[греч. Σεβαστιανή] (I в.), мц. Гераклейская (Ираклийская) (пам. 16 сент.; пам. греч. 24 окт.), ученица ап. Павла см. ст. Павел, апостол), пострадала при имп. Домициане (81-96), 2-м рим. правителе после имп. Нерона, к-рый преследовал христиан. Согласно анонимному пространному Мученичеству С. (BHG, N 1619), святая была обращена в христианство ап. Павлом. Приняв от него крещение, С. отправилась из родного г. Севастия во Фригии проповедовать Евангелие в г. Маркианополь во Фракии (ныне Девня, Болгария). Там ок. 96 г. по приказу местного правителя Сергия Юста она была арестована и подвергнута бичеванию и др. истязаниям. В темнице ей явился ап. Павел и духовно укрепил ее. В Мученичестве приведена полемика С. и правителя-язычника Сергия. После пыток С. отправили на суд в Гераклею (см. ст. Ираклия Фракийская). По пути она продолжила проповедь христианства в городах Одесс (визант. Одисс, ныне Варна, Болгария), Анхиал (ныне Поморие, Болгария), Аркадиополь (ныне Люлебургаз, Турция) и др. В Гераклее С. предстала перед правителем Помпианом, к-рый снова подверг ее многочисленным пыткам. С. бросили на съедение льву и львице, но звери после увещевания мученицы приникли к ее стопам. Тогда правитель приказал обезглавить С. Из раны вместо крови потекло молоко. Тело мученицы вместе с отсеченной головой зашили в мешок, привязали к нему свинцовый груз и отдали морякам, чтобы те бросили его в море. Видя это, христиане громко рыдали из-за того, что не смогут достойно похоронить останки святой. Внезапно раздался голос С., к-рая возвестила единоверцам, что ей надлежит упокоиться в месте под названием Рисис (῾Ρίσις). Когда моряки выкинули мешок с мощами за борт, его подхватили 3 ангела и отнесли в указанное место. Одна женщина из сенаторского сословия поспешила в Рисис, где устроила пышное погребение мученицы.
В 2 рукописях XI-XII вв. (ГИМ. Син. греч. 40 (Влад. 385). Л. 108 об.- 115; Ath. Pantokr. 53. Fol. 130v - 140) сохранилась 2-я редакция Мученичества С. (BHG, N 1619b; изд.: Halkin. 1989), отличающаяся нек-рыми деталями: в частности, местом упокоения С. в ней назван г. Редест (Родосто, ныне Текирдаг, Турция) на сев. берегу Мраморного м., в Вост. Фракии.
Имя Севастиана, очевидно, имеет отношение к названию ее родного города, т. е. буквально ее зовут Севастийка. Автор 1-й редакции Мученичества назвал себя современником событий и указал, что они произошли на 23-м году «воздвигнутого на нас» гонения, однако более вероятно, что произведение было создано позже, т. к. в нем содержатся реминисценции из др. агиографических произведений: Актов первомц. равноап. Феклы Иконийской, еще одной ученицы ап. Павла, сщмч. Мокия Амфипольского, также казненного в Гераклее Фракийской, и др. По мнению И. Делеэ, Мученичество С. имеет легендарный характер и содержит многочисленные агиографические топосы: мученица остается невредимой после пыток, из раны после казни истекает молоко вместо крови, ангелы переносят мощи и т. п. Об исторической достоверности существования С. с уверенностью говорить трудно (Delehaye. 1912. P. 253-254).
Вероятно, почитание С. возникло в Редесте не позднее X в. (Ibid. P. 254; Halkin. 1989. P. 13). В Типиконе Великой ц. (кон. IX - нач. XI в.; Mateos. Typicon. T. 1. P. 38-39) и в Синаксаре К-польской ц. (сер. X в.; SynCP. Col. 50) память мученицы с краткой заметкой о ней, составленной на основе 2-й редакции Мученичества, содержится под 16 сент. В более поздних визант. стишных Синаксарях и Минеях (BHG, N 1619e) память С. отмечена под 24 окт. (напр., Paris. gr. 1582, XIV в.- SynCP. Col. 161). Канон в честь С., автором к-рого в некоторых рукописях указан Феофан, содержится в ряде греч. Миней под 3 мая (AHG. T. 9. P. 37-47, 361-362). Под 24 окт. память С. вошла в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 416-419), в «Новый Синаксарист» иером. Макария Симонопетрского (Μακαρ. Σιμων. Νέος Συναξ. Τ. 2. Σ. 271-272 (рус. пер.: Макар. Симон. Синаксарь. Т. 1. С. 236-237)) и в совр. Календарь Элладской Православной Церкви.
В Синаксаре (Прологе краткой редакции), составленном на основе греческого оригинала не позднее нач. XII в., память С. отмечена под 16 сент. (Слав.-рус. пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. Т. 1. С. 78-80). Под этим же числом мученица упоминается в стишном Прологе, переведенном с греч. языка в Болгарии в XIV в. (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 1. С. 66), в ВМЧ митр. Макария (ВМЧ. Сент., дни 14-24. Стб. 1216, 1226) и в «Книге житий святых» свт. Димитрия, митр. Ростовского ([Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 1. Л. 85).
В зап. церковной традиции почитание С. не зафиксировано до 2-й пол. XVI в., когда память мученицы под 16 сент. была внесена в Римский Мартиролог (MartRom. Comment. P. 400); в совр. редакции Мартиролога она отсутствует.