[Республика Мали; франц. République du Mali], гос-во в Зап. Африке. На северо-западе граничит с Мавританией, на северо-востоке - с Алжиром, на востоке и юго-востоке - с Нигером, на юго-востоке - с Буркина-Фасо, на юго-западе - с Кот-д'Ивуаром, Гвинеей и Сенегалом (общая протяженность границ более 5,2 тыс. км). Выхода к морю не имеет. Площадь - 1,24 млн кв. км. Столица - Бамако (1,8 млн чел.; оценка на 2010 г.). Крупные города: Сикасо (199,5 тыс. чел.), Сегу (105,1 тыс. чел.), Мопти (104,3 тыс. чел.), Гао (34,7 тыс. чел.). Административно-территориальное деление: 8 областей и окр. Бамако. Офиц. язык - французский (из местных языков наиболее распространены языки бамбара, на к-ром говорит ок. 80% населения, и фульфульде). М.- член ООН (1960), АС (1963; до 2002 ОАЕ), МВФ (1963), МБРР (1963), Орг-ции исламского сотрудничества (1969; до 2011 - Орг-ция «Исламская конференция»), Международной организации Франкофонии (1970), ЭКОВАС (1975), ВТО (1995). География. Территория М. является частью древней Африканской платформы. Равнина (средняя высота от 200 до 500 м) занимает более 90% площади страны. Сев. часть М. расположена в пустыне Сахара, центральная занята полупустынями Сахеля, юг и юго-запад - саваннами. На северо-востоке расположен горный массив Адрар-Ифорас (высота до 890 м). Наивысшая точка - гора Хомбори (1155 м). Недра богаты полезными ископаемыми, в т. ч. золотом и алмазами. Климат тропический континентальный (на крайнем юге - субэкваториальный) с чередованием сухого (нояб.-июнь) и дождливого сезонов (июль-окт.). Выделяются 3 климатические зоны: сахарская, сахельская и суданская. В сахарской зоне суточные колебания температур достигают 30°С, в июне температура воздуха повышается до +50°С, в апр.-мае дуют сильные раскаленные сев.-вост. ветры (харматтаны). В зоне Сахеля также отмечаются резкие суточные колебания температур, в самый жаркий период (кон. февр.- нач. июня) температура достигает +40-45°С. В суданской климатической зоне сезон дождей длится 4-7 месяцев, средняя месячная температура воздуха составляет +25-28°С. Здесь находятся главные районы земледелия. Наибольшее количество осадков (до 1500 мм в год) выпадает на юге, минимальное количество осадков (150 мм) - в районе Сахары. Крупные реки: Нигер, Сенегал, Бакой, Бани, Бауле, Бафинг, Санкарани. Много сухих или с периодическим водотоком рек (вади или уэды). Озера: Фагибин (самое крупное - 630 кв. км), Гару, Дебо и др. Национальные парки и заповедники: Ансонго-Менака (1,5 млн га), Дуэнца (1 млн га), Бауле (771 тыс. га).
В М. проживает 17,6 млн чел. (оценка на 2015 г.). По лингвистическому принципу народы М. относятся к нигеро-конголезской, нило-сахарской и афразийской языковым семьям. В 2010 г. ок. 75% жителей составляли народы 3 подгрупп нигеро-конголезских языков. В подгруппе манде (ок. 50% населения) крупнейшими этносами являются бамбара (24%; живут в зап. и центральных областях М.), малинке (8%; на юго-западе), сараколе (или сонинке; 12%; в приграничных районах с Мавританией) и диула (1%; на востоке М.). На юго-востоке проживают народы вольтийской подгруппы (языки гур): бамбана (12,2%), догоны (5,6%), сенуфо, мамара, бобо (1%) и др. В западноатлантическую подгруппу входят фульбе (10,5%; проживают в центральных районах М. и в среднем течении р. Нигер) и сонгаи (10%; в вост. районах, в долине р. Нигер). 6% населения составляют кочевники туареги (говорят на языке тамашек; расселены в Сахаре и к северу от р. Нигер), 7% - арабоязычные «мавры» (кочевые племена арабо-берберского происхождения). Ок. 2% составляют этнические меньшинства (бозо, минианка, сомоно, сонгаи и др.), арабы (гл. обр. сиро-ливанцы), французы и выходцы из др. европ. стран.
По оценочным данным на 2015 г., среднегодовой прирост населения составляет 2,98%, рождаемость - 44,99 чел. на 1 тыс. чел., смертность - 12,89 чел. на 1 тыс. чел., детская смертность - 102,23 на 1 тыс. новорожденных (одна из самых высоких в Африке); в возрастной структуре: дети до 14 лет - 47,44% населения; лица от 15 до 64 лет - 49,59, лица 65 лет и старше - 2,97%; ожидаемая продолжительность жизни - 55,34 года (мужчины - 53,48, женщины - 57,25); грамотность населения - 38,7% (мужчины - 48,2%, женщины - 29,2%); уровень урбанизации - 39,9%. Плотность населения - 12,5 чел. на кв. км (2013). В стране высокий уровень эмиграции в Габон, Гану, Кот-д'Ивуар, Нигерию, Сенегал и страны ЕС, гл. обр. во Францию, где в 2015 г. проживали 60 тыс. малийцев.
М.- унитарное гос-во, форма правления - президентская республика. Действующая конституция одобрена на референдуме 12 янв. 1992 г. и принята 25 февр. того же года. Главой гос-ва и Верховным главнокомандующим является президент, избираемый путем всеобщего прямого голосования на 5 лет (не более 2 сроков). Президент назначает высших чиновников, подписывает указы и декреты правительства. Президенту принадлежит право роспуска парламента (после консультаций с премьер-министром и председателем парламента), но не раньше чем через год после его формирования. Законодательную власть осуществляет однопалатный парламент - Национальное собрание, состоящее из 147 депутатов, избираемых всеобщим прямым голосованием на 5 лет. Исполнительная власть принадлежит назначаемому президентом правительству во главе с премьер-министром. Законодательство основано на франц. гражданском праве с применением норм обычного права. Судебную систему составляют Верховный и Конституционный суды, Высокий суд правосудия, 3 апелляционных суда, 7 судов первой инстанции (суды магистрата), а также суды, рассматривающие дела по трудовым конфликтам. Действуют также суды шариата. В М.- многопартийная система (зарегистрировано более 100 политических партий).
По оценочным данным на 2010 г., 90% населения (туареги, арабы, бамбара, сонгаи, малинке, диула и др.) исповедовали ислам, ок. 8% придерживались традиц. верований, ок. 2% составляли христиане (католики и протестанты). Часть мусульман и христиан одновременно остаются верными африканским традиционным религиям, поэтому данные по их численности могут отличаться в разных источниках. Точная статистика исповедующих христианство в последние годы отсутствует ввиду массового исхода христиан из-за преследований со стороны радикальных исламистов, взявших под контроль сев. районы М. после военного переворота в марте 2012 г.
Представлена архиепископством-митрополией Бамако и 5 епископствами-суффраганами: Каес, Мопти, Сан, Сегу и Сикасо. В 2012 г. в М. было 231 тыс. католиков и 28 католич. священников. С 1973 г. в М. присутствует апостольский делегат, чей статус 3 июня 1980 г. повышен до нунция. С 1973 г. действует Епископская конференция Мали, которая является членом Епископской конференции франкофонных стран Зап. Африки (Conférence Episcopale Régionale de l'Afrique de l'Ouest Francophone, CERAO).
В нач. XXI в. крупнейшей протестант. деноминацией являлась Евангелическая христианская Церковь Мали (580 приходов, 42 тыс. чел.; гл. обр. представители этноса догон), созданная на основе миссий Христианского миссионерского альянса, начавшего работу в М. в 1923 г. Протестантская евангелическая Церковь Мали (280 общин, 25 тыс. чел.; гл. обр. представители этноса бамбара) объединяет общины Миссионерского союза Евангелия (США; Gospel Missionary Union), члены к-рого первыми из протестант. проповедников организовали постоянные миссии в М. в 1919 г. Обе церковные структуры относятся к движению святости. Также в нач. XXI в. присутствовали небольшие группы адвентистов седьмого дня (5 церквей, 1640 чел.; с 1982), пятидесятнической орг-ции Ассамблеи Бога (20 общин, 1,3 тыс. чел.), Протестантской Церкви области Каес (16 общин, 1 тыс. чел., гл. обр. представители малинке и касонке; создана в 1953 внеденоминационной Объединенной мировой миссией), Иеговы свидетелей (7 общин, ок. 300 чел. (2015); с 1965), Баптистской евангелической Церкви (1 община, 120 чел.; с 1951) и др. (статистические данные представлены гл. обр. по W orld Christian Encyclopedia: A Comparative Survey of Churches and Religions in The Modern World / Ed. D. A. Barrett. Oxf., 2001. Vol. 1. P. 480-482).
Ислам начал распространение в М. в IX в. и в наст. время является религией подавляющего большинства населения страны. Мусульмане М. придерживаются почти исключительно суннитского направления. Важную роль в религ. жизни занимают суфийские братства (тарикаты). Старейший тарикат в М.- тиджанийя, имеющий особое влияние в юж. областях страны (в нач. 10-х гг. XXI в. ему следовали ок. 5% мусульман). На западе М. ощутимо влияние тариката хамаллийя, на севере - кадирийя. В М. есть также приверженцы суфийского течения муридийя, к-рое представляет собой синтез кадирийи и тиджанийи с выраженным этнорелиг. акцентом. Они принимают участие в ежегодном поминовении основателя течения Амаду Бамбы у мавзолея Бамбы в г. Туба (Сенегал). На границе с Нигером проживают неск. тысяч последователей тариката сенусийя. В Бамако есть также приверженцы псевдоисламской секты ахмадийя. С нач. 2000-х гг. малийских имамов начали обучать в Марокко.
На севере страны имеют влияние исламистские орг-ции, в т. ч. «Аль-Каида в исламском Магрибе», «Ансар-ад-Дин» (Защитник веры) и др., а также туарегская этносепаратистская орг-ция «Национальное движение за освобождение Азавада». Исламисты М. сотрудничают с джихадистскими группировками - нигерийской «Боко Харам» и сомалийской «Аш-Шабаб».
В сент. 2000 г. был создан Высший исламский совет Мали (Haut Conseil Islamique du Mali, HCIM) - религ. ассоциация, выступающая в качестве посредника между различными мусульм. общинами и гос-вом. Совет состоит из 86 членов и 10 почетных председателей. В его структуру входят 5 органов, в т. ч. Национальное исполнительное бюро, состоящее из 45 членов, и Совет старейшин (Comité de sages) в составе 11 чел.
Играют важную роль в духовной жизни народов М. и оказывают большое влияние на малийских мусульман и христиан, к-рые сохраняют нек-рые элементы традиц. религий, прежде всего анимизм. В основе традиц. культов в М. лежат поклонение духам предков и вера в перевоплощение души. Сложная мифологическая система бамбара и догонов включает большой пантеон героев и божеств. Главными божествами у бамбара являются Пемба и его жена Мусо Корони Кундье (см. также ст. Бамбара религия). Помимо созидательной силы божественной паре приписывают и возможность разрушительного действия: считается, что Пемба лишил людей бессмертия, а Мусо Корони Кундье из ревности привнесла в мир зло, но позже обучила людей земледелию. Большинство бамбара считают, что жизнь человека имеет 2 проявления: «ни» (физическая жизнь, часто отождествляемая с дыханием) и «дья» (духовная жизнь, к которой относятся мыслительная способность, воля и проч.). «Дья» является своеобразным двойником человека, но противоположного пола, поэтому удачным браком считается воссоединение 2 сущностей человека. «Дья» может покидать тело спящего человека, а после его смерти продолжает существовать, перевоплощаясь в животных и растения. Это становится возможным благодаря наличию в «дья» части единой природной силы под названием «ньяма», которая охраняется божеством воды и грома Фаро (иногда наряду с Пемба выступает как верховный бог).
Главным божеством догонов является Амма, к-рый, по их верованиям, имеет 14 воплощений, соответствующих созданным им 14 мирам (7 небесным и 7 земным). У этого народа существует культ масок, с которым связаны ритуальные танцы. Каждые 60 лет догоны отмечают древний религ. праздник «сиги», кульминацией к-рого является вынос 10-метровой священной маски (последний такой праздник проводился в 1967).
Распространены тайные культовые об-ва, членство в к-рых обусловлено не только полом и возрастом, но и социально-экономическим положением. В функции тайных об-в входит проведение обрядов инициации, отправление религ. культов, хранение и передача мифов, принятие важных для всех членов общины решений (сохранность собственности, наказание провинившихся и преступников и суд над ними). Тайные об-ва народа бамбара - комо, коре (или коте), коно, нама и чиуара - имеют свои обряды и ритуальные маски.
В 1963 г. основана Ассоциация протестантских евангелических Церквей и миссий Мали (Association des Groupements d'Églises et Mission Protestantes Évangéliques au Mali, AGEMPEM), в к-рую в наст. время входит 4 организации - Евангелическая христианская Церковь Мали, Протестантская евангелическая Церковь Мали, Баптистская евангелическая Церковь, Протестантская Церковь области Каес. В 1966-1988 гг. Ассоциацию возглавлял пастор Кассум Кейта, внесший весомый вклад в развитие протестантизма в М. и пользовавшийся авторитетом у религ. деятелей др. стран Зап. Африки. Действует Совет старейшин, куда входят лидеры мусульм. и протестант. духовенства, а также католич. архиепископ. Правительство консультируется с Советом при принятии важных решений по вопросам внутренней политики.
М.- светское гос-во. Свобода вероисповедания закреплена в Конституции 1992 г. (ст. 4). Ст. 12 определяет, что каждый человек, преследуемый по религ. или политическим убеждениям или из-за этнической принадлежности, имеет право на убежище в М. В Уголовном кодексе (разд. III (1), ст. 29), принятом в авг. 2001 г., преследования по религ. мотивам названы преступлением против человечности. В 2012 г. было создано Мин-во по делам религий. Гос-во придает большое значение организации религ. школ.
Археологические находки в Асселаре (в 400 км от Томбукту) свидетельствуют о заселении территории совр. М. в V-IV тыс. до Р. Х. Найденные в районе горного массива Адрар-Ифорас наскальные рисунки дают представление о занятиях древнейших людей охотой, рыболовством и скотоводством. Развитие земледелия началось в III тыс. до Р. Х.
С III в. по Р. Х. на территории совр. М. существовали 3 сменявшие друг друга империи: Гана (III-XIII вв.), Мали (XIII-XV вв.) и Сонгай (XV-XVI вв.). Империя Гана со столицей в г. Кумби (ныне в Мавритании), основанная между реками Нигер и Сенегал, достигла расцвета в IX-XI вв. Постоянная торговля с мусульм. странами через Сахару способствовала проникновению на эту территорию ислама в IX в. После завоевания альморавидами в кон. XI в. Гана была ослаблена и распалась на отдельные гос-ва (Уагадугу, Сосо, Текрур и др.). На территории совр. М. распространился суннизм маликитского мазхаба. Свое существование Гана прекратила в сер. XIII в., когда правитель мандингов Сундьята из династии Кейта захватил г. Кумби (1240) и основал новую империю Мали, к-рая охватывала территорию от берегов Атлантического океана на западе до совр. Нигерии на востоке. Столицей нового гос-ва стал г. Ниани, построенный на берегу р. Санкарани на территории совр. Сенегала. Становлению империи способствовала консолидация политической элиты на основе принятия ислама. Основная масса населения при этом оставалась слабо исламизированной. Гос-во Мали, так же как и Гана, была крупным поставщиком золота, к-рое через пустыню Сахару вывозилось в Сев. Африку. Расцвета империя достигла в XIV в. при Мусе I (Канку Мусе), к-рый в 1324-1325 гг. совершил паломничество в Мекку, откуда привез строителей, художников и ученых. В 1327 г. в Томбукту была построена мечеть. Крупные торговые города Гао, Дженне и Томбукту постепенно стали мусульм. культурными центрами, оказавшими значительное влияние на развитие региона. Междоусобные войны ослабили империю Мали, в XV в. она распалась, попав в зависимость от гос-ва Сонгай, столицей которого был г. Гао (на северо-востоке центральной части совр. М.). Империя Сонгай достигла расцвета во время правления Аскии Мухаммада I (1493-1529). В тот период она имела четкую адм. структуру, профессиональные армию и флот, хорошо налаженные систему взимания налогов и торговый обмен между областями, развитую ирригацию в долине р. Нигер, где начали выращивать хлопок. В Томбукту открыли медресе, где теологии, араб. лит-ре, праву, географии, математике и астрономии обучались также ученики из стран Сев. Африки. Проходила дальнейшая исламизация правящей верхушки, но большинство населения оставались приверженцами традиционных африкан. верований.
В 1591 г. империя Сонгай была завоевана армией султаната Марокко (сопротивление в юж. части Сонгая продолжалось еще ок. 20 лет). Древние города были разграблены, бо́льшую часть ученых и ремесленников угнали в Марокко, а завоеватели частично ассимилировались с местным населением. В XVII в. на юге, в долине р. Нигер, возникло небольшое поселение бамбара и малинке Бамако. В XVII-XIX вв. на территории Сонгая существовали гос. образования бамбара (Каарта и Сегу), фульбе (Масина) и др., между которыми велись междоусобные войны.
К приходу колонизаторов ислам прочно укрепился в культуре местных народов. В XVIII в. распространение ислама проходило под знаменем джихада. В нач. XIX в. на территории совр. М. значительно возросло влияние суфийских тарикатов тиджанийя и кадирийя, распространившихся с Ближ. Востока.
Первыми европейцами, проникшими на территорию совр. М., были майор Д. Хаутон из Ирландии (1790/91), шотландцы хирург М. Парк (1795-1797) и исследователь А. Г. Ленг (1826), француз Р. Кайе (1828; 1-м из европейцев побывал в г. Томбукту). В 1855 г. началась военная экспансия Франции во внутренние районы Зап. Судана. Неск. десятилетий франц. колонизаторы вели войну с гос-вом оседлых фульбе (тукулёр) Текрур, к-рое возглавляли аль-Хадж Омар, затем его сын Ахмаду (принадлежали к тарикату тиджанийя). На юге сопротивление колонизаторам оказывал имам Самори Туре (принадлежал к тарикату кадирийя), основавший исламское гос-во Уасулу. Французы, используя противоречия между народами тукулёр, бамбара, фульбе и др., в 80-90-х гг. XIX в. подчинили себе практически всю территорию совр. М. Границы и название колонии неоднократно менялись. В 1891 г. в рамках Сенегала создан Французский Судан (ФС), который с 1892 г. стал независимой колонией с адм. центром в г. Каес. В 1895 г. ФС включен в состав федерации колоний Французская Западная Африка (ФЗА). В 1899 г. ФС разделен на 2 адм. района - Ср. Нигер и В. Сенегал, а его юж. территории переданы др. французским владениям в рамках ФЗА. В 1902-1904 гг. Ср. Нигер и В. Сенегал были вновь объединены в колонию под названием Сенегамбия и Нигер, в 1904 г. получившую название В. Сенегал и Нигер. С 1920 г., после отделения В. Вольты (ныне Буркина-Фасо), границы колонии соответствовали границам совр. М. В 1920-1958 гг. колония вновь носила название ФС. С 1908 г. адм. центром колонии стал Бамако.
В колонии было установлено прямое управление губернатора, назначаемого правительством Франции. Колониальные власти, пытаясь склонить местную религ. верхушку на свою сторону, были толерантны к исламу, что помогло избежать значительных конфликтов на религ. почве. С появлением первых католич. миссий в 60-х гг. XIX в. началось распространение христианства. Хозяйственное освоение земель базировалось на товарном производстве риса и хлопка. Широко применялся принудительный труд местного населения, в т. ч. на строительстве оросительных каналов и железной дороги. ФС стал источником рабочей силы, продовольствия и сельскохозяйственного сырья для метрополии и соседних колоний. В годы первой мировой войны жителей ФС насильственно отправляли в т. н. батальоны сенегальских стрелков. В 1915-1916 гг. эксплуатируемое местное население под предводительством вождей участвовало в вооруженных восстаниях, кочевники туареги боролись с франц. колонизаторами до 1917 г. Власти, пытаясь склонить на свою сторону вождей, предоставили им ряд привилегий (освобождение от налогов и проч.). Число приверженцев ислама продолжало расти, появились сектантские течения. С 30-х гг. XX в. начал распространяться «ваххабизм» - так франц. колониальные власти называли движение суннитского обновленчества.
В 1945 г. колония получила статус заморской территории Франции, местному населению было предоставлено право создавать общественные и политические орг-ции и иметь представительство в выборных органах метрополии. Появились первые политические партии, в т. ч. Прогрессивная партия Судана (ППС) и Суданский союз (СС-АДО) как территориальная секция Африканского демократического объединения - крупной политической орг-ции в африкан. колониях Франции; 1-й съезд орг-ции состоялся в 1946 г. в Бамако. Антиколониальное движение возглавила партия СС-АДО во главе с потомком правителей империи Мали Модибо Кейтой.
В 40-50-х гг. XX в. в ФС глубоко укоренились суфийские тарикаты. В 1947 г. несколько молодых богословов создали в Бамако ассоциацию «Шуббану аль-муслимин», при к-рой была открыта Высшая кораническая школа (400 учеников). Религ. влияние постепенно распространилось и на политическую жизнь: шейхи тарикатов выступали на стороне ППС, а движение суннитского обновленчества («ваххабиты») поддерживало СС-АДО. К нач. 50-х гг. XX в. мусульмане составляли 54% населения, приверженцы традиц. верований - 45,5, христиане - 0,5%.
28 сент. 1958 г. ФС стал автономной Суданской Республикой в составе Французского Сообщества. В янв. 1959 г. Суданская Республика объединилась с Республикой Сенегал в Федерацию Мали (название получила в память об историческом прошлом), которая 20 июня 1960 г. была провозглашена независимым гос-вом. В авг. 1960 г. федерация распалась из-за разногласий по вопросам внешней и внутренней политики.
Независимость Республики Мали провозглашена на чрезвычайном съезде СС-АДО 22 сент. 1960 г. Президентом независимого гос-ва стал лидер этой партии М. Кейта, столицей страны объявлен г. Бамако. Новое руководство установило однопартийный режим, разорвало отношения с Францией и проводило политику сотрудничества со странами социалистического лагеря. Ставка на расширение гос. сектора производства не привела к укреплению экономики. Обстановку в стране осложнило восстание туарегов в 1962-1964 гг., к-рое было жестоко подавлено армией. В 1967 г. правительство было вынуждено восстановить торговые связи с Францией и вернуть страну в зону франка КФА. Франция предоставила М. существенную экономическую помощь.
19 нояб. 1968 г. произошел военный переворот, осуществленный группой офицеров под рук. лейтенанта М. Траоре, власть перешла к Военному комитету национального освобождения (ВКНО). Были приняты меры по демократизации общественно-политической жизни. Серьезный ущерб экономике страны нанесли сильные засухи 1970-1974 гг., 1978 г. и нач. 80-х гг. XX в. Экономика находилась в состоянии стагнации, стремительно увеличивалась внешняя задолженность, возросли цены и инфляция. В 1976 г. по инициативе ВКНО был создан Демократический союз малийского народа (ДСМН) во главе с Траоре. После вступления в силу новой Конституции в 1979 г., гарантировавшей свободу предпринимательства и право частной собственности, Траоре был избран президентом страны.
В 1985 г. в течение 6 дней длился военный конфликт М. с Буркина-Фасо из-за золотоносного района (т. н. полосы Агашер). Спорная территория была разделена при посредничестве ООН. В 1988 г. началась реализация программы приватизации. Ухудшение экономического положения и авторитарность президента привели к массовым антиправительственным выступлениям населения. С 1990 г. населенные пункты и армейские гарнизоны в обл. Кидаль начали подвергаться нападениям со стороны отрядов туарегов во главе с Иядом аг Гали, к-рые боролись за сохранение своего кочевого образа жизни и за предоставление независимости Азаваду - территории, включающей сахарские районы Алжира, Буркина-Фасо, Ливии, М. и Нигера. Восстание туарегов закончилось подписанием с правительством 11 апр. 1992 г. Национального пакта, к-рый был принят при посредничестве Алжира, Мавритании и Франции. В документе подтверждалась территориальная целостность страны, но предусматривались расширение автономии сев. областей М. и реализация проектов по их хозяйственному и культурному развитию.
26 марта 1991 г. правительство Траоре было свергнуто в результате военного переворота, к-рый возглавил подполковник Амаду Тумани Туре, ставший главой Переходного комитета спасения народа (ПКСН). Комитет приступил к демократическим преобразованиям. В 1991 г. принята «Хартия политических партий», имеющая силу закона и призванная гарантировать права и свободы политических орг-ций. Конституция 1992 г. утвердила разделение властей, соблюдение основных прав и свобод граждан и провозгласила многопартийную систему. Было создано ок. 50 политических партий. На президентских выборах, состоявшихся в апр. 1992 г., главой гос-ва был избран Альфа Умар Конаре - лидер партии Альянс за демократию в Мали (АДЕМА; создана в 1990). В тот период ислам. элита укрепила свои позиции, члены правительства начали официально принимать участие в религ. праздниках. Новое руководство страны запретило проповеди в М. популярного протестант. свящ. У. Ф. Грэма.
Внутриполитическую обстановку неоднократно обостряли выступления оппозиции, профсоюзов и молодежи, а на севере вновь возобновились вооруженные столкновения туарегов с малийской армией. В 1990-1995 гг. в боевых действиях с обеих сторон погибли более 5 тыс. чел. С кон. 90-х гг. XX в. в М., особенно в сев. и центральной частях страны, стало ощутимым присутствие исламистской организации «Салафитская группа проповеди и джихада» (СГПД; в 2003 присоединилась к Аль-Каиде, с 2007 называется «Аль-Каида в исламском Магрибе» (АКИМ)). С 1991 г. на юге М. расширилось влияние суфийского движения, созданного шейхом Усманом Мадани Хайдарой, к-рое выступает против воинственного ислама и поддерживает развитие этой религии на основе местных культурных традиций.
В мае 1997 г. Конаре был переизбран президентом страны. В том же году в парламентских выборах подавляющее большинство мест получила АДЕМА. М. продолжала успешно реализовывать политику либерализации экономики в сотрудничестве с МВФ. На экономику М. благотворно повлияла девальвация франка КФА в 1994 г., в 1995-1997 гг. средние темпы экономического роста превысили 4%. Падение мировых цен на хлопок в 1999 г., экспорт которого был одним из основных источников валютных поступлений М., привело к резкому ухудшению с 2000 г. экономической ситуации в стране.
В 2002 г. в целях соблюдения конституции Конаре не баллотировался на 3-й срок. В апр.-мае на президентских выборах, в к-рых приняли участие 24 претендента, победу одержал независимый кандидат ген. Туре, бывш. глава ПКСН. В июле на парламентских выборах вновь победила АДЕМА.
С 2005 г. М. вместе с Мавританией проводила совместные операции против группировки СГПД, неоднократно нападавшей на военные базы Мавритании недалеко от малийской границы. Несмотря на заключенное правительством перемирие с туарегами, по к-рому часть их была введена в состав Вооруженных сил страны, они снова активизировались и в мае 2006 г. во главе с полковником Х. Фагагой захватили 3 военных лагеря в обл. Кидаль. Кроме предоставления независимости Азаваду они требовали экономического развития районов их проживания, где в тот период были обнаружены месторождения нефти.
В 2007 г. на президентских выборах вновь победил Туре. В авг. туарегские боевики во главе с Ибрахимом аг Бахангой возобновили нападения на военные объекты в горном районе на границе с Нигером. Их поддерживали туарегские группировки этой страны. Особенно кровопролитными были столкновения на севере М. в мае 2008 г., когда погибли неск. десятков человек. В 2008-2011 гг. на территории М. и на ее границах было 30 случаев вооруженных столкновений исламистских группировок с армией, захвата заложников и попыток контрабанды. В авг. 2009 г. правительство приняло закон, уравнявший права мужчин и женщин в браке. Это вызвало массовые антиправительственные выступления. В 2011 г. Ияд аг Гали создал в сев. областях М. исламистскую группировку «Ансар-ад-Дин» численностью ок. 300-400 чел., в к-рой большинство составляли туареги и сонгай. Это движение выдвинуло требование создания на севере М. исламского гос-ва на базе шариата. В том же году была создана политическая орг-ция «Национальное движение за освобождение Азавада» (НДОА) численностью ок. 2-3 тыс. чел. Она назвала себя выразительницей интересов туарегов. Главной целью НДОА было объявлено достижение самоопределения народов Азавада.
16-17 янв. 2012 г. под рук. НДОА вспыхнуло новое восстание туарегов. Постепенно к отрядам НДОА присоединились боевики группировок «Ансар-ад-Дин» и АКИМ. 22 марта, за неск. недель до очередных президентских выборов, произошел военный переворот, возглавляемый капитаном Амаду Саного: президент Туре был отстранен от власти, приостановлено действие конституции страны, границы с сопредельными гос-вами были закрыты, в стране был введен комендантский час. Мировое сообщество, в т. ч. Россия, осудило силовое свержение правительства. В рамках соглашения по урегулированию политического кризиса, заключенного при посредничестве ЭКОВАС, 8 апр. президент Туре подал в отставку и 12 апр. эмигрировал в Сенегал. Было создано переходное правительство во главе с председателем парламента Дионкундой Траоре, задачей которого были восстановление территориальной целостности и формирование легитимной власти. Воодушевленные переворотом повстанцы продолжили наступление и в течение недели заняли города Кидаль (30 марта), Гао (31 марта) и Томбукту (1 апр.) и установили контроль над северными районами страны (более 60% территории М.). 6 апр. было провозглашено Независимое гос-во Азавад (НГА; не признано мировым сообществом). В малийскую часть НГА включили области Гао, Кидаль и Томбукту и северо-восточные районы Мопти. Однако между исламистами и членами НДОА возникли разногласия по поводу характера НГА, и исламисты, развязав в июне против НДОА боевые действия, одержали победу. На подконтрольных территориях они начали реализовывать программу создания исламистского гос-ва на основе шариата. Население, не соблюдающее его нормы, подвергалось физическому насилию. В июле члены группировки «Ансар-ад-Дин» разрушили в г. Томбукту (с 28 июня 2012 достояние мирового культурного наследия ЮНЕСКО) 10 из 16 мавзолеев, были повреждены ок. 3 тыс. старинных рукописей. Осенью сев. районы М. стали покидать не только христиане, но и умеренные мусульмане.
В дек. 2012 - янв. 2013 г. исламисты начали поход на Бамако и дошли практически до г. Мопти. 11 янв. 2013 г. Франция в ответ на соответствующую просьбу правительства М. экстренно ввела в эту страну 4-тысячный контингент военных сил и начала операцию под кодовым названием «Сервал». Тыловую поддержку этой операции оказали США, Великобритания, Германия и ряд др. стран. В боях с исламистами участвовали также боеспособные подразделения малийской армии. В сер. февр. 2013 г. франц. войска взяли под контроль практически все крупные города и населенные пункты М. В ходе военной операции погибли ок. 400 исламских боевиков, остальные перешли к тактике партизанских действий и терактов. С дек. 2012 г. в М. началось развертывание миротворческой миссии ООН со ставкой в Бамако. В апр. 2013 г. она была преобразована в «Многокомпонентную комплексную миссию ООН по стабилизации в Мали» (МИНУСМА), в ее составе было 1,2 тыс. военнослужащих (включая резервистов) и ок. 1,5 тыс. полицейских. Россия поддерживает работу МИНУСМА, в т. ч. направляя в Бамако гуманитарную помощь.
В кон. янв. 2013 г. парламент одобрил «дорожную карту на переходный период», разработанную правительством при участии более 50 политических партий, предусматривающую сохранение территориальной целостности, реструктуризацию Вооруженных сил и создание национальной комиссии диалога и примирения. Для реализации этих планов 15 мая 2013 г. на международной конференции в Брюсселе было принято решение о выделении М. 3,25 млрд евро.
11 авг. 2013 г. во 2-м туре был избран новый президент Ибрагим Бубакар Кейта, получивший ок. 78% голосов избирателей. На севере продолжались выступления сепаратистов, исламисты преследовали христиан. 17 дек. 2015 г. подверглась обстрелу христ. радиостанция в г. Томбукту, в результате к-рого погибли 3 чел. После многомесячных переговоров в Алжире 15 мая 2015 г. в Бамако в присутствии глав африкан. гос-в и председателя АС Президента Зимбабве Роберта Мугабе власти М. подписали мирное соглашение с повстанцами. 20 нояб. 2015 г. боевики напали на отель «Рэдиссон Блу» в центре Бамако и захватили в заложники 170 чел. В результате штурма погибли 27 заложников, в т. ч. 6 граждан России. В наст. время на М. оказывают большое влияние процессы, происходящие в странах Сев. Африки и Ближ. Востока.
История христианства в М. началась в колониальный период. В 1868 г. открыта католическая апостолическая префектура Сахары и Судана во главе с кард. Шарлем Лавижери. В 1886 г. в г. Каес католич. миссионерами была организована школа (с 1915 в Бамако), в к-рой малийским детям помимо общеобразовательных предметов преподавали основы христианства. В нояб. 1888 г. в г. Кита, расположенном в 180 км от Бамако (ныне в еп-стве Каес), был открыт 1-й в стране христ. приход. Из соседнего Сенегала католич. миссии постепенно распространились по всей территории совр. М. В марте 1891 г. апостолическая префектура Сахары и Судана была повышена в статусе до викариата. С 1892 г. в Дингире, Каесе и Ките начал деятельность католич. орден Св. Духа, в 1901 г.- Об-во миссионеров Африки (Конгрегация «белых отцов»). В 1895 г. создана католич. миссия в г. Сегу. В 1901 г. викариат Сахары и Судана получил новое название - Сахары во Французском Судане (Sahara nel Sudan Francese). После отделения В. Вольты в 1921 г. викариат был разделен на 2 викариата - Бамако и Уагадугу. В 1927 г. в Бамако был построен 1-й католический кафедральный собор Св. Сердца, до 1957 г. остававшийся единственным католич. храмом города.
С 30-х гг. XX в. начали посвящать в сан малийских священнослужителей (в 1936 - свящ. Проспера Камару). В 1937 г. постригли в монашество Саломею Диавару. В 1955 г. папа Римский Пий XII подписал распоряжение о создании в Африке католич. иерархии. В том же году в Бамако основано архиеп-ство, 10 марта 1962 г. его предстоятелем впервые стал малиец - свящ. Люк Огюст Сангаре (занимал кафедру до февр. 1998).
Накануне получения независимости в 1960 г. в архиеп-стве Бамако было 13,6 тыс. католиков и 52 католич. священника. Обретение независимости способствовало формированию совр. иерархии католич. Церкви: в 60-х гг. XX в. в юрисдикции архиеп-ства Бамако были созданы епископства Сегу (1962), Сикасо (1963), Каес (1963; из апостолической префектуры, действовавшей с 1947), Сан (1964), Мопти (1964; из апостолической префектуры Гао; охватывает территорию ок. 900 тыс. кв. км (одна из самых больших по площади в мире), но подавляющая ее часть расположена в безлюдной пустыне Сахаре). С 1966 г. ежегодно католич. паломники посещают г. Каес для почитания статуи «Богоматери Малийской», установленной во дворе старейшего прихода города. С 1960 г. число католиков постоянно росло: в 1960 г.- 13,6 тыс. чел., в 1980 г.- 28,4 тыс., в 2001 г.- 120 тыс. чел. Рост числа священников отставал от роста численности прихожан: если в 1969 г. 1 священник окормлял 234 прихожанина, то в 2012 г.- 8,2 тыс. прихожан. В 90-х гг. XX в. выходцы из коренного населения составляли 35% всех священнослужителей страны. 28-29 янв. 1990 г. впервые пастырский визит в М. совершил папа Римский Иоанн Павел II.
В 1996 г. к началу ежегодного паломничества в г. Каес было построено т. н. Марианское святилище - здание на 10 тыс. чел., под сводами к-рого расположили статую «Богоматери Малийская». В 2000 г. католич. школу в Карангассо (старейший приход в еп-стве Сикасо), открытую в 1989 г., превратили в центр изучения Библии. В февр. 2000 г. в Бамако открыт филиал Католического ун-та Зап. Африки. В 2005 г. там же была создана школа для детей миссионеров. В работе амбулаторий и др. медицинских учреждений большую роль играют монахини ордена доминиканцев и сестры Пресв. Девы Марии Богоматери Африканской. В янв. 2005 г. Католическая ассоциация помощи (создана 24 апр. 1959) стала членом международной католич. благотворительной орг-ции «Каритас» и была переименована в «Каритас Мали».
В 2012 г., с началом восстания исламистов и сепаратистов на севере М., резко изменилось положение христиан, они подвергались насилию со стороны ислам. боевиков. В Гао были разрушены католич. церковь и офис орг-ции «Каритас Мали», католики были вынуждены бежать из города. К авг. 2012 г. из-за преследований радикальными исламистами М. покинули ок. 200 тыс. христиан, которые переселились в лагеря для беженцев в Алжире и Мавритании. Многие из них позже уехали в др. страны. После того как франц. войска взяли в 2013 г. под контроль сев. районы М., мн. христиане вернулись в свои дома на территории общин, но дома практически были разрушены, а храмы осквернены и церковное имущество разграблено.
В христ. приходах, расположенных в районах, где не было боевых действий, продолжалась мирная религ. жизнь. В нояб. 2012 г. в церемонии завершения очередного паломничества в г. Каес приняли участие ок. 10 тыс. верующих, в т. ч. архиеп. Бамако Жан Зербо и апостольский нунций Мартин Кребс.
После вооруженных конфликтов 2012-2013 гг. католич. Церковь прилагает усилия к восстановлению нормальной религ. жизни в стране. В янв.-февр. 2015 г. делегация религ. лидеров разных конфессий М. совершила 10-дневную поездку во Францию, в Бельгию и Швейцарию с целью заручиться поддержкой европейских партнеров в деле установления мира и сохранения целостности страны. В делегацию, возглавляемую архиеп. Ж. Зербо, вошли 14 представителей христианского и мусульм. духовенства, в т. ч. председатель Высшего исламского совета Мали имам Махмуд Дико и вице-председатель этого совета шейх У. М. Хайдара (лидер суфийского движения). В кон. мая - нач. июня 2015 г. делегация Епископской конференции Мали во главе с еп. Ж.-Б. Тиамой совершила паломничество на могилу св. апостолов Петра и Павла в Риме. Папа Римский Франциск обратился к делегатам со словами поддержки и благословения деятельности Епископской конференции Мали в трудный период истории страны. Активное участие в восстановлении мира принимает орг-ция «Каритас Мали», к-рая в окт. 2015 г. провела в Бамако круглый стол по проблеме достижения общественного консенсуса, в к-ром приняли участие более 10 политических партий (как пропрезидентских, так и оппозиционных), представители гражданского общества и СМИ. В февр. 2016 г. в г. Дакар (Сенегал) генеральный секретарь «Каритас Мали» Т. Того вместе с главами др. африкан. отд-ний «Каритас» инициировал международный проект по улучшению снабжения питьевой водой наиболее бедных сельских общин М., Буркина-Фасо и Сенегала.