Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КОТ-Д'ИВУАР
38, С. 357-360 опубликовано: 30 октября 2019г.


КОТ-Д'ИВУАР

[Республика Кот-д'Ивуар; франц. République de Côte d'Ivoire; до 1986 официальное название страны на рус. языке - Берег Слоновой Кости от франц. Côte d'Ivoire,], гос-во на западе Центр. Африки. На юге омывается Гвинейским зал. Атлантического океана (длина береговой линии 515 км). Граничит на севере с Мали и Буркина-Фасо, на востоке - с Ганой, на западе - с Либерией и Гвинеей. Территория - 322,5 тыс. кв. км. Столица - Ямусукро (259,4 тыс. чел., 2012). Крупные города: Абиджан (7,9 млн чел.), Буаке (659 тыс. чел.), Далоа (267,8 тыс. чел.) и др. Офиц. язык - французский. Административно-территориальное деление: 12 округов и 2 автономных округа. К.-д'И.- член ООН (1960), МВФ (1963), МБРР (1963), Экономического сообщества гос-в Зап. Африки (1975), ВТО (1995), Африканского союза (1963; до 2002 ОАЕ). География. Берега Гвинейского зал. слабо изрезаны, в зап. части - скалистые, в восточной - пологие, песчаные, с протяженной цепью лагун (свыше 300 км, крупнейшие - Эбрие, Аби, Эхи), соединенных с морем искусственным каналом в районе г. Абиджан. К.-д'И. расположен в южной части Северо-Гвинейской возвышенности. В рельефе преобладают слаборасчлененные равнины высотой 200-500 м. Зап. часть занимают цокольные денудационные плоскогорья и возвышенности. На крайнем западе находятся отроги цокольных глыбовых Леоно-Либерийских гор (массивы Дан, Тура) высотой до 1752 м (гора Нимба - высшая точка страны). В восточной части распространены возвышенные денудационные равнины, поверхность к-рых часто осложнена гранитными останцами (т. н. инзельбергами). Переход к аккумулятивной приморской низменности Гвинейского зал. на юге К.-д'И. четко выражен серией порогов и водопадов. В южной части страны климат экваториальный, влажный. На побережье выпадает от 1,8 тыс. до 2,3 тыс. мм осадков в год, относительная влажность воздуха не опускается ниже 75%. В восточной части побережья наблюдаются 2 периода с максимальным количеством осадков (март-июль и окт.-нояб., свыше 100 мм осадков в месяц) и 2 относительно сухих периода (дек.-февр. и авг.-сент.). Меньше всего дождей (менее 50 мм) выпадает в янв. и февр. В зап. части побережья отмечается кратковременный относительно сухой период в янв.-февр. (менее 50 мм осадков), а в остальные месяцы года (с марта по дек.) выпадает более 100 мм осадков ежемесячно, самый дождливый месяц - июнь (более 500 мм). Средние температуры самых жарких месяцев (март-апр.) - 27-28°С, самых прохладных (авг.-сент.) - 24-25°С. Субэкваториальный климат центральной и сев. частей страны характеризуется меньшим количеством осадков и четко выраженным сезонным увлажнением. На равнинах выпадает ок. 1,1 тыс. мм осадков в год, на северо-западе, в предгорьях Леоно-Либерийских гор,- 1,3-1,5 тыс. мм (на склонах горы Нимба - до 2,2 тыс. мм). Продолжительность дождливого сезона - 7-8 месяцев (март-окт.), наибольшее количество осадков выпадает в июле-сент. (более 150 мм в месяц). Средние температуры - от 23-24°С (дек.-июль) до 28-29°С (февр.-март). В горных районах северо-запада страны климат прохладнее (на высоте 1,5 км среднегодовые температуры 16-19°С). В сухой сезон на территории К.-д'И. господствует сев.-вост. сухой ветер - харматан. Речная сеть густая, принадлежит гл. обр. бассейну Гвинейского зал. Основные реки: Бандама (1050 км), Комоэ (1160 км), Сасандра (650 км), Кавалли (700 км). Незначительная часть территории на севере страны относится к бассейну р. Нигер (реки Бауле, Багоэ). Из-за порогов в среднем и нижнем течении большинство рек несудоходны.

Население

Население К.-д'И. в 2014 г. составляло 22,8 млн чел. Большинство населения говорит на нигеро-конголезских языках: на юго-востоке страны живут народы ква (31%), в т. ч. акан - 26%, и лагунные народы; на северо-востоке - гур (18,2); на севере - сенуфо (9,6); на юго-западе - кру (8,5%) и др.; на западе, северо-западе и северо-востоке - мандеязычные народы (28,7%), в т. ч. манден - 19,4%, юж. манде - 8,3%, а также сонинке, бозо, биса и др. В городах также живут фульбе (2,1%), хауса (0,6%), йоруба (0,5%), арабы (0,3%), французы, немцы, англичане и др. Среднегодовой прирост населения в 2014 г. составил 1,96%. Рождаемость - 29,25 на 1 тыс. чел., смертность - 9,67 на 1 тыс. чел. Показатель фертильности - 3,63 ребенка приходится на 1 женщину. Детская смертность - 60,16 на 1 тыс. новорожденных. Средняя продолжительность жизни - 58 лет (мужчины - 56,9, женщины - 59,16). В возрастной структуре: 38,4% - дети в возрасте до 14 лет, 58,4% - лица трудоспособного возраста (от 15 до 64 лет), 3,2% - лица старше 64 лет. Городское население составляет 51,3%. Число иммигрантов на нач. XXI в., по различным оценкам, от 25 до 33%.

Государственное устройство

К.-д'И.- унитарное гос-во. Конституция принята 23 июля 2000 г. Форма правления - президентская республика. Глава гос-ва и исполнительной власти - президент, избираемый на всеобщих выборах на 5 лет (с правом одного переизбрания). Кандидат должен быть старше 40 лет, гражданином К.-д'И. и проживать в стране непрерывно в течение 5 лет до выборов. Президент является Верховным главнокомандующим, назначает премьер-министра, членов правительства и др. высших должностных лиц. Высший законодательный орган - однопалатный парламент (Национальное собрание), избираемый населением на 5 лет. Правительство, Совет министров, функционирует под руководством премьер-министра. В К.-д'И. существует многопартийная система. Ведущие политические партии: Ивуарский народный фронт, Демократическая партия, Объединение республиканцев.

Религия

Ок. 39% населения - мусульмане, ок. 19% - католики, ок. 6% - протестанты, ок. 30% - последователи традиц. культов, представители др. конфессий немногочисленны.

Православие

Крестный ход на Вербное воскресенье в приходе ц. Воскресения Христова в Абиджане. Фотография. 2013 г.
Крестный ход на Вербное воскресенье в приходе ц. Воскресения Христова в Абиджане. Фотография. 2013 г.

Крестный ход на Вербное воскресенье в приходе ц. Воскресения Христова в Абиджане. Фотография. 2013 г.
Действуют приходы Аккрской митрополии (учреждена в 1959 как Аккрская и Западноафриканская митрополия, с 1994 Камерунская митрополия, с 1997 Ганская епископия, с 2009 совр. статус и название) Александрийской Православной Церкви. Всего насчитывается ок. 18 тыс. чел., исповедующих Православие.

Римско-католическая Церковь

Католическая ц. Нотр-Дам-де-ла-Пэ в г. Ямусукро. 1985–1990 гг.
Католическая ц. Нотр-Дам-де-ла-Пэ в г. Ямусукро. 1985–1990 гг.

Католическая ц. Нотр-Дам-де-ла-Пэ в г. Ямусукро. 1985–1990 гг.
Имеется 4 архиепископства-митрополии: Абиджан (епископства-суффраганы: Агбовиль, Гран-Басам, Йопугон), Буаке (епископства-суффраганы: Абенгуру, Бондуку, Ямусукро), Ганьоа (епископства-суффраганы: Далоа, Ман, Сан-Педро-ан-Кот-д'Ивуар), Корого (епископства-суффраганы: Катиола, Одиенне). Католицизм в основном распространен на юге страны и в крупных городах. Насчитывается ок. 4,3 млн католиков.

Протестантские церкви, деноминации и секты

Баптисты представлены Союзом евангельских церквей Юго-Запада К.-д'И. (225 общин, свыше 70 тыс. чел.), независимой Ассоциацией баптистских церквей Севера (215 общин, свыше 11 тыс. чел.) и др. Крупнейшей организацией пятидесятников являются Ассамблеи Бога (760 общин, 190 тыс. чел.), методистов - Объединенная методистская церковь К.-д'И. (850 общин, ок. 1 млн чел.). Движение святости представлено Евангельской протестантской церковью Центра (1550 общин, 250 тыс. чел.). Иеговы свидетели образовали 137 общин (ок. 16 тыс. чел.), существуют и др. деноминации; всего насчитывается ок. 1,5 млн протестантов.

В XX в. широкое распространение получили различные афрохристианские синкретические секты, последователями к-рых являются ок. 1 млн чел.: Харристская церковь (290 общин, ок. 376 тыс. чел.), Деиматистская церковь (840 общин, ок. 140 тыс. чел.) и др.

Ислам

Ислам появился на территории К.-д'И. в XIV в. Число мусульман заметно возросло в 80-90-х гг. XX в., в т. ч. в связи с иммиграцией из соседних стран (Мали, Нигер, Буркина-Фасо), а также с переходом в ислам приверженцев традиц. верований (в основном племена бете и дида). В 1990 г. создан Исламский высший совет. В настоящее время наибольшее количество мусульман проживает в основном на севере страны среди малинке, бамбара, диула, куланго, сенуфо и др. Насчитывается ок. 8,9 млн мусульман. Их число постоянно растет за счет притока иммигрантов.

Традиционные верования

Анимизм, тотемизм, шаманизм и культ предков распространены среди племен лоби, куланго, гере, гуро, дан, квени и др. Адептами традиц. культов являются ок. 6,8 млн чел.

Религиозное законодательство

Свобода совести и вероисповедания гарантируется Конституцией К.-д'И. (ст. 9), запрещается любая дискриминация по религ. признаку. Все конфессии равны перед законом при условии, что они не противоречат правам др. граждан и не наносят урон общественному порядку и национальной безопасности. Конституция запрещает создание политических партий и объединений на религ. основе (ст. 13). Все религ. орг-ции подлежат обязательной гос. регистрации.

История

Археологические находки (т. н. неолитические мастерские по берегам рек) свидетельствуют о заселении территории К.-д'И. в каменном веке. В III-II тыс. до Р. Х. в зоне саванны, а затем в лесной зоне началось развитие земледелия; в I тыс. по Р. Х. широкое распространение получили железоделательное производство, гончарное ремесло, ткачество, добыча золота. В нач. II тыс. здесь расселились пришедшие с северо-запада народы сенуфо; основанный ими г. Конг стал одним из крупнейших в Зап. Африке центров караванной торговли. В XV-XVI вв. сенуфо были оттеснены на северо-запад мандеязычными народами (малинке, дьюла и др.), создавшими в нач. XVIII в. гос. образование с центром в Конге. В XV в. в междуречье Комоэ и Чёрной Вольты сложилось гос-во народа аброн - Боно; на западе от реки Бандама - раннегос. образование анья и бауле. Сев. часть территории К.-д'И. входила в сферу влияния гос-в Зап. Судана - Ганы, Мали и Сонгая.

В кон. XV в. на побережье Гвинейского зал. стали проникать европейцы, гл. обр. португальцы, вывозившие отсюда слоновую кость, золото и рабов. Распространять христианство в К.-д'И. начали в 1637 г. франц. католич. миссионеры (капуцины), однако миссия просуществовала недолго. В 1742 г. францисканские миссионеры снова неудачно попытались основать миссию. Только в 40-х гг. XIX в. французам удалось закрепиться на побережье К.-д'И., в 80-х гг. они стали продвигаться вглубь страны. В 1887-1889 гг. Франция навязала ряд т. н. союзнических договоров правителям африкан. гос-в и вождям племен. В 1892 г. по франко-либерийской конвенции были определены границы франц. владений и Либерии (впосл. решения конвенции неоднократно пересматривались в пользу Франции), в 1893 г. по франко-брит. конвенции - границы с брит. колонией Золотой Берег.

В 1893 г. Берег Слоновой Кости (БСК) был официально объявлен колонией Франции (до этого захваченные французами территории административно входили в состав колонии Сенегал), в 1895 г. включен в состав Французской Зап. Африки. Главной отраслью колониальной экономики БСК стала горнодобывающая промышленность (добыча золота, алмазов, марганцевой руды), а также разработка лесных богатств; получило развитие плантационное хозяйство, культивировались экспортные культуры: какао, кофе, бананы.

В 1895 г. членами Об-ва африканских миссий Лиона была основана 1-я католич. миссия в Гран-Басаме и образована апостольская префектура. В 1911 г. основана миссия в Корого. В 1934 г. 1-й уроженец БСК был рукоположен во священника (в 1960 - во архиепископа). Колониальные власти оказывали покровительство католич. Церкви, предоставили ей право основывать школы (после принятия в 1922 закона, разрешавшего открывать частные школы). В 1955 г. было образовано архиеп-ство Абиджан. Франц. колониальные власти видели угрозу своему положению в распространявшемся среди населения БСК исламе, поэтому всемерно поддерживали католич. Церковь и установили жесткий контроль над мусульм. лидерами. В отличие от католич. миссионеров протестанты вызывали подозрения властей, т. к. принадлежали в основном к брит. или амер. церквам. Первая протестант. церковь была основана брит. методистами в 1924 г. В 30-х гг. в БСК проповедовали также баптисты, адвентисты и Свидетели Иеговы. По договоренности между протестантскими церквами различные миссии проповедовали среди разных племен: методисты - среди ари, дида и др., баптисты - среди лоби, куланго и др., миссии евангелической протестантской церкви - среди гуро, пигмеев и др. На 10-20-е гг. XX в. пришлось становление крупнейшей из национальных африканских церквей совр. К.-д'И.- Харристской церкви, основанной У. В. Харрисом, прибывшим в страну из Либерии и сумевшим за полтора года привлечь к новой религии 120 тыс. чел. Вплоть до кон. 40-х гг. XX в. харристы преследовались французскими властями. В 1955 г. структурно оформилась Харристская церковь во главе с преемником Харриса Дж. Аюи. В 1942 г. Мари Лалу, также объявившая себя наследницей Харриса, организовала Деиматистскую церковь.

В окт. 1946 г. БСК получил статус заморской территории Франции (в рамках Французского Сообщества); часть населения страны стала участвовать в выборах представителей во франц. парламент, а также в Генеральный совет территории, наделенный совещательными функциями (в 1952 преобразован в Территориальную представительную ассамблею, в 1958 - в Учредительную ассамблею). В 1946 г. создана 1-я партия африкан. населения - Демократическая партия (ДП) во главе с Ф. Уфуэ-Буаньи. Согласно закону 1956 г., вводилось всеобщее избирательное право, упразднялось деление избирателей на африканскую и европейскую курии, расширялись права Территориальной законодательной ассамблеи. По результатам референдума 28 сент. 1958 г. БСК получил статус гос-ва - члена Французского Сообщества. Было сформировано правительство, его председателем стал Уфуэ-Буаньи.

Независимость БСК была провозглашена 7 авг. 1960 г. Республика вышла из состава Французского Сообщества, но сохранила тесные связи с бывш. метрополией (в 1961 правительство БСК заключило с Францией ряд соглашений об экономическом и о военном сотрудничестве). В нояб. 1960 г. была принята конституция страны. Формально она не запрещала деятельность оппозиционных политических партий, однако фактически единственной партией БСК признавалась ДП, под контроль которой были поставлены все профсоюзные и общественные организации. В нояб. 1960 г. ДП одержала победу на выборах в Национальное собрание, а Уфуэ-Буаньи был избран президентом. Последующие президентские и парламентские выборы также проходили на безальтернативной основе. Правительство проводило либеральную экономическую политику; был взят курс на привлечение иностранного капитала, развитие частного предпринимательства. В 60-80-х гг. XX в. темпы экономического роста были очень высокими (за счет использования средств, получаемых от экспорта кофе и какао-бобов), что во многом способствовало поддержанию внутриполитической стабильности. В 1983 г. столица перенесена из Абиджана в родной город Уфуэ-Буаньи Ямусукро.

В 1960 г. ивуариец Б. Яго стал 1-м африканцем - архиепископом Абиджана (с 1983 кардинал). К 1975 г. все епископские кафедры БСК заняли ивуарийцы. В мае 1980 г. папа Римский Иоанн Павел II посетил БСК с пастырским визитом (последующие визиты в 1985 и 1990). В 1990 г. во время 3-го пастырского визита Иоанн Павел II освятил новую базилику в Ямусукро. В 1964 г. Харристская церковь была официально признана в качестве одной их 4 национальных конфессий наряду с католицизмом, протестантизмом и исламом.

Харристская церковь. Фотография. 2010 г.
Харристская церковь. Фотография. 2010 г.

Харристская церковь. Фотография. 2010 г.

В 80-х гг. XX в. вслед. падения мировых цен на кофе и какао-бобы экономика страны вступила в затяжной кризис. Инфляция, массовая безработица и резкое снижение уровня жизни населения стали причиной роста антиправительственных настроений. В мае 1990 г. Уфуэ-Буаньи легализовал деятельность оппозиционных политических партий и орг-ций. На президентских выборах 28 окт. 1990 г. он одержал победу над кандидатом от оппозиции Л. Гбагбо. После смерти в 1993 г. Уфуэ-Буаньи в соответствии с конституцией пост главы гос-ва занял председатель Национального собрания А. К. Бедье (избран 22 окт. 1995). В преддверии президентских выборов 1995 г. Национальное собрание приняло поправки к конституции, согласно которым баллотироваться на президентский пост мог только ивуариец, рожденный ивуарийцами, никогда не менявший гражданства, постоянно проживавший в К.-д'И. в течение 5 лет, предшествующих дате выборов. Эти поправки лишили возможности участвовать в выборах лидера оппозиционной партии Объединение республиканцев (основана в 1994 в результате раскола ДП) А. Д. Уаттару, буркинийца по происхождению.

Период президентства Бедье был отмечен дальнейшей дестабилизацией внутриполитической обстановки, вызванной в т. ч. дискриминационной политикой правительства по отношению к иммигрантам - гл. обр. из Буркина-Фасо, Бенина, Ганы, Гвинеи. Согласно концепции «ивуаризма», к-рую фактически узаконили принятые поправки, полноценными гражданами К.-д'И. не могли считаться не только иммигранты, составлявшие почти четверть населения страны, но и их дети, родившиеся уже в К.-д'И. В 1999 г., накануне новых президентских выборов, в столице и др. городах прошли массовые демонстрации в поддержку Уаттары. Воспользовавшись ситуацией, военные во главе с отставным ген. Р. Геи совершили гос. переворот. Было объявлено о приостановлении действия конституции, смещении президента, роспуске правительства и парламента. Власть перешла к Национальному комитету общественного спасения. В янв. 2000 г. сформировано переходное правительство, в к-ром Геи занял пост президента и министра обороны.

23 июля 2000 г. на референдуме была одобрена новая конституция (вступила в силу 1 авг. 2000); статья о требованиях к кандидату в президенты осталась без изменений. Президентские выборы 23 окт. 2000 г. завершились победой лидера Ивуарского народного фронта (ИНФ; создан в 1983 во Франции) Гбагбо, несмотря на попытки Геи объявить себя победителем. Выборы не привели к нормализации обстановки в стране. 19 сент. 2002 г. военные захватили власть в городах Абиджан, Буаке и Корого. Мятеж удалось подавить, однако повстанческие группировки взяли под контроль все северные, а также часть центральных и зап. районов. Начались столкновения на этнической (между ивуарцами и иммигрантами, а также между представителями различных народов) и религ. почве (между христианами и мусульманами).

В марте 2003 г. было сформировано коалиционное правительство национального примирения, в которое вошли члены ИНФ, ДП, повстанческих организаций и Объединения республиканцев. Однако уже через год министры, представлявшие оппозицию, объявили о бойкоте работы правительства в связи с разгоном манифестаций силами безопасности (погибло более 100 чел.). В нач. апр. 2004 г. для оказания помощи правительству в урегулировании конфликта в страну были направлены военные подразделения ООН. Представители традиционных конфессий призвали население к примирению. Ивуарская мусульм. община на встрече в Абиджане в апр. 2004 г. приняла решение о запрещении политических дискуссий в мечетях.

Летом 2004 г. в Аккре (Гана) состоялся саммит глав 13 африкан. гос-в, на к-ром между правительством К.-д'И. и повстанцами было достигнуто соглашение об урегулировании внутреннего конфликта. 17 дек. того же года Национальное собрание приняло поправку к конституции, согласно которой президентом мог стать гражданин К.-д'И., у к-рого один родитель - неивуариец по происхождению. Однако ситуация по-прежнему оставалась нестабильной, поскольку противоборствующие стороны отказались разоружаться. В этих условиях Гбагбо принял решение о переносе президентских выборов на более поздний срок, первоначально их планировалось провести в 2005 г. (поддержано ООН). В нач. марта 2007 г. в столице Буркина-Фасо г. Уагадугу завершились переговоры между Гбагбо и лидером ивуарских оппозиционных сил Г. К. Соро. Стороны подписали соглашение, предусматривающее создание нового переходного правительства во главе с Соро (сформировано 7 апр. 2007). Однако договоренность не способствовала стабилизации ситуации. Правительство Гбагбо продолжило политику, направленную на этническую разобщенность населения страны, активно поддерживая лояльно настроенные по отношению к власти народы, проживающие на юге страны, и по-прежнему подвергая дискриминации население севера (в т. ч. мигрантов из стран Зап. Африки). Президентские выборы (окт.-нояб. 2010) спровоцировали новый виток противостояния. Гбагбо не признал итогов выборов, победу на которых одержал представитель оппозиции Уаттара. 4 дек. оба претендента провели инаугурацию. Победу Уаттары признали все международные организации (ООН, АС и др.). 6 мая 2011 г. после ареста Гбагбо в Абиджане (11 апр.) избранный президент официально вступил в должность. По данным Миссии ООН в К.-д'И., ситуация в стране нормализуется, осуществляется подготовка к очередным президентским выборам, намеченным на сент. 2015 г.

Лит.: Блохин Л. Ф. Берег Слоновой Кости. М., 1967; Haliburton G. M. The Prophet Harris: A Study of an African Prophet and His Mass-Movement in the Ivory Coast and the Gold Coast, 1913-1915. L., 1971; Walker S. The Religious Revolution in Ivory Coast: The Prophet Harris and the Harrist Church. Chapel Hill (North Car.), 1983; Mundt R. J. Historical Dictionary of the Ivory Coast (Côte d'Ivoire). Metuchen (N. J.), 1987; Harrison C. France and Islam in West Africa, 1860-1960. Camb., 1988; Coulibaly A. A. Le système politique ivoirien: De la colonie à la IIe République. P., 2002; Токарева З. И. Кот-д'Ивуар: Справ. М., 20062.
А. Р.
Ключевые слова:
Христианство на территории разных стран. Африка Кот-Д'Ивуар [Республика Кот-д'Ивуар; до 1986 официальное название страны на рус. языке - Берег Слоновой Кости], государство на западе Центральной Африки География. Кот-Д'Ивуар История. Кот-Д'Ивуар Религиозная ситуация на территории разных стран. Кот-Д'Ивуар Религиозное законодательство. Кот-Д'Ивуар Страноведение. Кот-Д'Ивуар
См.также:
АЛЖИР государство в Сев. Африке
АНГОЛА [Республика Ангола], гос-во в Центр. Африке
АРАБЫ-ХРИСТИАНЕ термин, обозначающий арабоязычных христиан
АФРИКАНСКИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ТЕЧЕНИЯ общее название церквей и сект, которые объединяют людей черной расы и сочетают в своей доктрине положения христианства и традиционные африканские верования
БУРКИНА-ФАСО гос-во в Зап. Африке
БУРУНДИ гос-во в Вост. Африке
ВАНДАЛЫ восточногерманский племенной союз
ВСЕАФРИКАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ЦЕРКВЕЙ крупнейшая экуменическая орг-ция в Африке
ДЖИБУТИ [Республика Джибути], гос-во в сев.-вост. части Африки
ЕВАНГЕЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ ЗАПАДНОЙ АФРИКИ межденоминационное религиозное объединение, являющееся одной из самых крупных неправительственных орг-ций Нигерии
ЗИМБАБВЕ [Республика Зимбабве], гос-во на юге Африки
КАБО-ВЕРДЕ [Республика Кабо-Верде], островное гос-во в Атлантическом океане, расположенное на о-вах Зелёного Мыса
КАМЕРУН гос-во в Центр. Африке