Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

СЕКУ
62, С. 364-372 опубликовано: 25 ноября 2025г. 


СЕКУ

Кафоликон в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. 1602 г. Фотография. 2008 г. Фото: Cezar Suceveanu / Wikimedia Commons
Кафоликон в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. 1602 г. Фотография. 2008 г. Фото: Cezar Suceveanu / Wikimedia Commons

Кафоликон в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. 1602 г. Фотография. 2008 г. Фото: Cezar Suceveanu / Wikimedia Commons
[румын. Secu], муж. мон-рь в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи Ясской архиепископии Молдовы и Буковины митрополии Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (коммуна Пипириг, жудец Нямц, Румыния). Назван по наименованию р. Секу (Сухая, Иссохшая), поскольку расположен у места ее впадения в р. Нямц (Озана) в Нямецких горах в зап. отрогах Карпат. В документах также фигурирует греч. название С.- Ксиропотам, что является дословным переводом с румын. языка на греческий (Ξηροποταμός - сухая река), однако никакой связи с афонским мон-рем Ксиропотам С. не имел.

История

В местности, где расположен С., с древности селились отшельники, имена многих сохранила местная топонимика. Напр., владения С. в ранних документах обозначались ориентирами: келлия Прохора, келлия Вениамина, келлия Кириака, келлия Виссариона, келлия Стефана, келлия Спиридона, хижина Афанасия и Трохана, поляна Иосифа, пещера св. Феодоры и др. (Andronic (Popovici). 2019. Vol. 2. P. 29). Начало монашеского поселения в С. связано с именем Зосимы, личность к-рого исследователи идентифицируют по-разному. Согласно зафиксированной архим. Андроником (Поповичем) традиции и цитируемому им Синодику мон-ря, скит был основан иером. Зосимой ок. 1560 г., в правление господаря Молдавского княжества Александру III Лэпушняну (1552-1561, 1563-1568), на том месте, где ныне находится монастырская кладбищенская ц. Рождества св. Иоанна Предтечи (Ibidem). Церковный историк еп. Романский Мелхиседек (Стефанеску; 1823-1892) считал, что скит был основан Зосимой в сер. XV в. (Melchisedec (Ştefănescu). 1885. P. 12). Й. Биану первым из румын. историков обратил внимание на лапидарную ктиторскую надпись на юж. стене ц. Успения Пресв. Богородицы в С., в к-рой говорится о строительстве монастыря (не назван) в 1530 г. господарем Рарешем Петру IV (1527-1538, 1541-1546) и о возведении в 1550 г. вокруг него стен супругой господаря Еленой Бранкович и их сыновьями (Bianu. 1882. P. 112). Также Биану упомянул о надгробной плите господаря Штефана VI Рареша (1551-1552), установленной его сестрой Роксандрой (Руксандрой), супругой Александру III (Ibid. Р. 111-112). По мнению еп. Мелхиседека, более полно описавшего эти тексты, надгробная плита и плита с ктиторской надписью первоначально были установлены в Нямецкой крепости, в которой Петру IV устроил мон-рь свт. Николая, а после того как в 1665 г. господарь Еустратие Дабижа (1661-1665) подчинил этот мон-рь С., их перенесли в С. (Melchisedec (Ştefănescu). 1885. P. 26). О ктиторской надписи писали также А. И. Яцимирский, ссылавшийся на данные еп. Мелхиседека (Яцимирский. 1905. С. 856-857), и Р. Суцу, опиравшийся на информацию, предоставленную ему Н. Крецулеску (Suţu. 1907. P. 182). Авторы монографий об истории С., его настоятель архим. Дионисий (Удиштяну) и протосинкелл Макарий (Чолан), приняли необоснованное предположение об основании скита иером. Зосимой к сер. XV в.; они также ссылались на опубликованную Биану ктиторскую надпись и отнесли ее содержание к скиту Зосимы, считая, что она находилась над входом в старую церковь скита, расположенную на месте нынешней кладбищенской церкви С., а после того как церковь в 1821 г. сгорела, была перенесена на башню-колокольню у входа в С., где находилась до 1910 г., а впосл. была утрачена (Dionisie (Udişteanu). 1965. P. 4-5; Macarie (Ciolan). 1987. P. 25, 51-52, 69).

Тексты ктиторской надписи и надгробной плиты, к-рые рассматривали исследователи С., полностью совпадают с находящимися в мон-ре Пробота (Balş 1928. P. 328. Fig. 392 (надгробная плита в усыпальнице кафоликона); P. 194. Fig. 316 (ктиторская надпись 1550 г. над входом в мон-рь)), на что первым обратил внимание Н. Стоическу (Stoicescu. 1974. P. 589). В то же время на юж. стене ц. Успения Пресв. Богородицы в С. сохранилась ктиторская надпись, типологически схожая с надписью в Проботе (обрамляет герб Молдавского княжества), но свидетельствующая об обнесении крепостными стенами мон-ря свт. Николая в Нямецкой крепости в 1646 г. господарем Василе Лупу (1634-1653) (Balş Ş. 1966. P. 8. Fig. 2). Учитывая тот факт, что именно Василе Лупу, а не Петру IV Рареш основал монастырь свт. Николая в Нямецкой крепости, именно эту надпись перенесли из закрытого в 1718 г. мон-ря в С. вместе с иконостасом, иконами и литургической утварью, к-рые были помещены в ц. Успения Пресв. Богородицы в С. настоятелем С. игум. Никанором (Urechiă. 1890. P. 114-115). По мнению М. Джиковяну, ктиторская надпись Петру IV Рареша и его семьи - подделка (скорее всего XVIII в.), заказанная монахами С. для подтверждения древности монастыря (это имело значение в земельных спорах с соседями - монахами мон-ря Агапия), а совпадение с датой строительства Проботы (1530) и упоминание в качестве ее ктитора Петру IV Рареша привели к тому, что между 1915 и 1928 гг. надпись перенесли в Проботу. Также возможно и то, что Штефан VI Рареш, убитый в результате заговора, был похоронен сначала в Нямецкой крепости, а не в усыпальнице своего отца Петру IV Рареша, а затем, после закрытия мон-ря свт. Николая, его надгробие (с останками или без) перенесли сначала в С., а ок. 1904 г. в связи с многочисленными культурными инициативами по случаю 400-летия со дня преставления господаря св. Стефана III Великого (1457-1504) оно было перенесено в Проботу (Gicoveanu. 2018. P. 18-19). Относительно того, как ктиторская надпись Василе Лупу оказалась в Проботе, откуда исчезла между 1909 и 1928 гг., и когда она была перенесена в С., историки не нашли объяснений.

Историк А. Й. Гонца идентифицировал основателя С. не с иеромонахом, а с вистиерничелом (помощником великого вистиерника (казначея)) Зосимой. В источниках его имя появляется 23 июня 1589 г.: Зосима распродавал свое имение и закладывал имение своей сестры Тодосии. По мнению Гонцы, продажа была вызвана необходимостью обустройства скита (Gonţa. 1998. P. 218-220). Скит Зосимы впервые упоминается в грамоте (датируют 1582-1584), в к-рой говорится о том, что господарь Петру VI Шкьопул (Хромой) (1574-1578, 1582-1591) закрепил за скитом всю расчищенную им от лесов местность от устья р. Секу (где она впадает в р. Нямц) до ее истоков (Documente privind istoria României. Veacul. XVI. 1951. Vol. 3. P. 267). В документе также упоминается настоятель игум. Досифей с братией, указаны посвящение скита св. Иоанну Предтече и его подчинение еп. Романскому Агафону. Грамотой от 10 марта 1588 г. Петру VI Шкьопул пожаловал скиту доходы с господарской мельницы в с. Борчешти на р. Молдова (Ibid. Р. 380-381); 24 окт. 1589 г. мон. Праксия (Евпраксия) даровала скиту пасеку в том же селе в качестве взноса за ее поминовение в Синодике скита (Ibid. Р. 445). В грамоте господаря Арона Тирана (1591-1592, 1592-1595) от 19 июля 1594 г. подтверждаются владения скита и указано посвящение - в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (Ibid. Veacul. XVI. 1952. Vol. 4. Р. 113). Актом от 9 сент. 1597 г. настоятель Никанор (митрополит Молдавский в 1591-1594) и братия мон-ря Агапия просили господаря Иеремию Мовилэ (1595-1600, 1600-1606) подтвердить грамоту господаря Янку Сасула (1578-1582), согласно которой все имения скита Зосимы находились в пределах владений мон-ря Агапия. Монахи скита выразили сомнение в правомочности этого документа: по их мнению, эту грамоту подделал настоятель Никанор без межевика и надлежащих свидетелей; они требовали от монахов Агапии предъявить список грамоты господаря Александру III Лэпушняну. Иеремия Мовилэ отклонил притязания настоятеля Никанора до предоставления грамоты Александру III и сверки находящихся в ней данных с нынешним положением дел (Ibid. P. 178-179). Однако решение дела, предполагавшего сбор неск. людей в одном месте, затягивалось.

В 1602 г. великий ворник Цара-де-Жос (Нижней страны) Нестор Уреке (отец известного летописца Григория Уреке) со своей супругой Митрофаной (ее сестра Соломия была супругой Йосипа Веверицэ, двоюродного брата Зосимы, основателя скита) рядом с обветшавшим деревянным скитом выстроили новый каменный мон-рь. Согласно надписи, высеченной в камне над входом, строительство новой ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи было начато 7 июня 1602 г. и завершено 5 окт. того же года. 29 июля 1604 г. Нестор Уреке вместе с еп. Романским Агафоном, еп. Рэдэуцким Феодосием и еп. Хушским Филофеем в присутствии пыркэлаба (начальника) Нямецкой крепости Георге определили границы владений мон-ря С. согласно письму, данному настоятелем Никанором и братией мон-ря Агапия. Нестор Уреке лично вбил пограничные столбы и поставил клейма на деревьях (Ibid. Veacul. XVII. 1952. Vol. 1. P. 173). В грамотах Иеремии Мовилэ от 16 окт. 1604 г. и 20 апр. 1605 г. зафиксировано, что настоятель С. игум. Досифей предоставил список грамоты Александру III, в которой были указаны пожалованные мон-рю земли, а также подтвердительные грамоты от господарей Богдана IV Лэпушняну (1568-1572), Петру VI Шкьопула и Арона Тирана (Ibid. P. 535-538). Считается, что данные этих источников подтверждают основание скита Зосимы в правление Александру III. На подтверждение грамоты Александру III в грамотах Богдана IV и Петру VI, датированных 1569 и 1574 гг. (ныне неизв.), ссылается архим. Андроник (Попович) (Andronic (Popovici). 2019. Vol. 2. P. 31).

«Царский Деисус». Ктиторская надпись, пророки Аарон и Захария. Роспись люнета юж. фасада кафоликона в честь Усекнове-ния главы св. Иоанна Предчети. После 1602 г. Фото: Э. Драгнев
«Царский Деисус». Ктиторская надпись, пророки Аарон и Захария. Роспись люнета юж. фасада кафоликона в честь Усекнове-ния главы св. Иоанна Предчети. После 1602 г. Фото: Э. Драгнев

«Царский Деисус». Ктиторская надпись, пророки Аарон и Захария. Роспись люнета юж. фасада кафоликона в честь Усекнове-ния главы св. Иоанна Предчети. После 1602 г. Фото: Э. Драгнев
При 1-м документально известном настоятеле мон-ря С.- игум. Досифее - в обители была основана школа, наставником к-рой стал он сам. Из этой школы вышли мн. просвещенные служители Церкви, среди которых наиболее известен митр. Молдавский свт. Варлаам (Моцок; 1632-1653), ставший настоятелем С. в 1626 г., удалившийся сюда на покой в апр. 1653 г. и скончавшийся в дек. 1657 г. (погребен под аркосолием у юж. стены кафоликона С.).

В 1631 г. при настоятеле игум. Георгии от боярина Василе Талмача С. получил во владение с. Дрэгушени. В 1634 г. игум. Георгий был хиротонисан во епископа Хушского, в 1642 г. он участвовал в Ясском Соборе. При настоятеле игум. Гедеоне в 1640 г. в С. была построена ц. Успения Пресв. Богородицы. В 1645 г. Гедеон стал епископом Хушским (в 1653-1659, 1664-1671 митрополит Молдавский) и основал подчиненный С. скит Сихэстрия. 23 янв. 1661 г. митр. Молдавский Савва (1659-1664) даровал С. поляну Кобилица на р. Чахлэу (Macarie (Ciolan). 1987. P. 73). В 1665 г. С. был подчинен т. н. Горний мон-рь (свт. Николая в Нямецкой крепости). В 1667 г. настоятель С. игум. Иоанн стал епископом Хушским, позже он был похоронен у сев. стены кафоликона С. Во время похода на Молдавское княжество польск. кор. Яна III Собеского в 1691 г. его войска останавливались в мон-рях С., Агапия и Нямецком. Во время настоятельства игум. Нифонта (Удри Тротушану) между 1758 и 1763 гг. в память о закрытом в 1718 г. мон-ре в Нямецкой крепости в С. из дерева была построена 2-я малая церковь - свт. Николая. При игум. Нифонте в 1764 г. госпожа Деспина Сетраряса, супруга боярина Василаке Козмы, подчинила С. скит Липова в Тутове (Ibid. P. 76).

14 окт. 1775 г. в С. из мон-ря Драгомирна, в составе Буковины отошедшего империи Габсбургов, переселился с братией известный писатель и духовный деятель прп. Паисий (Величковский), ставший настоятелем мон-ря. Он организовал жизнь в С. по примеру Драгомирны: братия активно занимались переводческой деятельностью, для зимнего периода прп. Паисий ввел практику ежедневных поучений после вечерней трапезы. Весной 1776 г. в С. перешла еще часть братии Драгомирны, к зиме 1778 г.- все оставшиеся. По данным архим. Андроника (Поповича), всего в Драгомирне подвизались 350 чел., из которых в С. переселились сначала 200 монахов (Andronic (Popovici). 2020. Vol. 3/4. P. 176; Păcurariu. IBOR. 2006. Vol. 2. P. 493). При прп. Паисии в С. было построено 100 келий для его учеников, предприняты ремонтные работы. В 1778 г. прп. Паисий обратился к митр. Молдавскому Гавриилу (Каллимаки; 1760-1786) с просьбой ввести в С. общежительный устав. 9 авг. 1779 г. прп. Паисий был назначен настоятелем Нямецкого монастыря, С. стал подчиненным Нямецкому мон-рю. В документах того времени оба мон-ря воспринимались как единый духовный центр, нередко встречается объединяющее название «монастырь Нямц-Секу» (Macarie (Ciolan). 1987. P. 35-36).

В сент. 1821 г. в С. произошли трагические события: во время войны греч. гетеристов с турками, происходившей на территории Валашского и Молдавского княжеств, в долину р. Секу отступил отряд греков (ок. 400 чел.) во главе с Г. Н. Олимпиотом. Тур. подкрепление в виде войск Эмина-аги вынудило всех гетеристов укрыться в С. Были предприняты осада (9-23 сент.) и обстрел мон-ря из 3 пушек. Огонь от горевшей ц. свт. Николая перекинулся на все строения С., в пламени погиб Олимпиот. Гетеристы под предводительством капитана Я. Фармакиса, уступив уговорам паши Селиха, сдались, были взяты в плен и казнены в Стамбуле. Монахов и всех находившихся в это время в С. людей изрубили (Zosim. 1877. P. 504-507). В 1995 г. об-во друзей Музея Бенаки (Афины) и греч. сообщество г. Яссы в память об Олимпиоте установили в С. мраморную плиту с текстом на греч. и румын. языках; на монастырском кладбище был помещен бюст Олимпиота.

Мон-рь нек-рое время оставался в запустении, но уже в 1824 г. митр. Молдавский Вениамин (Костаки; 1803-1842) выстроил в сев. стене С. каменные сооружения, в т. ч. ц. свт. Николая, а также переделал верхние этажи входной башни-колокольни. В 1826-1836 гг. на восточной стене С. стараниями еп. Хушского Софрония (Миклеску; в 1851-1860 митрополит Молдавский) появились келейные корпуса, в 1833 г. на месте сгоревшей в 1821 г. деревянной была заново отстроена кладбищенская церковь. В 1850 г. велись основательные восстановительные работы в кафоликоне, тогда же он был расписан.

С введением в действие реформ господаря Александру Йоана Кузы (в частности, о секуляризации монастырских владений, 13 дек. 1863), С., поначалу оказавший сопротивление, пришел в упадок, братия уехали на Афон и в Россию. Считая, что одной из важных причин продолжающегося упадка является зависимость С. от Нямецкого мон-ря, митр. Молдавский Пимен (Джорджеску; 1909-1934) 29 сент. 1910 г. ходатайствовал в Министерстве культов о разделении мон-рей. В окт. того же года прошение было удовлетворено, Молдавская митрополия получила указание составить 2 отдельных бюджета: для Нямецкого мон-ря со скитами Вовидения (Введения во храм Пресв. Богородицы) и Покрова Пресв. Богородицы и для С. со скитами Сихэстрия и Сихла. Позже в присутствии настоятелей обоих мон-рей произошло межевание земель. Согласно бюджетам, братии в С. было 44 чел.; к кон. года насельников было 47.

С мая по нояб. 1921 г. в С. были интернированы 104 врангелевских офицера, среди них - ген. А. В. Сошинский, помощник ген. А. А. Брусилова. По прошению митр. Молдавского Пимена (Джорджеску) кор. Мария направила сюда необходимую помощь (одежду, продукты и др.). В 1933 г. в С. была установлена мемориальная плита, в к-рой перечислены наиболее важные вехи истории мон-ря, в т. ч. выступление гетеристов и поселение врангелевских офицеров (текст см.: Dionisie (Udiş 2005. P. 78-79). В 1935-1950 гг. С. был вновь подчинен Нямецкому мон-рю.

До 1977 г. по инициативе митр. Молдавского Иустина (Мойсеску; патриарх Румынский в 1977-1986) Дирекция исторических памятников Румынии провела в С. обширные реставрационные работы. В 1977-1984 гг. работы проводились по инициативе митр. Молдавского Феоктиста (Арэпашу; патриарх Румынский в 1986-2007). После 1989 г. в С. были построены 2 архондарика на 250 мест и хозяйственные постройки. В 2000-2002 гг. проведены реставрационные работы росписи и иконостаса в ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. В 2002 г. роспись церкви заново освятили, в торжествах участвовали митр. Молдовы и Буковины Даниил (Чоботя; ныне Патриарх Румынский), митр. Сассимский Геннадий (Лимурис; К-польский Патриархат), еп. Тартусский Василий (Мансур; Антиохийская Церковь). С 2008 г. С. издает ж. Cuvânt duhovnicesc (Духовное слово). С 2014 г. в С. проводятся ежегодные научные симпозиумы «Роль монастыря Секу в религиозной жизни Молдовы», доклады публикуются в ж. Buletin informativ (издано 6 выпусков). Исследуя угрозу, представляемую подземными водами кафоликону и монастырским стенам, ясские археологи К. Асэвоайе и К. Ницэ составили проект новых реставрационных работ, к-рый начал осуществляться 6 мая 2020 г.

В наст. время (мая 2021) в С. подвизаются архимандрит (настоятель), 2 протосинкелла, 2 иеромонаха, схимонах, 14 монахов, 5 иеродиаконов, 7 рясофоров и 6 послушников; С. принадлежат 4 скита: Нифонта (ок. 1690 г.), Цибукани (нач. 70-х гг. XVIII в.), Бэйчени (1992) и Тэчуне (1998).

Настоятели:

Зосима (?), иеросхим. Досифей (1582/1584 - † 21 авг. 1606), иеросхим. Андрей (1606-1620), иером. Никифор (1620-1625), иером. Феофан (1625-1626), архим. свт. Варлаам (Моцок; 1626-1629; впосл. митрополит Молдавский), иером. Георгий (1629-1633; впосл. епископ Хушский), иером. Никифор (1633-1639), иером. Гедеон (1639-1645; впосл. епископ Хушский), иером. Феодорит (1645-1651), иером. Феодосий (1651-1656), иером. Паисий (1656-1660), иером. Георгий (1660-1661, 1663-1665), иером. Паисий (Парфений) (1661-1663), иером. Гедеон (1665-1666), иером. Иоанн (1666-1667; впосл. епископ Хушский), иером. Иоанн из Нямецкой крепости (1667-1672), иером. Палладий (1672-1675), иером. Ифрим (1675-1677), иером. Иоанн (1677-1682), иером. Ефрем (1682-1686), иером. Мисаил (1686-1687; впосл. епископ Рэдэуцкий, Романский, митрополит Молдавский), иером. Иорест (1687-1714; впосл. епископ Хушский), иером. Никанор (1714-1739), иером. Никодим (1739-1747), иером. Афанасий (1747-1750), иером. Евфимий (Кэнэнэу; 1750-1751, 1764-1765, 1766-1773), иером. Никодим (Никифор) (1751-1752), иером. Каллистрат (Эне; 1752-1753), иером. Парфений (1754-1757), иером. Нифонт (1757-1764, 1765-1766), иером. Варлаам (1773-1774), иером. Геннадий (1774-1775), прп. Паисий (Величковский; 14 окт. 1775 - 14 авг. 1779); период зависимости от Нямецкого монастыря (1779-1910): иером. Иларион (1779-1794), иером. Иоанникий (1794-1802), иером. Иоанн (1802-1808), иером. Георгий (1808-1813), иером. Мардарий (1813-1818), иером. Венедикт (Арделяну; 1818-1821, 1822-1833, 1836-1838), иером. Василий (1821-1822), иером. Димитрий (Брадеш; 1833-1834, 1835-1836, 1838-1842), иером. Самуил (1834-1835), иером. Кириак (1842-1845), иером. Феодосий (1845-1854), иером. Иоасаф (Апостолу; 1854-1855), иером. Августин (Брагэ; 1855-1856), иером. Дорофей (1857-1859, 1860-1867), иером. Исихий (1859-1860), иером. Гавриил (1867-1870/1871), иером. Неофит (Элиаде; 1870/1871-1877), иером. Гавриил (Маноле; 1877-1885, 1890-1894), иером. Феофан (1885-1886), иером. Иринарх (Балан; и. о. в 1886-1887), иером. Анания (Пэтрашку; 1887-1890), иером. Феодосий (Макрим; 1894-1896), иером. Авксентий (Морошану; 1899-1901), иером. Каллистрат (Саву; 1901-1909, архимандрит в 1912-1915), иером. Каллистрат (Дима; 1909-1910), архим. Парфений (Антохи; 1910-1912), архим. Иларион (Бэлэицэ; 1915-1925), архим. Сильвестр (Гарою; 1925-1926, 1928), иеросхим. протосинкелл Викентий (Мэлэу; 1926, 1927-1928, и. о. в 1934), иером. Евфимий (Тэнасе; 1926-1927), архим. Евгений (Унгуряну; 1928-1931), архим. Мелетий (Никуцэ; 1931-1933), иером. Анфим (Гэинэ; и о. в 1934-1935), иером. Вассиан (Скрипкэ; 1935-1950), протосинкелл Гедеон (Кошофрец; 1950-1956), архим. Дионисий (Удиштяну; 1956-1959), протосинкелл Виссарион (Ифрим; 1959), протосинкелл Евфимий (Теодореску; и. о. в 1959), иером. Логин (Поп; 1959-1962), иером. Григентий (Дамьян; 1962-1963), архим. Геронтий (Штефан; 1963-1982), архим. Ириней (Илие; 1983-1986), протосинкелл Макарий (Чолан; 1986-1990), архим. Елевферий (Тэркуцэ; 1990-1991), протосинкелл Викентий (Амарией; с 1991; с 1998 - архимандрит).

Школа и библиотека

Источники не сохранили подробных сведений о школе С. Известно, что в ней получили образование (или начали его) просветители XVII-XVIII вв. Молдавские митрополиты свт. Варлаам (Моцок), Гедеон, Савва и свт. Досифей (Барилэ; 1671-1674, 1675-1686), епископы Романские Митрофан (1608-1612, 1634-1639), Иоанн (1674-1685) и Гедеон (1734-1735), епископ Хушский Иорест (1713-1727), епископ Хотинский Амфилохий и др.

В б-ке С., расположенной на 2-м уровне входной башни-колокольни, хранятся 190 церковнославянских рукописей и старопечатных книг 1642-1683 гг., 252 румын. старопечатные книги (наиболее ранняя - 1643 г.), 25 греч. книг (наиболее ранняя - 1751 г.). Бóльшая часть б-ки - румынские печатные издания после 1861 г. Также здесь находится экземпляр 1-й печатной книги на румын. языке - «Учительное Евангелие, или Казания» свт. Варлаама (Моцока) 1643 г.

Святыни

В сочинении архим. Андроника (Поповича) сохранились сведения о приобретении С. наиболее драгоценной реликвии мон-ря - правой ступни св. Иоанна Предтечи, которую при патриархе К-польском Иеремии II (Траносе; 1572-1579, 1580-1584, 1587-1595) обнаружил в руинах «царского дворца» Николаос Симота и в мае 1606 г. привез в Молдавское княжество. Нестор Уреке купил реликвию «за большую сумму в золоте и серебре» и вложил ее в С. На рубеже XVII и XVIII вв., когда участились грабительские набеги, святыни С., в т. ч. стопа св. Иоанна Предтечи, были переданы на хранение в Яссы, в Молдавскую митрополию. Митр. Молдавский Антоний (Черновский; 1730-1739), в ходе русско-тур. войны 1735-1739 гг. покидая Молдавское княжество вместе с войсками генерал-фельдмаршала Х. А. Миниха, увез с собой и мощи св. Иоанна Предтечи. Ок. 1751-1752 г. настоятель С. игум. Никифор отправился в Аккерман (Четатя-Албэ, ныне Белгород-Днестровский, Украина), где после смерти митр. Антония находилась святыня, выкупил мощи и вернул их в С. При настоятеле С. игум. Нифонте для стопы св. Иоанна Предтечи 8 июля 1761 г. был изготовлен серебряный с позолотой ковчег, реликвия также была окована серебром. Вскоре святыни С. вновь отдали на временное хранение в митрополию, откуда господарь Иоанн Маврокордат (1743-1747) изъял их (упом. вклад Нестора Уреке - шитый жемчугом воздух, стопа св. Иоанна Предтечи, стопа вмч. Феодора Тирона, чудотворная икона Божией Матери и др.) для домовой церкви господарского дворца в Яссах. Обращение настоятелей С. Нифонта и Евфимия о возвращении святынь в С. увенчались частичным успехом: были возвращены все святыни, кроме мощей вмч. Феодора Тирона; однако в ковчеге вместо мощей св. Иоанна Предтечи оказался окрашенный под кость кусок дерева. В 1858 г., во время паломничества на Св. Гору, архим. Андроник (Попович) обнаружил стопу св. Иоанна Предтечи в афонском Предтеченском скиту Продром (см. в ст. Великая Лавра). Ему рассказали, что реликвия находилась в семье Маврокордатов и некая госпожа из этого рода, видя «религиозное равнодушие молодого поколения», передала ее Предтеченскому скиту (Dionisie (Udişteanu). 2005. P. 180-185; Andronic (Popovici). 2019. Vol. 2. P. 138-139).

Одна из главных сохранившихся святынь С.- Кипрская икона Божией Матери, которую датируют 1541-1546 гг. Образ представляет достойный образец поствизант. иконописи. Икону приобрел на о-ве Кипр господарь Василе Лупу и в 1647 г. подарил мон-рю свт. Николая в Нямецкой крепости. После закрытия мон-ря в 1718 г. икона была перенесена в принадлежавший С. скит Нифонта, в 1758-1763 гг.- в кладбищенскую церковь С. В 1876 г. архим. Димитрий (Брадеш) сделал для иконы специальную подставку и перенес ее в кафоликон. В 1879 г. икона была одета в серебряный оклад, изготовленный по заказу боярина Николае Албу и его супруги Марии из Пьятра-Нямца.

В музее С. хранится вышитая плащаница (2,36×1,93 м), к-рая, согласно вкладной записи на церковнослав. языке, была подарена С. супругами Нестором и Митрофаной Уреке в 1608 г. Вторая вкладная запись на греч. языке уточняет, что плащаницу вышила мон. Филофея из К-поля «стараниями и с помощью Кирицы Иоанникис». На плащанице изображены Христос, Пресв. Богородица, ап. Иоанн Богослов, прав. Иосиф Аримафейский, прав. Никодим, 2 жены-мироносицы и множество ангелов. Также в музее С. находятся произведения лицевого шитья: палица (42×32 см; 1602) с изображением Христа в окружении апостолов; набедренник (1638) с изображением сцены «Воскресение Христово», расшитый по периметру золотыми и серебряными нитями и жемчугом; завеса (XVII в.), расшитая визант. орнаментом золотыми и серебряными нитями (атрибутируется как вклад Нестора Уреке); напрестольная пелена (1664), вклад великого гетмана Гавриила (брат господаря Василе Лупу); фелонь (XVIII в.), считающаяся принадлежавшей прп. Паисию (Величковскому), и др. Неск. предметов церковного шитья из С. хранятся в Национальном музее искусств в Бухаресте: в частности, 2 палицы (кон. XVI в.), ряса и 3 омофора свт. Варлаама (Моцока).

В собрании С. выделяются напрестольный крест в серебряном окладе (1592) со сценами «Распятие Господне» и «Воскресение Христово», к-рый считается происходящим из скита Зосимы, и деревянный резной напрестольный крест (1607) со сценой «Распятие Господне» и двунадесятыми праздниками (вклад Нестора и Митрофаны Уреке). Также в музее С. хранятся ок. 20 предметов утвари из серебра: панагия (10,8 см; 1602), украшенная по окружности филигранью панагия (16,5 см; 1620), позолоченная лампада (1602), выполненное в готическом стиле позолоченное кадило (1602), оклад для Евангелия (1609), дискос, 2 подсвечника и 7 потиров (все XVII в.), а также предметы XVIII-XIX вв.

Архитектурный ансамбль

С. состоит из кафоликона Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, ц. Успения Пресв. Богородицы, ц. свт. Николая и мн. помещений, надстроенных или пристроенных к мощным стенам, опоясывающим монастырский двор и образующим прямоугольник (95×75 м). По внешнему периметру стены представляют единство и простоту линий, ритмизованную угловыми и входной башнями; изнутри оставляют более хаотичное впечатление из-за многочисленных балконов и галерей. Более древней является юж. стена, в к-рой с внутренней стороны с запада на восток расположены экспозиционный зал музея, трапезная, кухня и корпус келий митр. Гедеона, к-рые доходят до Успенской ц. и юго-вост. башни. Под центральной частью этих строений находятся погреба с коробовыми сводами. Остальные строения сооружены или полностью переделаны в период 1821-1850 гг. Входная башня (самая высокая) расположена на зап. стене, на ее 2-м уровне (с коробовым сводом) находится б-ка, на 3-м (со сводчатым перекрытием) - колокольня. Второй по высоте является северо-зап. т. н. башня Митрофаны. В ней 4 уровня, на 2-м и 3-м располагаются гостевые комнаты. Здесь, по-видимому, находились покои ктиторов, используемые во время их визитов в мон-рь. Похожую структуру и строительную технику имеет сев.-вост. башня, однако ее верхние уровни были снесены при постройке ц. свт. Николая. Схожая ситуация и с юго-вост. башней, вместо верхних уровней к-рой возвышается ц. Успения Пресв. Богородицы. Юго-зап. башня единственная выполняет исключительно защитные функции: без окон, с небольшими круглыми амбразурами для стрелкового оружия на верхнем уровне и узкими бойницами на нижнем. Среди строений сев. стены выделяется сводчатый зал, завершенный митр. Вениамином (Костаки) в 1824 г. и примыкающий в вост. части к ц. свт. Николая. Во всю длину восточной стены расположены келейные корпуса, сооруженные буд. митр. Софронием (Миклеску) в 1826-1836 гг. К северу от входа на зап. стене располагается 2-этажное строение гостевого дома с отдельной трапезной. За зап. стеной С. находится 2-этажный архондарик.

Гостеприимство Авраама. Роспись люнета аркосолия Нестора Уреке. После 1602 г. Фото: Э. Драгнев
Гостеприимство Авраама. Роспись люнета аркосолия Нестора Уреке. После 1602 г. Фото: Э. Драгнев

Гостеприимство Авраама. Роспись люнета аркосолия Нестора Уреке. После 1602 г. Фото: Э. Драгнев
В целом архитектура кафоликона Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (1602) представляет смешение валашских и молдавских традиций зодчества. Церковь 3-конховая в плане, с расположенными по принципу анфилады алтарной апсидой, нефом с боковыми апсидами, усыпальницей, нартексом и притвором; имеет 2 главы - над нефом и нартексом (2-я глава появилась в молдав. архитектуре в результате валашского влияния в церкви мон-ря Галата в 1583 г.). Система перекрытия нефа и нартекса сводами - обычная для валашской, византийской и балканской архитектуры, с использованием 4 арок и парусов, на к-рые опирается довольно массивный барабан главы, увенчанный куполом. Система молдав. свода, с дополнительными косыми арками, использована в усыпальнице; поверх нее возведен только купол, без главы. Притвор покрыт поперечным коробовым сводом с подпружной аркой посередине. Внешне главы также сочетают валашские и молдавские элементы. Они вместо звездчатых молдавских возвышаются на 2 основах - квадратной и 8-угольной (на каждой стороне последней по 3 ниши с углубленными в толщу стены архивольтами, как в церкви 1572 г. в Буковэце (Крайова)). Барабаны глав 8-угольные, на каждой стороне по 2 ниши, соединенные арочными завершениями (с заглубленными архивольтами), ниспадающие посередине на небольшую консоль с оконными проемами по сторонам или на пилястры на безоконных сторонах; поверх них, согласно традициям молдав. зодчества, расположен ряд ниш-оконец, и, согласно валашским,- зубчатые карнизы. Все окна прямоугольные и, по-видимому, так же, как и порталы, были расширены в более позднее время. Фасады церкви разделены на 2 уровня следующим по всему периметру поясом из 2 рядов зубчато расположенных кирпичей, каждый из к-рых декорирован рядом ниш с арочным завершением, что также является результатом валашского влияния. Отсутствуют привычные для молдав. зодчества контрфорсы. В целом строение оставляет впечатление нек-рой тяжеловесности - гл. обр. из-за небольшой высоты стен церкви (9,5 м) по отношению к ее длине (30 м), что также контрастирует с традициями молдав. зодчества предшествующего периода с явными вертикальными акцентами. В XIX в. к алтарной апсиде были пристроены прямоугольные жертвенник и ризница, а с зап. фасада - дополнительный небольшой открытый притвор в виде портика (1847), удаленные (кроме жертвенника) во время реставрационных работ 1966 г.

Сохранилось несколько фрагментов первоначальных росписей кафоликона, выполненных после 1602 г. На юж. фасаде церкви, в люнете над ктиторской надписью, расположенной над прежним (ныне заделанным) входом в нартекс, находится обширная композиция «Царский Деисус», к-рая в 3 местах распространяется за пределы люнета. Очевидно, это не живописное оформление архитектурного элемента, а фрагмент более обширной внешней росписи - возможно, целиком покрывавшей фасады церкви. На престоле изображен Христос Царь Царей и Великий Архиерей в изводе, отражающем определенную эволюцию данного иконографического типа, при к-рой царские одеяния и венец заменяются архиерейскими облачениями и митрой. Тем не менее в данном изображении сохранился отголосок царской одежды: омофор продет сзади, затем с правой стороны выходит спереди и перекинут через левую руку на манер ношения царского лора. Подобный тип изображения встречается на иконе (ок. 1500 г.) из ц. мч. Христодула Иоанна Богослова апостола монастыря на Патмосе. Справа и слева Христу предстоят Пресв. Богородица в царском облачении и венце и св. Иоанн Предтеча; за каждой фигурой изображен серафим. Ниже, по обе стороны ктиторской надписи, представлены пророки Аарон и Захария; сверху, над люнетом, видно изображение прав. царя Соломона (фигура прор. Давида с противоположной стороны не сохр.). Все сопроводительные надписи - на церковнослав. языке. На свитках Пресв. Богородицы и св. Иоанна Предтечи помещены молитвы, составленные из неск. источников (вечерняя молитва свт. Антиоха, Пс 87. 3 и др.). На свитке прор. Захарии помещены стихи Зах 1. 16 и 14. 20; на свитке прор. Аарона - отрывок чрезвычайно редко цитируемой на свитках пророков ветхозаветной книги - Левит (10. 9); на свитке царя прор. Соломона - часто встречаемая цитата из Притч (9. 1) (Dragnev. 2020. P. 66-67).

Внутри церкви росписи, близкие к дате основания храма, сохранились только в надгробных аркосолиях ктиторов и с частично с поздними поновлениями. На архивольте аркосолия Нестора Уреке помещена композиция «Сошествие Св. Духа», на интрадосе арки - 6 медальонов с поясными изображениями святителей: Спиридона Тримифунтского (без скуфьи из прутьев), не идентифицированного святителя, Иоанна Златоуста в митре, Василия Великого, Григория Богослова и папы Римского Сильвестра I; в люнете расположена сцена «Гостеприимство Авраамово» со служащими Авраамом и Саррой. На архивольте аркосолия супруги Нестора Уреке, Митрофаны, расположена композиция «Преполовение Господне» (с 12-летним Христом), на интрадосе арки - фигуры св. воинов в медальонах: Нестора (?), Иоанна Нового, вмч. Георгия Победоносца, вмч. Димитрия Солунского, вмч. Феодора Тирона (?) и вмч. Феодора Стратилата (?); в люнете представлена композиция «Лоно Авраамово» с 3 восседающими на скамье ветхозаветными патриархами и 2 группами душ праведников между ними. Стилистически данные росписи довольно близки к фрескам кон. XVI - нач. XVII в. из мон-рей Сучевица и Драгомирна, ряду икон времени правления господаря Иеремии Мовилэ и миниатюрам рукописей, созданных в кругу митр. Молдавского Анастасия (Кримки; 1608-1617, 1619-1629), что позволяет предположить их создание мастерами иконного цеха столицы Молдавского княжества Сучавы.

Нынешние росписи кафоликона были осуществлены в 1849-1850 гг. на средства иером. Каллистрата художниками К. Лифсикаром и Т. Ионеску. Резной барочный иконостас 1834 г. - работы Василе Горгоса из Ботошани.

Церковь (парекклисион) Успения Богородицы

расположена на 2-м уровне юго-вост. башни (над складским помещением 1-го уровня), построена в 1640 г. настоятелем мон-ря иером. Гедеоном. В 1835 г. была полностью перестроена еп. Хушским Софронием (Миклеску). Неф покрыт куполом, возведенным на 4 арках, опирающихся на консоли с парусами. Церковь освещается 4 окнами (2 в алтарной апсиде, по одному в нефе и нартексе). Над церковью возвышается небольшая глава, не сообщающаяся с интерьером. В 1718 г., после закрытия господарем Михаем Раковицэ (1703-1705, 1707-1709, 1715-1726) мон-ря свт. Николая в Нямецкой крепости, сюда были перенесены монастырские иконостас и утварь (а также, по-видимому, рельефный каменный герб с надписью 1646 г. господаря Василе Лупу, вмонтированный на юж. фасаде). Резной барочный иконостас с позолотой был изготовлен в 1835 г. насельником С. мон. Иулианом. Богослужения в церкви проводятся в зимнее время (обычно с начала Успенского поста) и во время генеральных уборок в кафоликоне.

Церковь (парекклисион) свт. Николая

возвышается над игуменским домом с коробовым сводом (притвор, нартекс и неф) и над 2 уровнями сев.-восточной башни (алтарная апсида и ризница), построена в 1823-1824 гг. вместо сгоревшей в 1821 г. деревянной церкви стараниями настоятеля Венедикта (Арделяну) при материальной поддержке митр. Вениамина (Костаки). Церковь имеет форму вытянутого прямоугольника с полукруглой апсидой, разделена на алтарь с ризницей, неф, нартекс и притвор. Над нефом возвышается глава, опирающаяся на систему косых арок молдав. традиц. свода, в то время как пластика фасадов следует декоративным принципам неоклассицизма. Иконостас, так же как и в Успенской ц.,- работы мон. Иулиана. Используется для служб в зимнее время.

Кладбищенская церковь Рождества св. Иоанна Предтечи

построена в 1832 г. на месте сгоревшего в 1821 г. старого скита Зосимы на средства митр. Вениамина (Костаки) и представляет собой изящное строение с открытым притвором. Церковь сочетает черты молдавской архитектуры (3-конховый план, система молдавского свода при возведении главы над нефом) и декор фасадов в неоклассическом стиле. Сюда перенесен старый иконостас кафоликона, созданный в 1740 г., при настоятеле Нифонте (Удре Тротушану). Перед входом в церковь находится кладбище, где похоронены многие монахи и подвижники, среди к-рых - настоятель скита Сихэстрия известный старец архим. Клеопа (Илие; † 1998).

Могила старца архим. Клеопы (Илие) на кладбище мон-ря. Фото: Э. Драгнев
Могила старца архим. Клеопы (Илие) на кладбище мон-ря. Фото: Э. Драгнев

Могила старца архим. Клеопы (Илие) на кладбище мон-ря. Фото: Э. Драгнев

Скиты

В разное время в зависимости от С. находились неск. скитов. Скит Сихэстрия расположен в 3 км от С., в долине р. Секу, основан в 1640 г. 7 схимниками из Нямецкого мон-ря. В 1645 г. еп. Хушский Гедеон построил деревянную ц. Рождества Пресв. Богородицы; в 1734 г. другой еп. Хушский Гедеон заново отстроил церковь и перевел скит в подчинение С. В 1821 г. скит был сожжен, ценности спрятаны монахами в лесу и впоследствии утеряны. Совр. каменная церковь построена в 1824-1825 гг. попечением настоятеля Нямецкого мон-ря и С. игум. Дометиана и митр. Вениамина (Костаки) при материальной поддержке боярина Н. Чернески. В 1941 г. скит вновь пережил пожар. В 1950 г. получил статус мон-ря. В мае 2021 г. в нем подвизались 89 насельников, настоятель - архим. Арсений (Попа).

Скит Сихла расположен в 3 км от Сихэстрии на высоте 1 км, рядом с пещерой, в которой в кон. XVII в. подвизалась прп. Феодора из Сихлы. Скит основан в XVIII в. боярами рода Кантакузинов. Совр. деревянная ц. Рождества св. Иоанна Предтечи построена в 1813 г. настоятелем Нямецкого мон-ря и С. архим. Венедиктом, расписана в 1973 г. худож. В. Паску из Фокшани. Также архим. Венедиктом построены кельи в зап. части скита. Там же расположена небольшая ц. Преображения Господня, выстроенная из одного елового дерева в 1763 г. боярином (агой) Ионицэ Пашкану-Кантакузино. В нояб. 2011 г. скит получил статус мон-ря; настоятель - протосинкелл Пахомий (Катанэ).

Фрагменты апсиды ц. Успения Пресв. Богородицы старого скита Нифонта. Фото: Э. Драгнев
Фрагменты апсиды ц. Успения Пресв. Богородицы старого скита Нифонта. Фото: Э. Драгнев

Фрагменты апсиды ц. Успения Пресв. Богородицы старого скита Нифонта. Фото: Э. Драгнев
Скит Нифонта в честь Благовещения Пресв. Богородицы находится в 2 км от С. Согласно местной традиции, не подтвержденной документальными данными, был основан ок. 1690 г. иеросхим. Нифонтом из С. и разрушен турками в 1821 г.; в 1824 г. в 300 м от старого места иером. Нифонт (Ионеску) возродил скит; насельники покинули его в 1859 г., поскольку возобновление здесь монашеской жизни не получило благословения Молдавских митрополитов; иером. Нифонт перебрался на Афон, где заново основал Предтеченский скит. Документально скит впервые упомянут в 1815 г. (вкладная запись на книге - Văcaru. 2011. P. 263), что дает основания сделать предположение об основании скита настоятелем С. Нифонтом между 1757 и 1766 гг., имевшим материальные возможности для строительства церквей (по всей видимости, деревянных) - Благовещенской и мч. Модеста. Возможно, скит предназначался как место для уединения; однако, вступив в конфликт с прп. Паисием (Величковским) как представитель исконной группы насельников С., Нифонт удалился не сюда, а в Покровский скит Нямецкого мон-ря, а впосл. обосновался в мон-ре Рышка. После 1815 г. скит долгое время не упоминался - остается неизвестным, действительно ли он сгорел в 1821 г., т. к. ни в одном известном источнике о войне гетеристов с турками не упоминается об этом (Zosim. 1877). Сведения о возобновлении скита иером. Нифонтом (Ионеску) противоречат имеющимся сведениям: иером. Нифонт (Ионеску) происходил не из С., а из скита Хораица; имя Нифонт он получил после принятия великой схимы на Афоне (1840), а во время пребывания в Молдавском княжестве носил имя Нафанаил. Скит Нифонта отсутствует в документах этого времени, касающихся непосредственно Нямецкого мон-ря и С. и их скитов. Первое упоминание после 1815 г. встречается в грамоте от 4 мая 1843 г. об уложении для Нямецкого мон-ря и С. (Văcaru. 2011. P. 265). Это дает основание считать, что скит был восстановлен между 1839 и 1843 гг., ближе к последней дате, т. к. именно 1843 г. помечены записи в неск. книгах, принадлежавших скиту. После 1849 г. скит Нифонта вновь не упоминается. Монашеская жизнь возобновлена в 1991 г., построена ц. Благовещения Пресв. Богородицы (сгорела в 1999). Каменная церковь с двойным посвящением (Благовещения и Св. Троицы) построена в 2005-2011 гг. и 18 сент. 2011 г. освящена митр. Молдовы и Буковины Феофаном (Саву). В мае 2021 г. в скиту подвизались настоятель - протосинкелл Вениамин, монах и послушник. По мнению исследователей, руины в 300 м от скита не имеют отношения к старому скиту Нифонта. С 2011 г. археологи Асэвоайе и Ницэ ведут на этом месте раскопки (Asăvoie, Stratulat, Niţă et al. 2018). Развалины церкви на некоторых участках возвышаются до 3 м: это 3-конховый в плане храм с полукруглой алтарной апсидой, с прямоугольными нишами пастофориев, удлиненным нефом и нартексом (длина 20,55 м, ширина 5,35 м в нефе и 6,7 м в нартексе). Поблизости от храма обнаружены остатки др. построек (келий, колодца, печей для изготовления кирпича и др.). Учитывая нек-рые особенности архитектуры (широкие пяты триумфальной арки и др.), археологи датируют период действия церкви и обители XV-XVIII вв. (Ibid. P. 139). Эти постройки представляют особенный интерес, отражая ранний этап развития молдав. архитектуры - возможно, с 1-й пол. XV в.

Церковь в честь Благовещения Пресв. Богородицы и во имя Св. Троицы нового скита Нифонта. 2005–2011 гг. Фото: Э. Драгнев
Церковь в честь Благовещения Пресв. Богородицы и во имя Св. Троицы нового скита Нифонта. 2005–2011 гг. Фото: Э. Драгнев

Церковь в честь Благовещения Пресв. Богородицы и во имя Св. Троицы нового скита Нифонта. 2005–2011 гг. Фото: Э. Драгнев
Скит Липова в честь Успения Пресв. Богородицы (с. Валя-Ходжей, коммуна Липова, жудец Бакэу, в 134 км от С.) стал зависимым от С. 10 июня 1764 г. по воле ктитора Деспины Сетрарясы. Последний раз скит упоминается в документе от 2 июля 1781 г. Возобновлен как женский монастырь в 1995 г., освящен во имя апостолов Петра и Павла. Скит Брэтешти (г. Роман) в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи основан до 1654 г. (в этом году его основатель принял в нем постриг) внуком Нестора Уреке - Нестором Батиште-Вевели, который подчинил скит С. Один из настоятелей скита был иконописцем и учился в иконописной школе настоятеля С. игум. Нифонта (Удри Тротушану). В 1859 г. скит закрыт, церковь стала приходской. Скит Цибукани во имя равноап. Марии Магдалины расположен в 30 км от г. Тыргу-Нямц близ с. Цибукани (жудец Нямц, в 92 км от С.) и основан группой монахов (ок. 20 чел.) из числа учеников прп. Паисия (Величковского). Деревянная на каменном фундаменте ц. равноап. Марии Магдалины построена в 1774 г. спафарием Иордаки Кантакузино. В 1859 г. боярин Ионицэ Ботез построил из камня и кирпича башню-колокольню и отреставрировал церковь. В 1935 г. рядом с башней была построена каменная ц. Введения во храм Пресв. Богородицы. В 2007 г. были завершены реставрационные работы в ней, с 1 авг. 2011 г., с избранием настоятелем скита иером. Хризостома (Филипеску), начались работы по ремонту келейного корпуса, кухни и трапезной. В мае 2021 г. в скиту подвизались настоятель - протосинкелл Арсений, иеромонах и иеродиакон.

Два новых скита С.- Бэйчени в честь Покрова Пресв. Богородицы (1992; с. Бэйчени, коммуна Кукутени, жудец Яссы) и Тэчуне во имя прор. Илии (1998; коммуна Вынэтор (Вынэтори-Нямц), жудец Нямц, в 6 км от С.) - были основаны по инициативе настоятеля С. архим. Викентия (Амарией). В 2011 г. в Бэйчени была освящена новая ц. во имя мучеников Мины, Викторы и Викентия. В мае 2021 г. в Бэйчени подвизались настоятель протосинкелл Дамаскин, иеромонах, иеродиакон и монах; в Тэчуне - настоятель протосинкелл Иоанникий и монах.

Арх.: Dionisie (Udişteanu), arhim. Mănăstirea Secu: Călăuza de cunoaştere istorică. 1965 // Arhivele Naţionale ale României. Bacău. Ms. 63.
Ист.: Zosim, mon. Povestire pentru răzmeriţele ce s-au întâmplat la anul 1821 între turci şi între greci în Moldova şi Ţara Românească, scrisă de monahul Zosima, cântăreţul din mănăstirea Neamţu, pentru folosit celor ce vor citi şi acelor după urma noastră // Buciumul Român. Iaşi, 1877. An. 2. P. 504-507; Dionisie (Udişteanu), arhim. Mănăstirea Secu: Mărturii documentare culese de la «Arhivele Statului». Bucur., 1941; Documente privind istoria României. A. Moldova. Veacul. XVI. Bucur., 1951. Vol. 3: 1571-1590; 1952. Vol. 4: 1591-1600; Veacul. XVII. 1952. Vol. 1: 1601-1605; 1953. Vol. 2: 1606-1610; 1954. Vol. 3: 1611-1615; 1956. Vol. 4: 1616-1620; 1957. Vol. 5: 1621-1625; Clit C. Schitul Lipova din judeţul Bacău // Acta Moldaviai Meridionalis. Vaslui, 2009. An. 30. Vol. 1. P. 265-348; idem. Documente privind istoria mănăstirilor Secu şi Neamţ // Buletin informativ al Simpozionului Naţional «Rolul mănăstirii Secu în viaţa religioasă a Ţării Moldovei». Piatra Neamţ, 2014. Vol. 1. P. 10-20; 2016. Vol. 2. P. 7-86 (Idem // Prutul. N. S. Huşi, 2014. An. 4(13). N 2(54). P. 39-58; 2015. An. 5(14). N 1(55). P. 87-105; N 2(56). P. 135-151; 2016. An 6(15). N 1(57). P. 155-174; 2017. An. 7(16). N 1(59). P. 141-194; N 2(60). P. 127-156; 2018. An. 8(17). N 1(61). P. 131-140); idem. Catagrafiile mănăstirii Secu din 1856 // Ibid. 2017. Vol. 3. P. 261-272; idem. Însemnări de pe cartea veche din biblioteca mănăstirii Secu // Ibid. P. 91-174; idem. Însemnări de pe cărţi vechi privitoare la schitul Nifon din Munţii Neamţului // Ibid. P. 175-180; idem. Pomelnicul mănăstirii Secu din 1845 // Ibid. P. 199-250; idem. Un opis al documentelor mănăstirii Secu din prima jumătate a secolului al XIX-lea // Ibid. P. 251-260; idem. O catagrafie a mănăstirii Secu din 1840 // Ibid. 2019. Vol. 5. P. 145-158; idem. O catagrafie a vieţuitorilor din mănăstirile Neamţ şi Secu de la 1848 // Ibid. P. 159-182; Andronic (Popovici), arhim. Istoria sfintelor mănăstiri Neamţ şi Secu / Ed. I. Gumenâi. Chişinău, 2016. Vol. 1; 2019. Vol. 2; 2020. Vol. 3/4; Niţă C. Două pomenlnice ale mănăstirii Secu din secolul XIX // Buletin informativ al Simpozionului Naţional. 2017. Vol. 3. P. 181-198; idem. Obştea mănăstirii Secu şi a schiturilor Sihăstria şi Sihla în anul 1859 // Ibid. 2020. Vol. 6. P. 213-254; Bodale A. M. Câteva izvoare care cuprind informaţii despre călugării vieţuitori în schiturile Secu, Sihăstria şi Sihla, din judeţul Neamţ, la 1841 // Ibid. 2020. Vol. 6. P. 201-212; idem. Sama de veniturile şi cheltuielile mănăstirii Neamţ şi Secu, precum a schiturilor şi metoacelor din subordinea sa, pe anul 1840 // Ibid. P. 169-200.
Лит.: Bianu I. Note dintr-o excursie în Moldova // Columna lui Traian. Bucur., 1882. An. 3. P. 107-115; Melchisedec (Ştefănescu), ep. Notiţe istorice şi archeologice adunate de la 48 mănăstiri şi Biserici antice din Moldova. Bucur., 1885; Urechiă V. A. Biserica din cetatea Neamţu şi documente relative la Vasile Lupu şi Doamna Ruxandra // Analele Acad. Române. Ser. 2: Memoriile secţiunii istorice. Bucur., 1890. Vol. 11: 1888-1889. P. 113-160; Яцимирский А. И. Славянские и рус. рукописи румын. б-к. СПб., 1905. (СбОРЯС; 79); Suţu R. Documente: Câteva inscripţiuni // Arhiva: Organul Societăţii ştiinţifice şi literare din Iaşi. 1907. An. 18. N 4. P. 181-182; Balş Gh. Bisericile şi mănăstirile moldoveneşti din veacul al XVI-lea. Bucur., 1928; idem. Bisericile şi mănăstirile moldoveneşti din veacurile al XVII-lea şi al XVIII-lea. Bucur., 1933. P. 21-24, 310-311, 327, 330, 333-334, 337, 383-388; Dionisie (Udişteanu), arhim. Graiul evlaviei străbune. Cernica, 1939-1941. 2 vol. Suceava, 20052; Gonţa A. I. Un aşezământ de cultură de la Alexandru Lăpuşneanu pe valea Secului înainte de ctitoria lui Nistor Ureche: Schitul Zosim // Mitropolia Moldovei şi Sucevei. Iaşi, 1962. An. 38. N 9/12. P. 694-712; idem. Studii de istorie medievală. Iaşi, 1998. P. 211-228; Balş Ş. Mănăstirea Secu. Bucur., 1966; Stoicescu N. Repertoriul bibliografic al localităţilor şi monumentelor medievale din Moldova. Bucur., 1974; Macarie (Ciolan), protosing. Mănăstirea Secu. Iaşi, 1987; Văcaru S. Un schit uitat din Munţii Neamţului: Schitul Nifon // Monumentul: Cercetare - Proiectare - Conservare - Restaurare. Iaşi, 2011. Vol. 12. Pt. 2. P. 255-269; Asăvoaie C., Stratulat L., Niţă C. et al. Raport de cercetare arheologică sistematică la vechiul schit Nifon al mănăstirii Secu: Campania 2017 // Buletin informativ al Simpozionului Naţional. 2018. Vol. 4. P. 139-143; Gicoveanu M. Despre două pietre domneşti care au existat la mănăstirea Secu // Ibid. P. 17-20; idem. Pisania cu stemă de la mănăstirea Secu // Ibid. 2019. Vol. 5. P. 45-50; Clit C. Unele precizări privitoare la egumenii mănăstirii Secu între 1836 şi 1854 // Ibid. P. 81-108; Ioan M. Din viaţa călugărilor de la mănăstirea Secu în perioada 1758-1975 // Ibid. P. 77-80; Niţă C. Proprietăţile mănăstirii Secu din ţinutul Roman în perioada 1606-1859 // Ibid. P. 35-44; Dragnev E. «Deisis-ul împărătesc» de la mănăstirea Secu şi evoluţiile temei în pictura ecleziastică din Moldova // Ibid. 2020. Vol. 6. P. 63-70; Ţuscanu A. F. Vechi cărţi de cult din zestrea mănăstirii Secu aflate la biblioteca eparhială de la Roman // Ibid. P. 91-96.
Э. Драгнев
Ключевые слова:
Монастыри Румынской Православной Церкви Секу, мужской монастырь в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи Ясской архиепископии Молдовы и Буковины митрополии Румынской Православной Церкви (РумПЦ)
См.также:
АГАПИЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находится в сев.-вост. Румынии
АНИНОАСА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Арджешской епископии Румынской Православной Церкви
АНТИМ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ действ. в Бухарестсткой архиепископии Рум. Правосл. Церкви
АРНОТА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Румынской Православной Церкви, основан в 1634 г.