равноап. Николай, оценивая труды местных проповедников в распространении христианства: «Сендайская община - мать всей Японской Церкви». В сер. 70-х гг. XIX в. число правосл. японцев в Сендае составляло ок. 500 чел., тогда как в Хакодате насчитывалось ок. 300, а в Токио - 200 правосл. христиан. В 1892 г. в Сендае был возведен большой деревянный собор в византийском стиле в честь Благовещения Пресв. Богородицы. Хакодате, где в 1872 г. консульская церковь была передана местной приходской общине, долгое время оставался важным миссионерским центром на севере Японии. В 1916 г. взамен сгоревшей в 1907 г. деревянной Воскресенской ц. в Хакодате был построен каменный храм в честь Воскресения Христова. Др. крупным очагом Православия на Хоккайдо стал приход в Саппоро, центре островной префектуры, где в 1894 г. был построен деревянный Преображенский храм.

Храм в честь Воскресения Христова в Хакодате. 1916 г. Фотография. 2016 г. Фото: Alexander Klink / Wikimedia Commons
Храм в честь Воскресения Христова в Хакодате. 1916 г. Фотография. 2016 г. Фото: Alexander Klink / Wikimedia Commons

Храм в честь Воскресения Христова в Хакодате. 1916 г. Фотография. 2016 г. Фото: Alexander Klink / Wikimedia Commons
Первоначальное бурное развитие Православия в Японии в 1-е десятилетия ХХ в. сменилось периодом спада, позднее наступила стабилизация церковной жизни. Хоккайдо и Тохоку, аграрные области с преимущественно добывающей промышленностью, экономически отставали от др. областей Японии, однако север Хонсю продолжал оставаться регионом с наибольшим количеством правосл. общин. Приходы на севере Японии входили в состав Токийской и Японской епархии РПЦ, к-рую после кончины св. Николая в 1912 г. возглавил еп. Сергий (Тихомиров; впосл. митрополит). Во время архиерейства он оставался в юрисдикции Московского Патриархата, несмотря на осложнение связей с Русской Церковью после Октябрьской революции 1917 г. В этот период Японская Церковь лишилась финансовой и материальной поддержки из России. Православные приходы были вынуждены перейти на самообеспечение, но тем не менее церковная жизнь в них продолжала развиваться. Преображенский храм в Саппоро, ставший главным приходом на Хоккайдо, начал в 1919 г. издание газ. «Хоккай но Сэйкёо» («Православие Северных морей»). Центром проповеди на северо-востоке Хоккайдо стал приход в Кусиро. В 1932 г. митр. Сергий (Тихомиров), регулярно объезжавший северные приходы своей епархии, освятил в Кусиро новопостроенный храм в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. В 1936 г. митр. Сергий освятил новый Преображенский храм в Саппоро, построенный местной общиной в традициях рус. деревянного зодчества.

В сент. 1940 г. по требованию япон. властей митр. Сергий был вынужден уйти на покой; в апр. 1941 г. в Харбине (Китай) рус. архиереями в юрисдикции РПЦЗ во епископа Токийского был хиротонисан архим. Николай (Оно). Во время второй мировой войны япон. властями были реквизированы для переплавки колокола, паникадило и подсвечники из Вознесенского храма в Хакодате, к-рый местные жители за первоначально непривычный для них колокольный звон прозвали «Ган-ган-дэра» («Храм «Бом-бом»»). В июле 1945 г., во время налета амер. авиации на Сендай, были полностью уничтожены Благовещенский храм, дома причта и приходских собраний. В целом во время войны север Японии сравнительно меньше подвергался воздушным налетам, здесь сохранилось больше старых храмов и архивных материалов в приходских б-ках по сравнению с др. регионами.

После окончания войны в Японской Церкви возникло разделение. В апр. 1946 г. Токийский еп. Николай (Оно), ранее обратившийся к пат-риарху Московскому и всея Руси Алексию I (Симанскому) с просьбой о воссоединении с РПЦ, был отстранен от управления епархией. В нач. 1947 г. при посредничестве амер. оккупационных властей большинство правосл. приходов Японии перешли в юрисдикцию Митрополичьего округа в Северной Америке. Однако еп. Николай (Оно) с частью клира заявил о признании главенства Московского патриарха. На севере Японии в юрисдикции РПЦ остался Успенский приход в Камимусе (Накасибецу) на северо-востоке Хоккайдо, включавший в себя также соседнюю Благовещенскую общину в Сяри. В 1951 г. в Камимусе был построен новый деревянный молитвенный дом в честь Успения Пресв. Богородицы, освященный Токийским еп. Николаем (Оно). Камимусский приход, окормлявшийся свящ. Лином Кадзимой, в 1957 г. был включен в состав благочиния Московского Патриархата в Японии. Для приходов севера Японии, входивших в епархию Североамериканской митрополии, наиболее значимым событием в послевоенные годы стало восстановление Благовещенского храма в Сендае. Труды по его сооружению продолжались 10 лет. Новый сендайский храм в честь Благовещения Пресв. Богородицы, построенный с применением бетонных конструкций, был освящен в апр. 1959 г. В 1960 г. был сооружен храм в честь Воздвижения Креста Господня в Мориоке, ставший важным центром церковной жизни на севере региона Тохоку.

В результате переговоров между РПЦ и Североамериканской митрополией в кон. 60-х гг. XX в. Японская Церковь получила возможность самостоятельно определить свою судьбу. В дек. 1969 г. Собор Японской Православной Церкви обратился к патриарху Алексию I с прошением о даровании ЯПЦ автономии в юрисдикции Московского Патриархата. 10 апр. 1970 г. Синод РПЦ принял решение о предоставлении ЯПЦ автономного статуса. В соответствии с томосом, переданным 12 апр. патриархом Алексием I япон. делегации, в составе ЯПЦ образовывались Токийская, Киотоская, Сендайская епархии (п. 2). 1 дек. 1970 г. в соответствии с постановлением Синода РПЦ Камимусский приход на Хоккайдо, ранее входивший в Патриаршее благочиние в Японии, был передан ЯПЦ и включен в состав Сендайской епархии.

Первоначально Сендайская епархия временно управлялась митр. Токийским и всей Японии Владимиром (Нагосским). 19 дек. 1971 г. митр. Владимир возглавил в токийском Воскресенском соборе хиротонию архим. Серафима (Сигриста) во епископа Сендайского и Восточнояпонского. Еп. Серафим (Сигрист) пребывал на Сендайской кафедре до 29 июня 1988 г., когда решением Собора ЯПЦ был почислен на покой. Он вернулся в США, где перешел в клир Православной Церкви в Америке как епископ на покое с титулом «бывший Сендайский». В последующий период управление епархией осуществлял митр. Токийский и всей Японии Феодосий (Нагасима). После кончины 7 мая 1999 г. митр. Феодосия в Японской Церкви не осталось архиереев, в связи с чем в июле того же года внеочередной Собор ЯПЦ для замещения вдовствовавших кафедр утвердил 3 кандидатов, в т. ч. свящ. Андрея Цудзиэ (в монашестве Серафим). 15 янв. 2000 г. в Троицком соборе московского Данилова мон-ря состоялась хиротония во епископа Сендайского и Восточнояпонского архим. Серафима (Цудзиэ; с июля 2012 архиепископ).

Сендайская епархия превосходит др. епархии ЯПЦ по количеству приходов и общин (более 40% всех правосл. общин Японии), однако только в приходских общинах в Сендае и Саппоро имеется более 500 зарегистрированных прихожан; еще в 7 приходах (из них 4 - на Хоккайдо) зарегистрировано более 100 прихожан. Основную часть приходов епархии составляют небольшие общины из неск. десятков прихожан. Ввиду немногочисленности клира священники епархии окормляют большое число приходов, в отдаленных храмах, не имеющих своих священнослужителей, богослужения проводятся обычно раз в месяц. Часть общин не имеют своих молитвенных зданий, и службы совершают в частных домах.

Образование самостоятельной епархии стало новым этапом в развитии правосл. церковной жизни на севере Японии. В Саппоро в связи с подготовкой зимних Олимпийских игр был перенесен на др. место Преображенский храм, его новое здание было освящено в авг. 1971 г. В 1974 г. был перестроен Покровский молитвенный дом в г. Хигасимацусиме (префектура Мияги). На Хоккайдо в 1975 г. был перестроен Вознесенский храм в Отару (1975), возведен Рождественский храм в Томакомаи (1976), перестроен Камимусский Успенский молитвенный дом в Накасибецу (1978). Первый в Японии правосл. Вознесенский храм в Хакодате получил в 1983 г. гос. статус «важного культурного достояния» страны. В 1983 г. для этого храма был отлит большой колокол, в 1985 г.- 5 малых и средних (в 1996 перезвон хакодатских колоколов был государственно закреплен в перечне «ста звуков японского ландшафта»). В 1987 г. в Камиисо (близ Хакодате) был перестроен в каменный Вознесенский храм. В 1990 г. в Итиносеки (префектура Мияги) был освящен новый деревянный Вознесенский храм, перевезенный в разобранном виде из Финляндии. В 1992 г. был перестроен Духосошественский храм в Кусиро. В отдельных приходах действуют воскресные школы и курсы, издаются приходские бюллетени, проводятся благотворительные базары.

С дек. 1971 г. в Сендайской епархии издается собственный периодический печатный орган «Кёоку-хоо» («Епархиальный вестник»). В дек. 2013 г. в свет вышел юбилейный 100-й номер издания. Большое развитие в епархии получила организация летних правосл. лагерей. Детский лагерь на Хоккайдо - наиболее многочисленный в Японии, в нем ежегодно собирается более 100 участников. С 80-х гг. ХХ в. в епархии стало традиционным проведение с детьми 1-2-дневных мероприятий - восхождения на горы, плавания на плотах по реке с участием священников епархии. С 1999 г. на Хоккайдо стал регулярно проводиться 2-3-дневный правосл. лагерь-семинар для взрослых прихожан и детей из местных приходов. В ежегодных семинарах принимали участие и представители приходов из Тохоку, затем в лагере на Хоккайдо стали собираться взрослые и дети из всех епархий Японской Церкви.

Посещение патриархом Московским и всея Руси Кириллом Сендайской епархии. Фотография. 2012 г. Фото: patriarchia.ru
Посещение патриархом Московским и всея Руси Кириллом Сендайской епархии. Фотография. 2012 г. Фото: patriarchia.ru

Посещение патриархом Московским и всея Руси Кириллом Сендайской епархии. Фотография. 2012 г. Фото: patriarchia.ru
11 марта 2011 г. на северо-востоке Японии произошло мощное землетрясение; вызванное им цунами обрушилось на побережье в префектурах Ивате, Мияги и Фукусима. Природная катастрофа привела к многочисленным жертвам и тяжелым разрушениям в регионе Тохоку, среди пострадавших были и правосл. общины. В результате стихийного бедствия был полностью уничтожен Благовещенский храм в Ямаде (префектура Ивате), неск. храмов из-за полученных повреждений требовали значительной перестройки, почти все церкви в регионе нуждались в восстановительном ремонте. ЯПЦ создала Фонд помощи пострадавшим от стихийных бедствий, в к-рый поступали пожертвования от верующих Японии и из др. стран. Московской Патриархией в короткие сроки были собраны пожертвования на помощь пострадавшим в Японии на общую сумму 1,5 млн долл. Настоятелям приходов Сендайской епархии были предоставлены сертификаты на бесплатное получение церковной утвари, изготовленной художественно-производственным предприятием «Софрино». Вопросы помощи пострадавшим приходам Сендайской епархии обсуждались во время визита в Японию в сент. 2012 г. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева). Церковная жизнь в пострадавших приходах была восстановлена в основном в течение 2 лет. Помимо восстановительных работ в поврежденных храмах в епархии продолжалось строительство новых церквей. В 2013 г. в Тоно (префектура Ивате), где ранее члены общины не имели собственного молитвенного дома, было закончено начатое в 2009 г. строительство храма во имя праведных Авраама и Сарры. 2 дек. 2018 г. в Ямаде, где с 2013 г. действовал временный молитвенный дом, был освящен новопостроенный храм в честь Воскресения Христова; колокола для него стали даром Грузинской Православной Церкви.

Лит.: Суханова Н. А. Цветущая ветка сакуры: История Правосл. Церкви в Японии. М., 2003. С. 54-60, 86; она же. Японское православие юрисдикции Моск. Патриархата (1947-1970) // Восток: Афро-азиатские об-ва: История и современность. М., 2008. Вып. 1. С. 49-62; Бесстремянная Г. Е. Японская Правосл. Церковь: История и современность. Серг. П., 2006. С. 39-144; Саблина Э. Б. 150 лет Православия в Японии: История Японской Правосл. Церкви и ее основатель свт. Николай. М.; СПб., 2006. С. 92-173; Серафим (Цуцзиэ), еп. Собранных средств должно хватить для восстановления храмов в Японии // ЖМП. 2011. № 6. С. 44-45; В Стране восходящего солнца: 14-18 сент. состоялся первосвятительский визит Предстоятеля Рус. Церкви в Японию // Там же. 2012. № 10. С. 18-22.
Д. Н. Никитин
Ключевые слова:
Японская Православная Церковь Сендайская и Восточнояпонская епархия автономной Японской Православной Церкви (ЯПЦ) Московского Патриархата
См.также:
КИОТОСКАЯ И ЗАПАДНОЯПОНСКАЯ ЕПАРХИЯ Автономной Японской Православной Церкви
НИКОЛАЙ (Касаткин Иван Дмитриевич; 1836 -1912), архиеп. Японский, равноап. (пам. 3(16) февр.)