В местности, где расположен С., с древности селились отшельники, имена многих сохранила местная топонимика. Напр., владения С. в ранних документах обозначались ориентирами: келлия Прохора, келлия Вениамина, келлия Кириака, келлия Виссариона, келлия Стефана, келлия Спиридона, хижина Афанасия и Трохана, поляна Иосифа, пещера св. Феодоры и др. (Andronic (Popovici). 2019. Vol. 2. P. 29). Начало монашеского поселения в С. связано с именем Зосимы, личность к-рого исследователи идентифицируют по-разному. Согласно зафиксированной архим. Андроником (Поповичем) традиции и цитируемому им Синодику мон-ря, скит был основан иером. Зосимой ок. 1560 г., в правление господаря Молдавского княжества Александру III Лэпушняну (1552-1561, 1563-1568), на том месте, где ныне находится монастырская кладбищенская ц. Рождества св. Иоанна Предтечи (Ibidem). Церковный историк еп. Романский Мелхиседек (Стефанеску; 1823-1892) считал, что скит был основан Зосимой в сер. XV в. (Melchisedec (Ştefănescu). 1885. P. 12). Й. Биану первым из румын. историков обратил внимание на лапидарную ктиторскую надпись на юж. стене ц. Успения Пресв. Богородицы в С., в к-рой говорится о строительстве монастыря (не назван) в 1530 г. господарем Рарешем Петру IV (1527-1538, 1541-1546) и о возведении в 1550 г. вокруг него стен супругой господаря Еленой Бранкович и их сыновьями (Bianu. 1882. P. 112). Также Биану упомянул о надгробной плите господаря Штефана VI Рареша (1551-1552), установленной его сестрой Роксандрой (Руксандрой), супругой Александру III (Ibid. Р. 111-112). По мнению еп. Мелхиседека, более полно описавшего эти тексты, надгробная плита и плита с ктиторской надписью первоначально были установлены в Нямецкой крепости, в которой Петру IV устроил мон-рь свт. Николая, а после того как в 1665 г. господарь Еустратие Дабижа (1661-1665) подчинил этот мон-рь С., их перенесли в С. (Melchisedec (Ştefănescu). 1885. P. 26). О ктиторской надписи писали также А. И. Яцимирский, ссылавшийся на данные еп. Мелхиседека (Яцимирский. 1905. С. 856-857), и Р. Суцу, опиравшийся на информацию, предоставленную ему Н. Крецулеску (Suţu. 1907. P. 182). Авторы монографий об истории С., его настоятель архим. Дионисий (Удиштяну) и протосинкелл Макарий (Чолан), приняли необоснованное предположение об основании скита иером. Зосимой к сер. XV в.; они также ссылались на опубликованную Биану ктиторскую надпись и отнесли ее содержание к скиту Зосимы, считая, что она находилась над входом в старую церковь скита, расположенную на месте нынешней кладбищенской церкви С., а после того как церковь в 1821 г. сгорела, была перенесена на башню-колокольню у входа в С., где находилась до 1910 г., а впосл. была утрачена (Dionisie (Udişteanu). 1965. P. 4-5; Macarie (Ciolan). 1987. P. 25, 51-52, 69).
Тексты ктиторской надписи и надгробной плиты, к-рые рассматривали исследователи С., полностью совпадают с находящимися в мон-ре Пробота (Balş 1928. P. 328. Fig. 392 (надгробная плита в усыпальнице кафоликона); P. 194. Fig. 316 (ктиторская надпись 1550 г. над входом в мон-рь)), на что первым обратил внимание Н. Стоическу (Stoicescu. 1974. P. 589). В то же время на юж. стене ц. Успения Пресв. Богородицы в С. сохранилась ктиторская надпись, типологически схожая с надписью в Проботе (обрамляет герб Молдавского княжества), но свидетельствующая об обнесении крепостными стенами мон-ря свт. Николая в Нямецкой крепости в 1646 г. господарем Василе Лупу (1634-1653) (Balş Ş. 1966. P. 8. Fig. 2). Учитывая тот факт, что именно Василе Лупу, а не Петру IV Рареш основал монастырь свт. Николая в Нямецкой крепости, именно эту надпись перенесли из закрытого в 1718 г. мон-ря в С. вместе с иконостасом, иконами и литургической утварью, к-рые были помещены в ц. Успения Пресв. Богородицы в С. настоятелем С. игум. Никанором (Urechiă. 1890. P. 114-115). По мнению М. Джиковяну, ктиторская надпись Петру IV Рареша и его семьи - подделка (скорее всего XVIII в.), заказанная монахами С. для подтверждения древности монастыря (это имело значение в земельных спорах с соседями - монахами мон-ря Агапия), а совпадение с датой строительства Проботы (1530) и упоминание в качестве ее ктитора Петру IV Рареша привели к тому, что между 1915 и 1928 гг. надпись перенесли в Проботу. Также возможно и то, что Штефан VI Рареш, убитый в результате заговора, был похоронен сначала в Нямецкой крепости, а не в усыпальнице своего отца Петру IV Рареша, а затем, после закрытия мон-ря свт. Николая, его надгробие (с останками или без) перенесли сначала в С., а ок. 1904 г. в связи с многочисленными культурными инициативами по случаю 400-летия со дня преставления господаря св. Стефана III Великого (1457-1504) оно было перенесено в Проботу (Gicoveanu. 2018. P. 18-19). Относительно того, как ктиторская надпись Василе Лупу оказалась в Проботе, откуда исчезла между 1909 и 1928 гг., и когда она была перенесена в С., историки не нашли объяснений.
Историк А. Й. Гонца идентифицировал основателя С. не с иеромонахом, а с вистиерничелом (помощником великого вистиерника (казначея)) Зосимой. В источниках его имя появляется 23 июня 1589 г.: Зосима распродавал свое имение и закладывал имение своей сестры Тодосии. По мнению Гонцы, продажа была вызвана необходимостью обустройства скита (Gonţa. 1998. P. 218-220). Скит Зосимы впервые упоминается в грамоте (датируют 1582-1584), в к-рой говорится о том, что господарь Петру VI Шкьопул (Хромой) (1574-1578, 1582-1591) закрепил за скитом всю расчищенную им от лесов местность от устья р. Секу (где она впадает в р. Нямц) до ее истоков (Documente privind istoria României. Veacul. XVI. 1951. Vol. 3. P. 267). В документе также упоминается настоятель игум. Досифей с братией, указаны посвящение скита св. Иоанну Предтече и его подчинение еп. Романскому Агафону. Грамотой от 10 марта 1588 г. Петру VI Шкьопул пожаловал скиту доходы с господарской мельницы в с. Борчешти на р. Молдова (Ibid. Р. 380-381); 24 окт. 1589 г. мон. Праксия (Евпраксия) даровала скиту пасеку в том же селе в качестве взноса за ее поминовение в Синодике скита (Ibid. Р. 445). В грамоте господаря Арона Тирана (1591-1592, 1592-1595) от 19 июля 1594 г. подтверждаются владения скита и указано посвящение - в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (Ibid. Veacul. XVI. 1952. Vol. 4. Р. 113). Актом от 9 сент. 1597 г. настоятель Никанор (митрополит Молдавский в 1591-1594) и братия мон-ря Агапия просили господаря Иеремию Мовилэ (1595-1600, 1600-1606) подтвердить грамоту господаря Янку Сасула (1578-1582), согласно которой все имения скита Зосимы находились в пределах владений мон-ря Агапия. Монахи скита выразили сомнение в правомочности этого документа: по их мнению, эту грамоту подделал настоятель Никанор без межевика и надлежащих свидетелей; они требовали от монахов Агапии предъявить список грамоты господаря Александру III Лэпушняну. Иеремия Мовилэ отклонил притязания настоятеля Никанора до предоставления грамоты Александру III и сверки находящихся в ней данных с нынешним положением дел (Ibid. P. 178-179). Однако решение дела, предполагавшего сбор неск. людей в одном месте, затягивалось.
В 1602 г. великий ворник Цара-де-Жос (Нижней страны) Нестор Уреке (отец известного летописца Григория Уреке) со своей супругой Митрофаной (ее сестра Соломия была супругой Йосипа Веверицэ, двоюродного брата Зосимы, основателя скита) рядом с обветшавшим деревянным скитом выстроили новый каменный мон-рь. Согласно надписи, высеченной в камне над входом, строительство новой ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи было начато 7 июня 1602 г. и завершено 5 окт. того же года. 29 июля 1604 г. Нестор Уреке вместе с еп. Романским Агафоном, еп. Рэдэуцким Феодосием и еп. Хушским Филофеем в присутствии пыркэлаба (начальника) Нямецкой крепости Георге определили границы владений мон-ря С. согласно письму, данному настоятелем Никанором и братией мон-ря Агапия. Нестор Уреке лично вбил пограничные столбы и поставил клейма на деревьях (Ibid. Veacul. XVII. 1952. Vol. 1. P. 173). В грамотах Иеремии Мовилэ от 16 окт. 1604 г. и 20 апр. 1605 г. зафиксировано, что настоятель С. игум. Досифей предоставил список грамоты Александру III, в которой были указаны пожалованные мон-рю земли, а также подтвердительные грамоты от господарей Богдана IV Лэпушняну (1568-1572), Петру VI Шкьопула и Арона Тирана (Ibid. P. 535-538). Считается, что данные этих источников подтверждают основание скита Зосимы в правление Александру III. На подтверждение грамоты Александру III в грамотах Богдана IV и Петру VI, датированных 1569 и 1574 гг. (ныне неизв.), ссылается архим. Андроник (Попович) (Andronic (Popovici). 2019. Vol. 2. P. 31).
В 1631 г. при настоятеле игум. Георгии от боярина Василе Талмача С. получил во владение с. Дрэгушени. В 1634 г. игум. Георгий был хиротонисан во епископа Хушского, в 1642 г. он участвовал в Ясском Соборе. При настоятеле игум. Гедеоне в 1640 г. в С. была построена ц. Успения Пресв. Богородицы. В 1645 г. Гедеон стал епископом Хушским (в 1653-1659, 1664-1671 митрополит Молдавский) и основал подчиненный С. скит Сихэстрия. 23 янв. 1661 г. митр. Молдавский Савва (1659-1664) даровал С. поляну Кобилица на р. Чахлэу (Macarie (Ciolan). 1987. P. 73). В 1665 г. С. был подчинен т. н. Горний мон-рь (свт. Николая в Нямецкой крепости). В 1667 г. настоятель С. игум. Иоанн стал епископом Хушским, позже он был похоронен у сев. стены кафоликона С. Во время похода на Молдавское княжество польск. кор. Яна III Собеского в 1691 г. его войска останавливались в мон-рях С., Агапия и Нямецком. Во время настоятельства игум. Нифонта (Удри Тротушану) между 1758 и 1763 гг. в память о закрытом в 1718 г. мон-ре в Нямецкой крепости в С. из дерева была построена 2-я малая церковь - свт. Николая. При игум. Нифонте в 1764 г. госпожа Деспина Сетраряса, супруга боярина Василаке Козмы, подчинила С. скит Липова в Тутове (Ibid. P. 76).
14 окт. 1775 г. в С. из мон-ря Драгомирна, в составе Буковины отошедшего империи Габсбургов, переселился с братией известный писатель и духовный деятель прп. Паисий (Величковский), ставший настоятелем мон-ря. Он организовал жизнь в С. по примеру Драгомирны: братия активно занимались переводческой деятельностью, для зимнего периода прп. Паисий ввел практику ежедневных поучений после вечерней трапезы. Весной 1776 г. в С. перешла еще часть братии Драгомирны, к зиме 1778 г.- все оставшиеся. По данным архим. Андроника (Поповича), всего в Драгомирне подвизались 350 чел., из которых в С. переселились сначала 200 монахов (Andronic (Popovici). 2020. Vol. 3/4. P. 176; Păcurariu. IBOR. 2006. Vol. 2. P. 493). При прп. Паисии в С. было построено 100 келий для его учеников, предприняты ремонтные работы. В 1778 г. прп. Паисий обратился к митр. Молдавскому Гавриилу (Каллимаки; 1760-1786) с просьбой ввести в С. общежительный устав. 9 авг. 1779 г. прп. Паисий был назначен настоятелем Нямецкого монастыря, С. стал подчиненным Нямецкому мон-рю. В документах того времени оба мон-ря воспринимались как единый духовный центр, нередко встречается объединяющее название «монастырь Нямц-Секу» (Macarie (Ciolan). 1987. P. 35-36).
В сент. 1821 г. в С. произошли трагические события: во время войны греч. гетеристов с турками, происходившей на территории Валашского и Молдавского княжеств, в долину р. Секу отступил отряд греков (ок. 400 чел.) во главе с Г. Н. Олимпиотом. Тур. подкрепление в виде войск Эмина-аги вынудило всех гетеристов укрыться в С. Были предприняты осада (9-23 сент.) и обстрел мон-ря из 3 пушек. Огонь от горевшей ц. свт. Николая перекинулся на все строения С., в пламени погиб Олимпиот. Гетеристы под предводительством капитана Я. Фармакиса, уступив уговорам паши Селиха, сдались, были взяты в плен и казнены в Стамбуле. Монахов и всех находившихся в это время в С. людей изрубили (Zosim. 1877. P. 504-507). В 1995 г. об-во друзей Музея Бенаки (Афины) и греч. сообщество г. Яссы в память об Олимпиоте установили в С. мраморную плиту с текстом на греч. и румын. языках; на монастырском кладбище был помещен бюст Олимпиота.
Мон-рь нек-рое время оставался в запустении, но уже в 1824 г. митр. Молдавский Вениамин (Костаки; 1803-1842) выстроил в сев. стене С. каменные сооружения, в т. ч. ц. свт. Николая, а также переделал верхние этажи входной башни-колокольни. В 1826-1836 гг. на восточной стене С. стараниями еп. Хушского Софрония (Миклеску; в 1851-1860 митрополит Молдавский) появились келейные корпуса, в 1833 г. на месте сгоревшей в 1821 г. деревянной была заново отстроена кладбищенская церковь. В 1850 г. велись основательные восстановительные работы в кафоликоне, тогда же он был расписан.
С введением в действие реформ господаря Александру Йоана Кузы (в частности, о секуляризации монастырских владений, 13 дек. 1863), С., поначалу оказавший сопротивление, пришел в упадок, братия уехали на Афон и в Россию. Считая, что одной из важных причин продолжающегося упадка является зависимость С. от Нямецкого мон-ря, митр. Молдавский Пимен (Джорджеску; 1909-1934) 29 сент. 1910 г. ходатайствовал в Министерстве культов о разделении мон-рей. В окт. того же года прошение было удовлетворено, Молдавская митрополия получила указание составить 2 отдельных бюджета: для Нямецкого мон-ря со скитами Вовидения (Введения во храм Пресв. Богородицы) и Покрова Пресв. Богородицы и для С. со скитами Сихэстрия и Сихла. Позже в присутствии настоятелей обоих мон-рей произошло межевание земель. Согласно бюджетам, братии в С. было 44 чел.; к кон. года насельников было 47.
С мая по нояб. 1921 г. в С. были интернированы 104 врангелевских офицера, среди них - ген. А. В. Сошинский, помощник ген. А. А. Брусилова. По прошению митр. Молдавского Пимена (Джорджеску) кор. Мария направила сюда необходимую помощь (одежду, продукты и др.). В 1933 г. в С. была установлена мемориальная плита, в к-рой перечислены наиболее важные вехи истории мон-ря, в т. ч. выступление гетеристов и поселение врангелевских офицеров (текст см.: Dionisie (Udiş 2005. P. 78-79). В 1935-1950 гг. С. был вновь подчинен Нямецкому мон-рю.
До 1977 г. по инициативе митр. Молдавского Иустина (Мойсеску; патриарх Румынский в 1977-1986) Дирекция исторических памятников Румынии провела в С. обширные реставрационные работы. В 1977-1984 гг. работы проводились по инициативе митр. Молдавского Феоктиста (Арэпашу; патриарх Румынский в 1986-2007). После 1989 г. в С. были построены 2 архондарика на 250 мест и хозяйственные постройки. В 2000-2002 гг. проведены реставрационные работы росписи и иконостаса в ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. В 2002 г. роспись церкви заново освятили, в торжествах участвовали митр. Молдовы и Буковины Даниил (Чоботя; ныне Патриарх Румынский), митр. Сассимский Геннадий (Лимурис; К-польский Патриархат), еп. Тартусский Василий (Мансур; Антиохийская Церковь). С 2008 г. С. издает ж. Cuvânt duhovnicesc (Духовное слово). С 2014 г. в С. проводятся ежегодные научные симпозиумы «Роль монастыря Секу в религиозной жизни Молдовы», доклады публикуются в ж. Buletin informativ (издано 6 выпусков). Исследуя угрозу, представляемую подземными водами кафоликону и монастырским стенам, ясские археологи К. Асэвоайе и К. Ницэ составили проект новых реставрационных работ, к-рый начал осуществляться 6 мая 2020 г.
В наст. время (мая 2021) в С. подвизаются архимандрит (настоятель), 2 протосинкелла, 2 иеромонаха, схимонах, 14 монахов, 5 иеродиаконов, 7 рясофоров и 6 послушников; С. принадлежат 4 скита: Нифонта (ок. 1690 г.), Цибукани (нач. 70-х гг. XVIII в.), Бэйчени (1992) и Тэчуне (1998).
Зосима (?), иеросхим. Досифей (1582/1584 - † 21 авг. 1606), иеросхим. Андрей (1606-1620), иером. Никифор (1620-1625), иером. Феофан (1625-1626), архим. свт. Варлаам (Моцок; 1626-1629; впосл. митрополит Молдавский), иером. Георгий (1629-1633; впосл. епископ Хушский), иером. Никифор (1633-1639), иером. Гедеон (1639-1645; впосл. епископ Хушский), иером. Феодорит (1645-1651), иером. Феодосий (1651-1656), иером. Паисий (1656-1660), иером. Георгий (1660-1661, 1663-1665), иером. Паисий (Парфений) (1661-1663), иером. Гедеон (1665-1666), иером. Иоанн (1666-1667; впосл. епископ Хушский), иером. Иоанн из Нямецкой крепости (1667-1672), иером. Палладий (1672-1675), иером. Ифрим (1675-1677), иером. Иоанн (1677-1682), иером. Ефрем (1682-1686), иером. Мисаил (1686-1687; впосл. епископ Рэдэуцкий, Романский, митрополит Молдавский), иером. Иорест (1687-1714; впосл. епископ Хушский), иером. Никанор (1714-1739), иером. Никодим (1739-1747), иером. Афанасий (1747-1750), иером. Евфимий (Кэнэнэу; 1750-1751, 1764-1765, 1766-1773), иером. Никодим (Никифор) (1751-1752), иером. Каллистрат (Эне; 1752-1753), иером. Парфений (1754-1757), иером. Нифонт (1757-1764, 1765-1766), иером. Варлаам (1773-1774), иером. Геннадий (1774-1775), прп. Паисий (Величковский; 14 окт. 1775 - 14 авг. 1779); период зависимости от Нямецкого монастыря (1779-1910): иером. Иларион (1779-1794), иером. Иоанникий (1794-1802), иером. Иоанн (1802-1808), иером. Георгий (1808-1813), иером. Мардарий (1813-1818), иером. Венедикт (Арделяну; 1818-1821, 1822-1833, 1836-1838), иером. Василий (1821-1822), иером. Димитрий (Брадеш; 1833-1834, 1835-1836, 1838-1842), иером. Самуил (1834-1835), иером. Кириак (1842-1845), иером. Феодосий (1845-1854), иером. Иоасаф (Апостолу; 1854-1855), иером. Августин (Брагэ; 1855-1856), иером. Дорофей (1857-1859, 1860-1867), иером. Исихий (1859-1860), иером. Гавриил (1867-1870/1871), иером. Неофит (Элиаде; 1870/1871-1877), иером. Гавриил (Маноле; 1877-1885, 1890-1894), иером. Феофан (1885-1886), иером. Иринарх (Балан; и. о. в 1886-1887), иером. Анания (Пэтрашку; 1887-1890), иером. Феодосий (Макрим; 1894-1896), иером. Авксентий (Морошану; 1899-1901), иером. Каллистрат (Саву; 1901-1909, архимандрит в 1912-1915), иером. Каллистрат (Дима; 1909-1910), архим. Парфений (Антохи; 1910-1912), архим. Иларион (Бэлэицэ; 1915-1925), архим. Сильвестр (Гарою; 1925-1926, 1928), иеросхим. протосинкелл Викентий (Мэлэу; 1926, 1927-1928, и. о. в 1934), иером. Евфимий (Тэнасе; 1926-1927), архим. Евгений (Унгуряну; 1928-1931), архим. Мелетий (Никуцэ; 1931-1933), иером. Анфим (Гэинэ; и о. в 1934-1935), иером. Вассиан (Скрипкэ; 1935-1950), протосинкелл Гедеон (Кошофрец; 1950-1956), архим. Дионисий (Удиштяну; 1956-1959), протосинкелл Виссарион (Ифрим; 1959), протосинкелл Евфимий (Теодореску; и. о. в 1959), иером. Логин (Поп; 1959-1962), иером. Григентий (Дамьян; 1962-1963), архим. Геронтий (Штефан; 1963-1982), архим. Ириней (Илие; 1983-1986), протосинкелл Макарий (Чолан; 1986-1990), архим. Елевферий (Тэркуцэ; 1990-1991), протосинкелл Викентий (Амарией; с 1991; с 1998 - архимандрит).
Источники не сохранили подробных сведений о школе С. Известно, что в ней получили образование (или начали его) просветители XVII-XVIII вв. Молдавские митрополиты свт. Варлаам (Моцок), Гедеон, Савва и свт. Досифей (Барилэ; 1671-1674, 1675-1686), епископы Романские Митрофан (1608-1612, 1634-1639), Иоанн (1674-1685) и Гедеон (1734-1735), епископ Хушский Иорест (1713-1727), епископ Хотинский Амфилохий и др.
В б-ке С., расположенной на 2-м уровне входной башни-колокольни, хранятся 190 церковнославянских рукописей и старопечатных книг 1642-1683 гг., 252 румын. старопечатные книги (наиболее ранняя - 1643 г.), 25 греч. книг (наиболее ранняя - 1751 г.). Бóльшая часть б-ки - румынские печатные издания после 1861 г. Также здесь находится экземпляр 1-й печатной книги на румын. языке - «Учительное Евангелие, или Казания» свт. Варлаама (Моцока) 1643 г.
В сочинении архим. Андроника (Поповича) сохранились сведения о приобретении С. наиболее драгоценной реликвии мон-ря - правой ступни св. Иоанна Предтечи, которую при патриархе К-польском Иеремии II (Траносе; 1572-1579, 1580-1584, 1587-1595) обнаружил в руинах «царского дворца» Николаос Симота и в мае 1606 г. привез в Молдавское княжество. Нестор Уреке купил реликвию «за большую сумму в золоте и серебре» и вложил ее в С. На рубеже XVII и XVIII вв., когда участились грабительские набеги, святыни С., в т. ч. стопа св. Иоанна Предтечи, были переданы на хранение в Яссы, в Молдавскую митрополию. Митр. Молдавский Антоний (Черновский; 1730-1739), в ходе русско-тур. войны 1735-1739 гг. покидая Молдавское княжество вместе с войсками генерал-фельдмаршала Х. А. Миниха, увез с собой и мощи св. Иоанна Предтечи. Ок. 1751-1752 г. настоятель С. игум. Никифор отправился в Аккерман (Четатя-Албэ, ныне Белгород-Днестровский, Украина), где после смерти митр. Антония находилась святыня, выкупил мощи и вернул их в С. При настоятеле С. игум. Нифонте для стопы св. Иоанна Предтечи 8 июля 1761 г. был изготовлен серебряный с позолотой ковчег, реликвия также была окована серебром. Вскоре святыни С. вновь отдали на временное хранение в митрополию, откуда господарь Иоанн Маврокордат (1743-1747) изъял их (упом. вклад Нестора Уреке - шитый жемчугом воздух, стопа св. Иоанна Предтечи, стопа вмч. Феодора Тирона, чудотворная икона Божией Матери и др.) для домовой церкви господарского дворца в Яссах. Обращение настоятелей С. Нифонта и Евфимия о возвращении святынь в С. увенчались частичным успехом: были возвращены все святыни, кроме мощей вмч. Феодора Тирона; однако в ковчеге вместо мощей св. Иоанна Предтечи оказался окрашенный под кость кусок дерева. В 1858 г., во время паломничества на Св. Гору, архим. Андроник (Попович) обнаружил стопу св. Иоанна Предтечи в афонском Предтеченском скиту Продром (см. в ст. Великая Лавра). Ему рассказали, что реликвия находилась в семье Маврокордатов и некая госпожа из этого рода, видя «религиозное равнодушие молодого поколения», передала ее Предтеченскому скиту (Dionisie (Udişteanu). 2005. P. 180-185; Andronic (Popovici). 2019. Vol. 2. P. 138-139).
Одна из главных сохранившихся святынь С.- Кипрская икона Божией Матери, которую датируют 1541-1546 гг. Образ представляет достойный образец поствизант. иконописи. Икону приобрел на о-ве Кипр господарь Василе Лупу и в 1647 г. подарил мон-рю свт. Николая в Нямецкой крепости. После закрытия мон-ря в 1718 г. икона была перенесена в принадлежавший С. скит Нифонта, в 1758-1763 гг.- в кладбищенскую церковь С. В 1876 г. архим. Димитрий (Брадеш) сделал для иконы специальную подставку и перенес ее в кафоликон. В 1879 г. икона была одета в серебряный оклад, изготовленный по заказу боярина Николае Албу и его супруги Марии из Пьятра-Нямца.
В музее С. хранится вышитая плащаница (2,36×1,93 м), к-рая, согласно вкладной записи на церковнослав. языке, была подарена С. супругами Нестором и Митрофаной Уреке в 1608 г. Вторая вкладная запись на греч. языке уточняет, что плащаницу вышила мон. Филофея из К-поля «стараниями и с помощью Кирицы Иоанникис». На плащанице изображены Христос, Пресв. Богородица, ап. Иоанн Богослов, прав. Иосиф Аримафейский, прав. Никодим, 2 жены-мироносицы и множество ангелов. Также в музее С. находятся произведения лицевого шитья: палица (42×32 см; 1602) с изображением Христа в окружении апостолов; набедренник (1638) с изображением сцены «Воскресение Христово», расшитый по периметру золотыми и серебряными нитями и жемчугом; завеса (XVII в.), расшитая визант. орнаментом золотыми и серебряными нитями (атрибутируется как вклад Нестора Уреке); напрестольная пелена (1664), вклад великого гетмана Гавриила (брат господаря Василе Лупу); фелонь (XVIII в.), считающаяся принадлежавшей прп. Паисию (Величковскому), и др. Неск. предметов церковного шитья из С. хранятся в Национальном музее искусств в Бухаресте: в частности, 2 палицы (кон. XVI в.), ряса и 3 омофора свт. Варлаама (Моцока).
В собрании С. выделяются напрестольный крест в серебряном окладе (1592) со сценами «Распятие Господне» и «Воскресение Христово», к-рый считается происходящим из скита Зосимы, и деревянный резной напрестольный крест (1607) со сценой «Распятие Господне» и двунадесятыми праздниками (вклад Нестора и Митрофаны Уреке). Также в музее С. хранятся ок. 20 предметов утвари из серебра: панагия (10,8 см; 1602), украшенная по окружности филигранью панагия (16,5 см; 1620), позолоченная лампада (1602), выполненное в готическом стиле позолоченное кадило (1602), оклад для Евангелия (1609), дискос, 2 подсвечника и 7 потиров (все XVII в.), а также предметы XVIII-XIX вв.
С. состоит из кафоликона Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, ц. Успения Пресв. Богородицы, ц. свт. Николая и мн. помещений, надстроенных или пристроенных к мощным стенам, опоясывающим монастырский двор и образующим прямоугольник (95×75 м). По внешнему периметру стены представляют единство и простоту линий, ритмизованную угловыми и входной башнями; изнутри оставляют более хаотичное впечатление из-за многочисленных балконов и галерей. Более древней является юж. стена, в к-рой с внутренней стороны с запада на восток расположены экспозиционный зал музея, трапезная, кухня и корпус келий митр. Гедеона, к-рые доходят до Успенской ц. и юго-вост. башни. Под центральной частью этих строений находятся погреба с коробовыми сводами. Остальные строения сооружены или полностью переделаны в период 1821-1850 гг. Входная башня (самая высокая) расположена на зап. стене, на ее 2-м уровне (с коробовым сводом) находится б-ка, на 3-м (со сводчатым перекрытием) - колокольня. Второй по высоте является северо-зап. т. н. башня Митрофаны. В ней 4 уровня, на 2-м и 3-м располагаются гостевые комнаты. Здесь, по-видимому, находились покои ктиторов, используемые во время их визитов в мон-рь. Похожую структуру и строительную технику имеет сев.-вост. башня, однако ее верхние уровни были снесены при постройке ц. свт. Николая. Схожая ситуация и с юго-вост. башней, вместо верхних уровней к-рой возвышается ц. Успения Пресв. Богородицы. Юго-зап. башня единственная выполняет исключительно защитные функции: без окон, с небольшими круглыми амбразурами для стрелкового оружия на верхнем уровне и узкими бойницами на нижнем. Среди строений сев. стены выделяется сводчатый зал, завершенный митр. Вениамином (Костаки) в 1824 г. и примыкающий в вост. части к ц. свт. Николая. Во всю длину восточной стены расположены келейные корпуса, сооруженные буд. митр. Софронием (Миклеску) в 1826-1836 гг. К северу от входа на зап. стене располагается 2-этажное строение гостевого дома с отдельной трапезной. За зап. стеной С. находится 2-этажный архондарик.
В целом архитектура кафоликона Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (1602) представляет смешение валашских и молдавских традиций зодчества. Церковь 3-конховая в плане, с расположенными по принципу анфилады алтарной апсидой, нефом с боковыми апсидами, усыпальницей, нартексом и притвором; имеет 2 главы - над нефом и нартексом (2-я глава появилась в молдав. архитектуре в результате валашского влияния в церкви мон-ря Галата в 1583 г.). Система перекрытия нефа и нартекса сводами - обычная для валашской, византийской и балканской архитектуры, с использованием 4 арок и парусов, на к-рые опирается довольно массивный барабан главы, увенчанный куполом. Система молдав. свода, с дополнительными косыми арками, использована в усыпальнице; поверх нее возведен только купол, без главы. Притвор покрыт поперечным коробовым сводом с подпружной аркой посередине. Внешне главы также сочетают валашские и молдавские элементы. Они вместо звездчатых молдавских возвышаются на 2 основах - квадратной и 8-угольной (на каждой стороне последней по 3 ниши с углубленными в толщу стены архивольтами, как в церкви 1572 г. в Буковэце (Крайова)). Барабаны глав 8-угольные, на каждой стороне по 2 ниши, соединенные арочными завершениями (с заглубленными архивольтами), ниспадающие посередине на небольшую консоль с оконными проемами по сторонам или на пилястры на безоконных сторонах; поверх них, согласно традициям молдав. зодчества, расположен ряд ниш-оконец, и, согласно валашским,- зубчатые карнизы. Все окна прямоугольные и, по-видимому, так же, как и порталы, были расширены в более позднее время. Фасады церкви разделены на 2 уровня следующим по всему периметру поясом из 2 рядов зубчато расположенных кирпичей, каждый из к-рых декорирован рядом ниш с арочным завершением, что также является результатом валашского влияния. Отсутствуют привычные для молдав. зодчества контрфорсы. В целом строение оставляет впечатление нек-рой тяжеловесности - гл. обр. из-за небольшой высоты стен церкви (9,5 м) по отношению к ее длине (30 м), что также контрастирует с традициями молдав. зодчества предшествующего периода с явными вертикальными акцентами. В XIX в. к алтарной апсиде были пристроены прямоугольные жертвенник и ризница, а с зап. фасада - дополнительный небольшой открытый притвор в виде портика (1847), удаленные (кроме жертвенника) во время реставрационных работ 1966 г.
Сохранилось несколько фрагментов первоначальных росписей кафоликона, выполненных после 1602 г. На юж. фасаде церкви, в люнете над ктиторской надписью, расположенной над прежним (ныне заделанным) входом в нартекс, находится обширная композиция «Царский Деисус», к-рая в 3 местах распространяется за пределы люнета. Очевидно, это не живописное оформление архитектурного элемента, а фрагмент более обширной внешней росписи - возможно, целиком покрывавшей фасады церкви. На престоле изображен Христос Царь Царей и Великий Архиерей в изводе, отражающем определенную эволюцию данного иконографического типа, при к-рой царские одеяния и венец заменяются архиерейскими облачениями и митрой. Тем не менее в данном изображении сохранился отголосок царской одежды: омофор продет сзади, затем с правой стороны выходит спереди и перекинут через левую руку на манер ношения царского лора. Подобный тип изображения встречается на иконе (ок. 1500 г.) из ц. мч. Христодула Иоанна Богослова апостола монастыря на Патмосе. Справа и слева Христу предстоят Пресв. Богородица в царском облачении и венце и св. Иоанн Предтеча; за каждой фигурой изображен серафим. Ниже, по обе стороны ктиторской надписи, представлены пророки Аарон и Захария; сверху, над люнетом, видно изображение прав. царя Соломона (фигура прор. Давида с противоположной стороны не сохр.). Все сопроводительные надписи - на церковнослав. языке. На свитках Пресв. Богородицы и св. Иоанна Предтечи помещены молитвы, составленные из неск. источников (вечерняя молитва свт. Антиоха, Пс 87. 3 и др.). На свитке прор. Захарии помещены стихи Зах 1. 16 и 14. 20; на свитке прор. Аарона - отрывок чрезвычайно редко цитируемой на свитках пророков ветхозаветной книги - Левит (10. 9); на свитке царя прор. Соломона - часто встречаемая цитата из Притч (9. 1) (Dragnev. 2020. P. 66-67).
Внутри церкви росписи, близкие к дате основания храма, сохранились только в надгробных аркосолиях ктиторов и с частично с поздними поновлениями. На архивольте аркосолия Нестора Уреке помещена композиция «Сошествие Св. Духа», на интрадосе арки - 6 медальонов с поясными изображениями святителей: Спиридона Тримифунтского (без скуфьи из прутьев), не идентифицированного святителя, Иоанна Златоуста в митре, Василия Великого, Григория Богослова и папы Римского Сильвестра I; в люнете расположена сцена «Гостеприимство Авраамово» со служащими Авраамом и Саррой. На архивольте аркосолия супруги Нестора Уреке, Митрофаны, расположена композиция «Преполовение Господне» (с 12-летним Христом), на интрадосе арки - фигуры св. воинов в медальонах: Нестора (?), Иоанна Нового, вмч. Георгия Победоносца, вмч. Димитрия Солунского, вмч. Феодора Тирона (?) и вмч. Феодора Стратилата (?); в люнете представлена композиция «Лоно Авраамово» с 3 восседающими на скамье ветхозаветными патриархами и 2 группами душ праведников между ними. Стилистически данные росписи довольно близки к фрескам кон. XVI - нач. XVII в. из мон-рей Сучевица и Драгомирна, ряду икон времени правления господаря Иеремии Мовилэ и миниатюрам рукописей, созданных в кругу митр. Молдавского Анастасия (Кримки; 1608-1617, 1619-1629), что позволяет предположить их создание мастерами иконного цеха столицы Молдавского княжества Сучавы.
Нынешние росписи кафоликона были осуществлены в 1849-1850 гг. на средства иером. Каллистрата художниками К. Лифсикаром и Т. Ионеску. Резной барочный иконостас 1834 г. - работы Василе Горгоса из Ботошани.
расположена на 2-м уровне юго-вост. башни (над складским помещением 1-го уровня), построена в 1640 г. настоятелем мон-ря иером. Гедеоном. В 1835 г. была полностью перестроена еп. Хушским Софронием (Миклеску). Неф покрыт куполом, возведенным на 4 арках, опирающихся на консоли с парусами. Церковь освещается 4 окнами (2 в алтарной апсиде, по одному в нефе и нартексе). Над церковью возвышается небольшая глава, не сообщающаяся с интерьером. В 1718 г., после закрытия господарем Михаем Раковицэ (1703-1705, 1707-1709, 1715-1726) мон-ря свт. Николая в Нямецкой крепости, сюда были перенесены монастырские иконостас и утварь (а также, по-видимому, рельефный каменный герб с надписью 1646 г. господаря Василе Лупу, вмонтированный на юж. фасаде). Резной барочный иконостас с позолотой был изготовлен в 1835 г. насельником С. мон. Иулианом. Богослужения в церкви проводятся в зимнее время (обычно с начала Успенского поста) и во время генеральных уборок в кафоликоне.
Церковь (парекклисион) свт. Николаявозвышается над игуменским домом с коробовым сводом (притвор, нартекс и неф) и над 2 уровнями сев.-восточной башни (алтарная апсида и ризница), построена в 1823-1824 гг. вместо сгоревшей в 1821 г. деревянной церкви стараниями настоятеля Венедикта (Арделяну) при материальной поддержке митр. Вениамина (Костаки). Церковь имеет форму вытянутого прямоугольника с полукруглой апсидой, разделена на алтарь с ризницей, неф, нартекс и притвор. Над нефом возвышается глава, опирающаяся на систему косых арок молдав. традиц. свода, в то время как пластика фасадов следует декоративным принципам неоклассицизма. Иконостас, так же как и в Успенской ц.,- работы мон. Иулиана. Используется для служб в зимнее время.
Кладбищенская церковь Рождества св. Иоанна Предтечипостроена в 1832 г. на месте сгоревшего в 1821 г. старого скита Зосимы на средства митр. Вениамина (Костаки) и представляет собой изящное строение с открытым притвором. Церковь сочетает черты молдавской архитектуры (3-конховый план, система молдавского свода при возведении главы над нефом) и декор фасадов в неоклассическом стиле. Сюда перенесен старый иконостас кафоликона, созданный в 1740 г., при настоятеле Нифонте (Удре Тротушану). Перед входом в церковь находится кладбище, где похоронены многие монахи и подвижники, среди к-рых - настоятель скита Сихэстрия известный старец архим. Клеопа (Илие; † 1998).
В разное время в зависимости от С. находились неск. скитов. Скит Сихэстрия расположен в 3 км от С., в долине р. Секу, основан в 1640 г. 7 схимниками из Нямецкого мон-ря. В 1645 г. еп. Хушский Гедеон построил деревянную ц. Рождества Пресв. Богородицы; в 1734 г. другой еп. Хушский Гедеон заново отстроил церковь и перевел скит в подчинение С. В 1821 г. скит был сожжен, ценности спрятаны монахами в лесу и впоследствии утеряны. Совр. каменная церковь построена в 1824-1825 гг. попечением настоятеля Нямецкого мон-ря и С. игум. Дометиана и митр. Вениамина (Костаки) при материальной поддержке боярина Н. Чернески. В 1941 г. скит вновь пережил пожар. В 1950 г. получил статус мон-ря. В мае 2021 г. в нем подвизались 89 насельников, настоятель - архим. Арсений (Попа).
Скит Сихла расположен в 3 км от Сихэстрии на высоте 1 км, рядом с пещерой, в которой в кон. XVII в. подвизалась прп. Феодора из Сихлы. Скит основан в XVIII в. боярами рода Кантакузинов. Совр. деревянная ц. Рождества св. Иоанна Предтечи построена в 1813 г. настоятелем Нямецкого мон-ря и С. архим. Венедиктом, расписана в 1973 г. худож. В. Паску из Фокшани. Также архим. Венедиктом построены кельи в зап. части скита. Там же расположена небольшая ц. Преображения Господня, выстроенная из одного елового дерева в 1763 г. боярином (агой) Ионицэ Пашкану-Кантакузино. В нояб. 2011 г. скит получил статус мон-ря; настоятель - протосинкелл Пахомий (Катанэ).
Скит Нифонта в честь Благовещения Пресв. Богородицы находится в 2 км от С. Согласно местной традиции, не подтвержденной документальными данными, был основан ок. 1690 г. иеросхим. Нифонтом из С. и разрушен турками в 1821 г.; в 1824 г. в 300 м от старого места иером. Нифонт (Ионеску) возродил скит; насельники покинули его в 1859 г., поскольку возобновление здесь монашеской жизни не получило благословения Молдавских митрополитов; иером. Нифонт перебрался на Афон, где заново основал Предтеченский скит. Документально скит впервые упомянут в 1815 г. (вкладная запись на книге - Văcaru. 2011. P. 263), что дает основания сделать предположение об основании скита настоятелем С. Нифонтом между 1757 и 1766 гг., имевшим материальные возможности для строительства церквей (по всей видимости, деревянных) - Благовещенской и мч. Модеста. Возможно, скит предназначался как место для уединения; однако, вступив в конфликт с прп. Паисием (Величковским) как представитель исконной группы насельников С., Нифонт удалился не сюда, а в Покровский скит Нямецкого мон-ря, а впосл. обосновался в мон-ре Рышка. После 1815 г. скит долгое время не упоминался - остается неизвестным, действительно ли он сгорел в 1821 г., т. к. ни в одном известном источнике о войне гетеристов с турками не упоминается об этом (Zosim. 1877). Сведения о возобновлении скита иером. Нифонтом (Ионеску) противоречат имеющимся сведениям: иером. Нифонт (Ионеску) происходил не из С., а из скита Хораица; имя Нифонт он получил после принятия великой схимы на Афоне (1840), а во время пребывания в Молдавском княжестве носил имя Нафанаил. Скит Нифонта отсутствует в документах этого времени, касающихся непосредственно Нямецкого мон-ря и С. и их скитов. Первое упоминание после 1815 г. встречается в грамоте от 4 мая 1843 г. об уложении для Нямецкого мон-ря и С. (Văcaru. 2011. P. 265). Это дает основание считать, что скит был восстановлен между 1839 и 1843 гг., ближе к последней дате, т. к. именно 1843 г. помечены записи в неск. книгах, принадлежавших скиту. После 1849 г. скит Нифонта вновь не упоминается. Монашеская жизнь возобновлена в 1991 г., построена ц. Благовещения Пресв. Богородицы (сгорела в 1999). Каменная церковь с двойным посвящением (Благовещения и Св. Троицы) построена в 2005-2011 гг. и 18 сент. 2011 г. освящена митр. Молдовы и Буковины Феофаном (Саву). В мае 2021 г. в скиту подвизались настоятель - протосинкелл Вениамин, монах и послушник. По мнению исследователей, руины в 300 м от скита не имеют отношения к старому скиту Нифонта. С 2011 г. археологи Асэвоайе и Ницэ ведут на этом месте раскопки (Asăvoie, Stratulat, Niţă et al. 2018). Развалины церкви на некоторых участках возвышаются до 3 м: это 3-конховый в плане храм с полукруглой алтарной апсидой, с прямоугольными нишами пастофориев, удлиненным нефом и нартексом (длина 20,55 м, ширина 5,35 м в нефе и 6,7 м в нартексе). Поблизости от храма обнаружены остатки др. построек (келий, колодца, печей для изготовления кирпича и др.). Учитывая нек-рые особенности архитектуры (широкие пяты триумфальной арки и др.), археологи датируют период действия церкви и обители XV-XVIII вв. (Ibid. P. 139). Эти постройки представляют особенный интерес, отражая ранний этап развития молдав. архитектуры - возможно, с 1-й пол. XV в.
Два новых скита С.- Бэйчени в честь Покрова Пресв. Богородицы (1992; с. Бэйчени, коммуна Кукутени, жудец Яссы) и Тэчуне во имя прор. Илии (1998; коммуна Вынэтор (Вынэтори-Нямц), жудец Нямц, в 6 км от С.) - были основаны по инициативе настоятеля С. архим. Викентия (Амарией). В 2011 г. в Бэйчени была освящена новая ц. во имя мучеников Мины, Викторы и Викентия. В мае 2021 г. в Бэйчени подвизались настоятель протосинкелл Дамаскин, иеромонах, иеродиакон и монах; в Тэчуне - настоятель протосинкелл Иоанникий и монах.