Мастер древнерусского церковнопевческого искусства, создававший распевы к гимнографическим текстам песнопений. Такое именование мастеров появилось в нач. XVII в., когда в области богослужебного пения был расцвет авторского творчества, рост интереса к нему и признания его в церковной среде и обществе. Распевы, созданные Р., могли получить название по имени известного автора (см. Авторские распевы). Эти произведения активно включали в рукописные певч. сборники. Тем не менее сам Р. не обозначал их своим именем, оно указывалось учениками мастера, переписчиками книг, заказчиками. Появление неск. поколений выдающихся мастеров в одном городе или мон-ре свидетельствовало о возникновении особого творческого направления в древнерус. музыке - школы. Однако в основном произведения оставались безымянными.
В известном музыкально-историческом соч. «Предисловие, откуду и от коего времени начася быти в нашей Рустей земли осмогласное пение...» рассказывается о деятельности мастеров церковного пения. Ученые, обращаясь к изучению «Предисловия...», публиковали его списки, уточняли датировку создания. Наиболее убедительным является отнесение времени появления памятника к 20-30-м гг. XVII в. Этот источник упоминает среди «старых мастеров» Вел. Новгорода Василия Рогова (впосл. Варлаам (Рогов), митр. Ростовский; † 1603), который «вельми был муж благоговейн и мудр зело, пети был горазд, знаменному, и троестрочному, и демественному пению был роспевщик и творец».
Как следует из анализа авторских произведений митр. Варлаама (Рогова), диак. Ионы Зуя, свящ. Феодора Христианина (Крестьянина), архим. Исаии (Лукошкова (Лукошко)), мон. Логгина (Логина) (Шишелова), Фаддея Субботина и др., Р.- это прежде всего мастер, который мог письменно представить разводы формул - попевок, лиц и фит. Важнейшей особенностью древних записей песнопений было изложение формул в виде тайнозамкненных начертаний, которые указывали на определенное скрытое муз. содержание, передававшееся от учителя к ученику в устной форме. Чтобы раскрыть и исполнить сложную формулу, необходимо было обладать уникальной муз. памятью, т. к. длительный развод порой заключал в себе пространную мелодию. С посл. четв. XVI в. в певч. рукописях вместо начертаний формул появляются их разъяснения, или разводы, в виде последовательности простых и легко читаемых дробных знамен. Мастера-распевщики владели искусством разводить формулы не только знаменного распева, но и путевого распева и демественного пения. Это стало одним из важнейших принципов их творчества. Помимо разводов формул в составе песнопений им также принадлежат отдельные музыкально-теоретические руководства - фитник Феодора Христианина, «Ключ знаменной» инока Христофора, «Извещение о согласнейших пометах» мон. Александра Мезенца (Стремоухова) и многочисленные анонимные азбуки в составе певческих книг. Т. о., нередко выдающийся Р. являлся дидаскалом-теоретиком, учителем церковных певчих.
Р.- это также мастер, владеющий искусством создания песнопений «на подобен». Смысл этого вида творчества заключался в преломлении в новом произведении формульно-структурных особенностей образца-модели, древнего архетипа. Источники фиксируют творчество «на подобен» царя Иоанна IV Васильевича Грозного, мон. Логгина (Шишелова), Фаддея Субботина и мн. др.
Высшим проявлением творчества Р. считается создание собственных формульных композиций, не имеющих аналогов в более ранний период. Но и это творчество подчинялось ряду традиц. правил. Мастера сознательно отказывались от существующих образцов, не выходя из круга формул и композиционных приемов, присущих стилям данной эпохи. Свободное творчество проявилось не в поисках нового муз. языка, а в совершенном владении техническими тонкостями написания распева.
Этот феномен распевания одного и того же гимнографического текста получил широкое распространение в певч. рукописях XVII в. Об этом есть свидетельства и документальных источников. Так, известнейший Р. и головщик Троице-Сергиева монастыря мон. Логгин (Шишелов) научил своего племянника Максима распевать один и тот же текст на 10 мелодий, а сам мог выпевать песнопение на 17 вариантов. Многораспевность была характерной чертой певч. искусства данного времени. Однако даже в этом контексте выявляются яркие примеры. Так, древний гимнографический текст задостойника «Светися, светися, Новый Иерусалим» имеет более 10 музыкальных воплощений в рукописях посл. четв. XVI-XVII в. Среди этого обилия вариантов, созданных анонимными мастерами в различных стилях распевов, выделяется вариант выдающегося московского Р. свящ. Феодора Христианина.
Творчество мастеров распевов обогащало древнерус. богослужебное пение на протяжении веков и способствовало достижению им уровня одного из великих явлений в истории отечественного и мирового искусства.