Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО ПАМЯТИ ВЛ. С. СОЛОВЬЁВА
59, С. 468-471 опубликовано: 7 марта 2025г. 


РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО ПАМЯТИ ВЛ. С. СОЛОВЬЁВА

(РФО), общественная орг-ция, действовавшая в Москве в 1906-1918 гг. История возникновения РФО, по мнению исследователей, была связана с деятельностью религиозно-философской секции Студенческого историко-филологического об-ва (1902) при Московском ун-те (С. М. Половинкин, М. Е. Набокина), «Христианского братства борьбы» (С. В. Чертков, Набокина) и Московского психологического об-ва (А. В. Соболев, Я. В. Морозова). В нач. ХХ в. в секции Студенческого историко-филологического об-ва занимались приехавшие учиться из Тифлиса в Москву В. Ф. Эрн и П. А. Флоренский. Третий тифлисец, А. В. Ельчанинов, поступил в ун-т С.-Петербурга. В 1902 г. он познакомился с Н. М. Минским и Д. С. Мережковским, заинтересовался учением последнего о религиозном синтезе христианства и культуры, «духа и плоти», и познакомил с Мережковским Эрна и Флоренского, предоставив им тем самым возможность публиковаться в журнале Мережковского «Новый путь». В 1903 г. Эрн сблизился с первокурсником В. П. Свенцицким, который произвел на него впечатление «строгого аскета», «любившего мир» и умевшего говорить «сильно и красиво» (Взыскующие града. 2019. С. 356). Так образовалась группа студентов-единомышленников, к-рых сплотили общая тема христианской истории мира и поиск «идеального единства» человечества, понимаемого ими как единственная цель прогресса. Эрн, Свенцицкий и Флоренский стали «ядром» и интеллектуальным центром религиозно-философской секции Студенческого историко-филологического об-ва. Свою орг-цию студенты называли «кружок» (Чертков. 2017. С. 130, 131) и, согласно их переписке, отличали его от университетской «секции» как общность избранных на служение нек-рому делу. Флоренский в письме к матери сформулировал общую задачу и отношение их группы к Церкви: «Произвести синтез церковности и светской культуры, вполне соединиться с Церковью, но без каких-нибудь компромиссов, честно воспринять все положительное учение Церкви и научно-философское мировоззрение вместе с искусством» и личную церковность (Взыскующие града. 2019. С. 425). У членов кружка возникла идея образовать «орден» (Там же. С. 449), куда пригласили и А. Белого, лидера кружка «аргонавтов», он присоединился в дек. 1903 г. 15 янв. 1904 г. на квартире Эрна в присутствии Свенцицкого, Б. Е. и В. Е. Сыроечковских, А. А. Блока, Д. Д. Галанина и Д. В. Шера он читал реферат «Символизм и религия». В 1904 г. разросшийся кружок представлял собой небольшое общество единомышленников, собиравшееся на частных квартирах, организаторы планировали выпускать свое периодическое издание, посвященное вопросам религии (Там же. С. 450). Эрн и Флоренский в 1904 г. окончили курс обучения в ун-те, Ельчанинов в 1905 г. уехал из С.-Петербурга в Москву, Флоренский поступил в МДА, а Свенцицкий продолжил учиться в Московском ун-те. Весной 1905 г. у группы возникло желание организовать «на широких началах» религиозно-философское об-во (Новое общество // Стрелы. 1906. 20 нояб. № 1). 4 мая на 1-м заседании Эрн прочел реферат «Христианское отношение к собственности», доклады Галанина «Миросозерцание русского народа до XVII в.» и Свенцицкого «Христианское братство борьбы и его программа» были прочитаны явочным порядком. 10 мая группа собралась у Г. А. Рачинского, чтобы подписать устав и «обсудить недоговоренности» (Чертков. 2017. С. 171). Далее действовать явочным порядком было нельзя. 5 нояб. 1905 г. Эрн направил Московскому градоначальнику заявление об открытии в Москве «религиозно-философского общества памяти Вл. С. Соловьёва» с приложением устава и списком учредителей (свящ. К. М. Аггеев, свящ. П. П. Поспелов, С. Н. Булгаков, Галанин, Ельчанинов, С. А. Котляревский, Л. М. Лопатин, Свенцицкий, М. И. Сизов, С. Синельников, Сыроечковские, М. В. Штандель, Шер, Эрн, И. М. Херасков, Рачинский (Там же. С. 197). В регистрации было отказано с разъяснением, что она невозможна без утвержденного устава. Документальные сведения об этом религиозно-философском об-ве заканчиваются той же осенью 1905 г.

Необходимость в России независимого философского об-ва обсуждалась еще в сер. XIX в., потому что удаление в 1850 г. из ун-тов философии привело к снижению уровня образования и затормозило развитие наук. 15 июля 1884 г. был утвержден устав Московского психологического об-ва, в названии к-рого учредители закамуфлировали «философию» под «психологией». Председателем его стал профессор Московского ун-та М. М. Троицкий. На деньги фабриканта А. А. Абрикосова об-во начало издавать ж. «Вопросы философии и психологии» (1889-1918). Всплеск общественного интереса к религии и религ. философии, пришедшийся в России на нач. ХХ в., встречи интеллигенции с представителями Русской Церкви в Религиозно-философских собраниях (1901-1903) и события революции 1905 г. укрепили социальный запрос на создание общедоступных религиозно-философских об-в. Из числа бывш. участников Религиозно-философских собраний в С.-Петербурге и секции Студенческого историко-филологического об-ва под рук. С. Н. Трубецкого, а также кружка «аргонавтов» Андрея Белого вышли члены и некоторые учредители (Н. А. Бердяев, Булгаков, Свенцицкий, Рачинский, С. М. Соловьёв) религиозно-философского об-ва, инициированного Е. Н. Трубецким и М. К. Морозовой, вдовой московского фабриканта М. А. Морозова.

Согласно воспоминаниям Морозовой, мысль о религиозно-философском об-ве родилась вслед. интеллектуальной усталости Е. Н. Трубецкого от издательской деятельности («Московского еженедельника») и пришлась кстати из-за имевшей место неловкой ситуации с отказом Лопатина принять в Московском психологическом об-ве философа А. Л. Бергсона. Морозова предложила организовать у нее философский кружок для встречи Бергсона. На основе этого продолжившего собираться кружка и было образовано религиозно-философское об-во, зарегистрированное в 1906 г. как «Московское религиозно-философское общество памяти Вл. С. Соловьёва». Название мог подсказать идейно близкий в эти годы Эрну, Свенцицкому и всему «Христианскому братству борьбы» Булгаков, но и внимание к философии Вл. С. Соловьёва в России начала века было всеобщим и повсеместным. Организаторы РФО не только испытывали интерес к философии Вл. С. Соловьёва, но и почитали его как личность. Это отразилось на выборе председателя об-ва: Рачинский был преданным другом философа.

Согласно утвержденному 1 авг. 1906 г. уставу, РФО имело просветительские задачи. Его членский состав делился на 4 категории: почетные члены, члены-учредители, действительные члены и кандидаты в действительные члены. Костяк общества составляли действительные члены. Приток происходил за счет кандидатов, которые избирались голосованием при наличии рекомендации 2 действительных членов и утверждались в случае, если набирали 2/3 голосов. Деятельность об-ва регулировалась Советом, к-рый состоял из председателя, его товарища и выбранных в Совет 5 действительных членов. Совет рассматривал, утверждал или отклонял доклады, должен был заниматься финансовыми вопросами и издательской деятельностью; но и финансовой частью, и делами издательства в значительной степени занималась Морозова при заинтересованном участии Е. Н. Трубецкого. Устав РФО стал образцом для возникших вслед за ним религиозно-философских об-в в С.-Петербурге и крупных городах Российской империи. Сходство коснулось прежде всего регламентации заседаний, позволявшей Совету держать под контролем идейное направление деятельности об-ва. Заседания по типу проведения делились на закрытые, закрытые общие и открытые, или публичные. Закрытые заседания предназначались для решения адм. проблем и де-факто были встречами учредителей и членов Совета. Закрытые общие заседания к этому составу добавляли действительных членов. Открытыми считались собрания всего коллектива об-ва, на них Совет не менее 1 раза в год должен был отчитываться о проделанной работе. Публичные заседания проводились в присутствии купивших билеты слушателей.

Несмотря на включение в Совет лидеров политизированного «Христианского братства борьбы», РФО было действительно философским, предпринимало попытки изучать феномены религ. сознания и их исторические и социальные проекции, знакомило слушателей с европ. философией. Коллектив РФО состоял из самых разнообразных по взглядам и профессиям представителей интеллигенции: здесь были теософы, антропософы, литераторы, инженеры, философы, «церковники», «это была религиозность… в значительной степени (хотя и не исключительно) вне-церковная или, вернее, не-церковная, рядом и с церковной… вливалась сюда порой и пряная струя… чувственно-возбужденного… подхода к религии и религиозному опыту» (Арсеньев. 1974. С. 61-63). Впрочем, среди участников преобладали православные, сохранялось доброжелательное отношение к Церкви, в т. ч. благодаря влиянию членов Кружка ищущих христианского просвещения. Собрания проходили в домах, принадлежавших Морозовой (на Смоленском (д. 26/9) и Новинском (д. 103) бульварах, на Знаменке (д. 11), в Мертвом (ныне Пречистенском) пер. (д. 18)), а также в здании Политехнического об-ва в М. Харитоньевском пер., в «Польской библиотеке» (Милютинский пер., д. 18), Народном ун-те им. А. Л. Шанявского, Синодальном уч-ще, Московском ун-те, Коммерческом ин-те и Московском епархиальном доме в Лиховом пер. За 1-й год работы об-ва количество его посетителей увеличилось с 40 до 300 чел. В последующем на публичных заседаниях обычно присутствовало от 250 до 600 чел.

На 1-м собрании РФО 5 нояб. 1906 г. Булгаков читал доклад «Достоевский и современность», затем были представлены рефераты Галанина («Мое религиозное мировоззрение»), Эрна («Методы исторического исследования и «Сущность христианства» Гарнака»), Свенцицкого («Террор и бессмертие») и др. Заседания не стенографировались. Попытка организовать свой журнал не удалась, и доклады публиковались в «Вопросах философии и психологии», «Богословском вестнике», «Живой жизни», «Московском еженедельнике», «Веке», «Русской мысли» и газетах «Русское слово», «Утро России», или в расширенной редакции в сборниках статей, напр. «Два града» Булгакова, «Борьба за Логос» и «Меч и Крест» Эрна. Точное число докладов, прочитанных в РФО, неизвестно. Список состоявшихся и вероятных докладов и рефератов был систематизирован Соболевым по исследованию Ю. В. Шерер, собравшей их по различным дореволюционным изданиям. По списку Соболева, в целом на разных заседаниях РФО состоялось ок. 82 докладов. Их прочитали: Е. Н. Трубецкой, Бердяев, С. А. Аскольдов, С. Н. Дурылин, В. В. Зеньковский, Рачинский, С. М. Соловьёв, С. Л. Франк, Б. А. Грифцов, Е. Г. Лундберг, Б. Г. Столпнер, С. И. Гессен, Л. И. Шестов и др. В 1907 г. при РФО открылся Вольный богословский ун-т, лекции читали Д. И. Андреев, Аскольдов, Белый, Бердяев, Булгаков, Зеньковский, Рачинский, Свенцицкий, С. М. Соловьёв, М. М. Тареев, Е. Н. Трубецкой, Флоренский и др.

В 1908 г. из-за романа «Антихрист» РФО отказало в членстве Свенцицкому (Взыскующие града. 1997. С. 156-157, 159, 160). После 1910 г. стало расти идейное напряжение между учредителями РФО, Е. Н. Трубецким и Булгаковым, и их «партиями», представлявшими по сути цвет русской религиозно-философской и неославянофильской мысли (Там же. С. 383-384, 395-396, 427). Отчужденность пришлось испытать в 1911-1912 гг. и Эрну: Морозова и Е. Н. Трубецкой придерживались принципа высокого профессионализма в авторской и редакторско-составительской работе организованного при РФО изд-ва «Путь» и к Эрну возникло недоверие из-за составительских ошибок (Там же. С. 393, 394).

Некоторое время в отношениях между РФО и С.-Петербургским религиозно-философским об-вом наблюдалось стремление найти общую идейную платформу, ею была церковная реформа в России. Докладчики сотрудничали в одних изданиях реформаторского направления, но единство нарушало отношение к исторической Церкви. Совместное заседание об-в в память М. Ю. Лермонтова состоялось 5 дек. 1908 г. в Москве. На следующий день собрались на общее закрытое заседание, на котором Мережковский выступил с программным докладом «Борьба за догмат». В 1913 г. С. М. Соловьёв прочел в обоих об-вах доклад «Идея Церкви в поэзии Владимира Соловьёва». В С.-Петербургском об-ве его упрекнули в упущении социальной стороны «религиозной проповеди» Вл. С. Соловьёва. Занимаясь разработкой своей модели общественного развития России, РФО продвигало новое религ. мировоззрение, к-рое было ориентировано на духовный прорыв через актуализацию роли Православия в культурной и общественной жизни. Откликаясь на актуальные события российской истории, оно транслировало субъективные мировоззренческие представления своих ведущих участников и поддерживало развернувшееся в стране религиозно-философское движение.

В 1910 г. по инициативе Морозовой и Е. Н. Трубецкого было учреждено философское изд-во «Путь». В редакционный комитет вошли: Морозова, Е. Н. Трубецкой, Булгаков, Бердяев, Эрн, Рачинский. Издательство в основном финансировалось Морозовой, но и приносило нек-рые доходы. Оно выпустило сочинения Вл. Соловьёва, сб. «Два града» и труды «Философия хозяйства» и «Свет невечерний» Булгакова, «Философия свободы» Бердяева, «Миросозерцание Вл. С. Соловьёва», «Смысл войны», «Два мира в древнерусской иконописи» Е. Н. Трубецкого, «Борьба за логос» и биографию Г. С. Сковороды («Григорий Саввич Сковорода») Эрна, соч. «Столп и утверждение истины» свящ. Павла Флоренского, труды славянофилов и др. Готовились издания и для желавших соприкоснуться с народной духовной культурой. В этом ключе были написаны опубликованные сочинения «В обители преподобного Серафима» А. С. Волжского, «Церковь Невидимого Града: Сказание о граде Китеже» Дурылина, книга о церковных проблемах («Около Церкви») свящ. С. Н. Щукина. Были изданы труды Б. Спинозы, И. Г. Фихте, монографии о В. Джоберти, А. Розмини-Сербати. Годовщину со дня смерти Л. Н. Толстого отметили выходом сборника статей «Религия Л. Толстого». Издатели познакомили читателей с внутрицерковным движением во Франции кон. XIX - нач. XX в., католич. модернизмом. В переводе Л. Ю. Рапп и при участии Бердяева вышла книга модерниста Э. Леруа «Догмат и критика». В предисловии Бердяев писал, что в лице Леруа прагматическая «философия действия» (так вначале называли модернизм), возникшая на Западе, «сближается с философией цельного духа, провозглашенной у нас славянофилами и развиваемой всей самобытной русской мыслью». Был издан и перевод «Истории древней церкви» французского историка и археолога Л. Дюшена, наставника модерниста-экзегета А. Луази и начинавших модернистов. Также под редакцией и с предисловием Булгакова готовилась к изданию книга одного из основателей Христианско-социальной партии в Австрии, католич. прелата, богослова и политического деятеля И. Зейпеля «Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви».

Основная работа в изд-ве легла на плечи Булгакова, к-рый занимался редакторской деятельностью охотно и с вдохновением, но не всегда предлагавшиеся им авторы и философские сочинения находили одобрение Е. Н. Трубецкого, отрицательно относившегося к сочинениям религиозно-философского плана, в которых присутствовал мистический элемент. Это коснулось и книги Булгакова «Владимир Соловьёв и Анна Шмидт». Вначале Е. Н. Трубецкой был настроен и против «Философии хозяйства», находя, что «в книге много раздражающего» (Взыскующие града. 1997. С. 395-396). Посредничество Морозовой и миролюбивая позиция Булгакова помогали находить консенсус, и изд-во продолжало работу.

Февральская революция вдохновила деятелей РФО, и они нек-рое время рассматривали возможность расширить свою деятельность созданием в Москве Религиозно-философской академии, принципами работы к-рой были бы отказ от приверженности к.-л. одной конфессии, полная свобода исследований и положительное отношение к христианству и Православию. Скептическое отношение РФО к Временному правительству и надежды на созыв Учредительного собрания в окт. 1917 г. сменились недоверием большинства членов об-ва к большевикам и отношением к Октябрьской революции как к нелегитимному акту насильственного гос. переворота. Весна 1917 г. прошла в размышлениях членов РФО о будущем России: 15 апр. на заседании тему «О новой России» обсуждали Булгаков, Дурылин, Рачинский, Е. Н. Трубецкой. 26 апр. с речью «О религиозных задачах, стоящих перед новой Россией» выступил свящ. Павел Флоренский. 19 мая провели вечер памяти Эрна. В течение 2-го полугодия 1917 г. РФО, по всей видимости, собиралось только 1 раз, в ноябре, для беседы на тему «Революция и русское национальное самосознание». В 1918 г. удалось провести неск. заседаний с 7 докладами (см.: Соболев. 1994. С. 111).

Последнее заседание об-ва состоялось 3 июня 1918 г., на нем Булгаков выступил с докладом «На пиру богов (Современные диалоги)». Осенью 1919 г. бывшие участники РФО основали Вольную академию духовной культуры, просуществовавшую до авг. 1922 г., когда 1-й «философский пароход» увез в эмиграцию высланных большевиками из страны видных рус. мыслителей и деятелей науки и культуры.

Лит.: Арсеньев Н. С. Дары и встречи жизненного пути. Франкфурт-на-Майне, 1974; Соболев А. В. К истории Религиозно-философского об-ва памяти Вл. Соловьёва // Историко-филос. ежег., 1992. М., 1994. С. 102-114; Взыскующие града: Хроника частной жизни рус. религ. философов в письмах и дневниках / Сост., вступ. ст. и коммент.: В. И. Кейдан. М., 1997; То же. М., 2018. Кн. 1; 2019. Кн. 2; Голлербах Е. К незримому граду: Религиозно-философская группа «Путь» (1910-1919). СПб., 2000; Морозова Я. В. Московское Религ.-филос. об-во памяти Вл. Соловьева: Вопросы возникновения // Вестн. РХГА. 2008. Т. 9. № 2. С. 181-191; Набокина М. Е. Структурные и организационные особенности Московского религ.-филос. об-ва памяти Вл. Соловьёва // Вестн. МГПУ: Сер. «Исторические науки». 2013. № 1(11). С. 50-56; Чертков С. Нашедшие Град: История Христианского братства борьбы в письмах и док-тах. М., 2017.
И. В. Воронцова
Ключевые слова:
Русская Православная Церковь. Духовное просвещение История русской философии Религиозно-философское общество памяти Вл. С. Соловьёва (РФО), общественная орг-ция, действовавшая в Москве в 1906-1918 гг.
См.также:
КИЕВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ высшее духовное учебное заведение, действовавшее в Киеве в 1819-1924 гг. и возрожденное в 1992 г.
РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОБЩЕСТВА объединения лиц с широким спектром религ. предпочтений, профессий, культурной и общественной занятости, отношений к исторической Русской Церкви и Православию в целом
РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ СОБРАНИЯ цикл встреч, состоявшихся в С.-Петербурге в 1901-1903
АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор "Китайского благовестника"
АГАФАНГЕЛ (Соловьёв Алексей Федорович; 1812-1876), архиеп. Волынский и Житомирский
АГАФОДОР (Преображенский Павел Флегонтович; 1837-1919), митр. Кавказский и Ставропольский