
Мученичество Регула, еп. Популонского. Рельеф фасада собора Сан-Мартино в Лукке, Италия. 1233 г. Фото: Sailko / Wikimedia Commons
Мученичество Регула, еп. Популонского. Рельеф фасада собора Сан-Мартино в Лукке, Италия. 1233 г. Фото: Sailko / Wikimedia Commons († 541-552?), сщмч. Популонский (пам. зап. 1 сент.). Мученичество Р. составлено в VII-VIII вв. (BHL, N 7102, изд.: ActaSS. Sept. T. 1. P. 223-240; AnBoll. 1892. Т. 11. P. 264-268). Происходил из Африки, вынужден был покинуть родину, спасаясь от преследования вандалов-ариан. Иногда его называют архиепископом Африканским. Вместе с др. святыми, из к-рых известны еп. Кербоний (Цербоний), еп. Феликс, Иуст, Климент, Р. добрался морем до берегов Италии и стал вести жизнь отшельника в Тусции (Тоскане). Он был верным другом и помощником еп. Кербония, ставшего епископом Популонии. В это время в Тусции господствовали войска гота Тотилы, арианина по вероисповеданию, к-рый подвергал гонениям местных правосл. клириков. Однако когда он попытался расправиться с еп. Кербонием, натравив на епископа дикого медведя, то увидел чудо: зверь смиренно припал к ногам архипастыря. Это событие заставило Тотилу проникнуться почтением к православным. Он узнал об отшельнике Р., к-рый получил от Бога дар исцеления, и послал к нему своих людей за благословением. Но Р. отказал в благословении еретикам. Тогда варвары в гневе отрубили ему голову. Согласно Мученичеству Р., после казни он поднял свою отсеченную голову и продвинулся т. о. на значительное расстояние, а потом, опустившись на землю, скончался. Мучеников, после казни которых происходило чудо хождения с собственной головой, в агиографии называют «кефалофорами», т. е. «главоносцами». Наиболее известен среди них сщмч.
Дионисий Ареопагит († ок. 96 или 110; пам. 3 окт., 4 янв.; пам. зап. 9 окт.), 1-й еп. Афин (впосл. епископ г. Паризии (Париж)).
Еп. Феликсу (о нем имеются сведения в «Acta Sanctorum», где он тоже назван епископом, видимо, какого-то города в Тусции; ActaSS. Sept. T. 1. Col. 241-242) и еп. Кербонию было возвещено о кончине их соотечественника и брата во Христе, ангел привел их на место упокоения Р., где они и похоронили его. Через нек-рое время на месте погребения Р. была воздвигнута в его честь небольшая церковь. В кон. XVIII в. мощи Р. были перенесены в г. Лукка и положены в кафедральном соборе во имя свт. Мартина Турского (о перенесении мощей сохранилось сказание: BHL, N 7103-7105а), однако в нач. IX в. они были уничтожены при нападении арабов. Сейчас Р. посвящены врата в соборе Лукки, называемые «врата Регула», там же находятся изображения Р. со св. Иоанном Крестителем и с мч. Севастианом и сцены мученичества Р.
Еп. Кербоний тоже стал весьма известным святым. О нем упоминает папа Римский свт. Григорий I Великий († 604; Greg. Magn. Dial. 9). Особенно почитается еп. Кербоний в Тоскане, он является покровителем г. Масса-Мариттима, на соборе которого помещен барельеф с изображением святого и медведя у его ног, а в самом соборе хранятся мощи еп. Кербония. Однако все сведения об этом епископе и посвященные ему Жития (BHL, N 1728-1729) основываются на Мученичестве Р. Есть предположение, что Р. также мог какое-то время занимать кафедру Популонии, но епископские списки этого города не сохранились и документального подтверждения этому нет.
Память Р. не внесена в древние мартирологи, она появляется в мартирологах Тосканы лишь в XI-XII вв., очевидно в связи с усилением его почитания в Лукке. Кард. Цезарь Бароний внес память священномученика в Римский Мартиролог под 1 сент.
Ист.: MartHieron. Comment. P. 480, 483; MartRom. Comment. P. 374.
Лит.:
Paoli S., de. Cerbonio // BiblSS. Vol. 3. Col. 1130-1131;
Caraffa F. Regolo // Ibid. Vol. 11. Col. 84-88.
О. Н. Афиногенова