[Республика Кабо-Верде; португ. Republica de Cabo Verde; до 1986 на рус. язык переводилось как Республика Острова Зелёного Мыса], островное гос-во в Атлантическом океане, расположенное на о-вах Зелёного Мыса, в 570 км от зап. побережья Африки.
Архипелаг общей площадью 4033,3 кв. км состоит из 18 островов вулканического происхождения, 9 из к-рых являются обитаемыми. Протяженность береговой линии всех островов - 1053 км. К.-В. имеет морские границы с Гамбией, Гвинеей-Бисау, Мавританией и Сенегалом. Столица - Прая (о-в Сантьягу) (131 тыс. чел.); др. крупные города - Минделу - 65 тыс. (о-в Сан-Висенти) и Асомада - 43 тыс. (о-в Сантьягу). К.-В. является членом ООН (1975), Движения неприсоединения, Экономического сообщества гос-в Зап. Африки, МВФ, Африканского совета, Сообщества португалоязычных стран, ВТО. Офиц. язык - португальский. География. Рельеф архипелага преимущественно гористый, пересеченный; ввиду изрезанности береговой линии скалами количество удобных естественных гаваней незначительно. Высшая точка страны - действующий вулкан Фогу (на о-ве Фогу, 2829 м). Для о-вов Сал, Боа-Вишта, Маю, расположенных в вост. части архипелага, характерен более выровненный рельеф, изобилующий равнинами. Острова сейсмически активны, нередко случаются землетрясения. Климат тропический, пассатный, достаточно сухой. Амплитуда температур в течение года незначительна: самый теплый период года на побережье - сент.-окт. (24-26°С), самый прохладный - янв.-февр. (21-22°С); в горах температуры ниже на 3-4°С. Среднегодовое количество осадков незначительно, обычно оно не превышает 300 мм в год: дождливый сезон, изобилующий ливнями, особенно в горах, длится с авг. по окт.; с окт. по июнь под влиянием сухого жаркого ветра харматаиа погода очень сухая, практически без осадков. Растительность островов крайне скудная; массовая вырубка лесов в течение столетий повлияла и на истощение водных ресурсов: речная сеть находится на грани исчезновения, короткие русла рек пересыхают, заполняясь водой лишь в период дождей.
Население К.-В. составляет 516 тыс. чел. (июль 2011): 71% населения креолы (африкано-европ. происхождения), 28% - африканцы (мандинго, баланте, фульбе, волоф, манджак и др.), 1% - европейцы. Язык криулу (кабуверду) сформировался в результате взаимодействия старопортуг. языка с языками западноатлантической группы нигеро-кордофанской семьи. Плотность населения 127,94 чел. на 1 кв. км (2011). Рождаемость составляет 21,47 чел. на 1 тыс. жителей, смертность - 6,34 чел. на 1 тыс. жителей, уровень прироста населения - 1,45% в год. Средний возраст населения 22,7 года. В возрастной структуре населения доля детей до 14 лет составляет 32,6%, лиц трудоспособного возраста (15-64 года) - 61,9, лиц старше 65 лет - 5,5%. Более половины населения моложе 20 лет. Средняя продолжительность жизни -70,7 года (мужчины - 68,5 года, женщины - 72,96 года). Городское население составляет 38% от общего числа жителей страны. В наст. время число кабовердцев, проживающих за рубежом, превышает население страны; кабовердская диаспора в Европе составляет 81 тыс. чел., в США - от 250 до 350 тыс. чел., в странах Африки - до 400 тыс. чел. В целом за рубежом проживает ок. 800 тыс. выходцев из К.-В. или их потомков. Большинство эмигрантов сохраняют гражданство К.-В., считая себя временными жителями в др. странах, и, накопив определенный капитал, вкладывают их в экономику К.-В. Эти вклады, а также денежные переводы на родину составляют более 30% ВВП страны. Правительство принимает меры по поддержке эмигрантов и укреплению связей с ними, существует двойное гражданство, с рядом стран подписаны соглашения по защите интересов граждан К.-В., в соответствии с чем они пользуются равными с местными гражданами правами на труд, социальное обеспечение и получение специальности.
Государственное устройство. Согласно Конституции, принятой 25 сент. 1992 г., К.-В.- унитарное гос-во, по форме правления - парламентская республика. Глава государства - президент, избираемый на всеобщих выборах на 5-летний срок. Он является гарантом соблюдения Конституции, внутри- и внешнеполитических правовых норм, в первую очередь в аспектах независимости, единства и территориальной целостности гос-ва, а также соблюдения международных соглашений. Законодательная власть принадлежит парламенту, однопалатной Национальной ассамблее, членами которой являются от 66 до 72 депутатов, избранных на 5 лет. Исполнительная власть принадлежит правительству, во главе к-рого стоит премьер-министр, назначаемый президентом по результатам консультаций с представителями политических партий. Он предлагает президенту кандидатуры для назначения на посты министров и гос. секретарей. Круг полномочий правительства достаточно широк: ему принадлежат все административно-управленческие функции, также оно участвует в правовой и законотворческой деятельности. Правительство подотчетно Национальной ассамблее. Коллегиальным органом правительства является Совет министров, председателем к-рого может быть премьер-министр или по его предложению президент.
Судебная власть в К.-В. независима, а судебная система состоит из Верховного суда, Счетной палаты, Высшего совета магистратуры, Конституционного суда, судов 1-й и 2-й инстанции, военных, налоговых и таможенных судов. Создаются также суды по уголовным и адм. делам. В состав Верховного суда входят 7 судей, председатель назначается президентом из числа его членов по представлению Высшего совета магистратуры. Верховный суд решает вопросы о дееспособности главы гос-ва, рассматривает и одобряет кандидатуры на пост президента республики, дает согласие на создание политических партий, союзов и ассоциаций, рассматривает наиболее важные уголовные и гражданские дела. Счетная палата является высшим органом контроля над расходованием средств гос. органами, проверяет финансовые счета. Председатель Счетной палаты назначается президентом по представлению правительства. Высший совет магистратуры гарантирует независимость всех судей и состоит из 9 членов: председателя Верховного суда, высшего юридического инспектора, 2 членов, назначаемых президентом, 3 - избираемых Национальной ассамблеей и 2 членов, избираемых судейским корпусом из своего числа. Надзор за соблюдением законности осуществляет прокуратура, к-рую возглавляет Генеральный прокурор. В плане адм. устройства страна разделена на 22 муниципальных округа.
Почти 95% населения - христиане, в подавляющем большинстве католики (91%), остальные - протестанты (4%). Мусульмане составляют ок. 2%. Численность приверженцев традиц. верований - от 2 до 3% населения, при этом важной характерной чертой является двоеверие: многие практикуют африкан. культы параллельно с христианством или исламом. Численность адептов новых религ. движений составляет не более 0,1%.
Православие К.-В. входит в юрисдикцию епископии Сьерра-Леоне Александрийской Православной Церкви, 7 окт. 2010 г. выделенной из состава Аккрской митрополии.
Римско-католическая Церковь в К.-В. представлена 2 епархиями: еп-ство Сантьягу-ди-Кабу-Верди было основано 31 янв. 1533 г.; 14 нояб. 2003 г. было выделено еп-ство Минделу. По состоянию на 2010 г. в стране действовали 33 католич. прихода, служили 3 епископа (1 на покое), 54 священника, насчитывалось 38 монахов и 105 монахинь. Общее количество католиков - ок. 455 тыс. чел. Епископы К.-В. являются членами Конференции епископов Сенегала, Мавритании, К.-В. и Гвинеи-Бисау.
Протестантские церкви, деноминации и секты. Баптисты в К.-В. объединены Баптистской миссией, организованной в 50-х гг. XX в. амер. баптистами из Ассоциации баптистских миссий и насчитывающей ок. 260 чел. (1 община).
Движение святости представлено Церковью Назарянина, основанной в 1933 г. проповедниками из США и являющейся самой крупной протестантской организацией страны. По состоянию на 2010 г. членами церкви являлись ок. 10 тыс. чел. (55 общин).
Пятидесятничество представлено такими группами, как Ассамблеи Бога, к-рые появились в К.-В. в 1989 г. благодаря усилиям миссионеров из Бразилии и имеют 5 общин, количество верующих ок. 400 чел. Помимо этого в стране существуют такие независимые орг-ции пятидесятнического толка, возникшие в нач. 90-х гг. XX в., как Пятидесятническая церковь «Бог есть любовь» (6 общин, 2,5 тыс. чел.), Вселенская церковь Царствия Божия (13 общин, 1,5 тыс. чел.) и др. Адвентисты седьмого дня появились на островах в 1935 г. вместе с португ. миссионерами, они принадлежат к Объединенной миссии Сахель, входящей в состав дивизиона Западно-Центральной Африки. В наст. время в К.-В. 6677 адвентистов (32 общины). Новоапостольская церковь, рост общин к-рой начался с 1980 г., объединяет более 2 тыс. приверженцев в 22 приходах. Иеговы свидетели, по данным на 2011 г., насчитывают 2 тыс. адептов в 35 общинах. Мормоны (Церковь Иисуса Христа святых последних дней) имеют 3 тыс. последователей в 18 общинах.
Ислам, в подавляющем большинстве суннитского толка, в К.-В. исповедуют выходцы из стран континентальной Зап. Африки (Сенегал, Мавритания и др.), занятые преимущественно в сфере торговли. По данным на 2010 г., количество мусульман в стране составляло ок. 10 тыс. чел.
Новые религиозные движения представлены Бахаи религией, появившейся в К.-В. в нач. 50-х гг. XX в., в их орг-циях к 2000 г. насчитывалось ок. 650 членов.
Исторической особенностью о-вов Зелёного Мыса было отсутствие коренного населения как такового; в результате работорговли все африкан. этнические религии распространялись на островах одновременно с христианством и исламом. Наличие различных этнических групп и большое количество смешанных браков среди рабов способствовали появлению и развитию мн. религ. традиций. Верования разных толков распространены в первую очередь в сельской местности и практикуются в сочетании с теми или иными христ. или мусульм. обрядами. Однако в наст. время приверженность к традиц. племенным верованиям постепенно теряет актуальность.
Согласно Конституции, Республика К.-В. является демократическим гос-вом, к-рое гарантирует уважение к достоинству человеческой личности и признает права человека в качестве основы любого человеческого сообщества. Часть 2 ст. 1 Конституции провозглашает, что все граждане равны перед законом без различия социального происхождения или экономического положения, расы, пола, религ. принадлежности, политических или идеологических убеждений; гос-во обязано обеспечивать гражданам полное осуществление всех основных свобод. Данные принципы равенства подтверждаются и в ст. 22. Ст. 27, касающаяся права граждан на свободу (The Right to Liberty), оговаривает неприкосновенность данного права и гарантирует свободу мысли и слова, религии и культов, а также проч. свободы, прописанные в Конституции, законах и актах международного права. Никто не обязан публично декларировать свои идеологические, религ. и политические взгляды. В ст. 35 утверждается, что никакой иностранец не может быть выдан др. гос-ву по политическим или религ. причинам. Ст. 42 категорически запрещает использование компьютерных записей и индивидуальных данных, касающихся политических, философских или религ. убеждений граждан. Свобода слова и информации подтверждается в ст. 45, где говорится, что каждый человек имеет право на свободу слова и свободу выражения мнения, никто не может быть подвергнут преследованиям из-за политических, философских, религ. или иных убеждений. Семейные отношения затрагиваются в Конституции в ст. 44; законную силу имеет любой брак, заключенный по гражданским законам или по обряду любой конфессии. Всем религ. орг-циям, согласно 2-й и 3-й части ст. 47 Конституции, предоставляется право на эфирное время. Ст. 48 посвящена вопросам свободы совести, религии и культа. В части 1 говорится, что свободы совести, религии и культа неприкосновенны. Каждый имеет право индивидуально и коллективно исповедовать любую религию или не исповедовать таковую, иметь религ. убеждения по своему выбору, принимать участие в богослужении и выражать свою веру свободно и распространять свои религ. убеждения, при условии что это не ставит под угрозу общее благо и не нарушает прав др. лиц. В части 2 данной статьи говорится, что никто не может подвергаться дискриминации, преследованию или лишению прав, а также не может получать льготы или иммунитет по причине религ. веры, убеждений или практики. В части 3 указано, что церкви и др. религ. общины отделены от гос-ва и должны быть независимы в плане организации, деятельность их должна быть свободной, они могут быть партнерами в деле социального и духовного развития народа. В части 4 провозглашена свобода религ. обучения, часть 5 гарантирует возможность религ. окормления граждан в больницах и тюрьмах, а также в вооруженных силах. Часть 6 ст. 48 оговаривает в согласии с законом право церквей на использование в своих целях средств массовой информации, при этом католикам предоставлено право на бесплатное телевещание.
Гос-во гарантирует охрану мест отправления культа, а также религ. обрядов, религ. символов и эмблем; кощунственные действия по отношению к ним (напр., высмеивание или имитация) запрещены. В части 3 ст. 49 гарантируется семьям право воспитывать своих детей в соответствии с этическими и социальными принципами, в согласии с их религ., идеологическими, философскими и др. убеждениями. В части 5 данной статьи заявляется, что гос. образование не должно быть религиозным, гос-во не может требовать исполнения определенных директив в сфере образования, культуры и религии (часть 6). Ст. 61 декларирует независимость профсоюзов и профессиональных объединений от органов управления, гос-ва, политических партий, церкви и религ. орг-ций. Ст. 125, затрагивающая вопрос об отношениях между партиями и религ. конфессиями, оговаривает, что политические партии не вправе брать названия, к-рые прямо или косвенно отождествляются с к.-л. частью национальной территории, с к.-л. церковью, религией или религ. доктриной. Ст. 297 определяет, что объявление военного или чрезвычайного положения не должно затрагивать основные права граждан, в т. ч. их право на свободу совести и религ. вероисповедания.
В число гос. праздников входят Рождество, день Покаяния (1-й день Великого поста), Страстная пятница, Пасха и день Всех святых.
Первые письменные сообщения, касающиеся о-вов Зелёного Мыса, относятся к I в. по Р. Х. и содержатся в произведениях Помпония Мелы и «Естественной истории» Плиния Старшего, где они названы Горгады, или острова горгон, как место обитания мифических чудовищ, убитых Персеем. Упоминания об островах, расположенных южнее Канарских о-вов, есть у араб. путешественника Идриси (1154) и автора средневек. энциклопедии XIV в. Омари. Датой открытия архипелага считается 1460 год, к к-рому относится 1-й документ, подтверждающий открытие островов. Первые из них были обнаружены в 1455-1456 гг., когда португ. экспедиция, направленная по приказу принца Генриха Мореплавателя к берегам Африки, обнаружила группу необитаемых островов. В 1459-1460 гг. экспедицией Диегу Гомеиша и Антониу да Ноли были открыты о-ва Сантьягу, Фогу, Маю и Боа-Вишта.
Грамотой кор. Афонсу V от 3 дек. 1460 г. острова были переданы в вечное пользование брату короля Фернанду. Их первооткрыватели были назначены наместниками о-ва Сантьягу, разделенного на 2 адм. единицы - капитании, право на управление которыми передавалось по наследству. С 1462 г. началось заселение архипелага португ. чиновниками, разорившимися дворянами, а также крестьянами и горожанами, в поисках лучшей доли покидавшими родину. На острова стали ссылать и уголовных преступников. К кон. XV в. на большинстве из них появились португ. поселения, первым из к-рых стало Рибейра-Гранди на о-ве Сантьягу. Ныне это историческое место называется Сидади-Велья (Старый город) и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Из-за нехватки рабочих рук колонисты стали совершать набеги на африкан. побережье для захвата рабов. С течением времени население архипелага заметно увеличивалось в первую очередь за счет представителей африкан. племен гвинейского побережья. Первые офиц. данные о численности постоянного населения о-ва Сантьягу относятся к 1513 г., когда в Рибейра-Гранди проживали 130 белых и 32 черных жителя. Спустя 40 лет там уже насчитывалось 15,7 тыс. жителей, в т. ч. 13,7 тыс. рабов.
Благодаря географическому положению о-ва Зелёного Мыса стали важным пунктом на торговых путях между Европой, Африкой и Америкой, а также форпостом для дальнейшего проникновения португальцев на Африканский континент. Это побуждало Португалию прилагать усилия к закреплению архипелага в составе начавшей формироваться Португальской империи. На острова стали направляться португ. чиновники, составившие ядро колониальной администрации, и воинские контингенты. Были заложены плантации хлопчатника, цитрусовых, сахарного тростника, кукурузы. В 1533 г. поселение Рибейра-Гранди первым на архипелаге получило статус города, в нем находилась резиденция католич. епископа, власть к-рого распространялась на о-ва Зелёного Мыса и все побережье Зап. Африки - от Марокко до Гвинейского зал.
Перевозя захваченных в Африке невольников, работорговцы делали короткую остановку на архипелаге, пополняли там запасы воды и продовольствия, продавали местным плантаторам ослабевших в пути рабов и везли остальных в Новый Свет. Оттуда доставляли в Европу колониальные товары, а затем вновь направлялись в Африку. Этот маршрут стал известен как «коммерческий треугольник» работорговли, и о-ва Зелёного Мыса являлись его важной составляющей. В XVI в. архипелаг процветал за счет работорговли, однако нередко подвергался нападениям пиратов. С появлением в кон. XIX в. трансатлантических лайнеров расположенные на перекрестке морских путей о-ва Зелёного Мыса стали пунктом дозаправки судов завозным углем, водой и продовольствием.
Статус колонии неоднократно менялся. В 1495 г. острова были официально объявлены владениями португ. короны, но в адм. отношении они по-прежнему подразделялись на капитании. В 1510 г. такой статус был предоставлен о-ву Фогу. Под непосредственное управление короны острова перешли в 1564 г., когда королевскую администрацию колонии возглавил губернатор. В период испан. владычества в Португалии (с 1580/81 до 1640) острова находились под управлением Испании, столицей был г. Рибейра-Гранди. После нападения французов в 1712 г. город был разрушен, и столицей официально с 1770 г. стал г. Прая. Архипелаг управлялся португ. администрацией совместно с захваченным Португалией участком гвинейского побережья, а с 1650 г. о-ва Зелёного Мыса и португ. Гвинея официально составили единую «заморскую территорию» Португалии под управлением губернатора. В 1879 г. ее материковая часть была выделена в отдельную адм. единицу, тем не менее сохранившую тесные связи с островными владениями Португалии. На островах культивировали хлопчатник, сахарный тростник, кукурузу, кофе, фрукты и овощи. Основной экспортной культурой стали бананы, к-рые по качеству считаются лучшими в мире. Из технических культур наиболее широкое распространение получило растение урзема, из которого изготавливали сине-фиолетовый краситель для текстильной промышленности. Окрашенные им ткани пользовались широким спросом на мировом рынке, чему способствовала и их дешевизна, достигнутая за счет использования рабского труда на плантациях хлопчатника. Как отмечал побывавший в 1853 г. в г. Прая на фрегате «Паллада» писатель И. А. Гончаров, важным промыслом было добывание соли: во время приливов бассейны наполнялись морской водой, которая, испаряясь от жара, оставляла обильный осадок соли.
С XVII по XX в. колония Островов Зелёного Мыса переживала длительный период экономической стагнации, отягощавшейся засухами продолжительностью от 5 до 10 лет. В частности, в 1773-1776 гг. голод унес жизни 28 тыс. чел., а эпидемия 1831-1833 гг.- более 30 тыс. Отмена рабства в 1876 г. и запрещение работорговли вновь привели к резкому сокращению населения архипелага и замедлению развития плантационного хозяйства. С полей постепенно исчезла культура хлопчатника, поскольку плантаторам было выгоднее выращивать его в Анголе и Мозамбике, используя систему принудительного труда туземцев, к-рой на архипелаге в отличие от др. португ. владений не существовало, т. к. здесь не было коренного населения. В 1868 г., после учреждения в Португалии Национального банка для заморских территорий и создания его филиала в К.-В., наметился некоторый экономический подъем. Благодаря банковским кредитам активизировались торговля, жилищное строительство, мелкое производство. Очередной спад экономики начался после первой мировой войны, а уровень сельскохозяйственного производства упал настолько, что вплоть до последних лет колониального господства на острове ежегодно ввозилось 90-95% необходимого для населения продовольствия.
На К.-В., как и на все «заморские территории», распространялся адм., гражданский и уголовный режим Португалии, а проживающие в колонии португальцы с 1821 г. получили право избирать одного депутата в парламент метрополии. В 1930 г. Правительством Португалии был принят «Колониальный акт», согласно которому население «заморских территорий» делилось на туземцев и «цивилизованных», или «ассимилированных» (асимиладуш). К последним относились мулаты и африканцы, принявшие христианство. Из этой категории населения в основной степени формировались кадры колониальной администрации португ. владений в Африке. В 1951 г. К.-В., как и др. владения Португалии, получила статус заморской провинции, а все ее жители были формально уравнены в правах и считались гражданами Португалии. С янв. 1973 г. О-ва Зелёного Мыса стали именоваться «автономной провинцией», что, однако, не повлекло заметных изменений в системе управления, за исключением того, что ряд функций министра заморских провинций был передан губернатору, к-рый оставался высшим представителем исполнительной власти метрополии. Было декларировано «более широкое участие заморских провинций в руководстве национальной политикой», что на практике увеличило их представительство в парламенте метрополии, в к-рый от К.-В. стали входить 2 кандидата.
Колониальный режим, несмотря на репрессивные меры и действия по привлечению на свою сторону части населения, не мог преодолеть стремление народов африкан. владений к независимости. Уже в нач. 20-х гг. ХХ в. неск. студентов-африканцев создали в Лиссабоне т. н. Африканскую лигу, к-рая имела своих представителей в португ. колониях. Это движение не ставило политических целей и занималось культурно-просветительской деятельностью по формированию национального самосознания народов африканских владений Португалии. В каждой из колоний была своя специфика, и К.-В. находилась в этом смысле в особом положении, являясь наиболее «креолизированной» страной Африки, подобно Бразилии и странам Латинской Америки в период испанского владычества. Среди местных жителей были крупные собственники земли, владельцы предприятий, соляных карьеров, крупные коммерсанты. Мулаты, составлявшие большинство населения, находились в привилегированном положении по сравнению с африканцами. Территориальная разобщенность вела к тому, что каждый остров был по-своему ориентирован на связи с метрополией и фактически развивался изолированно. Тем не менее тенденция к формированию общего кабовердского национализма постепенно усилилась.
Новый этап в национально-освободительном движении народов португальских колоний начался в 60-х гг. ХХ в., после обретения независимости большинством гос-в Чёрного континента. Тесная связь и многолетнее совместное развитие привели к тому, что национально-освободительное движение португ. Гвинеи и К.-В. развивалось в общем русле. Важным этапом этой совместной борьбы стало создание 19 сент. 1956 г. в гвинейском г. Бисау Африканской партии независимости (ПАИ), переименованной в сент. 1960 г. в Африканскую партию независимости Гвинеи и К.-В. (ПАИГК). Среди ее основателей были уроженцы К.-В. Амилкар Кабрал, его брат Луиш Кабрал и Ариштидиш Перейра. Главными целями партия провозгласила достижение независимости демократического единого гос-ва Гвинеи-Бисау и К.-В., обеспечение его быстрого экономического и социального развития, построение социалистического общества без эксплуатации человека человеком. Для достижения этих целей были созданы Народные вооруженные революционные силы (ФАРП), к-рые под руководством Военного совета развернули партизанскую войну на всей территории португ. Гвинеи, что в итоге привело к созданию освобожденных районов, занимавших более 2/3 территории колонии. На о-вах Зелёного Мыса из-за отсутствия значительных лесных массивов и в связи с территориальной разобщенностью партизанская война так и не достигла заметных масштабов. В то же время ПАИГК создала на островах свои орг-ции, действовавшие в условиях подполья и готовившиеся к развертыванию борьбы за независимость.
Наряду с вооруженной борьбой ПАИГК в целях оказания давления на Португалию активизировала политическую и дипломатическую деятельность на международной арене. Первым форумом, на к-ром была представлена ПАИГК, стала Конференция африкан. народов в янв. 1960 г. в Тунисе. В целях координации освободительной борьбы в португ. колониях в апр. 1961 г. была создана Конференция национально-освободительных орг-ций португ. колоний (КОНКП) со штаб-квартирой в Рабате. А. Кабрал был избран заместителем генерального секретаря. В марте 1961 г. он впервые посетил СССР и попросил международной помощи для ПАИГК в борьбе против колонизаторов. Свидетельством успешной мобилизации международного общественного мнения в поддержку ПАИГК стала проведенная в июне 1970 г. в Риме Конференция солидарности с народами португ. колоний, на к-рой присутствовали представители 171 орг-ций из 64 стран. Учитывая важную роль католич. Церкви в жизни народов Португалии и ее заморских владений, руководители КОНКП сумели организовать в 1970 г. встречу с папой Павлом VI, что произвело огромное впечатление на португальцев и в значительной степени повлияло на их отношение к освободительной борьбе в колониях. В 1971 г. А. Кабрал присутствовал на сессии Организации африкан. единства в Аддис-Абебе (Эфиопия) и провел ряд бесед с руководителями африкан. гос-в. Важным достижением этих переговоров стало то, что в нояб. 1972 г. Комитет ООН по деколонизации признал ПАИГК единственным и подлинным представителем народов Португальской Гвинеи и о-вов Зелёного Мыса, а в дек. того же года Совет Безопасности ООН высказался за немедленное предоставление независимости португ. колониям.
Тем не менее колониальные войска попытались подавить вооруженную борьбу ФАРП, а тайная полиция (ПИДЕ) активно действовала против руководителей ПАИГК. В 1973 г. в Конакри (Гвинея-Бисау) был убит А. Кабрал. При подготовке этой акции ПИДЕ использовала этнические противоречия внутри ПАИГК, в частности неприязнь ряда военных деятелей ФАРП - африканцев к мулатам. Новым генеральным секретарем ПАИГК стал один из ее основателей - кабовердец А. Перейра, был также образован постоянный секретариат ПАИГК, в состав к-рого избраны и представители коренных народов Гвинеи-Бисау. С марта 1974 г. деятельность подпольных орг-ций объединил Национальный комитет ПАИГК по К.-В.
Революция «красных гвоздик» 25 апр. 1974 г. в Португалии ознаменовала начало последнего этапа национально-освободительной борьбы. 30 апр. 1974 г. руководство ПАИГК обратилось по радио к временному правительству метрополии с предложением о прекращении войны, о немедленном признании суверенитета Гвинеи-Бисау, провозгласившей независимость еще 24 сент. 1973 г., а также о признании права народа К.-В. на независимость. 1 мая 1974 г. в К.-В. произошли столкновения демонстрантов с полицией. Похороны убитого полицией рабочего, состоявшиеся 2 мая, переросли в мощную демонстрацию в поддержку ПАИГК с требованием немедленного предоставления независимости архипелагу. 19 мая вновь произошли ожесточенные столкновения между населением и полицией, начались погромы полицейских участков. После роспуска колониальной полиции 300 новобранцев-кабовердцев отказались присягать португ. флагу.
В мае 1974 г. в Дакаре произошла встреча генерального секретаря ПАИГК Перейры с министром иностранных дел Португалии М. Суаришем. Стороны решили начать переговоры о прекращении огня и об урегулировании отношений. На 1-м этапе предполагалось решить вопрос о прекращении войны в Гвинее-Бисау, а на 2-м - рассмотреть проблему признания независимости Гвинеи-Бисау и права на самоопределение К.-В. В ходе начавшихся 25 мая 1974 г. в Лондоне переговоров ПАИГК поставила целью добиться предоставления независимости К.-В. в самое ближайшее время, но решение вопроса о будущем страны оказалось весьма сложным. Португ. делегация, ссылаясь на отсутствие в К.-В. прямых военных действий и ее особый статус в колониальной системе, настаивала на раздельном обсуждении вопроса о Гвинее-Бисау и К.-В., утверждая, что последняя тяготеет к автономии в составе Португалии. Одной из причин нежелания предоставить независимость К.-В. было то, что Португалия и ее союзники по НАТО рассматривали международный аэропорт на о-ве Сал и океанский порт на о-ве Сан-Висенти как стратегические военные объекты, притом что ПАИГК считалась «просоветской» орг-цией. После признания португальцами права К.-В. на самоопределение, подписания 26 авг. 1974 г. Декларации о прекращении колониальной войны в Гвинее-Бисау, о признании ее независимости и выводе с ее территории до 15 окт. 1974 г. португ. войск ПАИГК сняла требование о предоставлении независимости К.-В. одновременно с Гвинеей-Бисау. Был смещен португ. губернатор К.-В., к-рого сменил местный уроженец С. Фонсека. Он попытался создать правительство из представителей всех политических орг-ций колонии (в т. ч. и правых партий - Народного союза К.-В. и Демократического союза К.-В.), но потерпел неудачу.
В окт. 1974 г. из Конакри прибыла группа активистов ПАИГК во главе с зам. генерального секретаря партии Педру Пирешем. После попыток новых властей направить колониальные войска против демонстрантов все военнослужащие - уроженцы островов покинули армию. Нарастание национально-освободительной борьбы привело к тому, что 19 дек. 1974 г. португальцы были вынуждены подписать соглашение о предоставлении К.-В. политической самостоятельности. С 1 янв. 1975 г. к управлению приступило переходное правительство в составе 3 министров от ПАИГК и 2 - от метрополии под председательством португ. Верховного комиссара. На основе нового избирательного закона 30 июня того же года состоялись выборы в Национальную народную ассамблею (ННА) - высший законодательный орган Республики К.-В. В выборах приняли участие 84% зарегистрированных избирателей, из них 96% отдали голоса ПАИГК, которая в результате получила все 56 депутатских мест в парламенте. Провозглашение независимости состоялось 5 июля 1975 г.
На 1-й сессии ННА в 1975 г. был принят Закон о политическом устройстве, к-рый до утверждения Конституции служил Основным законом молодого гос-ва. Его целью провозглашалось освобождение народа и построение общества без эксплуатации человека человеком. Президентом страны был избран генеральный секретарь ПАИГК А. Перейра, главой правительства назначен П. Пиреш. Т. о., ПАИГК стала правящей партией сразу в 2 странах (в Гвинее-Бисау главой гос-ва стал Л. Кабрал). После обострения межэтнических противоречий, ноябрьского переворота 1980 г. и последовавшей смены власти в Гвинее-Бисау произошло разделение ПАИГК на 2 орг-ции. Правящая в К.-В. партия получила название Африканской партии независимости К.-В. (ПАИКВ). Тогда же произошло разделение профсоюзной, молодежной, женской и др. орг-ций 2 стран.
В соответствии с Конституцией 1980 г. страна провозглашалась «суверенной, демократической, унитарной, антиколониальной и антиимпериалистической республикой». Подтверждалась задача построения общества, свободного от эксплуатации человека человеком, действовала однопартийная система. Первой задачей новых властей стала замена колониального гос. аппарата. На смену португ. чиновникам пришли активисты ПАИГК, участники национально-освободительной борьбы, и часть специалистов, находившихся в эмиграции. Были проведены адм. и судебная реформы, приняты уголовный и уголовно-процессуальный кодексы, закон о семье и др. Были созданы служба безопасности и полиция охраны общественного порядка; в помощь регулярной армии была организована народная милиция. Было национализировано имущество колониальной администрации и покинувших страну португальцев, и на его основе были созданы вначале государственные, а затем и частно-гос. секторы экономики, к-рые вместе с кооперативным стали ведущими в народном хозяйстве. В собственности гос-ва находились недра, водные и минеральные ресурсы, объекты промышленного производства, средства информации и связи, инфраструктура, транспорт, а также банки и страховые компании. Сохранились также мелкотоварный и капиталистический уклады. Крупному частному национальному капиталу разрешалось функционировать во внутренней розничной торговле, в гостиничном и ресторанном бизнесе и в сфере услуг. В частных руках оставались земельные наделы, нек-рые товарные сельскохозяйственные фермы и плантации. За 15 лет правления ПАИКВ (1975-1990) удалось достичь определенных успехов в экономическом и социальном развитии страны: в частности, ВВП увеличился в 8 раз. Были созданы системы бесплатного здравоохранения и обязательного начального образования. Однако правительству не удалось кардинально преобразовать сельское хозяйство и добиться продовольственного самообеспечения страны. В кон. 80-х гг. XX в. социально-политическую обстановку осложнили экономические трудности, рост безработицы, дифференциация общества по материальному признаку, разоблачения коррупции в верхних эшелонах власти.
После отмены в 1990 г. ст. 4 Конституции о руководящей роли ПАИКВ на парламентских выборах 13 янв. 1991 г. победу одержала созданная годом раньше партия «Движение за демократию» (МПД), к-рая получила 56 из 79 мест в ННА, а ее лидер К. Вейга стал премьер-министром. В февр. 1991 г. 1-м всенародно избранным президентом стал кандидат от МПД Антониу Машкареньяш Монтейру, к-рый, получив 70% голосов избирателей, опередил кандидата от ПАИКВ, 1-го президента страны Перейру. Политика нового правительства была направлена на демократические преобразования, развитие национального частного капитала, привлечение иностранных инвестиций и развитие отношений с Португалией, Бразилией и португалоязычными странами Африки. Правительство приступило к реализации нового экономического курса и к проведению масштабных реформ, включавших создание рыночной экономики. В 1992 г. были приняты новая Конституция и ряд законов -о приватизации гос. предприятий, о внешних инвестициях, о налогах, о поощрении частного предпринимательства и т. д. На парламентских выборах в дек. 1995 г. МПД сохранило большинство мест в Национальной ассамблее, и правительство Вейги продолжило прежний экономический курс, а в февр. 1996 г. Монтейру был переизбран на 2-й срок. Привязка кабовердского эшкуду к португ. валюте в 1998 г. облегчила торговлю со странами ЕС и франкофонной Африки, а создание в 1997 г. единой коммуникационной сети островов позволило создать оффшорный банковский центр. В то же время проводившиеся МПД реформы не всегда оказывали положительное влияние на жизненный уровень населения, продолжала расти имущественная дифференциация, уровень безработицы достигал 25%. На авторитете МПД отрицательно сказалась и развернувшаяся в партии борьба за лидерство.
Недовольство населения недостаточным вниманием правительства к социальным проблемам привело к поражению МПД на выборах 14 янв. 2001 г. ПАИКВ получила в парламенте 40 мест, МПД - 30, Демократический альянс за перемены - 2, и премьер-министром стал лидер победившей партии Жозе Мария Перейра Невеш. На выборах в февр. 2001 г. президентом стал кандидат от ПАИКВ 1-й премьер-министр независимой К.-В. Пиреш. Т. о., ПАИКВ, одержав победу на муниципальных, парламентских и президентских выборах 2000-2001 гг., после 10-летнего перерыва вновь стала правящей партией. Новое правительство, сохранив курс на приватизацию и привлечение иностранных инвестиций, вернулось и к некоторым приоритетам ПАИКВ, что позволило снизить уровень бедности в стране. К.-В. больше, чем другим странам, оказывается иностранная помощь в расчете на душу населения - 270 долларов США, помощь предоставляют страны Евросоюза, в первую очередь Португалия. Успешное развитие индустрии туризма и создание 25 тыс. новых рабочих мест способствовали нек-рому сокращению безработицы. В наст. время К.-В. входит в группу стран со средним доходом на душу населения, опережая по этому показателю большинство стран Африки. Тем не менее уровень безработицы достигает 21%, а уровень бедности - 30%.
На парламентских выборах 2006 г. ПАИКВ вновь победила, получив 41 из 72 мест в высшем законодательном органе, а президент Пиреш и премьер-министр Невеш продлили свои 5-летние мандаты. В 2011 г. впервые главами гос-ва и правительства стали представители разных партий. После парламентских выборов в февр. ПАИКВ получила 38 мест в парламенте, и ее лидер Невеш в 3-й раз возглавил правительство, тогда как на президентских выборах в сент. большинством в 55% голосов победил кандидат от оппозиционного МПД Жорже Карлуш Фонсека. Возникающие коллизии власти решаются демократическим путем, с самого начала независимого существования К.-В. относится к числу наиболее стабильных стран мира. Предотвращению конфликтов в верхнем эшелоне власти способствует и то, что по Конституции функции президента весьма ограничены и все его действия в качестве главы гос-ва согласуются с правительством и Национальной ассамблеей. Т. о., в стране фактически установлена парламентская республика, а реальную исполнительную власть осуществляет глава правительства, которым становится лидер победившей на парламентских выборах партии. При поддержке Португалии в 2007 г. заключен договор об «особом партнерстве» с ЕС, что ставит перед К.-В. задачи по развитию демократии и приведению законодательства в соответствие с европ. нормами. В качестве главных внешнеполитических целей объявлены вступление в ЕС и НАТО.