[Сен-Виктор-де-Марсель; лат. monasterium Sancti Victoris Massiliensis; франц. Saint-Victor-de-Marseille], католич. бенедиктинское аббатство во имя мч. Виктора Массилийского (Марсельского) в г. Марселе (Франция), один из древнейших муж. мон-рей в Зап. Европе. С.-В. традиционно отождествляется с одним из 2 мон-рей (мужским и женским), к-рые основал в Массилии (ныне Марсель) ок. 416 г. прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Точная идентификация невозможна, поскольку сообщающий об этом Геннадий Марсельский (2-я пол. V в.) не указал конкретного расположения обителей и их посвящений (Gennad. Massil. De script. eccl. 61). С.-В., возможно, находился к югу от порта Массилии, на рим. кладбище, где был похоронен почитаемый в городе мч. Виктор. Первые достоверные сведения о мон-ре, в т. ч. у свт. Григория Турского (538/9-593/4), относятся к VI в. В это время, как, по-видимому, и в VII в., С.-В. был одной из крупнейших монашеских обителей Галлии. Он пострадал во франко-араб. войнах в 738 или 739 г., когда войска майордома Карла Мартелла взяли Марсель, был разорен араб. пиратами в 838 и 923 гг. В позднее средневековье в С.-В. почитались мощи аббатисы Евсевии и 39 монахинь, по преданию, убитых сарацинами. С сер. VIII в. по 2-ю пол. X в. мон-рь служил резиденцией епископов Марселя и не имел собственного аббата. Как центр монашеской жизни С.-В. возродил в сер. 60-х гг. X в. Гонорат, еп. Марсельский († 977); в 977 г. епископ ввел в мон-ре бенедиктинский устав и наделил обитель земельными владениями (Amargier. 1967; Mazel Fl. De l'emprise aristocratique à l'indépendance monastique: Patrimoine et culte des saints à St.-Victor de Marseille // St.-Victor de Marseille. 2009. P. 255-281). В 1005 г. С.-В. получил хартию, разрешавшую монахам самостоятельно выбирать настоятеля и, согласно бенедиктинскому уставу, управлять монастырским имуществом независимо от епископа. Первым аббатом С.-В. стал Гвифред (Вильфред; † 1020/21).
Следующее столетие - «золотой век» в истории аббатства. Уже при аббате Гвифреде началось возведение нового монастырского храма (освящен в 1040); это было большое событие регионального значения, но документ об участии в нем папы Римского Бенедикта IX (1032-1045, 1047-1048) является фальшивкой (Duprat. 1947). Многочисленные благочестивые дарения земель в пользу аббатства способствовали возникновению уже к сер. XI в. обширной монастырской сеньории. С.-В. стал также центром сложной системы социальных взаимосвязей среди знати Юж. Галлии, стремившейся при помощи дарений мон-рю, направления в С.-В. членов своих семей, передачи под контроль аббатства приходских церквей и небольших монашеских обителей сохранить и упрочить свое положение. Мн. дарения мон-рю были условными: знатные семьи продолжали контролировать переданные владения как феодальные держания, так что в известной мере речь шла о своего рода страховке родового имущества (Magnani Soares-Christen. 1999; Mazel. 2002). Аббаты С.-В. пользовались большим влиянием не только в Провансе, но и за его пределами. Второй аббат С.-В., св. Изарн (1020/21-1047), был заметной фигурой в политической жизни в Юж. Галлии и Каталонии.
Монастырь достиг расцвета в посл. трети XI - нач. XII в., при аббатах Бернаре де Мийо (1065-1079) и его брате Ришаре (1079-1106), сыновьях виконта Ришара II де Мийо - крупнейшего сеньора Руэрга и Жеводана, состоявшего в близком родстве с большинством знатных родов Лангедока и Прованса, в т. ч. с виконтами Марселя. Поддержав григорианскую реформу, аббат Бернард и его брат оказались в числе доверенных людей папы Римского Григория VII (1073-1085). Аббат Бернар (кардинал с 1065) был одним из 2 папских легатов, наложивших в 1076 г. в Форхайме церковное отлучение на имп. Генриха IV. Аббат выполнял и др. важные поручения папы в качестве его легата в Гаскони. Ришар был возведен в кардинальское достоинство в 1078 г., в окт. 1079 г. назначен папским легатом в Кастилии и в том же году, после смерти брата, был избран аббатом С.-В. Утверждая его избрание, папа определил, что марсельское аббатство, как и Клюни, впредь будет подчиняться напрямую Папскому престолу. Будучи богатейшим церковным сеньором не только Прованса, но, вероятно, и всей Юж. Галлии (Baratier. 1966), аббатство С.-В. стало в это время центром обширной монашеской конгрегации, включавшей мн. обители Прованса, Лангедока, Жеводана, Руэрга, Сардинии, а также отдельные мон-ри в Дофине, Гаскони, Каталонии и Кастилии. Речь шла как о скромных приоратах, так и о крупных и очень важных мон-рях, таких, как каталонский Риполь (управлявшийся викторинцами в 1070-1170), которые местные князья и папы Римские передавали марсельскому аббатству для реформирования и контроля за соблюдением монашеской дисциплины. Кроме того, С.-В. получил в управление несколько сотен приходских церквей, прежде всего в Провансе (Bligny. 1960). В течение нескольких десятилетий С.-В. был 2-м по значению аббатством Зап. Европы, уступая лишь Клюни. Именно в это время сложился внушительный архитектурный комплекс С.-В., были созданы Большой картулярий аббатства (Филиппов. 1988; Zerner. 1993; Eadem. 1999; Eadem. 2006) и Житие св. Изарна (составлено в ходе подготовки его канонизации; изд.: Vie d'Isarn. 2010). Тогда же викторинцы стали прямо претендовать на преемство с обителью, основанной прп. Иоанном Кассианом. Марсельский мон-рь не был отмечен большим количеством написанных здесь сочинений, но располагал богатой б-кой, известной гл. обр. по 3 описям XIII-XV вв. (Nebbiai-Dalla Guarda. 2005; Филиппов. 2011). Согласно данным сфрагистики, не позднее XII в. мч. Виктор стал почитаться как небесный покровитель Марселя (Duprat. 1944-1946).
Во 2-й раз процветание марсельского аббатства наступило в 1362 г., когда аббат Гийом Гримоар (1361-1364), уроженец Жеводана, в период «Авиньонского пленения пап» был избран папой с именем Урбан V (1362-1370). Живя неподалеку от Марселя, в Авиньоне, он продолжал управлять С.-В. через викариев. В это время в аббатстве был перестроен ряд зданий, возведена крепостная башня (1363-1365), имевшая важное значение в системе фортификаций Марселя. В 1365 г. папа посетил Марсель и освятил перестроенный главный алтарь церкви. Понтификат Урбана V был отмечен перенесением мощей св. Изарна и возобновлением его канонизационного процесса (не был завершен, почитание св. Изарна оставалось местным). Тогда же были созданы новые тексты, обосновывавшие древность почитания мч. Виктора в Марселе (Moulinier. 1995). В 1372 г. папа Урбан V согласно его воле был перезахоронен в С.-В., что повысило значение обители, тем более что понтифик пользовался большим авторитетом и впосл. был беатифицирован.
Дальнейшая история марсельского аббатства была историей неуклонного упадка, связанного как с усобицами, охватившими Прованс в кон. XIV - нач. XV в., так и с прогрессирующим кризисом самого мон-ря, общим для мн. католич. обителей на рубеже средневековья и раннего Нового времени. В 1475 г. С.-В. был передан в комменду. Монахи утратили право избирать аббата, отныне его назначал король, и поскольку аббат уже не был обязан жить в мон-ре и непосредственно заниматься его делами, дисциплина братии продолжала снижаться, хозяйство приходило в упадок. Монашеская община сохранила немалый объем самоуправления, в частности, имела право избирать т. н. клаустрального приора, хотя он не обладал авторитетом аббата и не имел соответствующих ресурсов. Викторинцы не восприняли идеи внутренней церковной реформы, распространявшиеся в католическом мире после Тридентского Собора (1545-1563) и позднее, в связи с укреплением галликанизма. Репутация С.-В. ухудшалась. В 1647 г. Этьен де Пюже, епископ Марселя (1644-1668), обратился в Рим с предложением секуляризовать аббатство, однако папа Римский Иннокентий Х (1644-1655) его отверг. Попытка кор. Людовика XIV в 1662 г. присоединить марсельское аббатство к конгрегации св. Мавра (см. Мавристы) натолкнулась на сопротивление монахов, подавляющее большинство которых были выходцами из знатных семей и не желали возвращения к строгому уставу (в 1669 соглашение о присоединении было отменено). Их обещание исправить положение собственными силами не было выполнено, и обитель постепенно утратила былой авторитет. Путешественники XVII-XVIII вв. отмечали плачевное состояние монастырских строений, в т. ч. и церкви.
В 1666 г. в связи с расширением города и строительством новых крепостных стен С.-В. оказался в городской черте. Во время эпидемии чумы, поразившей Марсель в 1720 г., монахи закрылись в мон-ре, заявив, что они молятся о здоровье сограждан, и отказались в отличие от мн. др. марсельских священнослужителей исповедовать и причащать заболевших, помогать страждущим. Это вызвало возмущение, и в 1724 г. епископ Марселя Анри Франсуа Ксавье де Бельсюнс де Кастельморон (1710-1755) обратился к светским властям и к Папскому престолу с просьбой о секуляризации аббатства. В 1726 г. Гос. совет согласился с этим. В том же году папа Римский Бенедикт XIII (1724-1730) преобразовал С.-В. в коллегиальную церковь, в клир которой входили аббат, кантор, ризничий и 16 каноников. Вскоре оставшиеся монахи покинули средневековые помещения С.-В., переселившись в построенные в XVI в. новые покои аббата. Окончательно секуляризация и реформа монастыря были оформлены буллами 1739, 1742 и 1745 гг. пап Римских Климента XII (1730-1740) и Бенедикта XIV (17401758). Кор. Людовик XV указами 1751 и 1774 гг. подтвердил новый статус обители, определив, что «канониками-графами» С.-В. могут быть исключительно провансальцы, притом представители знатных родов не менее чем в 5-м поколении.