Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

СЕН-ВИКТОР
62, С. 400-403 опубликовано: 25 ноября 2025г. 


СЕН-ВИКТОР

Церковь аббатства Сен-Виктор в Марселе. XI–XIV вв. Фото: Christophe.Finot / Wikimedia Commons
Церковь аббатства Сен-Виктор в Марселе. XI–XIV вв. Фото: Christophe.Finot / Wikimedia Commons

Церковь аббатства Сен-Виктор в Марселе. XI–XIV вв. Фото: Christophe.Finot / Wikimedia Commons
[Сен-Виктор-де-Марсель; лат. monasterium Sancti Victoris Massiliensis; франц. Saint-Victor-de-Marseille], католич. бенедиктинское аббатство во имя мч. Виктора Массилийского (Марсельского) в г. Марселе (Франция), один из древнейших муж. мон-рей в Зап. Европе. С.-В. традиционно отождествляется с одним из 2 мон-рей (мужским и женским), к-рые основал в Массилии (ныне Марсель) ок. 416 г. прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Точная идентификация невозможна, поскольку сообщающий об этом Геннадий Марсельский (2-я пол. V в.) не указал конкретного расположения обителей и их посвящений (Gennad. Massil. De script. eccl. 61). С.-В., возможно, находился к югу от порта Массилии, на рим. кладбище, где был похоронен почитаемый в городе мч. Виктор. Первые достоверные сведения о мон-ре, в т. ч. у свт. Григория Турского (538/9-593/4), относятся к VI в. В это время, как, по-видимому, и в VII в., С.-В. был одной из крупнейших монашеских обителей Галлии. Он пострадал во франко-араб. войнах в 738 или 739 г., когда войска майордома Карла Мартелла взяли Марсель, был разорен араб. пиратами в 838 и 923 гг. В позднее средневековье в С.-В. почитались мощи аббатисы Евсевии и 39 монахинь, по преданию, убитых сарацинами. С сер. VIII в. по 2-ю пол. X в. мон-рь служил резиденцией епископов Марселя и не имел собственного аббата. Как центр монашеской жизни С.-В. возродил в сер. 60-х гг. X в. Гонорат, еп. Марсельский († 977); в 977 г. епископ ввел в мон-ре бенедиктинский устав и наделил обитель земельными владениями (Amargier. 1967; Mazel Fl. De l'emprise aristocratique à l'indépendance monastique: Patrimoine et culte des saints à St.-Victor de Marseille // St.-Victor de Marseille. 2009. P. 255-281). В 1005 г. С.-В. получил хартию, разрешавшую монахам самостоятельно выбирать настоятеля и, согласно бенедиктинскому уставу, управлять монастырским имуществом независимо от епископа. Первым аббатом С.-В. стал Гвифред (Вильфред; † 1020/21).

Следующее столетие - «золотой век» в истории аббатства. Уже при аббате Гвифреде началось возведение нового монастырского храма (освящен в 1040); это было большое событие регионального значения, но документ об участии в нем папы Римского Бенедикта IX (1032-1045, 1047-1048) является фальшивкой (Duprat. 1947). Многочисленные благочестивые дарения земель в пользу аббатства способствовали возникновению уже к сер. XI в. обширной монастырской сеньории. С.-В. стал также центром сложной системы социальных взаимосвязей среди знати Юж. Галлии, стремившейся при помощи дарений мон-рю, направления в С.-В. членов своих семей, передачи под контроль аббатства приходских церквей и небольших монашеских обителей сохранить и упрочить свое положение. Мн. дарения мон-рю были условными: знатные семьи продолжали контролировать переданные владения как феодальные держания, так что в известной мере речь шла о своего рода страховке родового имущества (Magnani Soares-Christen. 1999; Mazel. 2002). Аббаты С.-В. пользовались большим влиянием не только в Провансе, но и за его пределами. Второй аббат С.-В., св. Изарн (1020/21-1047), был заметной фигурой в политической жизни в Юж. Галлии и Каталонии.

Монастырь достиг расцвета в посл. трети XI - нач. XII в., при аббатах Бернаре де Мийо (1065-1079) и его брате Ришаре (1079-1106), сыновьях виконта Ришара II де Мийо - крупнейшего сеньора Руэрга и Жеводана, состоявшего в близком родстве с большинством знатных родов Лангедока и Прованса, в т. ч. с виконтами Марселя. Поддержав григорианскую реформу, аббат Бернард и его брат оказались в числе доверенных людей папы Римского Григория VII (1073-1085). Аббат Бернар (кардинал с 1065) был одним из 2 папских легатов, наложивших в 1076 г. в Форхайме церковное отлучение на имп. Генриха IV. Аббат выполнял и др. важные поручения папы в качестве его легата в Гаскони. Ришар был возведен в кардинальское достоинство в 1078 г., в окт. 1079 г. назначен папским легатом в Кастилии и в том же году, после смерти брата, был избран аббатом С.-В. Утверждая его избрание, папа определил, что марсельское аббатство, как и Клюни, впредь будет подчиняться напрямую Папскому престолу. Будучи богатейшим церковным сеньором не только Прованса, но, вероятно, и всей Юж. Галлии (Baratier. 1966), аббатство С.-В. стало в это время центром обширной монашеской конгрегации, включавшей мн. обители Прованса, Лангедока, Жеводана, Руэрга, Сардинии, а также отдельные мон-ри в Дофине, Гаскони, Каталонии и Кастилии. Речь шла как о скромных приоратах, так и о крупных и очень важных мон-рях, таких, как каталонский Риполь (управлявшийся викторинцами в 1070-1170), которые местные князья и папы Римские передавали марсельскому аббатству для реформирования и контроля за соблюдением монашеской дисциплины. Кроме того, С.-В. получил в управление несколько сотен приходских церквей, прежде всего в Провансе (Bligny. 1960). В течение нескольких десятилетий С.-В. был 2-м по значению аббатством Зап. Европы, уступая лишь Клюни. Именно в это время сложился внушительный архитектурный комплекс С.-В., были созданы Большой картулярий аббатства (Филиппов. 1988; Zerner. 1993; Eadem. 1999; Eadem. 2006) и Житие св. Изарна (составлено в ходе подготовки его канонизации; изд.: Vie d'Isarn. 2010). Тогда же викторинцы стали прямо претендовать на преемство с обителью, основанной прп. Иоанном Кассианом. Марсельский мон-рь не был отмечен большим количеством написанных здесь сочинений, но располагал богатой б-кой, известной гл. обр. по 3 описям XIII-XV вв. (Nebbiai-Dalla Guarda. 2005; Филиппов. 2011). Согласно данным сфрагистики, не позднее XII в. мч. Виктор стал почитаться как небесный покровитель Марселя (Duprat. 1944-1946).

Фрагмент надгробной плиты аббата Изарна в церкви аббатства Сен-Виктор в Марселе. XI в. Фотография. 2017 г. Фото: JosepBC / Wiki-media Commons
Фрагмент надгробной плиты аббата Изарна в церкви аббатства Сен-Виктор в Марселе. XI в. Фотография. 2017 г. Фото: JosepBC / Wiki-media Commons

Фрагмент надгробной плиты аббата Изарна в церкви аббатства Сен-Виктор в Марселе. XI в. Фотография. 2017 г. Фото: JosepBC / Wiki-media Commons
Преемники Григория VII на Папском престоле меньше благоволили к марсельским аббатам, но все же аббат Ришар оставался очень крупной фигурой в католич. Церкви. В 1106-1121 гг. он был архиепископом Нарбоны; в связи с этим ему пришлось оставить пост аббата, однако он продолжал опекать С.-В., делая ему щедрые пожалования. Несмотря на борьбу с симонией, архиеп. Ришар сумел передать Нарбонское архиеп-ство своему племяннику, Арно де Левезу (1121-1149). Др. племянник, Аттон де Брюникель, при его поддержке стал архиепископом Арля (1115-1129) и тоже не забывал мон-рь, откуда началось восхождение его семьи к вершинам церковной иерархии. Однако к сер. XII в. С.-В., как и мн. др. старые бенедиктинские обители, стал отставать от своего времени, в частности проигрывать в престиже и авторитете новым монашеским орденам (цистерцианцам, картузианцам и др.). С.-В. остался важным аббатством и богатейшим сеньором, но его конгрегация постепенно распадалась, а влияние ограничилось Провансом и нек-рыми примыкающими районами Лангедока.

Во 2-й раз процветание марсельского аббатства наступило в 1362 г., когда аббат Гийом Гримоар (1361-1364), уроженец Жеводана, в период «Авиньонского пленения пап» был избран папой с именем Урбан V (1362-1370). Живя неподалеку от Марселя, в Авиньоне, он продолжал управлять С.-В. через викариев. В это время в аббатстве был перестроен ряд зданий, возведена крепостная башня (1363-1365), имевшая важное значение в системе фортификаций Марселя. В 1365 г. папа посетил Марсель и освятил перестроенный главный алтарь церкви. Понтификат Урбана V был отмечен перенесением мощей св. Изарна и возобновлением его канонизационного процесса (не был завершен, почитание св. Изарна оставалось местным). Тогда же были созданы новые тексты, обосновывавшие древность почитания мч. Виктора в Марселе (Moulinier. 1995). В 1372 г. папа Урбан V согласно его воле был перезахоронен в С.-В., что повысило значение обители, тем более что понтифик пользовался большим авторитетом и впосл. был беатифицирован.

Дальнейшая история марсельского аббатства была историей неуклонного упадка, связанного как с усобицами, охватившими Прованс в кон. XIV - нач. XV в., так и с прогрессирующим кризисом самого мон-ря, общим для мн. католич. обителей на рубеже средневековья и раннего Нового времени. В 1475 г. С.-В. был передан в комменду. Монахи утратили право избирать аббата, отныне его назначал король, и поскольку аббат уже не был обязан жить в мон-ре и непосредственно заниматься его делами, дисциплина братии продолжала снижаться, хозяйство приходило в упадок. Монашеская община сохранила немалый объем самоуправления, в частности, имела право избирать т. н. клаустрального приора, хотя он не обладал авторитетом аббата и не имел соответствующих ресурсов. Викторинцы не восприняли идеи внутренней церковной реформы, распространявшиеся в католическом мире после Тридентского Собора (1545-1563) и позднее, в связи с укреплением галликанизма. Репутация С.-В. ухудшалась. В 1647 г. Этьен де Пюже, епископ Марселя (1644-1668), обратился в Рим с предложением секуляризовать аббатство, однако папа Римский Иннокентий Х (1644-1655) его отверг. Попытка кор. Людовика XIV в 1662 г. присоединить марсельское аббатство к конгрегации св. Мавра (см. Мавристы) натолкнулась на сопротивление монахов, подавляющее большинство которых были выходцами из знатных семей и не желали возвращения к строгому уставу (в 1669 соглашение о присоединении было отменено). Их обещание исправить положение собственными силами не было выполнено, и обитель постепенно утратила былой авторитет. Путешественники XVII-XVIII вв. отмечали плачевное состояние монастырских строений, в т. ч. и церкви.

Аббатство Сен-Виктор в Марселе. 1791 г. Худож. А. Мёнье
Аббатство Сен-Виктор в Марселе. 1791 г. Худож. А. Мёнье

Аббатство Сен-Виктор в Марселе. 1791 г. Худож. А. Мёнье
В 1666 г. в связи с расширением города и строительством новых крепостных стен С.-В. оказался в городской черте. Во время эпидемии чумы, поразившей Марсель в 1720 г., монахи закрылись в мон-ре, заявив, что они молятся о здоровье сограждан, и отказались в отличие от мн. др. марсельских священнослужителей исповедовать и причащать заболевших, помогать страждущим. Это вызвало возмущение, и в 1724 г. епископ Марселя Анри Франсуа Ксавье де Бельсюнс де Кастельморон (1710-1755) обратился к светским властям и к Папскому престолу с просьбой о секуляризации аббатства. В 1726 г. Гос. совет согласился с этим. В том же году папа Римский Бенедикт XIII (1724-1730) преобразовал С.-В. в коллегиальную церковь, в клир которой входили аббат, кантор, ризничий и 16 каноников. Вскоре оставшиеся монахи покинули средневековые помещения С.-В., переселившись в построенные в XVI в. новые покои аббата. Окончательно секуляризация и реформа монастыря были оформлены буллами 1739, 1742 и 1745 гг. пап Римских Климента XII (1730-1740) и Бенедикта XIV (17401758). Кор. Людовик XV указами 1751 и 1774 гг. подтвердил новый статус обители, определив, что «канониками-графами» С.-В. могут быть исключительно провансальцы, притом представители знатных родов не менее чем в 5-м поколении.

Крипта церкви аббатства Сен-Виктор в Марселе. V, XII–XIII вв. Фотография. 2018 г. Фото: Bjs / Wikimedia Commoms
Крипта церкви аббатства Сен-Виктор в Марселе. V, XII–XIII вв. Фотография. 2018 г. Фото: Bjs / Wikimedia Commoms

Крипта церкви аббатства Сен-Виктор в Марселе. V, XII–XIII вв. Фотография. 2018 г. Фото: Bjs / Wikimedia Commoms
Во время революции 1789-1799 гг. С.-В. был окончательно закрыт (1790; должность аббата оставалась вакантной с 1788), монастырское имущество национализировано. Большинство зданий были проданы в 1793 г. с аукциона и к сер. XIX в. разобраны на строительные материалы. Исключением стал главный храм, построенный на рубеже XI и XII вв., он был преобразован в приходскую церковь. В 1793-1794 гг., во время запрета якобинскими властями христ. богослужений, она использовалась как склад армейского фуража, а подземные помещения служили тюрьмой. Богослужения в храме возобновились в 1804 г., однако его восстановление затянулось на долгие годы. Крипта стала доступной для верующих лишь в 1822 г. В 1835 г. ее обследовал инспектор исторических памятников П. Мериме, знаменитый франц. писатель, к-рый привлек внимание гос-ва и ученых к судьбе аббатства С.-В. В 1840 и 1862 гг. старинный храм и примыкающие здания были включены в списки исторических памятников, охраняемых государством. В 1857 г. Б. Э. Ш. Герар, Л. В. Делиль и Ж. М. Марион опубликовали картулярии и некоторые другие материалы из монастырского архива (Cartulaire. 1857; это была одна из первых публикаций такого рода во Франции), что содействовало изучению истории аббатства. В 1895 г. храм был реконструирован архитектором и искусствоведом А. Ривуалем, в 1934 г. получил статус малой папской базилики. В 1966 г. по решению мэра Марселя Г. П. Ш. Дефера в базилику были перевезены древние саркофаги, хранившиеся в муниципальном музее. В том же году в Марселе прошла большая научная конференция, посвященная С.-В. В 1969-1978 гг. под рук. археолога Г. Демиан д'Аршембо и ее учеников на территории аббатства велись масштабные раскопки, позволившие по-новому взглянуть на многие страницы его истории. В XXI в. архитектурный комплекс С.-В. остается важнейшим историческим памятником Марселя.

Ист.: Cartulaire de l'abbaye de St.-Victor de Marseille / Éd. B. Guérard et al. P., 1857. 2 t.; Amargier P. Chartes inédites (XIe siècle) du fonds de St.-Victor de Marseille: Diss. [Marseille,] 1967; Villard A., Villard M. Les fonds des Archives départementales des Bouches-du-Rhône. Marseille, 1970; Moulinier J.-C. St.-Victor de Marseille: Les récits de sa passion. Vat., 1995; Catalogue des chartes antérieures au XIIe siècle (687-1112) conservées dans les fonds des Archives départementales des Bouches-du-Rhône / Ed. A. Villard, E. Baratier, A. Playoust. Marseille, 1998; Vie d'Isarn, abbé de St.-Victor de Marseille (XIe siècle) / Éd. C. Caby, J.-F. Cottier et al. P., 2010.
Лит.: Albanès J. H. La chronique de St.-Victor de Marseille // MArHist. 1886. Vol. 6. P. 64-90, 287-326, 454-465; Albareda A. M. Els manuscrits de la Biblioteca Vaticana Reg. lat. 123, Vat. lat. 5730 i el scriptorium de S. Maria de Ripoll // Catalonia Monastica. Montserrat, 1927. Vol. 1. P. 70-79; Bérenger J. St.-Victor, secunda Roma. Marseille, 1927; Schmid P. Die Entstehung des Marseiller Kirchenstaats // Archiv für Urkundenforschung. Lpz., 1928. Bd. 10. S. 176-207; Chaillan M. La vieille église de St.-Victor de Marseille et le pape Urbain V. Marseille, 1929; Benoit F. L'abbaye de St.-Victor et l'église de la Major à Marseille. P., 1936; Duprat E.-H. Histoire des légendes saintes de Provence: St. Victor à Marseille // Mémoires de l'Inst. hist. de Provence. Marseille, 1944. T. 20. P. 66-94; 1946. T. 21. P. 3-40; idem. La charte de 1040, relative à la consécration de l'église St.-Victor à Marseille est-elle authentique? // Ibid. 1947. T. 22. P. 69-85; Devos J.-Cl. L'abbaye St.-Victor de Marseille et la réforme grégorienne // Mélanges Busquet: Questions d'histoire de Provence (XIe-XIXe siècles). Marseille, 1956. P. 32-40; Boscolo A. L'abbazia di S. Vittore, Pisa e la Sardegna. Padova, 1958; Bligny B. L'église et les ordres religieux dans le royaume de Bourgogne aux XIe et XIIe siècle. P., 1960; L'abbaye de St.-Victor-de-Marseille: Archéologie et histoire: Actes du congrès sur l'histoire de l'abbaye de St.-Victor de Marseille, 29 et 30 janv. 1966. Marseille, 1966. (Provence historique; T. 16. N 65); Baratier E. La fondation et l'étendue du temporel de l'abbaye de St.-Victor // Ibid. P. 396-441; Demians d'Archimaud G. Les fouilles de St.-Victor de Marseille // CRAI. 1971. Vol. 115. N 1. P. 87-117; Drocourt D., Drocourt G. St.-Victor de Marseille: Site et monument. Marseille, 1973; Seinturier Ch. Marseille chrétienne dans l'histoire: Son église dans un cheminement vingt fois séculaire. Marseille, 1987; Филиппов И. С. Раннесредневек. архив аббатства Сен-Виктор де Марсель: Опыт реконструкции // СВ. 1988. Вып. 51. С. 200-221; он же. Средиземноморская Франция в раннее средневековье: Проблема становления феодализма. М., 2000; он же. Анналы Сен-Виктор-де-Марсель: История текста // Люди и тексты: Ист. источник в соц. измерении / Отв. ред.: М. С. Бобкова. М., 2011. С. 140-158; Amargier P. Un âge d'or du monachisme: St.-Victor de Marseille (990-1090). Marseille, 1990; Histoire de Marseille / Éd. E. Baratier. Toulouse, 1990; Zerner M. L'élaboration du grand cartulaire de St.-Victor de Marseille // Les cartulaires: Actes de la table ronde (Paris, 5-7 déc. 1991). P., 1993. P. 217-246; eadem. Cartulaire et historiographie à l'époque grégorienne: Le cas de St.-Victor de Marseille // Provence historique. 1999. T. 49. N 195/196. P. 523-539; eadem. L'abbaye de St.-Victor de Marseille et ses cartulaires: Retour aux manuscrits // Les cartulaires méridionaux. P., 2006. P. 163-216; Magnani Soares-Christen E. Monastères et aristocratie en Provence: Milieu Xe - début XIIe siècle. Münster, 1999; Bicentenaire de la paroisse St.-Victor: Actes du colloque hist. (18 oct. 1997). Marseille, 1999; Moulinier J.-Cl. Autour de la tombe de st. Victor de Marseille. Marseille, 2000; Mazel F. La noblesse et l'Église en Provence, fin Xe - début XIVe siècle: L'exemple des familles d'Agoult-Simiane, de Baux et de Marseille. P., 2002; Nebbiai-Dalla Guarda D. La bibliothèque de l'abbaye de St.-Victor de Marseille: (XIe-XVe siècles). P., 2005; St.-Victor de Marseille: Études archéologiques et historiques: Actes du colloque St.-Victor, Marseille, 18-20 nov. 2004 / Éd. M. Fixot, J.-P. Pelletier. Turnhout, 2009; St.-Victor de Marseille: Études archéologiques et monumentales / Éd. M. Fixot, J.-P. Pelletier. Turnhout, 2009; Lauwers M. Réforme, romanisation, colonisation?: Les moines de St.-Victor de Marseille en Sardaigne (2e moitié XIe - 1e moitié XIIe siècle) // La réforme «Grégorienne» dans le Midi, milieu XIe - début XIIIe. Toulouse, 2013. P. 257-310; Renault J.-B. Des archives au cartulaire: Sélection des actes transcrits, contingences archivistiques et objectifs du grand cartulaire de St.-Victor de Marseille (XIe siècle) // Les cartulaires médiévaux: Écrire et conserver la mémoire du pouvoir, le pouvoir de la mémoire. Pau, 2013. P. 173-186; idem. La communication dans un reseau méditerranéen en Constitution: Voyage des moines et circulation des écrits entre St.-Victor de Marseille et ses dépendances aux XIe et XIIe siècles // Les mobilités monastiques en Orient et en Occident de l'Antiquité tardive au Moyen Âge. R., 2019. P. 527-551; Fixot M., Bertrand R., Guyon J. St.-Victor de Marseille: Le Guide. St.-Laurent-du-Var, 2014; Ripart L. La charte de donation du monastère viennois de St.-Ferréol à l'abbaye de St.-Victor de Marseille (3 nov. 1036) // L'honnête homme, l'or blanc et le duc d'Albe: Mélanges offerts à A. Becchia. Chambéry, 2016. P. 201-222; Bonetti M.-P. Deux siècles d'architécture romane à l'abbaye St.-Victor de Marseille // Les cahiers de St.-Michel de Cuxa. Codalet, 2018. N 49. P. 193-202.
И. С. Филиппов
Ключевые слова:
Монастыри Римско-католической Церкви. Франция Сен-Виктор [Сен-Виктор-де-Марсель], католическое бенедиктинское аббатство во имя мученика Виктора Массилийского (Марсельского)
См.также:
ГОРЦЕ бенедиктинское аббатство близ г. Мец (совр. деп. Мозель, Франция)
ГОСЛИН († 1053), прп. (пам. зап. 12 февр.), аббат мон-ря мч. Солютора в Турине
ЖУАР бенедиктинский мон-рь во имя Богоматери и святых апостолов Петра и Павла (Франция)
ЖЮМЬЕЖ мон-рь в архиепископстве Руан (Нормандия, Франция)