Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

РЕГУЛ
59, С. 418 опубликовано: 5 марта 2025г. 


РЕГУЛ

[Лат. Regulus; франц. Rieul] (нач. IV в.), свт. (пам. зап. 30 марта), еп. г. Августомаг (ныне Санлис, Франция).

Источники

Основными источниками сведений о Р. являются Жития, древнейшие из к-рых датируются IX и X/XI вв. (BHL, 7106-7109). Они были созданы спустя много лет после описываемых событий, поэтому их данные нуждаются в тщательной проверке; кроме того, ситуация с вычленением исторических фактов осложняется тем, что с Р. связаны многочисленные франц. средневек. легенды.

Жизнь и деятельность

Самое раннее Житие (BHL, N 7106) сообщает, что Р. происходил из Арголиды (область на северо-востоке Пелопоннеса, Греция), приехал в Рим и был послан сщмч. Климентом, еп. Римским, в Галлию в то же самое время, что и священномученики Дионисий Ареопагит, пресв. Рустик и диак. Елевферий. Местом деятельности Р. стал г. Августомаг. Он вел в этой округе успешную проповедническую деятельность, позже был рукоположен во епископа сщмч. Дионисием и совершил многочисленные чудеса - самое известное из них связано с лягушками. Однажды, когда Р. проповедовал неподалеку от совр. г. Рюлли (север Франции, деп. Уаза), собралось столько народа, что слушателям пришлось из города переместиться на берег озера. Вечером, когда проповеди стали мешать своим кваканьем лягушки, Р. запретил им квакать, и установилось великое молчание. Эта версия Жития ничего не говорит о смерти Р., происшедшей 30 марта.

Второй вариант Жития, датирующийся X/XI в. (BHL, N 7107), содержит др. версию рассказа о появлении Р. в Галлии и добавляет нек-рые подробности о его служении. Р. назван здесь учеником ап. Иоанна Богослова, в Рим он приехал вместе со сщмч. Дионисием Ареопагитом, и сщмч. Климент Римский отправил обоих в Галлию. Сщмч. Дионисий поставил Р. епископом г. Арелат (ныне Арль), после чего отправился вместе со священномучениками Рустиком и Елевферием в Паризии (ныне Париж). Нек-рое время спустя Р. чудесным образом узнал о мученичестве своих товарищей: во время богослужения он неожиданно для себя добавил к поминаемым за упокой их имена и понял, что они приняли смерть за Христа. Р. поспешил в Паризии, где основал церковь в честь мучеников и оставил эпитафию на их могиле, после чего вернулся в Августомаг. Далее 2-й вариант Жития строится по образцу первого. Две главы в нем посвящены культу Р. и посмертным чудесам.

На основании приведенных сведений исследователи заключают, что Р.- реальный исторический персонаж, ставший в 1-й пол. IV в. 1-м епископом Августомагским (Санлисским). Легенды, связывающие его со священномучениками Климентом Римским и Дионисием Ареопагитом, возникли в результате объединения парижских и арльских преданий - в Париже в VIII в. сщмч. Дионисий, живший в III в., был объявлен учеником сщмч. Климента, а в IX в. отождествлен со сщмч. Дионисием Ареопагитом; в Арле стремление отнести основание местной архиерейской кафедры к апостольским временам появилось еще раньше - в V в. и окончательно сформировалось в сочинениях свт. Кесария, еп. Арелатского, однако ключевой фигурой этого предания становится не Р., а св. Трофим, апостол от 70 (Platelle. 1968). Окончательно легенда о Р. сложилась в IX-X вв.

Почитание

Судя по тому, что лит. традиция, посвященная Р., формировалась на протяжении неск. столетий, его почитание было довольно устойчивым. О культе Р. и его посмертных чудесах рассказывает 2-й вариант Жития. Король франков Хлодвиг I (481/2-511) прибыл в Августомаг, чтобы поклониться гробу Р., потребовал себе частицу его мощей и получил зуб, вынутый прямо из челюсти, но после этого повредился рассудком и не смог найти дорогу домой. Чтобы освободиться от наваждения, король по совету епископов вернул реликвию, построил новую ц. во имя Р. и украсил ее. Юдифь, дочь короля зап. франков Карла Лысого (840-877), исцелилась от постоянных лихорадок после обращения к Р., в благодарность король и королева поднесли церкви богатые дары. Эти рассказы не подтверждаются др. источниками. Легендарный характер носит сообщение о том, как стадо оленей во главе с вожаком ежегодно приходило в день памяти Р. в церковь, отстаивало мессу на коленях, побуждая верующих к благочестию, после чего возвращалось обратно в лес. Первое надежное свидетельство о культе Р.- включение его памяти в Мартиролог Узуарда (IX в.) под 30 марта. В более позднем Римском Мартирологе Р. назван епископом Арля.

Ист.: ActaSS. Mart. T. 3. P. 813-824.
Лит.: Blond H.-L.-J. Premières recherches sur la date de l'apostolat de St.-Rieul // Comité archéologique de Senlis: Comptes-rendus et mémoires, 1862-1863. Senlis, 1864. P. 58-97; Leclercq H. Légendes gallicanes // DACL. Vol. 8. Pt. 2. Col. 2383-2400; idem. Senlis // Ibid. Vol. 15. Pt. 2. Col. 1201-1204; Platelle H. Regolo // BiblSS. 1968. Vol. 11. Col. 89-90; Roblin M. Le terroir de l'Oise aux époques gallo-romaine et franque: Peuplement, défrichement, environnement. P., 1978; Croizé de Pourcelet M.-T. Les tribulations des reliques de St.-Rieul // Comité archéologique de Senlis: Comptes-rendus et mémoires, 1998-1999. Senlis, 2000. P. 207-220; Mullen R. L. The Expansion of Christianity: A Gazetteer of Its First Three Centuries. Leiden; Boston, 2004. P. 237, 241.
А. Д. Пантелеев
Ключевые слова:
Святые Римско-католической Церкви Святители Римско-католической Церкви Почитание святых в Римско-католической Церкви Епископы Древней Церкви (I в. — 1054 г.) Регул (нач. IV в.), епископ г. Августома, святитель (пам. зап. 30 марта)
См.также:
ИЛАРИЙ (ок. 315 - 367), свт. (пам. зап. 13 янв.), еп. Пиктавийский, богослов, отец и учитель Церкви
НИКИТА (ок. 335 - 414), еп. Ремесианский, проповедник и богослов, известен как «апостол румын», свт. (пам. 24 июня; пам. зап. 7 янв., 22 июня)
АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви
АВЕНТИН († 528), еп. Шартрский, свт. (пам. зап. 4 февр.)
АВИТ Алцим Экдиций (ок. 450 – ок. 518 или 525), еп. Вьеннский, свт. (пам. зап. 5 февр.)
АВИТ (571-594 или 595), еп. Клермонский, свт. (пам. зап. 21 авг., 4 сент.)
АВКСИЛИЙ ИРЛАНДСКИЙ († ок. 460), свт. ( пам. зап. 19 марта)
АВРЕЛИАН (III-IV вв.), еп. Лиможский, свт. (пам. зап. 10 мая, 17 нояб.)
АВРЕЛИЙ († 475?), еп. Ридицийский, свт. (пам. зап. 9 нояб.)
АВРЕЛИЙ († между 427 и 430), еп. Карфагенский, свт. (пам. зап. 20 июля)