[Регино; лат. Regino Prumiensis] (ок. 840, возможно Альтрип (ныне земля Рейнланд-Пфальц), Германия - 915, Трир, там же), монах-бенедиктинец, аббат мон-рей Прюм (Лотарингия) (892-899) и св. Мартина в Трире (899-915), средневек. историк, канонист, теоретик церковной музыки.
Согласно традиции, известной не ранее XVI в., Р. П. имел знатное происхождение и род. в Альтрипе, на Рейне, между Шпайером и Вормсом. В этой местности еще с VIII в. располагались владения мон-ря Прюм. Подробных сведений о начале церковного служения Р. П. нет. Его лит. творчество демонстрирует знакомство с разными областями знания того времени: с историей, правом и теорией музыки; вероятно, он получил образование в одном из крупных мон-рей Франконии (Вост. Франкии) или Лотарингии.
В вопросе о том, когда Р. П. оказался в обители Прюм, мнения исследователей разнятся: согласно одной версии, это произошло при аббате Ансбальде (860-886), согласно другой,- позднее. Аббатству Прюм покровительствовали представители династии Каролингов, у обители были обширные земельные владения и большая б-ка. Монастырь дважды (в 882 и 892) сильно пострадал от набегов норманнов: аббатство было разграблено, монастырские здания разрушены, многие рукописи погибли. После набега 892 г. значительная часть братии, вместе с аббатом Фарабертом (886-892), покинула Прюм, оставшиеся избрали настоятелем Р. П. Его основными задачами были восстановление и реорганизация аббатства, приведение в порядок монастырского хозяйства.
В 893 г. под рук. Р. П. был создан т. н. Прюмский полиптик - перечень земельных владений обители и повинностей крестьян по отношению к мон-рю, в нем были учтены более 100 населенных пунктов (ныне на территории Германии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга), к-рые монахи посещали в ходе инспекционных поездок. Полиптик сохранился лишь в копии 1222 г., с позднейшими комментариями и уточнениями; этот документ позволяет с большой точностью оценить, насколько значительными территориями владел мон-рь, когда его аббатом был Р. П.
В 899 г. Р. П. оставил свою должность под давлением представителей знатного рода Матфридингов - сыновей гр. Адальхарда II Мецского († 890), боровшихся в тот момент за власть с Цвентибольдом, королем Лотарингии (895-900), и имевших, вероятно, поддержку со стороны правителя Западнофранкского королевства Карла III Простоватого (893-923). Новым аббатом стал один из Матфридингов - Рихарий († 945), буд. епископ Льежский (920-945).
Р. П. уехал в Трир, где ему оказывал покровительство архиеп. Радбод (883-915), приверженец Цвентибольда. В 899 г. Р. П. назначен аббатом трирского мон-ря св. Мартина, который, как и Прюм, незадолго до этого был разорен норманнами. Новый аббат активно занимался восстановлением вверенной ему обители; оставался настоятелем этого мон-ря до своей смерти. По-видимому, Р. П. поддерживал тесные связи и с аббатством св. Максимина в Трире, которое в кон. IX в. тоже пострадало от норманнских набегов и нуждалось в деятельном организаторе восстановительных работ. Погребение Р. П. обнаружено именно в аббатстве св. Максимина. С этой обителью был связан и продолжатель лит. трудов Р. П.- Адальберт, 1-й архиеп. Магдебургский († 981), к-рому принадлежит «Продолжение [«Хроники»] Регинона» (Continuatio Reginonis). Согласно гипотезе Ф. Роберга, именно аббатство св. Максимина было родным мон-рем Р. П., где он принял монашеский постриг еще до переезда в Прюм (Roberg. 2008).
Р. П. был активно вовлечен в церковную политику, поддерживал архиеп. Радбода Трирского, стремившегося добиться в мон-рях своего диоцеза более строгого следования бенедиктинскому уставу (он считается одним из предтеч буд. масштабных монастырских реформ Х-XII вв.; см. Клюнийская реформа). Р. П. стремился взаимодействовать и с церковными иерархами из др. регионов: он посвящал свои произведения Адальберону, еп. Аугсбургскому (887-909), и Гаттону, архиеп. Майнцскому (891-913).
Все известные к наст. времени произведения Р. П. написаны в период его пребывания в Трире, хотя, по мнению исследователей, уже в аббатстве Прюм он планировал обратиться к историописанию и, по-видимому, собрал существенную часть сведений, к-рые впосл. использовал в наиболее известном своем труде - «Хронике» (см.: MacLean. 2009). Это историческое сочинение, посвященное Адальберону, еп. Аугсбургскому, было написано между 900 и 908 гг. «Хроника» состоит из 2 книг: в 1-й книге (озаглавлена «Книжица о временах Воплощения Господня» (Libellus de temporibus Dominicae Incarnationis)) описываются события от Рождества Христова до смерти майордома Франкской державы Карла Мартелла в 741 г., во 2-й (озаглавлена «Книга о деяниях франкских королей» (Liber de gestis regum Francorum)) - события последующих полутора с лишним столетий, до 906 г. Сам Р. П. указал, что основную часть сведений о событиях до смерти франк. имп. Карла Великого (ошибочно датирована 813 г.) он «разыскал в некой книжице, написанной плебейским и крестьянским языком» (in quodam libello repperi plebeio et rusticano sermone composita - Chronicon. 1890. P. 73), а затем переработал текст стилистически и дополнил др. свидетельствами. В этой части сочинения латынь исторического повествования действительно предельно упрощена, грамматически несовершенна, текст краток и отрывочен. Есть и тематические различия с последующим повествованием: если в начале «Хроники» внимание сосредоточено гл. обр. на церковной истории, то дальше все большее значение приобретают события социально-политического характера. Это позволяет предполагать, что в 1-й части «Хроники» опорой для Р. П. служил текст некоего малообразованного компилятора нач. IX в. (Сидоров. 2006. С. 197-201).
По мере приближения к современным для Р. П. событиям его повествование становится более подробным и достоверным, на первый план выходит интерпретация мотивов, имевших особое значение лично для автора. Так, склонный создавать однозначные положительные и негативные образы, Р. П. зачастую с симпатией повествует о государях Лотарингии, Италии и Восточнофранкского королевства, с осуждением - об их противниках, правителях Западнофранкского королевства; особое негодование у него вызывают вторжения норманнов, венгров и арабов.
«Хроника» изобилует лит. отсылками (часть из них, вероятно, перешла в текст Р. П. из труда компилятора-предшественника). Среди использованных источников: сочинения Беды Достопочтенного, Павла Диакона, Адона, архиеп. Вьеннского (до избрания на Вьеннскую кафедру Адон тоже был монахом аббатства Прюм), различные агиографические и документальные произведения. Повествование в начальной части 2-й книги, по-видимому, основывается на одной из версий Анналов королевства франков (Annales regni Francorum). Вместе с тем Р. П. не обнаруживает знакомства с трудами наиболее значительных историков и хронистов эпохи Каролингского возрождения: Эйнгарда, Тегана, «Астронома», Нитхарда, а также с Фульдскими, Сен-Бертенскими и Ксантенскими анналами. Это свидетельствует как об ослаблении в эпоху Р. П. контактов и обмена рукописями между областями прежней державы Каролингов, так и о постепенном забвении каролингской историографической традиции.
Посвящение «Хроники» еп. Адальберону Аугсбургскому, воспитателю (nutritor) восточнофранк. кор. Людовика IV Дитя (900-911), последнего из династии Каролингов, возможно, связано с тем, что одной из задач Р. П. было создание дидактического произведения для малолетнего государя. В то же время автор рассчитывал и на популярность своего исторического труда среди интеллектуалов, принадлежавших к церковной среде, и даже давал в тексте указания буд. переписчикам.
«Хроника» Р. П. входит в число наиболее распространенных исторических произведений раннего средневековья. До наст. времени дошло ок. 30 списков этого сочинения из разных регионов Европы, большинство списков относится к Х-XII вв. Архиеп. Адальберт Магдебургский, нек-рое время бывший монахом трирского мон-ря св. Максимина, в 965-967/8 гг. составил продолжение «Хроники» Р. П., доведя повествование до 967 г. Во мн. сохранившихся рукописях историческое сочинение Р. П. переписано вместе с текстом архиеп. Адальберта. «Хроника» Р. П. использовалась в исторических произведениях XI-XII вв.: в Райхерсбергских, Нинбургских, Магдебургских анналах, трудах Мариана Скотта, Гуго из Флавиньи, Оттона Фрайзингского и др.
Р. П. сыграл заметную роль в истории церковной музыки в средневек. Европе. Он составил один из самых ранних тонариев - сборников инципитов (начальных слов и строк) богослужебных песнопений (антифонов, интроитов, причастных песнопений (communio), респонсориев и др.; см. также в ст. Григорианское пение), упорядоченных по принадлежности к 8 церковным ладам (гласам). В дополнение к тонарию Р. П. написал трактат «Послание об основах гармонии» (Epistola de harmonica institutione, ок. 900-915), посвященный архиеп. Радбоду Трирскому и представляющий собой краткий пересказ основных положений традиц. муз. теории раннего средневековья. Текст основан прежде всего на трудах Боэция и Марциана Капеллы (IV-V вв.), помимо этого исследователи усматривают в трактате Р. П. влияние др. позднеантичных и раннесредневековых авторов (Макробия, Халкидия, Кассиодора, Фульгенция), а также связь с идеями современников Р. П.- теоретиков музыки 2-й пол. IX - нач. Х в.: Ремигия Осерского (ок. 841 - после 908) и Хукбальда Сент-Аманского (ок. 840-930). Трактат Р. П., по большей части вторичный в плане идей, предназначался, как и сам тонарий, гл. обр. для практических нужд. Задачей автора было дать архиеп. Радбоду пособие, на основе к-рого надлежало вести работу по совершенствованию церковного пения в его диоцезе.
Также для решения прикладных задач Р. П. составил «Две книги о делах, находящихся в юрисдикции церковных синодов, и о церковной дисциплине» (Libri duo de synodalibus causis et disciplinis ecclesiasticis, ок. 906) - сборник выдержек из источников канонического права, связанных с епископскими визитациями диоцезов и церковным судом в отношении преступлений клириков и мирян. Это первое в своем роде собрание, в к-ром были сведены воедино многочисленные соборные постановления каролингской эпохи, материал из королевских и епископских капитуляриев, положения из различных канонических сборников («Собрание Дионисия-Адриана», «Испанское собрание» и др.), пенитенциалиев, творений отцов Церкви. Р. П. не только собрал и систематизировал обширный материал, но и переработал мн. тексты для облегчения восприятия: сделал формулировки более лаконичными, ясными и точными, исправил ошибки в латыни. Вероятно, именно благодаря этому «Две книги…», как и «Хроника», были высоко оценены последующими поколениями. Сборник был посвящен архиеп. Гаттону Майнцскому и, по-видимому, создавался как практический справочник при визитациях. Сб. «Две книги…» быстро приобрел популярность. Известно более 20 списков этого собрания, кроме того, большие выдержки из него содержатся в «Декрете» Бурхарда Вормсского (ок. 965-1025) и др. сборниках канонического права.