[Республика Сенегал; франц. République du Sénégal], гос-во в Зап. Африке, на побережье Атлантического океана. На севере граничит с Мавританией, на востоке - с Мали, на юге - с Гвинеей и Гвинеей-Бисау; внутри территории С. находится гос-во Гамбия, простираясь от Атлантического океана вглубь С. примерно на 300 км вдоль по течению р. Гамбии. Территория - 196,7 тыс. кв. км. Столица - г. Дакар (ок. 3,94 млн чел.). Крупнейшие города (по данным на 2021): Тиес (2 221 тыс. чел.), Диурбель (1 919 тыс. чел.) Каолак (1 228 тыс. чел.), Сен-Луи (1 120 тыс. чел.) и Луга (1 091 тыс. чел.). Административно-территориальное деление - 14 областей. Офиц. языки - французский, волоф, пулар, серер, диола, мандинке, сонинке, хассанья, баланте, манкань, мандьяку, нон, пёдик, бассари, саафи. С.- член ООН с 1960 г., Организации африканского единства (ОАЕ) с 1963 г., а с 2002 г. ее преемника - Африканского союза (АС), Движения неприсоединения (1964), Экономического сообщества гос-в Зап. Африки (ЭКОВАС) с 1975 г., Экономического и валютного союза государств Зап. Африки (ЮЕМОА) с 1994 г., ОИС (Орг-ция исламского сотрудничества, 1969; до 2011 орг-ция «Исламская конференция»). География. С.- равнинная страна в зоне саванн и редколесий субэкваториального пояса. На юго-востоке имеются отдельные высоты до 500 м. Климат субэкваториальный, засушливый на севере, более влажный на юге. Средние температуры янв.- ок. 23°C, июня - 28°C. Реки принадлежат к бассейну Атлантического океана. Наиболее крупные реки с постоянным течением - Сенегал, Гамбия и Казаманс. Большинство др. рек почти полностью пересыхает в сухое время года.
Согласно официальной переписи, в 2013 г. население страны составило 13 508 тыс. чел. Согласно демографическим данным на 2021 г., численность населения С. составляет 17 223 тыс. чел., из которых 8 649 тыс.- женщины и 8 566 тыс.- мужчины. Население растет очень быстро: годовой прирост - 2,7%. Средняя продолжительность жизни - 67,4 года (мужчины - 67,1, женщины - 69,4). Этнолингвистический состав населения: волоф (51,8%), фула (пёль, фульбе) (18,5%), серер (11,5%), малинке (9,8%), диола (4,7%), сонинке (2%) и др. более мелкие и более локализованные этнолингвистические группы. Из иностранцев, проживающих в стране, большинство составляют французы. Кроме того, гл. обр. в городских районах, встречаются выходцы из Ливана, Мавритании, Марокко, а также из Китая.
С.- унитарное гос-во, по форме правления - президентская республика. Действует Конституция С., одобренная общенациональным референдумом от 7 янв. 2001 г. Главой гос-ва и главнокомандующим Вооруженными силами страны является президент, к-рый избирается путем всеобщих прямых выборов (при тайном голосовании) на 5 лет. Президент может занимать этот пост не более 2 сроков.
Высший законодательный орган - Национальное собрание (однопалатный парламент) в составе 165 депутатов (90 из них избираются по территориальным округам, 60 - по партийным спискам, 15 депутатов представляют избирателей, проживающих за границей). Депутаты парламента избираются на всеобщих прямых выборах (при тайном голосовании). Срок его полномочий - 5 лет; он может быть распущен президентом не ранее чем через 2 года после парламентских выборов.
Правовая система С. носит смешанный характер. Все отрасли законодательства, начиная с конституционного, основаны на франц. праве; вопросы личного статуса и ряд других регулируются обычным правом. Согласно конституции, судебная власть независима от законодательной и исполнительной власти. Также действуют Верховный суд и Конституционный совет. Верховный суд - высшая судебная инстанция страны с 2008 г. Конституционный совет является, как и в большинстве франкоязычных стран, органом конституционного контроля, его роль заключается в наблюдении за выборами в законодательные органы и в проверке конституционности законов и международных обязательств. Он состоит из 5 членов, назначаемых указом на 6 лет без права продления, включая президента и вице-президента.
Согласно переписи населения 2013 г., большинство верующих в С.- мусульмане (93%). Христиане, в основном католики, составляют 5,5%. К традиц. африкан. верованиям относится 1%, однако в сельских районах, где эти верования широко распространены, характерно явление двоеверия, т. е. приверженности традиц. племенным культам одновременно с принадлежностью к исламу или католицизму. Новые религ. движения представлены последователями бахаизма, составляющими 0,1%. Не принадлежат ни к одной религии или являются атеистами ок. 0,4% населения.
Англиканская Церковь в С. представлена единственной общиной в Дакаре, входящей в состав еп-ства Гамбия и Рио-Понгас, к-рое объединяет все приходы в С., Гамбии и Кабо-Верде. Еп-ство составляет часть провинции Зап. Африки, являющейся членом Англиканского сообщества. Общее количество прихожан насчитывает ок. 200 чел.
Лютеранство представлено Лютеранской церковью Сенегала, основанной в 1974 г. фин. евангелическо-лютеран. миссией. В настоящее время является одной из крупнейших протестантских церквей страны. Церковь входит в состав Всемирной лютеранской федерации и насчитывает ок. 7,1 тыс. верующих в 13 общинах.
Кальвинизм представлен Протестантской церковью Сенегала, являющейся первой протестантской органицией, начавшей свою деятельность на территории страны: основана в 1863 г. миссионерами Парижского евангелического миссионерского общества. Орг-ция насчитывает ок. 500 прихожан в 4 общинах.
Баптисты представлены в стране 3 орг-циями: Баптистской ассоциацией Сенегала, основанной представителями Южной баптистской конвенции США в 1969 г. (5 общин, 500 прихожан), Баптистской церковью Сенегала, основанной в 1961 г. амер. проповедниками из Консервативной баптистской заграничной миссии (с 1994 Консервативное баптистское интернациональное общество) (10 приходов, 700 верующих), а также общинами Международной баптистской церкви, к-рые с 1979 г. основывали проповедники амер. независимой Баптистской международной миссии (5 приходов, 200 верующих).
Методисты представлены Объединенной методистской церковью Сенегала, основанной миссионерами из США, прибывшими в С. в 1995 г. Насчитывает 16 общин, ок. 2 тыс. верующих.
Движение святости представлено единственной общиной Церкви Назарянина, насчитывающей не более 100 верующих.
Адвентисты седьмого дня (АСД) в С. составляют Сенегальско-Мавританскую миссию в составе Объединенной миссии Запада, подчиненной Дивизиону Западной и Центральной Африки Генеральной конференции АСД. По состоянию на 2019 г. насчитывают ок. 770 адептов в 7 общинах.
Пятидесятники в С. представлены Ассамблеями Бога (60 общин, 3,5 тыс. чел.), а также малочисленными группами «Миссия новых колен» (15 общин, 600 чел.), «Всемирный евангелический крестовый поход» (8 общин, 300 прихожан), «Евангелические церкви Западной Африки» (5 общин, 500 чел.).
Новоапостольская церковь с центром в Цюрихе (Швейцария), начавшая проповедническую деятельность в 80-х гг. ХХ в., объединяет в С. 14 тыс. прихожан в 120 общинах. Иеговы свидетели, действующие в С. с 1930 г., составляют 2,5 тыс. адептов в 33 собраниях.
, Большинство населения страны исповедует суннизм маликитского мазхаба и суфизм, представленный в С. тарикатами тиджанийя (60%), мюридийя (28%), кадирийя (6%) и лаенийя (6%). Суфийские тарикаты Мюридийя и Лаенийя возникли на территории совр. С. в кон. ХIХ в.
Шиитское меньшинство (50 тыс. чел.) представлено в первую очередь ливан. общиной С., присутствующей в стране более века. Шиитское направление также практикуется растущим числом коренных сенегальцев, прежде всего представителей этносов волоф и фула (пёль, фульбе). С нач. XX в. численность сенегальских шиитов неуклонно растет в городских и сельских районах.
Альтернативные и протестные формы ислама появились в стране еще в колониальный период: 1-й подобной организацией стал Мусульманский культурный союз, созданный в 1953 г. На его базе в течение последних десятилетий возник ряд движений под влиянием эмиссаров или проповедников из Саудовской Аравии и Пакистана. Общее количество мусульман составляет более 15 млн чел.
распространены преимущественно в периферийных районах, мало затронутых процессами урбанизации среди этносов диола и серер. Большинство данных культов сочетают веру в Бога Творца с анимизмом, фетишизмом или культом предков. Имеют место знахарство, колдовство, использование заговоров, амулетов и т. п. Во мн. племенах приверженность местным традиц. верованиям сочетается с исповеданием ислама или христианства. Наблюдается проникновение местных традиц. обрядов в богослужебную практику ислам. и христ. общин (преимущественно католических). Характерный для стран Африки южнее Сахары феномен двоеверия затрудняет точный статистический подсчет числа приверженцев местных племенных культов. В различных источниках их численность колеблется от 140 до 560 тыс. чел.
представлены последователями бахаизма (см. Бахаи религия), численность к-рых за последние десятилетия значительно выросла: по данным на 2019 г., составляет ок. 16 тыс. чел.
Согласно 4-й ст. Конституции С., любой акт расовой, этнической или религ. дискриминации карается законом. Согласно 6-й ст., гос-во гарантирует всем гражданам основные свободы личности, соблюдение экономических и социальных прав.
Гражданский и торговый кодексы требуют от любой группы, религиозной или иной, регистрации в Мин-ве внутренних дел для получения юридического статуса ассоциации. Регистрация позволяет ассоциации вести предпринимательскую деятельность, владеть собственностью, открывать банковский счет и получать финансовые пожертвования из частных источников. Зарегистрированные религ. группы и некоммерческие орг-ции освобождены от мн. видов налогообложения. Правительство обычно утверждает заявки на регистрацию, и у Мин-ва внутренних дел должно быть правовое основание для отказа в регистрации. Религ. неправительственные орг-ции (НПО) должны получить разрешение на деятельность от Мин-ва по делам женщин, семьи и социального развития.
Семейный кодекс, принятый в 1972 г., несмотря на гарантированные Конституцией С. религиозную свободу, гендерное равенство и светский характер государства, представляет собой де-факто компромисс между светскими принципами, основанными на франц. праве, и ислам. принципами и практикой (напр., в вопросе многоженства). Семейный кодекс на протяжении мн. лет был источником дискуссий между сторонниками светского права и права в ислам. традиции. В 1996 г. был создан Исламский комитет по реформе семейного кодекса в Сенегале (Comité Islamique pour la Réforme du Code de la Famille au Sénégal, CIRCOFS) с целью подтолкнуть правительство к реформированию семейного кодекса на основе законов шариата. CIRCOFS заявил, что пользуется поддержкой всех основных религ. семей С. Это вызвало напряженные дебаты по всей стране, в частности по поводу последствий данного процесса для секуляризма и прав женщин. CIRCOFS заявил, что не требует применения законов шариата к каждому гражданину С., а это означает, что христиане могут не подчиняться им, однако в христ. общинах были обеспокоены тем, что светский характер С. находится под угрозой. Чтобы положить конец дебатам и росту напряженности, президент Абдулай Вад в 2003 г. объявил, что С., как светская страна, не будет применять законы шариата.
Правительство разрешает до 4 часов добровольного религ. образования в неделю в гос. начальных школах. Частные школы также могут давать религ. образование. Мин-во образования обеспечивает частичное финансирование школ, находящихся в ведении религ. учреждений, которые соответствуют национальным образовательным стандартам. Давно созданные христ. школы с хорошей академической репутацией получают самую большую долю этого гос. финансирования.
Правительство поощряет и поддерживает участие мусульман в ежегодном хадже, предоставляя имамам для распространения среди верующих сотни бесплатных авиабилетов в Саудовскую Аравию. Правительство оказывает аналогичную помощь для ежегодного паломничества католиков в Рим и на Святую землю
Нек-рые религ. праздники отмечаются в С. как государственные: табаски (жертвоприношение Авраама), тамхарит (ашура - мусульм. новый год), рождение прор. Мухаммада, корите (конец Рамадана), Светлый понедельник, Вознесение, Пятидесятница, Успение Пресв. Богородицы, день Всех святых и Рождество Христово.
Территория совр. С. была заселена ок. X-VIII тыс. до Р. Х. В долине р. Сенегал происходило значительное смешение этнических групп, живших там с глубокой древности. В IX в. до Р. Х. здесь поселились племена тукулёр и основали гос-во Текрур, которое в X-XIV вв. занимало территорию совр. С. и Мали со столицей на месте совр. г. Подор. В кон. XI в. тукулёры, принявшие ислам, под руководством берберской династии Альморавидов участвовали в разгроме гос-ва Гана. В кон. XII - сер. XIV в. в центральной части страны существовало гос-во народа волоф - Джолоф. Основным занятием населения в средние века было земледелие. К нач. XVI в. большая часть населения исповедовала ислам. Начиная с XV в. важную роль в распространении ислама играли мавры, которые жили в сев. районах С.
В кон. XV в. на территории С. появились первые европейцы (португальцы). В XVII в. сюда прибыли также англичане и французы, на побережье было начато строительство первых укрепленных поселений. Колонизацию страны облегчила раздробленность местных гос-в, к-рые были ослаблены междоусобицами. Соперничество за контроль над С. закончилось победой Франции: В 1638 г. в устье р. Сенегал заложена фактория (с 1659 Сен-Луи), ставшая опорным пунктом для проникновения во внутренние районы континента; в 1895 г. С. стал франц. колонией и был включен в состав Французской Западной Африки (ФЗА). Основу экономики колонии составляло сельское хозяйство (основная культура - арахис). Франц. колонизаторы активно проводили политику ассимиляции местного населения.
Первые политические орг-ции, выступавшие за права коренного населения, появились накануне и в период первой мировой войны (1914-1918). В 1946 г. С. получил статус заморской территории Франции. Подъем национально-освободительного движения начался после окончания второй мировой войны. Наибольшим влиянием пользовалась созданная в 1948 г. партия «Демократический блок Сенегала» (ДБС) во главе с Леопольдом Седаром Сенгором. Позже эта партия неск. раз меняла свое название, но постоянно доминировала в политической жизни С.
4 апр. 1960 г. С. был провозглашен независимым гос-вом. После попытки государственного переворота в дек. 1962 г. в стране были введены президентская форма правления и однопартийная система. Правительство во главе с Сенгором объявило офиц. идеологической доктриной «африканский социализм». Из-за просчетов экономической политики правительства значительно ухудшилось положение населения, что привело в кон. 70-х гг. к росту забастовочного движения и укреплению профсоюзов. В дек. 1976 г. правящая партия получила название «Социалистическая партия Сенегала» (СПС).
Рост народных выступлений вынудил Сенгора подать в отставку 31 дек. 1980 г., была разрешена деятельность оппозиционных партий. Новым президентом страны стал Абду Диуф, к-рый с 1970 г. занимал пост премьер-министра. Он также возглавил правящую СПС. В 1982 г. между С. и соседней Гамбией было достигнуто соглашение о создании конфедерации под названием «Сенегамбия», однако в 1989 г. она распалась в результате конфликта С. с Мавританией. Диуф переизбирался президентом в 1983, 1988 и 1993 гг. При этом оппозиция постоянно обвиняла правящую СПС в злоупотреблениях во время избирательных кампаний, а выборы 1988 и 1993 гг. сопровождались общественными беспорядками.
На очередных президентских выборах, состоявшихся в 2000 г. и проходивших в 2 тура, победил генеральный секретарь оппозиционной Сенегальской демократической партии (СДП) Абдулай Вад, за к-рого проголосовали более 58% избирателей. Правившая в течение 40 лет СПС передала власть мирным путем в рамках конституционных норм, что позволило сохранить политическую стабильность в стране. Новое правительство проводило политику либерализации экономики, с целью привлечения иностранных инвестиций была создана наиболее благоприятная в Зап. Африке система налоговых льгот. С этой же целью был также учрежден президентский инвестиционный совет. Одним из самых крупных инвесторов была Франция. Активно развивалась торговля, что стало следствием реформ таможенного законодательства. Правительство проводило кампанию борьбы с бюрократией и коррупцией, большое внимание уделялось развитию сферы телекоммуникаций. В янв. 2001 г. была принята новая Конституция С., которая ограничила пребывание на посту президента страны 2 сроками. На очередных парламентских выборах, состоявшихся в апр. 2001 г., победила коалиция во главе с партией президента Вада.
В 2000 г. Вад выдвинул план «Омега» по развитию Африканского континента, к-рый по мн. направлениям перекликался с Программой тысячелетия по партнерству ради африканского восстановления, совместно разработанной в тот же период президентами ЮАР (Т. М. Мбеки), Алжира (А. А. Бутефликой) и Нигерии (О. Обасанджо). В результате длительных согласований оба плана были объединены в программу «Новое партнерство для развития Африки» (НЕПАД), к-рая была утверждена на очередной встрече ОАЕ на высшем уровне, состоявшейся 11 июля 2001 г. в г. Лусака (Замбия).
Угрозу политической стабильности в стране представляла ситуация, сложившаяся в Казамансе (юж. провинция С., где живут в основном католики диула), в к-ром усилились вооруженные выступления сепаратистов. 30 дек. 2004 г. правительство подписало мирное соглашение с Движением демократических сил Казаманса (ДДСК). Последствиями конфликта в Казамансе стали проблема разминирования территории и необходимость ликвидации нелегального легкого стрелкового оружия.
В 1-й пол. 2000-х гг. С. активно участвовал в создании вооруженных сил ЭКОВАС, к-рое стало активным участником миротворческого процесса в Африке.
Летом 2005 г. некоторые районы страны сильно пострадали от наводнения. Правительство заявило, что из-за необходимости финансирования правительственной программы помощи пострадавшим оно вынуждено отложить проведение парламентских выборов, намеченных на 2007 г. Это вызвало недовольство оппозиции, к-рая обвиняла президента Вада в нежелании расстаться с властью и критиковала его частые зарубежные поездки.
Вад вновь победил на очередных выборах, состоявшихся 25 февр. 2007 г. (56% голосов избирателей). Попытка оппозиции оспорить результаты выборов в Конституционном суде успехом не увенчалась.
На президентских выборах в 2012 г. баллотировались 14 кандидатов, в т. ч. и Вад. Во 2-м туре победу одержал премьер-министр в 2004-2007 гг., основатель и председатель партии «Альянс за Республику» Маки Салл, за к-рого проголосовали 65% избирателей.
Новое правительство продолжило проведение экономических реформ. В 2014 г. в стране были обнаружены крупные месторождения нефти и природного газа, что привлекает зап. инвесторов. В том же году в С. были зафиксированы случаи заражения вирусом Эбола. Всемирная орг-ция здравоохранения (ВОЗ) отметила успешные усилия властей по борьбе с распространением вируса. Однако оппозиция выступала с критикой действий нового президента. В нояб. 2014 г. оппозиция провела в Дакаре многотысячный митинг, на котором выступавший экс-президент Вад заявил о необходимости досрочных президентских выборов в 2015 г.
В марте 2016 г. состоялся национальный референдум по проекту новой конституции, за к-рый проголосовали 62,6% населения (явка составила 38,6%). Согласно конституции, срок полномочий президента был сокращен с 7 до 5 лет, при этом президент может находиться у власти не более 2 сроков, а возраст кандидата на пост главы гос-ва не должен превышать 75 лет.
В стране, где более 90% населения исповедует ислам, совр. политическая и социальная жизнь характеризуется активностью женщин. Согласно данным Межпарламентского союза, в 2020 г. С. был в числе африканских стран, где представительство женщин в парламенте составляло более 40%. У 1-й леди страны Мариам Фэй Салл имидж традиц. сенегальской женщины-мусульманки, превыше всего ставящей интересы мужа и семьи. В глазах мусульм. сенегальского электората это новый тип 1-й леди страны, т. к. 2 ее предшественницы (супруги президентов Сенгора и Вада) - француженки и христианки.
Ряд исследователей, оценивая внутреннюю политику C. с 60-х гг., отмечают религ. толерантность, связывая это с реформами 1-го президента страны католика Сенгора, а также с деятельностью др. президентов С.- мусульман Диуфа и Вада.
На президентских выборах, к-рые состоялись 24 февр. 2019 г., победу вновь одержал Маки Салл (58,2% голосов избирателей). Явка избирателей составила 66,3%. Большинство международных наблюдателей отметили мирное проведение выборов. В окт. 2020 г. Салл распустил правительство. В марте 2021 г., после ареста оппозиционного лидера Усмана Сонко по обвинению в организации нарушений общественного порядка, в столице страны произошли выступления сторонников оппозиции, которые сопровождались поджогами и беспорядками.
Политическое и экономическое сотрудничество между С. и Россией имеет стабильный характер. Дипломатические отношения с СССР были установлены в июне 1962 г. В июне 2018 г. президент Салл приезжал с визитом в Москву и был принят Президентом России В. В. Путиным. Президент С. участвовал в работе 1-го саммита и экономического форума «Россия-Африка», к-рый состоялся 23-24 окт. 2019 г. в г. Сочи.
Распространение христианства в Зап. Африке, в т. ч. и на территории совр. С., связано с появлением там в XV в. португальцев; были основаны христианские общины (первая - на о-ве Горе в 1444), силами миссионеров из ордена доминиканцев начата христ. проповедь среди местного населения. Однако участие европейцев в работорговле сильно замедлило процесс христианизации. Папа Римский Лев X (1513-1521) призывал капеллана короля Португалии привлекать к миссионерской деятельности новообращенных африканцев, полагая, что это может помочь распространению христ. веры среди местного населения. Несмотря на учреждение в 1763 г. апостольской префектуры с центром в Сен-Луи, миссионерская деятельность католич. проповедников не имела большого успеха, она была плохо организована, велась небольшим числом миссионеров, приезжавшими в С. на краткие сроки.
С нач. XIX в. деятельность католич. миссионеров получила поддержку со стороны франц. колониальных властей. Тем не менее обращение местного населения в католицизм шло медленно, поскольку к тому времени ислам уже укрепился среди коренного населения страны и европейцы-католики считались чужими. Было основано неск. миссионерских пунктов в С.: в Сен-Луи, миссия Св. Сердца Пресв. Девы Марии недалеко от Дакара (1845), неск. миссий на побережье. В 1820 г. объявили сбор денег для строительства католич. кафедрального собора в Сен-Луи (построен в 1828). В 1840 г. состоялось рукоположение 3 сенегальских священников, что стало первым шагом в становлении местного духовенства из числа коренного населения.
В С. работали представители различных католич. орденов и конгрегаций: доминиканцы, лазаристы, члены ордена Св. Духа, клюнийские сестры св. Иосифа и др. Франц. миссионеры основывали католич. школы и госпитали. Прибывшие в С. в марте 1819 г. сестры св. Иосифа организовали в Сен-Луи капеллу в бывш. военном госпитале и открыли школу для девочек из смешанных семей. Сестры Пресв. Девы Марии Непорочного Зачатия из Кастра (Sœurs de Notre-Dame de l'Immaculée Conception de Castres) открыли 1-ю школу для девочек в Дакаре. Во 2-й пол. XIX в. основанные католич. миссионерами школы, в т. ч. школы подготовки католич. педагогов, получили распространение по всему С. Франц. антиклерикальный закон 1905 г., который применялся и в колониях, приостановил деятельность как католических, так и появившихся к тому времени протестант. школ; результатом стало развитие в С. светской системы образования (запрет на католич. школы в С. был отменен франц. генерал-губернатором 20 лет спустя).
В 1846 г. было создано апостольское вик-ство Двух Гвиней и Сенегамбии, объединившее все франц. территории в Зап. Африке. В февр. 1863 г. было создано апостольское викариатство Сенегамбии, в состав которого вошли территории совр. С. и Гамбии. В янв. 1936 г. апостольское викариатство Сенегамбии было переименовано в апостольское викариатство Дакара, а в сент. 1955 г. оно получило статус архиепископства. В 1962 г. архиепископом Дакара стал Ясент Тьяндум, коренной сенегалец.
Римско-католическая Церковь остается наиболее значительной в С.: насчитывается ок. 700 тыс. католиков, к-рые сконцентрированы в регионе Синус-Салум на побережье и в районе Казаманс на юге страны. В кон. XX - нач. XXI в. наблюдался значительный рост числа католиков в С. В стране действуют католич. неправительственные благотворительные орг-ции: «Caritas Internationalis», «Католические службы помощи» и др. В февр. 1992 г. состоялся 3-дневный пастырский визит в С. папы Римского Иоанна Павла II (1978-2005).
Во 2-й пол. XIX в. проповедническую деятельность в С. начали протестанты: в 1863 г. усилиями Об-ва евангелической миссии Парижа, которое в значительной степени поддерживалось Реформатской церковью Франции, были основаны кальвинист. общины в Казамансе и Сен-Луи.
В 1930 г. в С. начали свою деятельность свидетели Иеговы. С сер. ХХ в. число протестант. проповедников значительно увеличилось. Так, с 1952 г. проповедническую работу в С. ведут АСД, с 1956 г.- пятидесятнические миссионеры из Ассамблей Бога, в 60-х гг. появились баптист. организации: Баптистская церковь Сенегала (1962) и Ассоциация баптистов страны (1969). Этот процесс продолжился в 70-80-х гг.: возникли общины Лютеранской церкви (1974), Баптистской международной миссии (1979), Новоапостольской церкви (1980), Церкви Назарянина (1987), Евангелических церквей Зап. Африки (1988). Эти общины невелики, но для них характерен высокий рост численности.
Сенегальские христиане активно участвуют в общественной жизни страны. Церковные структуры организуют профессиональную подготовку молодежи, обеспечивают обучение грамоте сельских жителей, развивают санитарное просвещение в провинции и проч. Характерной чертой сенегальской религ. жизни является мирное сосуществование христиан как друг с другом, так и с мусульм. большинством.