Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

СЕДМИЕЗЕРНАЯ БОГОРОДИЦКАЯ ПУСТЫНЬ
62, С. 344-347 опубликовано: 25 ноября 2025г. 


СЕДМИЕЗЕРНАЯ БОГОРОДИЦКАЯ ПУСТЫНЬ

Вид Седмиезерной пустыни. Фотография. Нач. ХХ в.
Вид Седмиезерной пустыни. Фотография. Нач. ХХ в.

Вид Седмиезерной пустыни. Фотография. Нач. ХХ в.
(муж. мон-рь Казанской и Татарстанской епархии РПЦ), расположена к северу от г. Казани, в с. Семиозёрка Высокогорского р-на Республики Татарстан. Основана в 1-й пол. XVII в. среди густых лиственных лесов, населенных черемисами (совр. марийцы), недалеко от языческого капища - киремети. Обитель, первоначально посвященную Вознесению Господню, омывали 7 озер, от чего произошло название мон-ря, а затем и расположенного там селения.

XVII - 1-я пол. XVIII в.

Согласно «Сказанию о Седмиезерной Богородицкой пустыни», составленному по благословению митр. Казанского и Свияжского Лаврентия в 3-й четв. XVII в., мон-рь был учрежден в 1615 г., эта дата вошла во мн. энциклопедии, справочники и путеводители. Некоторые издания указывают годом основания 1613 г., ссылаясь на исторический документ «Известие о пустыни Седмиозерной с приложением исторического описания», датируемый 1771 г. Однако известный церковный историк и краевед проф. КазДА И. М. Покровский доказывал, что 1615-й - это год назначения на Казанскую кафедру митр. Казанского и Свияжского Матфея, при к-ром был образован мон-рь, а основание обители могло быть не ранее 20-х гг. XVII в., точнее в 1624 г. В статье проф. КазДА П. В. Знаменского «Описание Седмиезерной Богородицкой пустыни» указано, что мон-рь образован ок. 1628 г.

Основана обитель схим. Евфимием, пришедшим в Казань вместе с братом-мирянином из г. Вел. Устюг. Брат обустроился в городе, а схим. Евфимий, желая подвижнической жизни, после расспросов у местных жителей нашел уединенное место, где в одну из первых ночей его пребывания ему было видение: огненный столп, поднимавшийся к небу. Вскоре в дерево, возле к-рого язычники совершали жертвоприношения, ударила молния, и оно сгорело, после чего моления на этом месте прекратились. Спустя 12 лет отшельнической жизни по благословению митр. Матфея был построен 1-й храм в честь Вознесения Господня и появилась монастырская братия. В 1645 г. в ответ на челобитную старца С. Б. п. Протасия обитель получила от царя Михаила Феодоровича во владение озера, луга и земли под пашни. В это время количество насельников доходило до 30 чел. В 1652 г. митр. Казанским и Свияжским Корнилием здесь учреждено игуменство, 1-м игуменом стал инок Зилантова Успенского мон-ря Дионисий, к-рому был передан жезл свт. Гурия, архиеп. Казанского, ставший одной из святынь обители.

Принесение иконы Божией Матери схимон. Евфимием в Седмиезерную пустынь. Клеймо рамы с чудесами Седмиезерной иконы Божией Матери. Кон. XVII в. (ЦМиАР)
Принесение иконы Божией Матери схимон. Евфимием в Седмиезерную пустынь. Клеймо рамы с чудесами Седмиезерной иконы Божией Матери. Кон. XVII в. (ЦМиАР)

Принесение иконы Божией Матери схимон. Евфимием в Седмиезерную пустынь. Клеймо рамы с чудесами Седмиезерной иконы Божией Матери. Кон. XVII в. (ЦМиАР)
Расцвет обители случился в сер. XVII в., после прославления главной монастырской святыни - чудотворной Седмиезерной иконы Божией Матери (см. Седмиезерная «Одигитрия» икона Божией Матери). Фамильную икону Божией Матери принес с собой в Казань основатель обители схим. Евфимий, оставив ее братии после своего перевода в г. Казань. В 1654 г. мн. рус. города, в т. ч. и Казань, поразила моровая язва, погибло большое количество жителей. В разгар эпидемии монахине Казанского Богородицкого мон-ря Мавре (или Марфе) было видение, что через Седмиезерную икону Божией Матери болезнь будет побеждена. Святыня была вынесена из обители, крестный ход с иконой направился в Казань, откуда в свою очередь также выдвинулся крестный ход. На месте встречи крестных ходов был основан Кизический монастырь г. Казани. После принесения иконы в город моровая язва пошла на убыль, а вскоре и совсем прекратилась. О чуде стало известно далеко за пределами Казанского края. С тех пор вплоть до 20-х гг. XX в. Седмиезерную икону на месяц (с 26 июня по 28 июля по ст. ст.) приносили на поклонение в Казань, в нек-рые др. дни года проносили по городам и селам Казанской епархии.

2-я пол. XVIII - нач. ХХ в.

В 1782-1785 гг. на покое в С. Б. п. пребывал бывш. митр. Казанский и Свияжский Вениамин (Пуцек-Григорович), погребенный в монастырском соборе. При ремонте церкви в 1899 г., по свидетельствам очевидцев, останки митрополита были обретены нетленными и благоухающими. В советское время при разрушении собора захоронение было утрачено.

В ходе реформы 1764 г. С. Б. п. был присвоен 3-й монастырский класс, что обусловило и уровень средств, выделяемых на ее содержание. Тем не менее количество насельников обители в XIX в. доходило до 100 чел. Общежительным мон-рем пустынь стала в 1816 г., а указом Синода от 2 июля 1884 г. она была предоставлена в личное управление правящим архиереям Казанской епархии, к-рые отныне становились настоятелями С. Б. п. по должности. К нач. XX в. в мон-ре действовали 2 паломнические гостиницы и странноприимный дом, а также церковноприходская школа (в 1904 в ней обучались 34 мальчика и 24 девочки). По сведениям за 1904 г., в братии мон-ря помимо настоятеля-священноархимандрита (правящего архиерея) и наместника (в сане архимандрита) состояли 12 иеромонахов, 7 иеродиаконов, 4 монаха, 14 послушников. Кроме того, на испытании проживали 73 чел.

Вехой в жизни обители в предреволюционные годы стал период старчества в ней схиархим. Гавриила (Зырянова) (1844-1915), прославленного в лике преподобных в 1996 г. Прп. Гавриил, ставший духовником многих преподавателей и студентов КазДА, был переведен в С. Б. п. в 1883 г., с 1889 г.- духовник и благочинный обители, в 1901-1908 гг.- ее наместник.

После 1917 г.

Церковь прп. Евфимия Великого и свт. Тихона Задонского. 1898–1899 гг. Архитектор Ф. Н. Малиновский. Фотография. 2014 г. Фото: М. А. Маханько
Церковь прп. Евфимия Великого и свт. Тихона Задонского. 1898–1899 гг. Архитектор Ф. Н. Малиновский. Фотография. 2014 г. Фото: М. А. Маханько

Церковь прп. Евфимия Великого и свт. Тихона Задонского. 1898–1899 гг. Архитектор Ф. Н. Малиновский. Фотография. 2014 г. Фото: М. А. Маханько

В 1918 г. обитель была разорена, а в 1926-1927 гг. окончательно закрыта (до 1928 монастырский Вознесенский храм продолжал действовать как приходской). Последним наместником мон-ря с 1922 г. был преподобноисп. Александр (Уродов (Орудов)), арестованный при закрытии последнего храма бывш. мон-ря в 1928 г. Тогда же иером. Вениамином (в схиме Серафим (Кошурин)) из разоренной обители были спасены чудотворная Седмиезерная икона Божией Матери, ныне находящаяся в Петропавловском соборе г. Казани, и мощи прп. Гавриила (Зырянова), часть которых хранится в храме прав. Иоанна Кронштадтского при КазДС, а часть (с 2000) - в возрожденной С. Б. п. После закрытия мон-ря почти весь его ансамбль был разрушен, сохранившиеся постройки использовались в хозяйственных целях местным совхозом и вспомогательной школой-интернатом.

С. Б. п. возвращена Казанской епархии в 1997 г. Ко времени передачи монастыря на его территории сохранились: братский корпус (построен в 1893), часть стен со странноприимным домом (1845) и 2-этажный храм прп. Евфимия Великого и свт. Тихона Задонского.

Монастырские постройки и хозяйство

К нач. XX в. С. Б. п. была большим и красивым мон-рем, окруженным стенами 2-й пол. XVII в. и имевшим неск. каменных корпусов, построенных преимущественно в XIX в.: 2-этажный для наместника и части братии, 2-этажный с кельями на верхнем этаже и с трапезной и кухней на нижнем, одноэтажный братский корпус. Кроме того, в монастырском саду находился деревянный дом для братии. В 1879 г. была построена новая, 6-ярусная колокольня высотой в 30 саж. с 11 колоколами и башенными часами.

Собор в честь Смоленской иконы Божией Матери (с приделом в честь Успения Пресв. Богородицы) был построен ок. 1668 г., перестроен в 1710 г. Кирпичный 2-столпный 3-апсидный однокупольный храм на белокаменном подклете, с трапезной, окруженный открытой папертью, на к-рую вели 3 широкие каменные лестницы. Стены собора были прорезаны 2 рядами оконных проемов, обрамленных «рогатыми» наличниками, и завершались крупными полукруглыми закомарами. Купол в стиле укр. барокко был переделан в сер. XVIII в. Ярусная колокольня в духе казанского барокко, примыкавшая к паперти собора с запада, была разобрана в 1898 г. Собор разрушен в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в., частично сохранились стены подклета.

Церковь в честь Вознесения Господня. 1640–1646 гг. Разрушена в 30-е гг. ХХ в. Фотография. 1914 г.
Церковь в честь Вознесения Господня. 1640–1646 гг. Разрушена в 30-е гг. ХХ в. Фотография. 1914 г.

Церковь в честь Вознесения Господня. 1640–1646 гг. Разрушена в 30-е гг. ХХ в. Фотография. 1914 г.
Теплая ц. в честь Вознесения Господня (с приделом во имя преподобных Варлаама и Иоасафа Индийских) была построена из белого камня в 1640-1646 гг., перестраивалась в 1706 г. и позднее. Стояла юго-западнее Смоленского собора, с папертью к-рого соприкасалась. Небольшой (13 на 14 аршин) одноглавый 3-апсидный четверик с зап. притвором, после реконструкции покрытый простой 4-скатной кровлей. Уничтожен в 30-х гг. XX в.

Формирование архитектурного ансамбля мон-ря завершилось постройкой по проекту архит. Ф. Н. Малиновского в 1898-1899 гг. нового кирпичного 2-этажного храма во имя прп. Евфимия Великого, небесного покровителя основателя монастыря схим. Евфимия, и свт. Тихона Задонского, небесного покровителя строителя этого храма иером. Тихона (в схиме Гавриил (Зырянов)), для неусыпного чтения Псалтири по усопшим. Крестообразная в плане, эклектичная постройка с богатым декором в псевдорусском стиле завершается четвериком с главкой. Храм освящен в 1900 г., вторично - в 1999 г. (единственный сохранившийся и ныне действующий храм мон-ря; в ходе реставрации сооружен новый притвор со звонницей).

Кроме того, в нач. ХХ в. в обители имелись малая каменная церковь над старыми монастырскими вратами во имя ап. Андрея Первозванного (освящена в 1685) и ц. во имя Всех святых над новыми вратами в каменной колокольне (освящена в 1882).

За монастырской оградой располагались скотный двор, каменный 2-этажный дом и такой же флигель, деревянный барак для богомольцев, а также деревянная 2-этажная гостиница и полукаменный 2-этажный корпус для них же, неск. дачных домов вблизи обители.

По состоянию на 1904 г. в собственности С. Б. п. были земли с озером и лесом под мон-рем - 105 дес. 49 кв. саж., в 6 верстах от мон-ря по речке Щереде пахотной и сенокосной земли 60 дес. 323 кв. саж., в 4 верстах, на даче «Ураковская Поляна», пахотной земли 6 дес. 1527 кв. саж., в 1,5 версты лесная дача «Седмиозерно-Макарьевская» площадью 111 дес., рыбные ловли вблизи уездного г. Спасска Казанской губ. (ныне Болгар, Республика Татарстан) (оз. Исаково), мельница на р. Омарке в с. Омары Мамадышского у. и каменный 2-этажный дом в центре Казани, на ул. Лево-Булачной.

Монастырские источники

Крестный ход с молебном у св. источника. Фотография. 2015 г. Фото: Я. Э. Зеленина
Крестный ход с молебном у св. источника. Фотография. 2015 г. Фото: Я. Э. Зеленина

Крестный ход с молебном у св. источника. Фотография. 2015 г. Фото: Я. Э. Зеленина
К монастырю относятся 2 св. источника, Ближний и Дальний. Дорога к Ближнему, находящемуся примерно в километре к северо-востоку от обители, проходит через густой лес. В 30-х гг. XIX в. здесь была сооружена деревянная часовня, а в нач. 80-х гг. на ее месте был построен каменный с деревянным верхом холодный храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», освященный в 1884 г. Храм был небольших размеров с 4-ярусным дубовым иконостасом. К Ближнему источнику верующие приходили и в советские годы, когда обитель была разорена. В наст. время здесь расположена деревянная часовня в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Примерно в 3 км, в 40 минутах ходьбы от Ближнего источника вверх по речке Солонке, недалеко от дер. Яшь Кеч Высокогорского р-на, расположен Дальний св. ключ, в народе именуемый Источником матушки Анисии, жившей здесь отшельницей еще за 20 лет до прихода сюда инока Евфимия. По преданию, когда последний пришел на источник, она засвидетельствовала ему, что давно слышала в этом месте ангельское пение и колокольный звон, что окончательно утвердило пустынника в мысли основать здесь обитель. На Дальнем источнике имеются 2 купальни и часовня; 2 мая 2010 г. здесь состоялось освящение родника.

Арх.: ГАРТ. Ф. 4.
Лит.: Елисеев Г. З. Краткое ист. сказание о чудотв. иконах Казанской, Седмиезерной (Смоленской), (Грузинской) Раифской и Мироносицкой. М., 1849; Богородицкая-Седмиозерская муж. пуст. // ЭС. 1891. Т. 4. С. 179; Покровский И. М. К истории казанских мон-рей до 1764 г. // Изв. Об-ва археологии, истории и этнографии при Казанском ун-те. 1902. Т. 18. Вып. 1/3. С. 1-80, I-XVI (отд. паг.); Справ. книга Казанской епархии. Каз., 1904. С. 744-747; Седмиезерная пуст. в Казанском у. // Православные русские обители. С. 237; Липаков Е. В. и др. Респ. Татарстан: Правосл. памятники (сер. XVI - нач. XX вв.). Каз., 1998; Рощектаев А. В. Путев. по св. обителям Казанской епархии. Каз., 2006; Седмиезерная Богородичная пуст. / Сост.: О. Л. Малышева. Каз., 2008; Святые обители: Мон-ри Казанской епархии / Сост.: А. Г. Петрикин, В. А. Павлов. Наб. Челны, 2010; Хохлов А. А. Дело наместника Казанской Богородицкой Седмиозерной пуст. схиархим. Гавриила (Зырянова): Очерк антропологии церк. морали в свете событий 1908 г. Каз., 2019.
Прот. Алексий Колчерин,свящ. Антоний Ермошин
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Казанская и Татарстанская епархия Русской Православной Церкви Седмиезерная Богородицкая пустынь (мужской монастырь Казанской и Татарстанской епархии РПЦ)
См.также:
МАКАРИЕВ СВИЯЖСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Казанской епархии Казанской и Татарской митрополии)
АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.
АВНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Тотемском уезде Вологодской губернии, при впадении р. Авнежи в р. Сухону
АВРААМИЕВ ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ (Костромской и Галичской епархии), в с. Ножкине Чухломского р-на, основан в кон. XIV в.
АВРААМИЕВ НОВОЗАОЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в с. Умиление Галичского р-на Костромской обл., первый мон-рь в Галичской земле
АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Ростове Ярославской обл., близ оз. Неро