[Лат. Pudentiana (Potentiana) et Praxedis] (II в.), святые Римские (пам. зап. 19 мая, 21 июля).
По сути, все редакции Актов Пуденцианы и Пракседы отличаются между собой лишь инципитами, за исключением двух из них: BHL, N 6920c и 6920g, к-рые являются поздними переработками, но также не содержат к.-л. дополнительных сведений. Первая из этих редакций была подготовлена в Риме в XII в. цистерианцем, филологом и писателем Н. Маньякуцием и известна по 5 спискам, выполненным там же, самый ранний из к-рых (Vat. lat. 1196) относится к посл. четв. XII в. Вторая редакция составлена в Кёльне в XV в. каноником Германом Гревеном и сохранилась в единственной рукописи (автограф автора; Berolin. SB. Theol. lat. Fol. 706).
Пракседа скорбела об утрате сестры, и многие христиане вместе с еп. Пием приходили утешать ее. Также св. Новат (пам. зап. 20 июня), брат пресв. Тимофея, посетил Пракседу в ее доме. Он сочувствовал ей и раздавал свое имущество нищим, прося деву, чтобы она вымолила у Бога для него отпущение грехов. Через год и 28 дней св. Новат тяжело заболел. Пракседа попросила у еп. Пия позволения вместе с ним и др. верующими навестить св. Новата, чтобы Бог даровал ему выздоровление после их посещения и молитв. Епископ одобрил такое желание, и ночью верующие отправились к св. Новату, к-рый весьма обрадовался, увидев пришедших единоверцев, и возблагодарил Бога. В течение 8 дней и ночей еп. Пий, Пракседа, пресв. Пастор и бывшие с ними не отходили от больного. Он завещал пресв. Пастору и Пракседе все свое имущество и через 13 дней отошел ко Господу. В конце послания пресв. Пастор обращается к пресв. Тимофею с просьбой дать распоряжения относительно имущества его усопшего брата.
Вторая часть Актов представляет собой ответ пресв. Тимофея, к-рый подтвердил завещание св. Новата. В заключительной части содержится рассказ пресв. Пастора о том, что с одобрения еп. Пия Пракседа устроила в уже не действовавших термах св. Новата церковь, к-рая была названа в ее честь и располагалась в Латеранском квартале. Еп. Пий основал там же «титул» и 13 мая освятил баптистерий (Mombritius B. Vita S. Praxedis virginis // Idem. 1910. Р. 354). Через 2 года начались гонения на христиан и многие сподобились мученического венца. Пракседа укрывала в устроенном ею «титуле» единоверцев, о чем было доложено императору. Тотчас последовал арест христиан, среди которых оказался пресв. Симетрий с 22 товарищами. Имп. Антонин приговорил их к усекновению мечом. Ночью 26 мая Пракседа похоронила тела мучеников на кладбище Присциллы. Сама она горячо молилась Богу, чтобы Он забрал ее из этого мира. Через 54 дня после мученической кончины пресв. Симетрия, т. е. 21 июля, Пракседа отошла ко Господу, и пресв. Пастор похоронил ее рядом с отцом и сестрой.
Временем создания Актов считается кон. V-VI в., а основной целью их написания исследователи называют попытку объяснить происхождение 2 титулярных церквей Рима, ц. св. Пуденцианы (Санта-Пуденциана) и ц. св. Пракседы (Санта-Прасседе), расположенных в районе Эсквилинского холма (см.: Delehaye. Légendes. P. 129; Lanéry. 2010. P 170-174). Вероятно, Акты были составлены во время т. н. лаврентиевской схизмы (498-506/7), возникшей из-за разногласий между папой Римским Симмахом (498-514) и антипапой Лаврентием (нояб. 498-499, 502-506). Последний был архипресвитером «титула» Пракседы и имел поддержку со стороны духовенства соседнего «титула» Пуденса (Llewellyn. 1976). Возможно, автор Актов принадлежал к клиру одной из этих церквей, что оказало влияние на расстановку нек-рых акцентов в произведении. Так, напр., из повествования следует, что кончина Пуденцианы произошла 22 апр.- дата, к-рая в 501 г. стала предметом горячих споров, поскольку антипапа Лаврентий считал, что именно в этот день должно совершаться празднование Пасхи, в то время как папа Симмах настаивал на 25 марта (Ibidem; Lanéry. 2010. P. 174-176).
Известно, что в IV-VI вв. ц. Санта-Пуденциана носила имя своего основателя - Пуденса. Это подтверждается, напр., эпитафией 384 г. (Frutaz A. P. Titolo di Pudente: Denominazione successive, clero e cardinali titolari // RACr. 1964. Vol. 40. P. 55) и др. историческими документами. Так, в постановлениях Римского Собора 499 г. содержатся подписи представителей «титула Пуденса» и «титула Пракседы» (MGH. AA. T. 12. P. 410, 411, 414), а в постановлениях Римского Собора 595 г. эти «титулы» называются «титулом святой Пракседы» и «святого Пуденса» (MGH. Epp. T. 1. P. 367). Постепенно «титул» Пуденса стали называть титулярной церковью св. Пуденцианы или св. Потенцианы. Т. о., от имени основателя «титула» - Пуденс было образовано прилагательное - «пуденцианов», а отсюда - ц. св. Пуденцианы. Так, в постановлениях II Латеранского Собора 745 г. присутствует подпись пресв. Сергия «титулярной церкви святой Потенцианы». (Mansi. T. 12. Col. 384s). В Liber Pontificalis содержится указание на то, что папа Адриан I (772-795) отреставрировал «титул Пуденса, то есть церковь святой Пуденцианы» («titulus Pudentis, id est ecclesia sanctae Pudentianae» - LP. T. 1. P. 508; Davis R. Lives of Eighth-Century Popes. Liverpool, 1992. P. 159). Названия «титул» Пуденса и «титул» Пуденцианы встречаются также в жизнеописании папы Льва III (795-816) (LP. T. 2. P. 11, 21, 24, 34; Davis R. Lives of Eighth-Century Popes. Liverpool, 1992. P. 193, 207, 213, 227). Название ц. Санта-Пуденциана окончательно закрепилось лишь в XVII в.
Вероятно, создатель Актов назвал Пуденциану и Пракседу сестрами из-за близкого расположения 2 титулярных церквей и связал их с 2 знаменитыми рим. фамилиями - Ацилиев и Пуденсов (Dufourcq. 1900. P. 127-129). Первые известны благодаря катакомбам Присциллы, возникшим на месте их частного ипогея и, возможно, получившим свое название от имени супруги рим. консула 191 г. Мания Ацилия Глабриона - Присциллы. Среди Пуденсов был Квинт Корнелий Пуденс, рим. сенатор, к-рого иногда считают отцом др. Пуденса (Пуд, ап. от 70), упомянутого во 2 Тим 4. 21. Последнего нек-рые исследователи отождествляли с центурионом Авлом Пудентом, другом рим. поэта Марка Валерия Марциала. Ко времени написания Актов в сознании римлян произошло смешение этих 2 семейств, так что агиограф назвал Присциллу матерью Пуденса, отца Пуденцианы и Пракседы, который в свою очередь был отождествлен с Пуденсом из апостольского Послания. Однако более вероятно, что под знакомым ап. Павла следует понимать не отца святых сестер, а их деда - Пуника Пуденса (Schaefer. 2013. P. 10). В Актах указано, что Пуденс был современником еп. Пия, к-рого принято идентифицировать как еп. (папу) Римского Пия I (142 или 146-157 или 161). На основании этого пресв. Пастор, от лица которого ведется большая часть повествования, иногда отождествлялся с братом папы Гермой (Ермой), автором соч. «Пастырь». Такое отождествление, в частности, объясняется тем, что уже в Liber Pontificalis (ок. 514) сообщается, что папа Пий был братом Пастыря, автора «книги Гермы» (LP. T. 1. P. 59), т. е. произошло совмещение имени автора - Герма и названия его сочинения - «Пастырь».
Несмотря на то что персонажи Актов считаются вымышленными, исследователи пытались установить время их кончины. Указание в редакции Актов, изданной болландистами, на то, что Пуденциана умерла в 16-летнем возрасте (ActaSS. Mai. T. 4. P. 300), вызывает сомнение у ряда исследователей, к-рые полагают, что дева скончалась после 16 лет христ. служения. В редакции BHL, N 6991 говорится, что святая умерла через 2 года и 10 месяцев (Mombritius B. Vitae sanctae Potentianae virginis // Idem. 1910. P. 391). Болландисты считали, что Пракседа умерла ок. 159 г., а Пуденциана - за 4 или 5 лет до нее (ActaSS. Mai. T. 4. P. 298). Возможно, Пракседа скончалась ок. 156 г., в последние годы епископства Пия I (Schaefer. 2013. P. 13).
По сведениям болландистов, часть главы Пуденцианы хранилась в базилике св. ап. Петра в Ватикане, глава Пракседы - в базилике Спасителя (Святая лестница) в Риме. Также частицы мощей Пуденцианы и Пракседы находились в Колонии (ныне Кёльн), Праге (рука Пуденцианы) и в некоторых др. городах Европы (ActaSS. Mai. T. 4. P. 299).
Святые девы упоминаются в поэме Флодоарда Реймсского († 966) «О победах Христа в Италии (X в.; De Christi triumphis apud Italiam. III 13 // PL. 135. Col. 645-646). Винцентий из Бове († ок. 1264) в «Историческом зерцале» поместил рассказ только о Пракседе (Vincent. Bellovac. Spec. hist. X 106). Иаков из Варацце († 1298) составил краткое сказание о ней же, в начале к-рого объяснил смысл ее имени, близкого по значению к лат. прилагательному viridis («зеленый, свежий, молодой»), поскольку святая была юной девственницей. В сказании говорится, что Пракседа была сестрой Пуденцианы, а также святых Новата и Тимофея, к-рых наставили в вере апостолы. Скончались обе сестры в 165 г., при императорах Марке Аврелии и Луции Вере (Iacopo da Varazze. Legenda aurea / Ed. G. P. Maggioni. Firenze. 1998. Vol. 1. P. 627). Эпитомы в честь Пуденцианы и Пракседы составили еп. Петр Наталис (ок. 1330-1406) (Petr. Natal. CatSS. V 15; VI 121) и Иларий Медиоланский (Hilarion Mediolanensis. Legendarium quoddam nonnullorum sanctorum abbreviatum, supplementum illius de Varagine. Mediolani, 1494. F. 38-38v).
В древнейшем рим. Лекционарии (Вюрцбургский капитулярий; VII в.) поминовение Пуденцианы указано под 19 мая. Под 21 июля в нек-рых списках этого Лекционария содержится память Пракседы, однако, вероятно, данное указание является более поздней интерполяцией (Morin G. Liturgie et basiliques de Rome au milieu du VIe siècle d'après les listes d'Évangiles de Würzburg // RBen. 1911. T. 28. P. 306, 311; Klauser T. Das römische Capirulare Evangeliorum. Münster, 19722. S. 27). В Лекционариях VIII в. указаны памяти обеих святых: Пуденцианы - под 19 мая, Пракседы - под 21 июля (Лекционарии типа Λ, Σ, Δ по Т. Клаузеру) (Klauser T. Das römische Capirulare Evangeliorum. Münster, 19722. S. 73, 78, 114, 118, 153, 158).
В Иеронимов Мартиролог имена святых Пуденцианы и Пракседы были внесены довольно поздно: память Пракседы под 21 июля впервые появляется в его списке VIII в. из монастыря Эхтернах, а память Пуденцианы под 19 мая - в рукописи XI в. (Dublin. Trinity College. 50 (A.4.20) (MartHieron. Comment. P. 263, 388-389). В этой же рукописи под 26 мая обозначена память сщмч. Симетрия (Ibid. P. 276). Под 19 мая и 21 июля соответственно памяти Пуденцианы и Пракседы обозначены в наиболее раннем «историческом» Мартирологе - Беды Достопочтенного († 735) (память Пракседы зафиксирована только в рукописях т. н. 2-й семьи). В IX в. Флор Лионский добавил в свой Мартиролог под 26 мая память сщмч. Симетрия и 22 др. мучеников, пострадавших с ним, к-рых, согласно Актам, похоронила св. Пракседа (Dubois J., Renaud G. Édition pratique des martyrologes de Bède, de L'Anonyme Lyionnais et de Florus. P., 1976. P. 90, 94, 132; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 51, 53, 427, 434, 460, 566). Свт. Адон, архип. Вьеннский, поместил в своем Мартирологе под 19 мая пространную заметку о Пуденциане, составленную на основе Актов, в к-рой, в частности, указано что Пуденциана и ее сестра Пракседа происходили из знатного рода и были дочерьми Пуденса - ученика ап. Павла. Под этим же числом свт. Адон внес в Мартиролог память Пуденса - отца Пуденцианы и Пракседы, к-рый получил крещение от апостолов. Также свт. Адон заимствовал у Флора память сщмч. Симетрия и пострадавших с ним под 26 мая. Под 20 июня он добавил память св. Новата со сказанием, составленным на основе Актов, а под 21 июля поместил заметку о Пракседе (MartAdon. P. 163-164, 169, 199-200, 229). В Мартирологе Узуарда под 19 мая содержатся заметки о Пуденциане и ее отце Пуденсе, но в более сокращенном виде, чем у свт. Адона. Под 26 мая поминается сщмч. Симетрий, под 20 июня - св. Новат, под 21 июля - Пракседа (MartUsuard. 1965. P. 232, 235, 250, 270-271). Цезарь Бароний внес в Римский Мартиролог (80-е гг. XVI в.) память Пуденцианы и ее отца Пуденса-сенатора под 19 мая и память пресв. Симетрия (в искаженной форме - Симитрий) под 26 мая. Память св. Новата здесь содержится под 20 июня, при этом он назван сыном Пуденса-сенатора, братом пресв. Тимофея и Пуденцианы с Пракседой, к-рые были наставлены в вере апостолами. Под 21 июля в Римском Мартирологе Ц. Барония обозначена память Пракседы (MartRom. P. 197, 210, 247, 299). В совр. редакции Римского Мартиролога обозначена память только сщмч. Симетрия «в катакомбах Присциллы на Новой Соляной дороге» и Пракседы под 21 июля: «В Риме поминовение святой Пракседы, в честь которой освящена церковь на Эсквилине» (MartRom. (Vat.). P. 288, 382). В литургических календарях испано-мосарабского обряда памяти Пуденцианы и Пракседы появляются в нач. XVI в., вероятно, под влиянием рим. традиции (PL. 85. Col. 98, 100).
Святых сестер часто изображали вместе. Нек-рые исследователи кон. XIX - нач. XX в. полагали, что вдвоем они представлены уже на мозаике в конхе апсиды ц. Санта-Пуденциана в Риме (410-417) держащими венцы над головами верховных апостолов, к-рые сидят по сторонам престола Спасителя. Однако впосл. в науке возобладала т. зр. о том, что на мозаике изображены аллегорические фигуры. Самые ранние дошедшие до нас изображения Пуденцианы и Пракседы сохранились на фреске кон. VIII - нач. IX в. в одном из подземных помещений ц. Санта-Пуденциана (к западу от совр. здания), к-рое предназначалось для захоронений. Мученицы представлены по сторонам ап. Петра, облачены в туники и мафории, каждая держит в правой руке крест.
Вскоре были созданы сразу неск. парных образов мучениц в базилике Санта-Прасседе в Риме, отстроенной и украшенной мозаиками при папе Пасхалии I (817-824). В конхе апсиды этой церкви представлено видение Второго пришествия Христа: к Нему, сходящему с Небес, апостолы Павел и Петр подводят юных Пуденциану и Пракседу, обе мученицы в золотых, украшенных драгоценными камнями и жемчугом одеждах, с венцами на головах и c крупными серьгами в ушах; они подносят Спасителю мученические венцы на покровенных руках. Вероятно, Пракседа показана также на триумфальной арке этой базилики стоящей слева от Христа - за стенами Небесного Иерусалима; возможно, Пуденциана изображена на той же арке слева в группе мучеников, шествующих с венцами на покровенных руках к Небесному граду. Скорее всего обе мученицы представлены и в медальонах на внутренней арке, обрамляющей окно над входом в капеллу св. Зенона базилики Санта-Прасседе. Вместе с мц. Агнессой (Агнией) они изображены на сев. стене капеллы. Их фигуры, возможно созданные др. художником, имеют более удлиненные пропорции, однако в целом похожи на те, что можно видеть в апсиде; на мозаике капеллы св. Зенона мученицы показаны в желтых одеждах, очевидно, для того, чтобы те не сливались с фоном. Погрудные образы святых дев есть также в сев. люнете капеллы по сторонам Богоматери вместе с Феодорой Епископой, матерью папы Пасхалия I. Известно, что при папе Пасхалии I в ц. Санта-Прасседе был также расписан трансепт. На фресках, сохранившихся крайне фрагментарно только в левой его части, включенной в романскую кампаниллу, были представлены сцены из житий мучеников, мощи к-рых понтифик перенес из катакомб в храм: святых Хрисанфа и Дарии, Клавдия и Иларии, Иасона и Мавра, Иулиана и Василиссы, Кельсия, Пракседы.
Возможно, в XI в. была выполнена впосл. сильно поврежденная и, по-видимому, переписанная фреска с Богоматерью, Пуденцианой и Пракседой в крипте базилики Санта-Прасседе, снятая с ее древнего алтаря.
К нач. XII в. (1115-1120) относят фрески небольшой капеллы, посвященной Пресв. Богородице, расположенной к востоку от апсиды ц. Санта-Пуденциана на уровне клеристория. Среди ее росписей - изображение Богоматери с Младенцем на престоле и с образами Пракседы и Пуденцианы, подносящими Ей мученические венцы (на юго-вост. стене). Святые девы в золотых платьях с расшитыми жемчугом и драгоценными камнями оплечьями, рукавами и подолами; в длинные волосы вплетены жемчужины. Возможно, мученицы представлены и в 2 композициях верхнего регистра сев. стены на сюжеты из Жития Пуденцианы и Пракседы: «Ап. Павел проповедует в доме Пуденция» и «Ап. Павел крестит сыновей Пуденция, Новата и Тимофея». Среди слушающих в 1-й сцене и среди зрителей во 2-й есть изображения 2 дев, очень похожие на образы святых сестер, подносящих венцы Богородице. В нижнем регистре на той же стене было представлено «Крещение святых Пракседы и Пуденцианы» (сохр. маленький фрагмент, композиция известна по акварельной зарисовке А. Эклисси 1630-1644 гг.).
В капелле Сан-Дзено ц. Санта-Прасседе находится и 3-е изображение Пуденцианы и Пракседы - на мозаике, созданной в период с сер. XIII по сер. 80-х гг. XIII в. (Pace. 1997. P. 186), украшающей нишу юж. стены, над алтарем. Они представлены по сторонам от восседающей на престоле Богоматери с Младенцем; обе правой рукой указывают на Пресв. Деву, а в левой держат венец.
C XIV в. атрибутами Пуденцианы и Пракседы становятся сосуд с кровью мучеников и губка. С венцом на голове и, вероятно, с губкой и сосудом в руках (роспись сильно потерта) изображена Пракседа на правом столбе в ц. Санта-Пассера в Риме (между 1-м и 2-м десятилетиями XIV в.); на левом столбе - образ Пуденцианы с показанной на уровне груди правой рукой и скрытой под платом левой (Manacorda. 1994. P. 53). В кон. XIII в. в гипогее той же церкви был написан еще один образ Пракседы (не сохр., известен по фотографии); святая была изображена в готической короне держащей в левой руке предмет, похожий на сосуд, атрибут в правой руке трудноразличим (Ibid. P. 39-40, 55). С губкой, из к-рой сочится кровь в сосуд, изображена Пракседа на картине Б. Луини (1-я треть XVI в., Музей Филанджери в Неаполе); вытирающей кровь мучеников - на миниатюре Миссала делла Ровере в Национальной университетской б-ке в Турине (см.: LCI. Bd. 8. Sp. 224).