[греч. Σενάτωρ, Bιάτωρ, Κασσιόδωρος, Δομινάτα], мученики (пам. 15, 16 июля, 10, 11, 14 сент.). Сказание о святых известно в составе Мученичества, сохранившегося в нескольких версиях, ни одна из которых не издана (BHG, N 1622-1623c). Автором Мученичества в самом тексте назван раб святых по имени Флоренций, якобы бывший очевидцем описываемых событий.
Согласно Мученичеству, святые жили во времена имп. Антонина Пия (138-161; в греч. тексте Мученичества назван Антонием). Христианка Д. была супругой Кассиана, язычника и 1-го полководца при царе Сардинии Делхеме, и имела 3 сыновей - С., В. и К. Когда ее муж погиб на войне с галлами, Д. убедила своих чад отправиться с нею в Рим, чтобы там принять крещение. Однако налетевшая буря отнесла их корабль к берегам Кесарии (вероятно, Кесарии Палестинской). Там юноши были крещены еп. Евсевием.
В начавшейся войне между Кесарией и Карфагеном С. выступил в роли полководца со стороны Кесарии и одержал верх. Однако язычники обвинили братьев в том, что они не почитают «бога Геависа», и С., В., К. и Д. были отправлены в Карфаген на суд префекта Данобая. Тот приговорил их к смерти, и святые были отправлены в Калабрию для казни в сопровождении некоего Никанора, племянника префекта, и еще 42 солдат.
В начавшейся по дороге буре корабль, на котором находились святые, должен был затонуть, но по их молитвам буря утихла, а солдаты, увидев чудо, изъявили желание принять христианскую веру. В этой буре, однако, погиб Данобай, вышедший в море, чтобы помочь племяннику.
По прибытии в Калабрию Никанор взял с собой 2 солдат и отправился к своему отцу Дотталину, который был наместником Калабрии, и сообщил ему о случившемся. Дотталин приказал бросить С. со спутниками в темницу и казнить мать с сыновьями, а также 40 солдат, обратившихся в христианство. Приговор был приведен в исполнение, но вскоре и Никанор, и Дотталин скончались в результате несчастных случаев.
Тела 40 воинов были с почетом погребены в Тавромении еп. Александром, а останки Д. и ее сыновей похоронил благочестивый свящ. Епифаний в храме, воздвигнутом в их честь.
Мученичество составлено в период между VIII и XI вв. (Delehaye. 1902. P. 50); оно носит всецело легендарный характер, а упомянутые в нем лица и события представляют собой авторский вымысел, как отмечали еще самые ранние его исследователи (ActaSS. Sept. T. 4. P. 349-350). И. Делеэ обратил внимание на то, что имена Сенатор и Кассиодор представляют собой части имени знаменитого рим. философа и политического деятеля Кассиодора (Флавия Магна Аврелия Кассиодора Сенатора), Виатором же звали консула, правившего в 495-497 гг. В то же время, несмотря на фантастичность всех описываемых в Мученичестве событий, география Калабрии описана в нем вполне точно. Все это позволило Делеэ предположить, что легендарная история была вымышлена неизвестным агиографом, происходившим из Юж. Италии, под впечатлением от неверно понятой надписи VI в., в к-рой упоминались сенаторы Кассиодор и Виатор (Ibid. P. 45-46). Лат. перевод Мученичества (BHL, 7575a) был выполнен по заказу папы Римского Виктора III (1086-1087) мон. Герольдом из мон-ря Монте-Кассино.
Память С., В., К. и Д. никогда не была включена в крупнейшие месяцесловы, такие как Синаксарь К-польской ц. или Римский Мартиролог. Однако в отдельных греч. рукописных синаксарях и некоторых списках лат. мартирологов она встречается под 15, 16 июля или под 10, 11, 14 сент.