[Санскр. ], основная форма индуистского культа, в к-рой осуществляется поклонение богам, святым, а также людям (наставникам, родственникам), животным, природным стихиям (напр., р. Ганг) и выражается вера в их божественную сущность или авторитетное значение. Подобие П. совершают и джайны шветамбары, но ввиду отсутствия у них идеи высшего божества они поклоняются тиртханкарам (достигшим просветления) или низшим богам. В махаяне П. называют мысленное почитание бодхисаттв, поклонение дхарме и т. д. Каждая богословско-философская традиция индуизма разрабатывает собственные правила проведения П. Различают следующие виды поклонений: омовение идола, подношение пищи, цветов, воскурение благовоний, исполнение танцев (выполняемое, как правило, дэвадаси), священных гимнов, чтение мантр и проч.
Типы П.: храмовая, домашняя, на открытых пространствах, а также на офиц. мероприятиях. Этапы проведения П.: сначала божество приглашают (авахана) воплотиться в мурти, куда вселяется дух божества, и к нему относятся уже как к живому богу, затем предлагается место (асана) для пребывания божества, далее следуют предложение воды для омовения его стоп (падья), омовение (водой или молоком) или купание (абхишека) мурти, его одевание (вастра), обрызгивание духами (анулепана), возложение цветов (пушпа), курение благовоний (дхупа). Кульминация П.- возжигание огня в лампе с камфорой или маслом (арати) под звуки колокольчиков, раковин и чтение мантр, в результате чего происходит «освящение» предметов, участников, пищи (прасада), к-рая предназначена богу. Далее произносится приветствие ему (намаскар; так же называется и повседневное почтительное приветствие вместе со сложением рук или с поклонением праху у ног человека), затем происходит обход вокруг идола (прадакшина) и в завершение - прощание (висарджана), как, напр., торжественный сплав идола по реке. После проведения П. людям раздаются прасада и др. «освященные» предметы. Совершающий П. человек называется «пуджари»: в храме - обязательно брахман, в домашней П.- глава семьи, в сельской местности - тот, кто почитает данное божество.
П. возникла при переходе от брахманизма к индуизму, и такой переход знаменуется тем, что на смену древней ведической яджни - основного вида ведического жертвоприношения, сложного по своему характеру, начиная с сер. I тыс. до Р. Х. постепенно приходит более упрощенный культ - П., в центре к-рого поклонение рукотворному и антропоморфному идолу мурти. П. обстоятельно описана в литературе панчаратры, тесно связанной с агамической традицией (Панчаратра-агамы). Характерно, что философ-мимансак IV в. Шабара, опиравшийся только на ведическую религию, высмеивал обряд П. по причине того, что пурва-миманса была школой, признававшей исключительно тексты, звуки и ритуалы ранних Вед, почитаемых вечными, «священными», а богов (дэва) интерпретировала номиналистически, как произносимые их имена в строгом и определенном порядке яджни: «...разве могут боги иметь тела/мурти или чувствовать? принимать пищу? довольствоваться культовыми действиями или как-то реагировать на них? поскольку боги не являются онтологическими сущностями, то культ и приношения им бессмысленны» (Шабара-бхашья. IX 1, 5, 6-9). Формирование индуизма и установление П. в качестве его главного ритуала были этапами процесса трансформации ведической религии и замещения в ней не только пантеона богов, но и основных культов под воздействием религий аборигенного населения Юж. Азии. Т. о., П.- преимущественно магическое обращение к высшей реальности, безличному Брахману, для его временно-локального нисхождения, эманации, вхождения в контакт с материальным миром и его обитателями и для освящения идолов, отдельных персон, существ, стихий или событий.