Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

РЕГИН И ОРЕСТ
59, С. 415 опубликовано: 25 февраля 2025г. 


РЕГИН И ОРЕСТ

[Греч. Ρηγῖνος κα ᾿Ορέστης] (III-IV вв.?), великомученики Кипрские (пам. кипрская 20 авг.). Ни древние, ни позднейшие синаксари не включают памяти Р. и О. Источниками сведений о них являются созданное на Кипре (вероятно, в XVIII в.) Мученичество и основанное на его тексте богослужебное последование (Νεόφυτος. 1995. Σ. 29).

Согласно этим источникам, Р. и О. были уроженцами Халкидона (по др. версии - Карфагена). Об их семьях ничего не известно, но, судя по всему, они были воспитаны как христиане, поскольку с юных лет проводили жизнь в вере и благочестии. Святые несли службу в рим. армии, причем Р. перед поступлением на службу раздал все свое имущество бедным, чтобы беспрепятственно посвятить себя добродетели. Он пребывал в строжайшем воздержании, питался только сухим хлебом и принимал пищу только раз в день. На его благочестие обратили внимание др. солдаты и донесли командующему Презентину, что Р. является христианином. Тот, вызвав к себе святого, потребовал, чтобы он принес жертву языческим богам, на что Р. ответил отказом и сказал, что приносит только одну жертву - жертву хваления единому Богу, Создателю неба и земли, и презирает идолов. Тогда командующий в гневе приказал 9 солдатам схватить и избить святого, но тот и под ударами прославлял Господа. Презентин повелел положить Р. нагим на раскаленную медную пластину, под к-рой горел огонь, но Господь обратил пламя в прохладную росу, так что святой остался невредим. Мучитель вновь попытался лестью склонить Р. принести жертву, но тот отказался и во всеуслышание назвал Презентина нечестивцем, поклоняющимся неправедным богам, и тогда командующий приказал сбросить Р. в мешке с корабля в море. Отплыв на 40 миль от берега, солдаты бросили святого за борт, но мешок чудесным образом разорвался и 2 дельфина вынесли мученика на берег. Множество людей собрались у моря, чтобы увидеть это чудо. В это время друг Р., святой О., проповедовал там язычникам. Увидев чудо, многие из присутствовавших уверовали в Иисуса Христа и прославили Бога. Тогда командующий распорядился бросить в темницу Р. и О. и многих обратившихся, чтобы на следующий день предать их казни. В темнице святые наставляли людей в вере и благочестии. Когда наступил рассвет, все узники пребывали в молитве; внезапно явился ангел, открыл двери темницы, и каждый заключенный удалился туда, куда призывала его благодать Божия.

Р. и О. вместе с еще неск. обращенными отправились на Кипр, где рассеялись по городам и деревням, проповедуя Христа. Однажды Р. и О. прибыли в дер. Фасула, неподалеку от Лимасола, где в то время был центр идолопоклонства. Там после долгих мучений они и были обезглавлены, их останки были тайно погребены благочестивыми христианами. Впоследствии мощи мучеников были обретены одним из местных священников. У их захоронения совершалось множество чудес.

Историческая ценность источников, повествующих о Р. и О., крайне сомнительна; сказание о них впервые издано в 1902 г. в Лимасоле по рукописи, переписанной кипрским свящ. Христодулом в 1837 г. с оригинала XVIII в. (Ibidem). Оно основано на устной традиции и, вероятно, имеет легендарный характер. В пользу неисторичности сказания также говорит, в частности, само Мученичество, где указано, что по-латински имя Р. звучало как Вономиликс и что оно якобы переводится на греческий как Регин. Однако само имя Регин в действительности латинское, а более нигде не встречающееся именование Вономиликс представляет собой искаженное лат. bonus miles (хороший солдат) и является произвольным измышлением составителя текста Мученичества.

В 1305 или 1538 г. на Кипр были перенесены мощи сщмч. Регина, еп. Скопельского (IV в.). Можно предположить, что в связи с этим в народном сознании сложилось повествование о св. мученике, якобы пострадавшем на Кипре в III-IV вв., и постепенно возникло его отдельное почитание (см. также: Delehaye H. Saints de Chypre // AnBoll. 1907. T. 26. P. 271). Мученик О. в таком случае оказывается всецело вымышленным персонажем. Эта версия дополнительно подтверждается содержащимся в Мученичестве упоминанием о якобы перенесении впоследствии части мощей Р. и О. на о-в Скопелос, епископом которого был сщмч. Регин.

Р. и О. почитаются только в Кипрской Православной Церкви.

Ист.: Χαραλάμπος Νεόφυτος, πρεσβ. Οἱ ῞Αγιοι Μεγαλομάρτυρες Ρηγῖνος κα ᾿Ορέστης. Λεμεσός, 1995.
Лит.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 408; Stiernon D. Regino // BiblSS. Vol. 11. Col. 79-80.
П. А. Пашков
Ключевые слова:
Святые Кипрской Православной Церкви Святые Греческих Православных Церквей Регин и Орест (III-IV вв.?), великомученики Кипрские (пам. кипрская 20 авг.)
См.также:
АММОНИЙ, АЛЕКСАНДР И 20 ДРУГИХ мученики (пам. кипр. 9 февр.)
АРКАДИЙ I архиеп. Констанции Кипрской (Саламин), предстоятель Кипрской Церкви (625/6 - 641/2), свт. (пам. кипр. 29 авг.)
ГРИГОРИЙ архиеп. Кипрский., свт. (пам. 4 марта, пам. греч. 4 или 5 марта)
ДАМИАН (VIII в.), свт. (пам. кипр. 8 дек.), архиеп. Кипрский
ДИДИМ мч. (пам. кипр. и пам. зап. 20 февр.)
ДИМИТРИАН (829/30-913), еп. Хитрский, свт. (пам. кипр. 6 нояб.)