[лат. Gemmeticum; франц. Jumièges], мон-рь в архиепископстве Руан (Нормандия, Франция), основан в 654 г. прп. Филибертом; упразднен во время Французской революции (1790). Легендарная традиция находит отражение в Житии св. Австреберты (VIII-X вв.) (ActaSS Bened. T. 3/1. P. 28-39), которое связывает основание Ж. с именем кор. Дагоберта I (623-639) и относит это событие к 15-му году его правления (638). В действительности мон-рь был основан при поддержке сына Дагоберта, кор. Хлодвига II (638-657). История основания обители наиболее полно отражена в Житии прп. Филиберта (Vita Filiberti // MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 583-606), составленном в кон. VII в. Прп. Филиберт принял постриг в мон-ре Ресбак (ныне Ребе) между 636 и 638 гг., стал настоятелем обители, но впосл. оставил должность и начал вести жизнь странствующего монаха, посещая мон-ри, в основном связанные с деятельностью прп. Колумбана: Боббио (Италия), Луксовий (ныне Люксёй-ле-Бен, Франция). В 654 г. прп. Филиберт получил в дар от кор. Нейстрии Хлодвига II и его жены св. Батхильды (Бальтхильды) участок земли в устье Секваны (ныне Сена), где основал Ж. (Vita Filiberti. 6). На этом месте находились развалины рим. крепости, к-рые были использованы для возведения монастырских зданий. С именем прп. Филиберта связано основание 3 церквей в Ж. Главной была ц. Богоматери с приделами во имя св. Иоанна Крестителя (возможно, баптистерий) и прп. Колумбана, выстроенная в форме креста, алтарь к-рой был богато украшен на средства кор. Батхильды. С сев. и юж. сторон главного храма находились церкви во имя святых Дионисия и Германа Паризийских и ап. Петра. К последней был пристроен ораторий во имя св. Мартина. Эти ранние постройки не сохранились. Впосл. благотворителем мон-ря выступил могущественный майордом Нейстрии Эброин († 680 (681?)). Прп. Филиберт был вынужден покинуть аббатство из-за ссоры со свт. Авдуеном, архиеп. Ротомагским (Руанским), за покровительство Эброина (Vita Filiberti. 25-26). После этого мон-рь перешел под упр. архиеп. Авдуена, который назначил настоятелем мон. Хродеберта, однако тот вскоре скончался. Его преемником стал архидиак. Авдуена Рагентрамн, ок. 680 г. избранный на епископскую кафедру г. Абринкаты (ныне Авранш). В это время умер Эброин, что послужило поводом для примирения свт. Авдуена и прп. Филиберта, вернувшегося в Ж. Последние годы жизни преподобный находился в разъездах, в 684 г. скончался в основанном им мон-ре Хериона (ныне Нуармутье), поручив незадолго до смерти управление Ж. прп. Айхарду, настоятелю мон-ря Квинциак (ныне Кенсе), который был аббатом Ж. до 698 г. Согласно Житию Айхарда, составленному в XI в., в эти годы мон-рь переживал расцвет и насчитывал до 900 чел. братии. После смерти Айхарда мон-рем управлял настоятель Центулы (ныне Сен-Рикье) Госхин (Годин). В 714 г. в Ж. принял постриг свт. Евхерий, еп. Аврелианский (Орлеанский), в 718 г.- племянник франк. майордома Карла Мартелла Гугон († 731), впосл. архиепископ Ротомагский и с 724 г. аббат Ж. Аббат Дроктегаyд дважды посещал Рим по поручению кор. Пипина Короткого (в 753 и 758). В 794 г. в мон-рь были сосланы родственники имп. Карла Великого - герц. Баварии Тассилон III и Теудон, к-рые скончались в Ж. и были погребены в зале собраний капитула. При перестройке мон-ря в 934 г. их останки были перезахоронены в ц. св. Петра. К XII в. оформилась легенда о «жюмьежских близнецах», к-рая имеет черты рыцарского романа. По легенде, кор. Хлодвиг II, отправляясь в паломничество на Св. землю, поручил королевство 2 сыновьям под надзором кор. Батхильды. Однако сыновья пожелали править самостоятельно, отстранили мать от управления и провозгласили себя королями. Батхильда сообщила об этом мужу. Тот по возвращении собрал войско, разбил сыновей и взял их в плен. В Париже состоялся суд баронов, к-рые при участии Батхильды приговорили их к смерти. Мятежным королевичам перебили голени, посадили их в лодку и пустили вниз по Сене. Волны прибили лодку к берегу близ Ж., где их нашел прп. Филиберт. В его мон-ре они провели остаток жизни в молитве и покаянии. В XII в. у гробницы Тассилона и Теудона была помещена плита с лат. четверостишием на сюжет легенды.
В 1-й пол. IX в. в Ж. утвердился устав прп. Венедикта Нурсийского, пришедший на смену уставу прп. Колумбана, тогда же обитель достигла наивысшего материального благополучия. Однако после многочисленных нападений норманнов (841, 842, 844, 850 и 851) обитель была полностью разорена, монахи бежали в Аспр близ г. Камбре. Попытку восстановить мон-рь предпринял герц. Нормандии Вильгельм Длинный Меч, к-рый в 928 г. пригласил монахов из мон-ря св. Киприана в Пуатье. После гибели Вильгельма (943), спровоцировавшей феодальную усобицу и восстание против кор. Людовика IV Заморского, мон-рь был захвачен королевским войском и разрушен (945). Лишь в 993 г. была освящена восстановленная ц. св. Петра.
В XI в. Ж. принял участие в движении за монастырскую реформу, к-рая была проведена в обители в 1004 г. Вильгельмом из Вольпиано, аббатом мон-ря св. Бенигна (Сен-Бенинь) в Дижоне. В нач. XII в. Ж. участвовал в клюнийской реформе, мон-рю оказывали поддержку представители герцогского дома Нормандии. В 1067 г. Руанский архиепископ в присутствии герц. Вильгельма II Завоевателя освятил новую ц. Богоматери, к-рая строилась с 1040 г. Окрепли культурные и религ. связи с мон-рями Англии, в 1045 г. аббат Роберт II Кампарт получил епископскую кафедру Лондона. В XI-XII вв. Ж. стал центром лит. деятельности. Мон. Вильгельм Калькул создал «Деяния герцогов Нормандии», между 1170 и 1220 гг. были составлены Жюмьежские анналы (Ex Annalibus Gemmeticensibus // MGH. SS. T. 26. P. 491, 493, 495, 497, 499-500, 508-511), а также «Песнь о монастыре Жюмьеж» (Carmen de monasterio Gemmeticensi // PL. 138. Col. 393-398). В это же время мон-рь пережил ряд потрясений, связанных с разорением обители в ходе феодальных усобиц, а также с внутренними нестроениями в монастырской жизни. К 1154-1169 гг. относится конфликт монахов с аббатом Петром, присланным из мон-ря Клюни, который был улажен только преемником Петра Ругерием (Роже) из Бека (1169-1176). Во время Столетней войны Ж. был разорен (1358), монахи удалились в Руан. Через 10 лет началось восстановление обители. В 1409 г. аббат Симон де Боск добился от антипапы Александра V перехода Ж. в папскую юрисдикцию. Из-за военных действий с 1415 по 1421 г., когда братия укрывалась в Руане, возрождение обители началось лишь после окончательного присоединения Нормандии к Франции (1449). В 1464 г. в Ж. был введен режим комменды, аббатство получило статус королевского. При коммендатарном аббате кард. Филипп Люксембургский (1511-1517) проводил в Ж. масштабные строительные работы. В 1562 г. мон-рь был разграблен гугенотами. В 1618 г. Ж. присоединился к конгрегации св. Мавра (см. Мавристы). Между 1650 и 1732 гг. часть построек в обители была восстановлена. Во 2-й пол. XVIII в. мон-рь окончательно пришел в упадок. Во время Французской революции решением муниципалитета Жюмьежа от 3 мая 1790 г. аббатство было упразднено, имущество и монастырские постройки распроданы.
Самое древнее здание мон-ря - ц. св. Петра. Ее зап. фасад и 2 зап. травеи датируются кон. VIII - нач. IX в. Вероятно, этот храм был восстановлен по приказу герц. Вильгельма Длинный Меч в 942 г. На это указывают 2-башенный фасад с хорами над входом, трифорий, кладка из тесаного известняка, к-рые характерны для периода расцвета романской архитектуры Нормандии. Готические части храма относятся к XIII в. (вост. травеи) и XIV в. (хор).
Монастырская ц. Богоматери (ок. 1040-1067) является одним из знаковых произведений романской архитектуры Франции. Храм представляет собой огромную 3-нефную базилику с трансептом (длина 88 м, высота нефа 25 м, высота башен 46 м). От первоначального здания сохранились его зап. часть, стены главного нефа и зап. стены трансепта, а также башни над средокрестием. Композиция зап. фасада близка к вестверкам в оттоновской Германии: выступающий входной объем фланкирован 2 башнями и завершен треугольным фронтоном. Башни прямоугольные в плане, имеют многогранные завершения. Их верхние части украшены аркатурами, в чем отразилась характерная для сер. XI в. тенденция усиления «стенной пластики». Храм был перекрыт деревянной кровлей. Огромная кубическая башня над средокрестием покоилась на 4 мощных арках. Характерными для оттоновских храмов чертами ц. Богоматери в Ж. являются обширный зал над входом, открывающийся в неф аркой, а также 2-ярусные рукава трансепта. Новшеством, получившим дальнейшее развитие в Нормандии, стали проходы на уровне верхних окон трансепта. Галерея трифория, устроенная над крестовыми сводами без нервюр, переходила в пространства верхних ярусов рукавов трансепта и затем, вероятно, огибала хор. Над галереей, открывающейся в неф тройными окнами, расположен ярус клеристория с большими одинарными окнами. В храме впервые архитектурными средствами поддержана система пропорционирования, согласно к-рой ячейке центрального нефа соответствуют 2 ячейки боковых (всего в Ж. их 8). Границы травей боковых нефов отмечены колоннами, центрального - массивными квадратными столбами с полуколоннами с 4 сторон; на полуколонны, поднимающиеся в центральном нефе на высоту 2 ярусов, опирались перекинутые через него арки. Т. о., монотонное протяженное пространство базилики оказалось разбитым сильными вертикальными акцентами на одинаковые модули; в дальнейшем эта система позволит создавать здания еще большей протяженности. В храме почти полностью отсутствует скульптурный декор, на капителях сохранились следы раскраски.
Церковь Богоматери претерпела ряд перестроек. Ок. 1267-1270 гг. был сооружен новый готический хор, от к-рого частично сохранились 2 капеллы. В 1688-1692 гг. вместо деревянной кровли был возведен ложноготический свод на нервюрах. После закрытия мон-ря храм быстро обветшал. В 1802 г. был взорван хор, остальное здание использовалось как каменоломня до 1824 г. Заботы о консервации руин проявила семья Лепель-Куанте, владевшая храмом с 1852 г. К кон. XIX в. Ж. становится знаменитым благодаря В. Гюго, назвавшему его «самой прекрасной руиной Франции». С 1947 г. Ж. принадлежит гос-ву.
Помимо церквей в Ж. сохранились руины зала монастырской гостиницы (1-я пол. XII в.) с геометрическими фризами и масками на зап. фасаде, привратницкая с готическим сводом XIII-XIV вв., остатки клуатра, сооруженного в XVI в., и дом аббата XVIII в.
Из скриптория Ж. происходит много рукописей X-XII вв. (в т. ч. ряд англосакс. манускриптов), хранящихся в наст. время в муниципальной б-ке Руана.