[Греч. ̓Αθίγγανοι], малоазийская секта IX в., данные о к-рой содержатся в «Хронографии» Феофана Исповедника, а также в анонимной хронике Продолжателя Феофана и в Житии Патриарха Никифора, написанном Игнатием диаконом. Визант. авторы помещали А. во Фригии и связывали их появление с влиянием на местных христиан иудаизма, а также ереси павликиан. А. практиковали иудейские обычаи и обряды, кроме обрезания, к-рое они заменяли св. Крещением. После посвящения член секты получал в наставники некрещеного иудея (иудейку). По нек-рым данным, А. занимались магией и гаданиями. Под их влиянием находились даже императоры Никифор I (802-811) и Михаил II (820-829); в то же время имп. Михаил I (811-813) издал указ об изгнании А. из К-поля вместе с павликианами (812) и о применении против них смертной казни (Theoph. Chonogr. P. 495, 497; RegPatr. N 383, 384). Известен «Чин принятия афинган», переведенный на церковнослав. язык в составе визант. Номоканона XIV титулов.
До недавнего времени А. считались одной из иудео-христ. сект VIII-IX вв. (Ж. Гуйяр, П. Кроун, Ж. Дагрон, Х. Сигнес Кодоньер). Однако в работах П. Шпека и Р. Гильзенбаха они рассматриваются как крещеные цыгане, сохранившие свои странные для византийцев обычаи (в частности продолжавшие активно заниматься гаданиями). Именно благодаря замкнутости и своеобразию этой этнической группы византийцы (а вслед за ними и совр. ученые) воспринимали А. как особую религ. секту. Но название «А.» (в вольном переводе с греч. оно звучит как «неприкасаемые») не содержит в себе религ. мотивировки и, скорее всего, представляет грецизированную форму этнонима ̓Ατσίγγανοι - «цыгане».