Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПУД
59, С. 14-16 опубликовано: 3 января 2025г. 


Содержание

ПУД

Ап. Пуд. Роспись ц. вмч. Димитрия Солунского в Ярославле. 1686 г. Фото: А. С. Зверев
Ап. Пуд. Роспись ц. вмч. Димитрия Солунского в Ярославле. 1686 г. Фото: А. С. Зверев

Ап. Пуд. Роспись ц. вмч. Димитрия Солунского в Ярославле. 1686 г. Фото: А. С. Зверев
[Греч. Πούδης; лат. Pudens] (I в.), ап. от 70 (пам. 15 апр. и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70). Упоминается вместе с др. христианами во 2-м Послании ап. Павла к Тимофею в приветствии, обращенном к адресату: «Приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и все братия» (2 Тим 4. 21). Принимая во внимание гипотезу, что это Послание было написано в Риме, можно предположить, что П. был его жителем и одним из лидеров местной общины (Dibelius, Conzelmann. 1972. P. 125; Mounce. 2000. P. 601). Из контекста Послания (2 Тим 4. 11, 16) очевидно, что П. не входил в близкий круг спутников ап. Павла. Поскольку о П. больше ничего не известно из НЗ, существуют различные попытки отождествить как П., так и упомянутых в этом стихе еще 2 носителей лат. имен (согласно церковному преданию, это ап. от 70 сщмч. Лин и св. Клавдия) с известными из др. источников историческими персонажами. Так, напр., о Лине как о сыне Клавдии сообщается в памятнике IV в.- Апостольских постановлениях (Const. Ap. VII 46); в др. источниках этого времени они названы супругами (Ioan. Chrysost. In Tit. 10. 3) и т. д.

Наиболее распространенная гипотеза восходит к XVI в. и связана с попытками англ. историков эпохи Возрождения отождествить П. с центурионом Авлом Пудентом, другом рим. поэта Марка Валерия Марциала, к-рый адресовал неск. эпиграмм ему и его супруге Клавдии Руфине (Martial. Epigr. IV 13; VI 58; XI 53). Эта гипотеза была связана с желанием найти наиболее раннее свидетельство распространения христианства в Британии, уроженкой которой считали Клавдию, и подкреплялась свидетельствами лат. эпиграфики I в., где встречаются упоминания рим. воина П. со своей дочерью Клавдией - в надписи из Рима (CIL. VI 15066), или же с женой - в надписи из Британии (Ibid. VII 185). Также высказывалось предположение, что раз имя Pudens в этих источниках принадлежало воинам, то П. мог быть тюремным надзирателем, впосл. обращенным ап. Павлом во время своего заключения. Тем более что в агиографическом памятнике нач. III в.- «Страсти святых Перпетуи и Фелицитаты» - встречается стратиот, начальник тюрьмы, по имени Pudens (Pass. Perp. 9. 1). Однако в эпиграммах Марциала, созданных в 80-х гг., нет никакого упоминания о П. как о христианине, а, согласно традиц. т. зр., 2-е Послание к Тимофею было написано ап. Павлом «из уз» 2-го заключения в Риме, т. е. ок. 64-67 гг., что плохо соотносится со свидетельствами из сочинения рим. поэта. В то же время большинство совр. библеистов не принимают аутентичность этого Послания и относят его составление к периоду от 80-х до 30-х гг. II в., такое предположение только усложняет отождествление упомянутых в нем персонажей (Mounce. 2000. P. XIV). В библейской науке считается, что все предположения подобного рода носят гипотетический характер и признаются несущественными; установление родственных связей этих 3 персонажей никак не следуют из синтаксической формы стиха, не содержащего для подобных теорий никаких оснований: напр., если предположить, что П. и Клавдия были супругами, а Лин - их сыном, непонятно, почему их имена стоят в таком порядке (Dibelius, Conzelmann. 1972. P. 125; Gillman. 1992).

П. представлен только в нек-рых визант. каталогах апостолов от 70. Его имя встречается в приложении к каталогу V-VI вв., приписываемому свт. Епифанию Кипрскому, со ссылкой на список Климента Александрийского из 5-й книги его несохранившегося соч. «Очерки» (Hypotyposes) (Vitae prophetarum. Р. 119). В каталоге, известном под именем сщмч. Дорофея Тирского (не ранее VI в.), П. упомянут вместе с апостолами от 70 Аристархом и Трофимом: приводится сказание о том, что они совместно претерпевали вместе с ап. Павлом преследования и вместе с ним приняли мученическую кончину в Риме от имп. Нерона через усекновение глав (Ibid. P. 143). В списке VII в., приписываемом Ипполиту Римскому, сказано, что П. вместе с этими апостолами претерпел мученичество в Риме (Ibid. Р. 170). Имя П. как апостола от 70 встречается в одной из рукописей анонимного греко-сир. списка V-VI вв. (Écrits apocryphes chrétiens / Éd. F. Bovon, P. Geoltrain. P., 2005. Vol. 2. P. 470) и в «Пасхальной хронике» (VI в.; Chron. Pasch. 403).

В Синаксаре К-польской Церкви (сер. X в.) память П. как апостола от 70 вместе с апостолами Аристархом и Трофимом представлена под 14 апр., в кратком сообщении пересказаны сведения из каталога, приписываемого сщмч. Дорофею Тирскому (SynCP. Col. 601). Эти же сведения повторены под 30 июня, в Соборе святых апостолов (Ibid. Col. 787). В греч. минологиях из кодексов Cryptoferratensis (XI в.) и Messanensis 103 (XII в.) память этих апостолов отмечена под 15 апр. (Ibid. Col. 604-605). Эти же сведения под 15 апр. приводятся и в Минологии имп. Василия II 1-й четв. XI в.- в др. пересказе с нек-рыми добавлениями: об апостолах говорится, что «они проповедовали Христа, научая слову истины», а их усекновение от «нечестивого» имп. Нерона произошло уже после мученической кончины ап. Павла (PG. 117. Col. 401-403).

В греч. синаксарной традиции, отраженной в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца (нач. XIX в.), память П. совершается 15 апр. вместе с теми же апостолами, приводятся краткие сведения из визант. синаксарей и двустишия, посвященные их памяти (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 4. Σ. 219-220). При переводе визант. синаксарей память П. и тех же апостолов со сказанием попадает в слав. стишные Прологи под 15 апр. (XIV-XV вв.- Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 8. С. 34-35). Поминовение П. вместе с этими апостолами от 70 со сказанием в версии, близкой к Минологию имп. Василия II, было включено в ВМЧ под 15 апр. (ВМЧ. Апр., дни 1-30. Тетр. 2. Стб. 455). Под этой же датой его память установилась в слав. традиции (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 4; 109).

В «Житиях святых» свт. Димитрия Ростовского память П. вместе с апостолами от 70 Аристархом и Трофимом отмечена под 15 апр., где сказано, что он был в общине Рима благочестивым мужем, принимал в своем доме апостолов Петра и Павла и др. христиан, впосл. его дом была перестроен в церковь, названную «пастырской», где совершал служение ап. Петр (Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 3. Л. 247); под 4 янв. в Соборе апостолов от 70 эти сведения повторены (Там же. Л. 266). Т. о., свт. Димитрий воспроизводит под этой датой сведения из «Acta Sanctorum» и доступных ему лат. мартирологов. В издании «Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» под 15 апр. повторены те же сведения, при этом П. назван рим. сенатором, а в заключение к ним прибавлено сказание о мученической гибели всех 3 апостолов вместе с ап. Павлом (ЖСв. Апр. С. 214-215), под 4 янв. повторены те же сведения, как и в оригинальном издании (ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 54).

В энциклопедии Софрония (Евстратиадиса), митр. Пентапольского, отражающей календарную практику совр. греч. Церквей, поминовение П. приведено под 14 и 15 апр. вместе с др. апостолами от 70 и не содержит сведений о нем как о сенаторе и строителе 1-й церкви Рима; краткое сказание восходит к каталогу сщмч. Дорофея Тирского (Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 406). Эти же данные представлены в «Новом Синаксаристе» иером. Макария Симонопетрита (Μακάρ. Σιμων. Νέος Συναξ. 2008. Τ. 11. Σ. 127-128). В совр. календаре РПЦ П. представлен как апостол от 70, но в указателе назван священномучеником (ПЦК. 2020. С. 100, 380).

В совр. богослужебной Минее РПЦ изначальное предание о служении П. и др. апостолов (страдания и гонения вместе с ап. Павлом, усекновение мечом) представлено в 3-й стихире на «Господи, воззвах» из службы на вечерне (Минея (МП). Апр. С. 275), песнопения к-рой построены на поэтическом раскрытии этих сведений. При этом в подробном житийном сказании, сопровождающем текст службы, о П. говорится не только как о последователе ап. Павла, но и как о рим. сенаторе «из знаменитого патрицианского рода», к-рый жил по правилам добродетельной жизни, представленным в 1 Тим 6. 18-19; названа дата мученической кончины - 67 г. (Там же. С. 281).

Сведения о П. как о богатом сенаторе и об устроителе 1-й церкви в Риме восходят к лат. источникам. В агиографическом памятнике кон. V-VI в.: Акты Пуденцианы и Пракседы (BHL, N 6988-6991, 6920-6920k) упоминается П. (Пуденс - Pudens) как благочестивый муж, происходивший из знатного сенаторского рода, который был отцом святых дев Пракседы и Пуденцианы. После смерти своей жены он перестроил свой дом в церковь, к-рую сейчас отождествляют с титулярной рим. ц. Санта-Пуденциана, построенной ок. 400 г. на основе здания II в. П. был современником папы Римского Пия I, к-рый и обратил его в христианство. В то же время в этом памятнике содержится упоминание о др. Пуде (Пуденсе) - деде святых дочерей, крещенном ап. Петром, к-рого тот часто принимал вместе с др. христианами в своем доме. В IX в. Адон, архиеп. Вьеннский († 874/5), в своем Мартирологе под произвольной датой 19 июля помещает память П. как ученика ап. Павла и отца двух дев - Пуденцианы и Праскеды, замечая в сказании, что «он был апостолом Христовым облачен в крещении в одежду невинности и сберег ее, стяжав венец незапятнанной жизни» (MartAdon. P. 163-164). Парижский мон. Узуард († 877) в составленном им Мартирологе повторил слова архиеп. Адона (MartUsuard. 1965. P. 232). В 80-х гг. XVI в. при составлении Римского Мартиролога на основании сведений архиеп. Адона кард. Цезарь Бароний внес память П. как рим. сенатора с тем же сказанием под 19 мая (MartRom. Comment. P. 196). Тем не менее ни в одном из древних лат. источников не содержатся свидетельства отождествления этого Пуденса с П., упомянутым в 2 Тим 4. 21; такие попытки относятся к составителям поздних лат. мартирологов эпохи Возрождения (см. подробнее: ActaSS. Mai. T. 4. P. 296-301), сведения из к-рых оказали влияние на слав. агиографическую традицию XVII-XVIII вв.

Лит.: Димитрий (Самбикин), архиеп. Собор св. 70 Апостолов. Каз., 19072. C. 194-197; Fasola U. M. Pudente // BiblSS. 1968. Vol. 10. Col. 1240-1243; Dibelius M., Conzelmann H. The Pastoral Epistles: A Comment. Phil., 1972; Gillman F. M. Pudens // ABD. 1992. Vol. 5. P. 546; Mounce W. D. Pastoral Epistles. Nashville etc., 2000.
А. Е. Петров

Иконография

В греч. руководстве для иконописцев - Ерминии, составленной иером. Дионисием Фурноаграфиотом ок. 1730-1733 гг., о П. говорится как о человеке «с бородою едва показавшеюся» (Ерминия ДФ. С. 158. № 49). Такая характеристика встречается при описании молодых людей и, как правило, с соответствующим уточнением возраста. Отсутствие бороды (напр., у свт. Германа К-польского) или едва показавшаяся борода (напр., у сщмч. Елевферия Иллирийского) у святых преклонных лет является специфической чертой внешности и также обычно сопровождается ремаркой о возрасте. Поскольку в Ерминии в случае с П. подобная информация отсутствует, то неясно, на что именно указывает описываемый тип бороды: на молодой возраст, на физиологическую особенность или на следование рим. моде брить бороду. Можно назвать по крайней мере одно изображение святого, близкое к описанию иером. Дионисия Фурноаграфиота. В рим. базилике Санта-Пуденциана в оратории, посвященном Пресв. Богородице, П. представлен на фреске нач. XII в. (или между 1115 и 1120) в сцене «Ап. Павел совершает крещение в доме Пуда» (в лит-ре определяется как крещение сыновей П., см.: LCI. Bd. 8. Sp. 233-234; Andaloro M. La pittura medievalе a Roma, 312-1431. Corpus e Atlante. Mil., 2006. Vol. 1. P. 307-313). Под сводами дома, обозначенного архитектурными колонками, с двускатной крышей, в центре стоит купель с 2 фигурами крещаемых в ней, слева от купели - ап. Павел и сразу за ним, очевидно, П., справа - группа взирающих на таинство, во главе которой святые Пуденциана и Пракседа. П. показан безбородым человеком, в короткой охристого цвета тунике и в красном плаще, правая рука - у груди.

Ап. Павел совершает крещение в доме Пуда. Роспись оратория Пресв. Богородицы базилики Санта-Пуденциана в Риме. Нач. XII в. (или между 1115 и 1120 гг.) Фото: В. Е. Сусленков
Ап. Павел совершает крещение в доме Пуда. Роспись оратория Пресв. Богородицы базилики Санта-Пуденциана в Риме. Нач. XII в. (или между 1115 и 1120 гг.) Фото: В. Е. Сусленков

Ап. Павел совершает крещение в доме Пуда. Роспись оратория Пресв. Богородицы базилики Санта-Пуденциана в Риме. Нач. XII в. (или между 1115 и 1120 гг.) Фото: В. Е. Сусленков

Основным в иконографии П. стал вариант апостольского изображения, принятый в визант. искусстве: облачение составляет длинная туника с клавом, поверх нее - паллий, на ногах - сандалии, в руках - свиток или кодекс. Этот иконографический тип был зафиксирован в рус. иконописных подлинниках, единообразно указывающих на преклонный возраст апостола с уподоблением сщмч. Власию Севастийскому или ап. Иоанну Богослову, т. е. с бородой длиннее средней или средней. В подлинниках описание внешности П. может быть приведено дважды и практически не различаться: под 15 апр.- вместе с апостолами Аристархом и Трофимом, и тогда имя П. следует вторым; под 4 янв.- в общем списке апостолов от 70, под отдельным номером. Так, напр., в происходящем из Палеха списке подлинника XVIII в., принадлежавшем Г. Д. Филимонову: «Подобием сед, брада аки Иоанна Богослова, власы просты, риза апостольская дикая, исподняя киноварная» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 321 (под 15 апр.); см.: Там же. С. 241 (под 4 янв.- то же)). В изданном С. Т. Большаковым подлиннике сводной редакции XVIII в. образ П. уподоблен образу сщмч. Власия Севастийского: «Сед, власы просты велики, брада менши Власиевы, риза киноварь, испод санкирь с белилом» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 88). Акад. В. Д. Фартусов в своем пособии для иконописцев (1910), основанном на известных ему изображениях, осмысленных через жития святых, дал следующее описание П.: «…типом римлянин, старец с большою и широкою седой бородой, волосы коротки и просты; в тунике и плаще»; такой состав одежд он связывает с тем, что П. был членом рим. сената (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 139).

В минейных памятниках, как правило, нет образа одного П., исключение составляет миниатюра в греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книге образцов, где апостол изображен под 31 авг. (!), в рост, в 3/4-ном развороте вправо, у него седые немного клочковатые волосы (РНБ. O.I.58. Л. 126, кон. XV в.). Под 15 апр. апостолы Аристарх, П. и Трофим показаны в настенном минологии ц. Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1350) - стоят; так же, втроем, но под 14 апр. они изображены в росписи притвора ц. св. Апостолов (Спаса) в Печской Патриархии (1561). На рус. иконе на апр. из комплекта годовых миней, происходящего из ц. св. Димитрия на Наволоке в Вологде (кон. XVI в., ВГИАХМЗ),- втроем; на иконе «Минея годовая» (нач. XIX в., УКМ) - только ап. Аристарх.

В монументальной декорации храмов образ П. среди апостолов от 70 обычно помещается в наосе, напр. на фресках ц. Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1348); с актуализацией в иконографии апостольской темы во 2-й пол. XVII в.- в росписи русских храмов, напр. в ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Мокрого) в Ярославле (1673-1675), Успенском соборе Троице-Сергиева мон-ря (1684) и Троицком соборе (Зачатия св. Анны) Иаковлевского мон-ря в Ростове (1689) - в росписи подпружных арок; вмч. Димитрия Солунского в Ярославле (1686) - на вост. стене наоса. В этот же период, но несколькими десятилетиями раньше изображение Собора апостолов со сценами апостольских проповедей и страстей получило развитие в иконописи (напр., иконы «Спас Вседержитель, с апостольскими страстями», 1652, ц. Воскресения на Дебре, Кострома; «Апостольская проповедь», 1660-1662, ЯИАМЗ; «Апостольские проповеди и страсти», 1668, ВУИАХМЗ; «Распятие с апостольскими страстями» из Успенского собора Московского Кремля, иконописец Ф. Рожнов, 1700, ГММК и др.) - фигура П. помещается в одной из групп апостолов, расположенных по сторонам центральной композиции, и идентифицируется по надписи.

Редкие единоличные иконы с изображением П., как правило, связаны с желанием заказчика иметь образ соименного святого. К таким можно отнести ростовую икону апостола, показанного с обращенным вверх взором, его руки воздеты в молении на уровне груди (кон. XIX в., КБМЗ; Госкаталог РФ. № 10677655).

Лит.: LCI. Bd. 8. Sp. 233-234; Миjовић. Менолог. С. 336, 371; Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 36-37. Кат. 58; С. 63. Кат. 140; Евсеева. Афонская книга. С. 326; Никитина Т. Л. Рус. церк. стенные росписи 1670-1680-х гг. М., 2015. С. 232, 323, 389, 406, 420.
Э. В. Шевченко
Ключевые слова:
Апостолы от 70-ти Иконография святых апостолов Собор апостолов от 70 Пуд (I в.), апостол от 70 (пам. 15 апр. и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70)
См.также:
ЛИН (I в.), ап. от 70, сщмч. (пам. 5 нояб. и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 4-5 нояб. и 30 июня - в Соборе всех апостолов; пам. зап. 23 сент.), еп. (папа) Римский
ЛУКА апостол от 70 (пам. 22 апр., 18 окт. и 4 янв. - в Соборе апостолов от 70), автор Евангелия от Луки и Деяний святых апостолов
НИКАНОР (I в.), ап. от 70, сщмч. (пам. 28 июля, 28 дек. и 4 янв. в Соборе апостолов от 70), один из 7 первых диаконов
ОЛИМП [Олимпан] (I в. по Р. Х.), ап. от 70, ученик ап. Петра (пам. 10 нояб., 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 10 нояб. и 30 июня - в Соборе св. апостолов)
ПАРМЕН (I в.), апостол от 70 (пам. 28 июля и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70), один из 7 первых диаконов, избранных апостолами для служения за трапезами, чтобы урегулировать конфликт между христианами из язычников и обращенными из евреев (Деян 6. 1-6)
ПАТРОВ (I в.), еп. Путеольский, ап. от 70 (пам. 5 нояб. и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70)
ПРОХОР (I в.), ап. от 70, еп. Никомидийский (пам. 28 июля и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70)
АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы)