Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

СЕКТОВЕДЕНИЕ
62, С. 362-3 опубликовано: 25 ноября 2025г. 


СЕКТОВЕДЕНИЕ

в широком смысле - область знаний, отображающая совокупность реакций общества на процесс дифференциации религ. пространства или на его фактическое разнообразие; в узком - рефлексия над феноменом нетрадиц. религиозности (далее - НР), осуществляемая одним из институтов общества (напр., наукой, Церковью). В совр. обществе терминологическими маркерами для объектов реакций общества и рефлексии являются термины «секта», «культ», «новое религиозное движение» (далее - НРД), «сектантство», «нетрадиционная религиозность» и др. Богословское осмысление сектантства, критические работы светских авторов, направленные против сект, защита НРД, стихийные репортажи СМИ, акции общественных орг-ций, акты законодательной и исполнительной власти, научные исследования и др. относятся к наиболее распространенным типам реакции на феномен НР.

Изменение социально-политической системы общества, развитие культуры, науки, религ. и иных традиций оказывают основополагающее влияние как на практику - специфику реакции на сектантство, так и на корректировку теоретических представлений о сущности феномена НР, развитие понятийного аппарата, смену доминирующих форм и типов реакции на деятельность сектантских сообществ. Наиболее существенные изменения касаются представлений о границах сектантства или об объеме понятия «нетрадиционная религиозность», к-рые варьируются в разных институтах общества. В зависимости от субъекта реакции формулируются специфические цели и задачи С., принципы его построения и методология анализа сектантства. Разными институтами одного и того же общества могут формироваться противоположные представления о сущности, структуре, основных разновидностях и принципах развития феномена НР. При этом совокупность работ, идей, теорий и разнообразных реакций на НР являются единым сектоведческим дискурсом.

В ХХ в. при стремительном развитии научного знания как такового основной нишей развития знания о малых религ. группах является наука: религиоведение, социология, психология, философия и др. С кон. ХХ в. С. становится самостоятельной научной нейтральной дисциплиной, исследующей институализированные и неинституализированные религ. формы искажения системы нормативов окружающего общества. При этом значение, связываемое с термином «сектоведение», выходит за рамки его этимологии. Секты представляются одной из разновидностей НРД, лишь малой и не самой значимой частью НР, а С. как научная дисциплина в XXI в. занимается не столько сектами, сколько НР в целом.

К С. относятся как труды, соответствующие строгим стандартам академической науки, так и поверхностная субъективно-эмоциональная критическая публицистика. Структура научного знания о НР многомерна. По уровню знания и методологии исследования можно выделить: эмпирическое С.- занимается сбором, описанием, классификацией и первичной интерпретацией фактов, характеризующих конкретные проявления НР (напр., отдельные НРД, сектантские явления и идеи, события из жизни НРД и т. д.); отраслевое С.- изучает отдельные типы НР, объединенные структурными, содержательными, хронологическими и/или географическими параметрами (напр., секты и культы как тип; культы вост. ориентации; сектантские движения средневековья либо в комбинации параметров: напр., в изучении утопических культов США в XIX-XX вв. совмещаются содержательное, хронологическое и географическое измерения); теоретическое С.- исследует НР как систему с учетом синхронного и диахронного измерений (элементы системы и специфика взаимосвязи между ними, поддержание гомеостаза и особенности протекания морфогенеза системы, процессы качественного и количественного изменения параметров отдельных элементов системы, место системы в контексте иных систем общества и т. д.).

По функции знания выделяются: фундаментальное С., к-рое занимается проблемами формирования сектоведческого знания как такового, категориально-понятийным аппаратом и методологией дисциплины; прикладное С., к-рое вырабатывает практические рекомендации для богословской полемики с сектантскими сообществами, практической реализации конфессиональной политики гос-ва, правозащитной деятельности общественных орг-ций, информационно-консультативной работы центров помощи пострадавшим от мошенничества и насилия в религ. группах и т. д. Опыт правовой защиты НРД собственных интересов также принадлежит к корпусу сектоведческого прикладного знания, как и опыт реабилитации людей, пострадавших от НРД.

Рациональные реакции на феномен НР можно классифицировать следующим образом.

Конфессиональная школа

С. включает критику учения НРД с позиции вероучения традиц. религий и конфессий мира (напр., правосл. Церкви). В основании методологии этой школы - сравнительный критический анализ текстов, публичные и частные диспуты с НРД. Основные цели включают: защиту своих последователей от влияния НРД; помощь людям, ушедшим в НРД, в распознавании их учительных заблуждений; помощь людям, находящимся в религ. поиске, в принятии осознанного и обоснованного решения в пользу правосл. Церкви. Для достижения этих целей создается система богословской аргументации, направленная на обозначение заблуждений в вероучении НРД. Правосл. С. уходит корнями в христ. апологетику первых веков, опирающуюся как на 1 Петр 3.15, так и на стихи НЗ о защите веры (Лк 12.11, 21.14; Деян 19. 33, 22. 1; 24.10; 25. 8, 16; 26. 1-2, 24; Рим 2.15; 1 Кор 9. 3; 2 Кор 7. 11; Фил 1. 7, 17; 2 Тим 4. 16; 1 Пет 3. 15.). Критическое отношение к различным формам НР было заложено одним из родоначальников правосл. С., сщмч. Иринеем Лионским, в 180-189 гг. в работе «Против всех ересей»: «Весьма сложное и многообразное дело открыть и обличить всех еретиков, а я намерен опровергнуть их всех сообразно с их характером». Полемика с ересями и сектами играла важную роль в процессе формирования вероучения правосл. Церкви. В ранней Церкви собиралась и изучалась лит-ра сектантов для ее последующего опровержения (см. VII Всел. 9). В границах конфессиональной школы работают представители католической и протестантской церквей, а также ислама, иудаизма, индуизма и буддизма. С. в рамках школы именуется также «ересиологией» и «наукой сектообличения».

Антикультовая школа

С. полагает главной целью борьбу с НРД. Представители этой школы исходят из допущения о деструктивном влиянии НР на все сферы жизнедеятельности человека и общества. Основным методом борьбы является создание отрицательного имиджа НРД в обществе посредством выявления негативной информации об их методах и формах работы с последователями, раскрытия компрометирующих материалов. В числе источников информации о НРД выступают свидетельства бывш. членов и людей, пострадавших от деятельности организации. Работы антикультовой школы отличаются описательным характером и направлены на раскрытие реально или потенциально деструктивных составляющих сектантства. Деятельность школы включает представление своих позиций в судебном порядке, работу со СМИ, консультирование пострадавших от НРД, публикацию антисектантских материалов и т. д. Разработаны такие формы организации антикультовой школы, как объединения родственников людей, ушедших в НРД, созданные с целью оказания им помощи по выходу из НРД; группы самопомощи, где пострадавшие от НРД делятся опытом пребывания в них (чаще всего объединяют бывш. членов одного НРД); информационно-консультативные центры, аккумулирующие информацию о негативных последствиях деятельности НРД и использующие ее в просветительских, профилактических и консультативных целях; реабилитационные центры, оказывающие социально-психологическую, медицинскую и иную помощь людям, пострадавшим от НРД.

Эти организации имеют статус общественных объединений, частных практик либо работают в структуре органов гос. управления некоторых стран, напр. Германии, Франции, Австрии и др. В ряде случаев они могут быть интегрированы в структуру традиц. религий мира. Нерелиг. формы противодействия сектантству восходят к древности. С кон. ХVIII в. они были тесно связаны с атеистической критикой религии. В совр. виде антикультовая школа сформировалась в Европе и США в 60-70-х гг. XX в.

Правозащитная школа С.

Работа этой школы основана на утверждении права человека на свободное исповедание любого вероучения и недопущении всевозможных преследований за веру. Ее представители не изучают НРД, а собирают информацию о фактах нарушения основных прав и свобод их членов; информируют общественность и политические круги демократических стран о данных нарушениях; проводят конференции и семинары по проблемам защиты прав и свобод представителей религиозных меньшинств. Появление правозащитной школы восходит к защите прав религ. организаций в целом. Так, правосл. Церковь с первых веков после Р. Х. выступала за свободу вероисповедания и добилась реализации этого принципа для всех конфессий в границах Миланского эдикта. Впосл., при активизации гос. аппарата для борьбы с НРД, Церковь отошла от последовательной реализации данного принципа.

Правозащитная школа не проводит различия между традиц. религиями и НРД, одинаково защищая права всех религ. орг-ций, т. к. преследованиям за веру подвергаются все типы религ. орг-ций. Однако отсутствие предварительного изучения ситуации периодически приводит к тому, что представители данной школы защищают права и свободы орг-ций, к-рые не признают прав и свобод за др. людьми и религ. группами и нарушают их, при этом нуждаются в защите собственных прав. Представители правозащитной школы не всегда адекватно оценивают ситуацию, при к-рой религ. орг-ция лишь декларирует приверженность принципам свободы совести и вероисповедания, но отрицает их на практике.

Сектозащитная школа

оказывает поддержку и помощь НРД, защищает от деятельности конфессиональной и антикультовой школ С. Представители этой школы утверждают, что проблема НРД надумана и искусственно преувеличена некорректными суждениями о реальном месте и роли НР в совр. обществе. НРД позиционируют свои орг-ции, как неопасные для общества и ни в чем не отличающиеся от традиц. религий, т. о. граница между НРД и традиц. религиями размывается. Достаточно часто исследования НРД, проводимые представителями этой школы, находятся под влиянием самих НРД. Сектозащитная школа представлена: структурными подразделениями НРД; общественными объединениями, создаваемыми одним или неск. НРД для защиты от внешней критики; родительскими комитетами, состоящими из членов НРД и их родственников, с одобрением относящихся к уходу своих близких и знакомых в НРД; учеными, юристами и журналистами, отстаивающими интересы НРД.

Под влиянием этой школы публикуются книги и сборники статей, снимаются фильмы о НРД в позитивном ключе, без упоминаний спорных и проблемных моментов в их истории и деятельности. Достаточно часто издается лит-ра против сектоведов антикультовой и конфессиональной школ, организовываются кампании по их дискредитации.

Академическая школа

С. занимается научным изучением НР и дистанцируется при этом от оценочных заключений об объекте исследования. Глубокое понимание феномена НР, основных принципов его устройства и функционирования является главной целью представителей школы. Научная методология, объективность, логическая непротиворечивость, проверяемость и воспроизводимость исследования - главные методы их работы. Труды этой школы используют ученые, профессионально занимающиеся вопросами НР в границах своих дисциплин: социологии, психологии, психиатрии, религиоведения, истории, права и др. Особенностями работ академической школы являются их универсальный характер и возможность применения в своей деятельности представителями всех остальных школ С.

Все школы С. транслируют в общество противоречивую информацию о НР и оказывают определенное влияние друг на друга, в результате можно встретить комбинированные типы (напр., антисектантские центры периодически критикуют НРД с позиций конфессионального С., а отдельные академические ученые время от времени выступают то с критикой сектантства, то в его защиту). В кон. XX - нач. XXI в. всеми школами С. было издано ок. 200 наименований специализированных журналов и газет, посвященных НР. В это же время были созданы профессиональные сектоведческие союзы и альянсы национального (напр., Российская ассоциация центров по изучению религий и сект) и международного (напр., Европейская федерация центров по исследованию и информированию о сектантстве) значения.

Результаты сектоведческой рефлексии и деятельности сектоведов часто вызывают обратную реакцию со стороны НРД как в виде корректировки учения, методов и форм работы, так и в виде ответной критики и более или менее заметных в обществе конфликтов. Тем самым С. является отдельным фактором, влияющим на развитие НР. Логика взаимодействия представителей НРД и сектоведов имеет нелинейный характер: борьба с НРД может приводить к их укреплению либо к ослаблению одних и усилению др. организаций НРД. Попытки защиты НРД могут приводить к их ослаблению, а отсутствие реакции на деятельность сект (в зависимости от ситуации) - как к сдерживанию их роста, так и к их развитию.

Лит.: Haack F. W. Was mir zu denken gibt: Weinachtsrundbriefe 1979-1990 an die Münchner Elterninitiative. Münch., 1992; Jenkins Ph. Mystics and Messiahs: Cults and New Religions in American History. Oxf., 2000; Barker E. Watching for Violence: A Comparative Analysis of the Roles of Five Types of Cult-Watching Groups // Cult, Religion, and Violence / Ed. D. G. Bromley, J. G. Melton. Camb., 2002. P. 123-148; Arweck E. Researching New Religious Movements: Responses and Redefinitions. L.; N. Y., 2006.
В. А. Мартинович
Рубрики:
Сектоведение