Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

РАСПЕВ
59, С. 316-317 опубликовано: 21 февраля 2025г. 


РАСПЕВ

[Древнерус.   ], древнерус. название певч. стиля, преимущественно монодийного. Использовалось в теоретических руководствах (азбуках певческих) и рядовых певч. рукописях центрального и позднего периодов древнерус. церковнопевч. культуры (XVI-XVIII вв.). Позже сохранилось как в старообрядческой традиции крюкового пения, так и в консонантном многоголосии синодального периода, в т. ч. в гармонизациях и аранжировках рус. композиторов XVIII-XIX вв. В рукописях юго-западнорус. происхождения синонимом понятия «распев» было слово «напел». За многовековую историю традиции церковного пения на Руси существовало множество Р., различных по мелодической стилистике, времени и особенностям бытования, репертуару и т. д.

Основной певч. традицией на Руси был знаменный распев; его образцы содержатся уже в древнейших сохранившихся рукописях рубежа XI и XII вв. Одновременно с ним в древний период бытовала традиция кондакарного пения, восходящая к визант. богослужению по Типикону Великой церкви. В посл. трети XV в. сформировался стиль столпового знаменного Р., появление которого связано со сменой Студийского устава на Иерусалимский устав и с возникшей в то время новой редакцией певч. книги Октоих. Столповой Р. преемственен древней знаменной традиции XI - 1-й пол. XV в.; компаративный анализ графики песнопений (напр., минейных и триодных стихир) в древней знаменной и столповой редакциях показывает их родство. Почти одновременно со столповым Р. появились первые образцы демественного пения и путевого распева - других стилевых направлений древнерус. церковной монодии. Активное развитие этих певч. традиций, расширение репертуара в следующем столетии связано с общей тенденцией к многораспевности,=, свойственной периоду расцвета рус. церковнопевч. культуры. В Юго-Зап. Руси в XVI-XVII вв. развивались свои певч. стили: киевский распев, истоком к-рого, так же, как и истоком столпового Р., была древняя знаменная традиция; болгарский и греческий Р., проникновение к-рых свидетельствует об интересе к пению греко-балканских земель. В Московской Руси эти стили распространились во 2-й пол. XVII в.

Каждый Р., или стиль, обладает набором специфических для него черт, совокупность к-рых формирует его неповторимый мелодический облик. Известны мелизматические стили, основанные на пространных мелодических формулах с большим внутрислоговым распеванием текста песнопений, и более краткие, компактные стили, в напевах к-рых главенствуют формулы силлабо-невматического типа, а в соотношении «текст - мелос» на 1-й план выходит текст. Вместе с тем Р. присуще и внутреннее разнообразие, что выражается в существовании более простых и более мелодически развитых ветвей внутри одного крупного стиля. Так, большой распев представляет собой мелизматическую ветвь знаменного Р., а столповой Р.- его силлабо-невматическую ветвь; их формульный состав во многом общий, разница же в количественном соотношении мелизматических формул (фит и лиц) и попевок в мелосе песнопений. То же справедливо и для путевого Р.: его «большая» ветвь (представленная, напр., в евангельских стихирах) основана на фитах и лицах, «меньшая» ветвь, аналогично столповому Р.,- на попевках. В болгарском, греческом Р. известны как пространные, так и краткие силлабические образцы.

С момента возникновения церковнопевч. традиции на Руси на протяжении неск. веков древнерус. Р. были монодийными. Первые образцы оригинального рус. многоголосия - строчное пение и демественное пение на основе путевого и демественного Р.- известны с XVI в.; в XVII в. они продолжали развиваться. Это неконсонантные стили, основанные на линеарности, т. е. на одновременном ведении разных мелодических линий в голосах, результатом чего становятся обилие квартово-секундовых созвучий, параллелизм интервалов и т. п.- стилевые черты, неприемлемые для гармонической вертикали западноевроп. типа. Европ. консонантное многоголосие проникает на Русь во 2-й пол. XVII в. Происходит слияние 2 традиций: создаются гармонизации и обработки в партесном стиле песнопений столпового Р., а также др. стилей юго-западнорус. происхождения - киевского, греческого, болгарского Р.

Корпус песнопений большинства древнерус. Р. подчиняется системе осмогласия. Количество мелодических формул и определяемое им мелодическое разнообразие напевов выше в осмогласных стилях, т. к. каждый из 8 гласов обладает своим формульным комплексом, чьи опорные и конечные тоны очерчивают ладовые устои гласа. К полностью неосмогласным стилям относится демественное пение. Его песнопения построены на ограниченном количестве мелодических формул с единой системой опорных тонов, финалисов и каденционных оборотов. В осмогласных Р. часть репертуара также может быть негласовой; чаще всего это относится к неизменяемым песнопениям служб суточного круга и литургии. В большом Р. неосмогласный мелос имеют воскресные светильны (ексапостиларии) и богородичны, напевы к-рых представляют собой единую мелодическую модель, приспособленную к разным словесным текстам. Ладовое содержание песнопений болгарского и греческого Р. показывает близость к греч. системе осмогласия.

На протяжении существования и в процессе эволюции к.-л. стиля могли происходить его взаимодействие со смежными стилями и взаимопроникновение стилистики разных Р. Напр., в разводах дробным знаменем песнопений большого Р., известных с 80-х гг. XVI в., заметно влияние путевого мелоса; оно выразилось в появлении особых вариантов развода нек-рых формул, отличных от принятых в знаменном Р. Родство певч. стилей может носить и более глобальный характер. Так, путевой Р. изначально был создан на основе столпового знаменного Р.; путевые попевки, лица и фиты являются модификациями соответствующих столповых формул.

Целый ряд певч. стилей в тот или иной период своего существования имели собственную нотацию. Песнопения в древних Кондакарях записывались кондакарной нотацией, не получившей продолжения в певч. книгах последующих периодов. Знаменная нотация фиксировала не только весь круг песнопений знаменного Р. (включая столповой и большой Р.), но и ранние демественный и путевой Р. В посл. четв. XVI в. демественный и путевой Р. получили собственные формы нотации, генетически связанные со знаменной. После раскола Русской Церкви путевая нотация вышла из употребления у старообрядцев; с XVIII в. путевые песнопения в крюковых старообрядческих книгах снова стали записываться столповой нотацией. Демественная нотация сохранилась в старообрядческой традиции. Для записи строчного и демественного многоголосия применялась казанская нотация, основанная на общей для демественной и путевой нотаций знаковой системе. Песнопения болгарского, греческого, киевского Р. записывались квадратной киевской нотацией в укр. и белорус. Ирмологионах с кон. XVI в., а в певческих книгах великорус. традиции - со 2-й пол. XVII-XVIII в. После проникновения 5-линейной нотной системы на земли Московской Руси ею стали фиксироваться и песнопения знаменного Р. в двознаменниках и нотолинейных певч. книгах.

Бытование Р. может быть ограничено определенным периодом. Традиция кондакарного пения угасла уже в древнюю эпоху; его образцы постепенно исчезали из певч. практики с XIV в. Кондакарная нотация не поддается расшифровке, следов., воссоздать звучание напевов из древних Кондакарей невозможно. Напротив, знаменный Р. бытовал и развивался на протяжении всех периодов истории церковного пения на Руси. Весь корпус столповых знаменных песнопений, а также нек-рые путевые и демественные образцы, сохранившись после раскола в певч. практике старообрядцев в виде живой традиции, дошли до наст. времени. Нек-рые знаменные напевы в виде многоголосных гармонизаций и обработок получили новую жизнь в рамках традиции консонантного многоголосия господствующей Церкви.

Репертуар певч. стилей различен. Он может как включать ограниченную, фиксированную подборку жанров и песнопений (напр., кондакарный, демественный, большой Р.), так и охватывать весь корпус богослужебных певч. книг (столповой и путевой Р.). В целом выдерживается закономерность: мелизматическими стилями распевались песнопения, требовавшие особой торжественности, длительности звучания в силу их функции в богослужении или принадлежности к.-л. празднику.

Термин «распев» в древнерус. рукописных источниках используется и в более узком значении; в этом случае он выступает синонимом варианта, мелодической версии отдельного песнопения. Обозначения «ин роспев» (и синонимичные им «ин перевод», «преводне» и т. п., а также указания на местные распевы и авторские распевы) в изобилии появляются в рукописях центрального и позднего периода, с сер. XVI в. и особенно в XVII в. Они отражают характерное для того времени явление многораспевности, когда мастера-распевщики создавали новые мелодические версии уже существовавших в богослужебной певч. практике текстов. Феномен многораспевности перешел из эпохи крюкового пения в эпоху господства 5-линейной нотации. В XVIII в. в Обиходах с киевской квадратной нотой содержатся, напр., многочисленные (от 5 до 10) версии «Достойно есть» и херувимской песни: «кирилловское», «входное», «диезовое», «евстафиевское», «на объятия отча», «на видя разбойник», «жуковская», «королевъ плачь» и др. (ГИМ. Син. певч. № 534, 30-40-е гг. XVIII в.; № 571, сер. XVIII в., и др.).

Лит.: Разумовский Д. В., свящ. Церковное пение в России. М., 1867-1869. 3 вып.; Металлов В., свящ. Осмогласие знаменного распева. М., 1899; Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972; Успенский Н. Д. Древнерусское певч. искусство. М., 1965, 19712; он же. Образцы древнерус. певч. искусства. Л., 1968, 19712; Гарднер. Богослужебное пение; Лозовая И. Е. Самобытные черты знаменного распева: Канд. дис. К., 1987; она же. Церковно-певческое искусство // Художественно-эстетическая культура Др. Руси XI-XVII вв. М., 1996. Кн. 1: XI-XVI вв. Гл. 10. С. 267-299; Шиндин Б. А., Ефимова И. Е. Демественный распев: Монодия и многоголосие. Новосиб., 1991; Пожидаева Г. А. Пространные распевы Др. Руси XI-XVII вв. М., 1999; Богомолова М. В. Знаменная монодия и безлинейное многоголосие (на примере Великой панихиды). М., 2005. 2 вып.; Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Др. Руси. М., 2006; Myers G. A Historical, Liturgical and Musical Exploration of Kondakarnoie Penie: The Deciphering of a Medieval Slavic Enigma. Sofia, 2009; Тюрина О. В. Древнерусская мелизматика: большой распев: Канд. дис. М., 2010; Кондрашкова Л. В. Раннее рус. строчное многоголосие. М., 2013. 2 ч.
О. В. Тюрина
Ключевые слова:
Церковное пение древнерусское Распев, древнерусское название певческого стиля, преимущественно монодийного
См.также:
БАВЫКИН Николай (кон. XVII -1-я пол. XVIII в.), дух. композитор эпохи барокко
БЕСПОМЕТНАЯ НОТАЦИЯ др.-рус. нотация до сер. XVII в.
БОЛЬШОЙ РАСПЕВ стиль пения в XVI - XVII вв.
БРАЖНИКОВ Максим Викторович (1902 - 1973), исследователь древнерус. певч. искусства, автор книг и статей по истории и теории церковного пения в России, композитор