Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПАТРОКЛ
55, С. 62-63 опубликовано: 25 января 2024г.


ПАТРОКЛ

Мч. Патрокл Трикассинский. Скульптура из собора во имя мч. Патрокла в Зосите, Германия. 1230 г. (Вестфальский государственный музей искусства и истории культуры). Фото: wuselig/Wikimedia Commons
Мч. Патрокл Трикассинский. Скульптура из собора во имя мч. Патрокла в Зосите, Германия. 1230 г. (Вестфальский государственный музей искусства и истории культуры). Фото: wuselig/Wikimedia Commons

Мч. Патрокл Трикассинский. Скульптура из собора во имя мч. Патрокла в Зосите, Германия. 1230 г. (Вестфальский государственный музей искусства и истории культуры). Фото: wuselig/Wikimedia Commons
[Греч. Πάτροκλος; лат. Patroclus; франц. Parre, Patrocle] (III в.), мч. Трикасский (Труаский) (пам. 17 авг.; пам. зап. 19, 21 янв.). Впервые упомянут у Григория Турского († 593/4), к-рый сообщает, что на месте погребения мученика находился посвященный ему ораторий, клирику к-рого был передан текст Мученичества П. (Greg. Turon. Glor. martyr. 63). Известны 2 редакции Мученичества: BHL, N 6520 (изд.: ActaSS. Ian. T. 2. P. 343-345) и BHL, N 6521 (Ibid. P. 345-347); оба текста изданы также В. E. Гиферсом (Giefers W. E. Acta S. Patrocli martyris. Soest, 1857).

Согласно этим источникам, П. жил в Галлии в г. Трикассы (ныне Труа, Франция), унаследовал большое состояние, однако, приняв христианство, посвятил жизнь служению Богу. Из своих богатств он много жертвовал нуждающимся, особенно христианам. Вел аскетический образ жизни: каждый час вставал на молитву, принимал пищу один раз в день, усердно изучал Свящ. Писание. За свои добродетели П. получил духовный дар изгнания бесов и исцеления.

Однажды в Трикассы прибыл имп. Аврелиан (270-275), гонитель христиан, и ему сразу же донесли о П., к-рый был широко известен из-за своей благотворительности. На допросе у императора П. твердо исповедал христ. веру и отказался принести жертвы языческим богам даже под угрозой пыток. По приказу Аврелиана П. заковали в раскаленные кандалы, надели на него раскаленные железные вериги и затем бросили его в темницу. Через 3 дня мученик предстал перед императором и вновь отказался поклониться идолам. Обличая нечестия языческих богов, к-рые жили как грешные люди, П. пытался убедить императора отказаться от язычества, но Аврелиан счел это хулой на свою веру и приказал отрубить святому голову.

Казнь должны были совершить в глухой болотистой местности, чтобы тело мученика осталось без погребения на растерзание диким зверям и птицам. Воины отвели П. на берег р. Секваны (ныне Сена), но после молитв мученика их зрение помрачилось и они перестали видеть его. Тем временем он перешел полноводную, глубокую реку, не погружаясь в воду даже до колен, взошел на гору на противоположном берегу и продолжил молиться. Воины были в отчаянии, т. к. знали, насколько велик будет гнев Аврелиана, когда он узнает, что простой человек исчез из-под стражи отряда воинов. Однако некая местная женщина-язычница указала воинам, где находился П., и они немедленно устремились на гору. Найдя там коленопреклоненного П., они отрубили ему голову и отбросили ее далеко от тела. Свидетелями казни оказались двое старцев нищих, к-рые ранее часто пользовались благодеяниями П. Они взяли честную главу и тело мученика и спрятали в тайном месте, а ночью показали это место трикасскому пресв. Евсевию и диак. Ливерию, которые с честью похоронили останки П.

По мнению нек-рых совр. исследователей, П. пострадал при имп. Валериане (253-260), когда действительно проходили гонения на христиан, Аврелиан, хоть и был убежденным язычником, создателем культа Непобедимого Солнца (Sol Invictus), систематически христиан не преследовал: при нем известны лишь единичные случаи казни за христ. веру. Однако установлено, что Аврелиан бывал в Галлии во время военных кампаний.

Холм, на к-ром П. был казнен, получил название холма Св. Патрокла (ныне коммуна Сен-Пар-о-Тертр, Франция; там находится собор во имя П.). В средние века вокруг Труа было неск. церквей, посвященных П., также его именем были названы нек-рые деревни.

Мощи П. были переданы в дар архиеп. Кёльнскому св. Бруно (пам. зап. 11 окт.; † 965); он перенес их сначала в Кёльн (960), а 9 дек. 964 г.- в Зост (Вестфалия), где в том же году был построен собор во имя П., сохранившийся до наст. времени. В алтаре собора в позолоченном реликварии покоятся мощи П. В Житии еп. Бруно перенесение мощей, однако, датировано 959 г. (BHL, N 6523; изд.: MGH. SS. T. 4. S. 280-281).

Память П. была внесена под 21 янв. в Иеронимов Мартиролог (MartHieron. Comment. P. 54). В литургических книгах Труа память П. есть под 21 и 19 янв. Ни в византийские, ни в греческие календари память П. не попала, однако была включена в «Книгу житий святых» свт. Димитрия Ростовского, чьим источником, видимо, были «Acta Sanctorum», и т. о. память П. оказалась в календаре РПЦ под 17 авг.

Ист.: BHL, N 6520-6523; MartRom. Comment. P. 30. Not. 4; ЖСв. Авг. С. 285-293.
Лит.: Bardy G. Les martyrs bourguignons de la présecution d'Aurlélien // Annales de Bourgogne. Dijon, 1936. T. 8. P. 337-341; Roserot de Melin J. Le diocèse de Troyes des origines à nos jours. Troyes, 1957. P. 17-18, 50, 413, 416, 417; Straeten J., van der. La passion de S. Patrocle de Troyes: Ses sources // AnBoll. 1960. Vol. 78. P. 145-153; Didier J.-C. Patroclo // BiblSS. Vol. 10. Col. 417-418.
О. Н. А.
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Мученики и мученицы Русской Православной Церкви Святые Римско-католической Церкви Мученики Римско-католической Церкви Патрокл (III в.), мученик Трикасский (Труаский) (пам. 17 авг.; пам. зап. 19, 21 янв.)
См.также:
АВУДИМ († ок. 299), мч. Тенедосский (пам. 15 или 16 июля)
АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ († нач. IV в.), мч. Дризипарский (пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта)
АЛФИЙ, ФИЛАДЕЛЬФ, КИРИН, ЕРАЗМ, ОНИСИМ И С НИМИ 14 († ок. 251), мученики Бастийские (пам. 10 мая)
АНАСТАСИЙ († 304), мч. Салонский (пам. 25 окт., 5 дек., пам. зап. 25 или 26 авг., 7 сент.)
АНТОНИЙ (Антонин), мч. Апамейский (пам. 9 нояб., греч. 10 нояб., зап. 2 или 3 сент.)
АПОЛЛОНИЙ (III в.), мч. Иконийский (10 июля)
АСКАЛОН († ок. 304), мч. Антинойский (пам. 20 мая, копт. 20 янв., зап. 23 янв.)
ВАРВАР ВОИН, ВАКХ, КАЛЛИМАХ, ДИОНИСИЙ († ок. 362), мученики (пам. 6 мая, пам. зап. 14 мая)
ВИКТОР (II в.), мч. (пам. 11 нояб., пам. зап. 14 мая)
ВИКТОРИН, ВИКТОР, НИКИФОР, КЛАВДИЙ, ДИОДОР, СЕРАПИОН, ПАПИЙ мученики Коринфские (пам. 31 янв., 10 марта, пам. греч. 5 апр., пам. зап. 25 февр.)