[Греч. Πατρόβας; лат. Patrobas] (I в.), ап. от 70 (пам. 5 нояб. и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70), еп. Путеольский. В НЗ П. упоминается в Послании к Римлянам: ап. Павел приветствует «Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев» (Рим 16. 14). Судя по форме этого приветствия, ап. Павел не был лично знаком с П. (Jewett, Kotansky. 2007. P. 952), а упоминание П. по имени в отличие от «других братьев» может указывать на его ведущую роль в общине (Lampe. 1992. P. 186). Греч. Πατρόβας - редкая сокращенная форма имени Πατρόβιος. Лат. форма его имени встречается в источниках того времени один раз (Martial. Epigr. II 32), а полная форма имени П., как греческая, так и латинская (Patrobius),- ок. 8 раз (Suet. Galb. 20; Plut. Vitae Galba. 17; Tac. Hist. I 49. 1; Dio Cassius. Hist. Rom. LXIII 3. 1-2; CIL. T. 6. N 11095 и др.). В большинстве случаев эти имена носили вольноотпущенники, что, вероятно, может свидетельствовать о происхождении П. из низших социальных слоев (Jewett, Kotansky. 2007. P. 970). Не исключено, что он был проживавшим в Риме эмигрантом (Lampe. 2003. P. 171).
П. представлен в большинстве визант. каталогов апостолов от 70. В наиболее древнем списке (V-VI вв.), приписываемом свт. Епифанию Кипрскому, сказано, что П. был епископом в Путеолах (ныне Поццуоли, Италия) (Ποτιόλοις - Vitae prophetarum. Р. 122), то же - и в каталоге, известном под именем Дорофея Тирского (Ibid. P. 139), в пространной редакции византийской хроники X в., приписываемой Симеону Логофету (Ibid. P. 181), и в списке VII в., атрибутируемом свт. Ипполиту Римскому (Ποτεόλων - Ibid. Р. 169). Эти же данные приводятся в списке апостолов IX в., известном как список Епифания Саламинского (Кипрского) (Écrits apocryphes chrétiens / Éd. F. Bovon, P. Geoltrain. P., 2005. Vol. 2. P. 478).
В Синаксаре К-польской Церкви (архетип кон. X в.) под 4 нояб. отмечается память П. как епископа Путеол, к-рый «крестил многих и привел ко Христу» вместе с апостолами от 70 Ермой, Лином, Гаием и Филологом (SynCP. Col. 194). Кроме того, память П. с теми же апостолами под 5 нояб. отмечена в рукописи стишного Синаксаря (Paris. gr. 1582, XIV в.- SynCP. Col. 195). Под 30 июня память П. включена в Собор св. апостолов (SynCP. Col. 786). Те же сведения под 4 нояб. приводятся и в Минологии Василия II 1-й четв. XI в. (PG. 117. Col. 144). Согласно греч. синаксарной традиции, отраженной в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца (нач. XIX в.), память П. помещена под 5 нояб. вместе с памятью тех же апостолов с краткими сведениями из визант. Синаксарей и с двустишиями, посвященными их памяти (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 2. Σ. 43).
В слав. традиции память П. вместе с др. апостолами от 70, как и в визант. источниках, помещена под 4/5 нояб. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 344). При переводе визант. Синаксарей в нестишные славяно-рус. Прологи XII-XIII вв. под 4 нояб. попадает память П. с теми же апостолами и со сказанием (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. С. 302), а в стишные Прологи (XIV-XV вв.) под 5 нояб. память П. включена вместе со сказанием и с двустишиями (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 2: Месец Октомври. С. 23-24). Поскольку при составлении ВМЧ использовались как стишные, так и нестишные Прологи, то в них память П. и др. апостолов указывается дважды: под 4 нояб.- с кратким сказанием и под 5 нояб.- с двустишием (ВМЧ. Нояб., дни 4-5. Стб. 98-99, 178). В «Житиях святых» свт. Димитрия Ростовского память П. как «епископа в Неаполе и Путеолах» помещена только под 4 янв.- в Соборе апостолов от 70 (Жития cвятых. К., 1764. Кн. 2. Л. 265), так же и в издании «Житий святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» (ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 57).
Под 5 нояб. память П. как «епископа Неаполитанского и Путеольского» вместе с памятями других апостолов от 70, Ермы, Лина, Гаия и Филолога, закрепилась в совр. календаре РПЦ (ПЦК. 2019. С. 278, 376). В совр. рус. богослужебной традиции не существует отдельной службы П. и поминаемым вместе с ним апостолам, но в праздник Собора 70 апостолов, 4 янв., в 7-й песни канона на утрене ему посвящен стих: «Твой апостол Патров, Блаже, плотское Твое к человеком пришествие проповеда, заблуждшия к познанию наставляя и просвещая зарею веры» (Минея (МП). Янв. Ч. 1. С. 137).
В «Агиологионе» Софрония (Евстратиадиса), митр. Пентапольского, отражающем календарную практику совр. греч. Церквей, под 5 нояб. помещена память П. как епископа в Путеолах вместе с теми же апостолами от 70 (кроме Филолога) (Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 135). В «Новом Синаксаристе» добавлено, что П. был епископом в Путеолах, в Италии (Μακάρ. Σιμων. Νέος Συναξ. 2004. Τ. 3. Σ. 57-58); в рус. версии уточнение: «в Кампании» (Макар. Симон. Синаксарь. Т. 2. С. 63). Память П. вместе с др. апостолами от 70, как и в визант. традиции, представлена под 24 сахми (4 нояб.) в арм. Синаксаре Тер-Исраэла (XIII в.) (PO. T. 15. Fasc. 3. P. 421).
В 80-х гг. XVI в. при составлении Римского Мартиролога кард. Ц. Бароний внес в него память П. и Филолога под 4 нояб. (MartRom. Comment. P. 497). В комментарии он отметил, что П., согласно свидетельству Ипполита Римского, был епископом Путеол, а согласно Дорофею Тирскому - епископом Неаполя (Martyrologium Romanum. Venetiis, 1587. P. 499). В основе этой версии, широко представленной в лат. агиографических и исторических сочинениях XVI-XVIII вв., лежал лат. перевод сочинения Дорофея, где ἐπίσκοπος ἐν [Νε] Ποτιόλοις было ошибочно передано как episcopus Neapolitanus (ActaSS. 1894. Nov. T. 2/1. P. 222-224). В совр. календаре Римско-католической Церкви память П. отсутствует. Вероятно, из комментария к Римскому Мартирологу этот ошибочный вариант попал в «Жития святых» свт. Димитрия Ростовского и до наст. времени воспроизводится в правосл. изданиях (см., напр., комментарий к богослужебной Минее РПЦ, в к-рой П. назван епископом Неаполитанским - Минея (МП). Янв. Ч. 1. С. 148).
Впервые сведения об описании облика П. даны в греч. руководстве для иконописцев - Ерминии, составленной афонским иером. Дионисием Фурноаграфиотом (ок. 1730-1733). В составе списка 70 апостолов с описанием их внешнего вида П. фигурирует с именем Патровасий, он «молод, с закрученною бородою» (Ерминия ДФ. § 7. С. 158. № 58). В рус. иконописных подлинниках память П. и апостолов Ермы, Лина, Гаия и Филолога указана под 5 нояб. (второй чередой, после имен преподобномучеников Галактиона и Епистимии) в подлиннике Палехской редакции нач. XVIII в. (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 185-186), с описанием облика под 4 янв. (память апостолов от 70): «…подобием сед, власы с ушей, брада аки Матфея Евангелиста, риза апостольская вохра, исподняя празелень, в омофоре, в руках книга» (Там же. С. 238. № 40). В иконописном подлиннике сводной редакции XVIII в. (по спискам Строгановского и Софийского подлинников XVII в.) память П. отсутствует (Большаков. Подлинник иконописный. С. 45). В обобщенном на основании житий и изображений пособии для иконописцев (1910) акад. В. Д. Фартусова П. описан «с короткими седыми волосами и с большою, окладистою широкою бородой», «риза апостольская» (хитон, гиматий, омофор) заменена фелонью и омофором (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 136).
Наиболее раннее сохранившееся изображение П. относится к памятникам минейного типа. На миниатюре в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 160, 1-я четв. XI в.) П.- 3-й в группе апостолов вместе с Лином, Филологом, Ермой и Гаием; все представлены в рост, в хитонах, гиматиях, с омофором на плечах, в руке у каждого - свиток. Первым вместе с ап. Гаием П. изображен в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов) - апостол показан в рост, средовеком, с недлинной клиновидной бородой, на нем синий хитон (РНБ. O.I.58. Л. 86, под 5 нояб.; образы празднуемых в том же Соборе апостолов Лина, Филолога и Ермы перенесены на Л. 85 об.) (см.: Евсеева. Афонская книга. С. 250). Но нередко в минейных циклах образ П. вытесняется изображениями др. святых, чья память приходится на 5 нояб. (напр., на иконе «Минея годовая» под этим числом размещен образ прмч. Галактиона (нач. XIX в., УКМ; см.: Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 64. Кат. 140)).
Единоличное изображение П. встречается в монументальной живописи. В составе избранных апостолов от 70 его образ включен в декорацию лити (2-го нартекса) кафоликона мон-ря Ватопед на Афоне (1311/12), расположен в нише сев. портала (см.: Τουτός Ν., Θουστέρης Γ. Ευρετήριον της Μνημεακής Ζωγραφικής του Αγίου ´Ορους, 10ος-17ος αιώνας. Αθήναι, 2010. Σ. 130). В сер. XVII в. появляется изображение Собора апостолов, дополненное темой апостольских проповедей и страстей. На иконе «Апостольские деяния» (1698, частное собрание) П. показан в правой группе апостолов в 3-м сверху ряду 2-м от центра (за ап. Флегонтом). Он темноволосый средовек с округлой недлинной бородой.