Помимо сокращенного греч. текста соч. «О палестинских мучениках», в к-ром Мученичество П. приведено без подробностей, в более пространных редакциях, сохранившихся в сир. и лат. переводах, к вышеизложенному добавлено, что П. был уроженцем Иерусалима (в то время Элия Капитолина), а жил в г. Скифополе, где занимал в христ. общине должность чтеца, переводчика с сир. языка и изгнателя бесов (экзорциста). Он с детства отличался добродетелями и особенно - строгим воздержанием: вкушал раз в 2-3 дня только хлеб и воду. Когда началось гонение, П. был арестован и приведен в Кесарию на суд правителя Флавиана. Затем повторился эпизод с цитатой из Гомера и сообщено о казни П.
Почитание великомученика было широко распространено в Византийской империи, о чем свидетельствует богатая агиографическая традиция, куда входят неск. мученичеств и похвальных слов (BHG, N 1576-1582с). И. Делеэ выделил 3 сказания (легенды), посвященные П., отметив, что история развития лит. традиции в данном случае может служить примером методики работы агиографов, к-рые на основе скудных сведений древнейшего источника последовательно формируют пространные сказания, в свою очередь послужившие основой для более поздних похвальных слов.
Первое сказание, согласно Делеэ, самое древнее, возникшее почти одновременно на греч. и на лат. языках,- Мученичество BHG, N 1576 (BHL, N 6949); оно сохранилось в рукописи IX в. Paris. gr. 1470 (изд.: Delehaye. 1909. P. 214-227). Основано на расширенной редакции соч. «О палестинских мучениках», соответственно П. представлен как чтец, переводчик с сир. языка и экзорцист из Иерусалима. В этой редакции автор ввел новых персонажей: помимо Флавиана в тексте фигурирует палач Архелай, к-рый был парализован, едва занес руку, чтобы отрубить П. голову, и вскоре умер сам. В отличие от текста еп. Евсевия в 1-м сказании говорится, что П. продолжительное время находился в заключении и подвергался многочисленным пыткам. Так, для того, чтобы вынудить его принести жертву идолам, мученику положили в руку горящий ладан в надежде на то, что он не выдержит боли и стряхнет ладан на языческий алтарь, но П. остался неподвижен. П. обосновывает поклонение Христу Флавиану тем, что Его рождение предсказывали языческие философы, упоминая Гермеса Трисмегиста (см. в ст. Герметизм), Платона, Аристотеля, Сократа, Галена и Скамандра (Скамандр - в греч. мифологии бог одноименной реки, протекавшей близ Трои; агиограф, возможно, имел в виду Анаксимандра). Пролог этой редакции дословно заимствован из греч. версии Мученичества Перпетуи и Фелицитаты (см. в ст. Перпетуя, Сатур (Сатир), Ревокат, Сатурнин (Саторнил), Секундул (Секунд) и Фелицитата (Филицитата)). Уже в этом тексте видно, как анонимный агиограф вводит в историю распространенные в других мученичествах топосы (наказание палача, попытка принудить к невольной жертве, положив тлеющий ладан в руку, и др.). Мученичество П. датировано в этой редакции 8 июля.
Второе сказание самое пространное и широко распространенное (BHG, N 1577; изд.: Παπαδόπουλος-Κεραμεύς ᾿Α. ᾿Ανάλεκτα ἱεροσολυμιτικῆς σταχυολογίας. ᾿Εν Πετρουπόλει, 1898. Τ. 5. Σ. 1-27). Согласно этому тексту, П. род. в Иерусалиме в семье христианина Христофора и язычницы Феодосии, при рождении был назван Неаний. Христофор вскоре умер, и мать мальчика воспитала его в языческой вере. Когда Неаний возмужал, Феодосия представила его Диоклетиану, к-рый был в то время в Антиохии для подавления восстания узурпатора Ахилла. Хорошо образованный, способный юноша понравился императору, и он взял Неания к себе на военную службу. Вскоре он по приказу Диоклетиана отправился в Александрию c большим отрядом под командованием трибунов Антиоха и Никострата (пам. греч. 20 мая, 8 июля), чтобы преследовать христиан. Во время ночного перехода в г. Апамею Неанию явилось знамение в виде сияющего Креста и голос с неба возгласил, что воевода идет уничтожать последователей Истинного Бога. Вняв голосу, Неаний уверовал во Христа, подобно Савлу (будущий ап. Павел). Голос предсказал, что вместе с Крестом Неанию будут дарованы победы.
Придя в Скифополь, Неаний нашел ювелира по имени Марк и уговорил его изготовить ему крест наподобие того, какой явился ему в видении. После того как крест был сделан, на нем чудесным образом проступило изображение 3 ликов и подпись по-еврейски: «Еммануил, Михаил и Гавриил» (очевидно, изображение Бога и 2 архангелов). Марк, испугавшись этого чуда, хотел уничтожить изображения, но его рука онемела. С этого времени Неаний прервал свой путь в Александрию и вернулся в Иерусалим. Вскоре жители попросили его защитить их от набегов «агарян» (т. е., вероятно, от персов или жителей Аравийского п-ова). Неаний выступил с войском против врага и нанес ему сокрушительное поражение, сам же не потерял ни одного воина. Когда он вернулся домой с вестью о победе, его мать Феодосия приписала удачу помощи языческих богов, но Неаний возразил, что ему помог Христос, и сокрушил идолов, стоявших в спальне матери. Разгневанная и опечаленная Феодосия отправилась в Антиохию к Диоклетиану и пожаловалась на отступничество сына. Император вызвал из Палестины правителя Иуста, который должен был судить Неания. Иуст сначала попытался уговорить воеводу отречься от Христа, но тот снял с себя пояс, символ своего ранга, и бросил Иусту в лицо. Неания арестовали и привели в Кесарию Палестинскую. Там его жестоко пытали, а затем бросили в темницу, где мученику явился Сам Христос, окропил его водой и нарек Прокопием. На следующий день он предстал перед Иустом целым и невредимым, а страж темницы Терентий (Тертий) сообщил, что ночью в темнице происходили странные явления: случилось землетрясение, возник яркий свет и слышались голоса. Иуст приписал исцеление П. его покаянию в отступничестве и привел подвижника в языческий храм, но по молитве великомученика идолы упали и превратились в воду, к-рая затопила капище. В смятении Иуст вновь отправил П. в темницу. Туда к нему пришел отряд воинов под предводительством Антиоха и Никострата, к-рые просили приобщить их к Богу христиан. Уговорив Терентия на время выпустить его из темницы, П. привел воинов к еп. Леонтию, который крестил их и вместе с П. наставил в вере. Наутро П. вернулся в темницу, а воины предстали перед Иустом и исповедали себя христианами. Все они были выведены за городские стены и обезглавлены на глазах у П. Их тела похоронил благочестивый человек Евлалий при помощи др. христиан.
Через некоторое время в темницу к П. пришли 12 женщин также с просьбой наставить их в вере. Иуст приказал жестоко пытать их. Феодосия, к-рая прибыла посмотреть на пытки женщин, была потрясена их стойкостью и тотчас объявила себя христианкой. Иуст велел посадить ее в темницу, где она беседовала с сыном и прислуживала 12 мученицам. Вскоре по приказу Иуста Феодосия и 12 женщин после жестоких истязаний были обезглавлены. После их казни П. вновь был подвергнут пыткам, но безрезультатно. Сломленный его необычайной стойкостью, Иуст заболел и умер. На его место прибыл новый правитель, Флавиан. Представ перед ним, П. произнес пространный монолог с упоминанием Сократа и мн. действующих лиц греч. мифологии (см. 1-е сказание); суть его речи сводилась к тому, что якобы еще в древние времена в основном от оракула Апполона были пророчества о рождении Единого Бога от Девы. Но Флавиан не внял аргументам П. и велел палачу Архелаю отсечь ему голову; Архелай занес меч и упал замертво. Затем П. отвели в языческий храм и положили в его ладонь горящие угли, ожидая, что он сбросит их на языческий алтарь, но и после 2 часов этой пытки мученик не стряхнул угли. Флавиан подвергал его и др. истязаниям, но П. оставался невредим, а чудеса, к-рые происходили по его молитве (огонь в печи, куда его хотели бросить, перекинулся на палачей), лишь обращали в христ. веру всех свидетелей его мученичества. Тогда Флавиан приказал отрубить П. голову. Казнь великомученика последовала 8 июля.
Очевидно, что в основе 2-го сказания лежит некая легенда о воине Неании, возможно, местного, иерусалимского или кесарийского происхождения. Агиограф соединяет Неания с П. посредством введения эпизода с крещением и наречением имени Самим Христом. Во 2-м сказании П. выступает как наставник др. христиан. Помимо многочисленных агиографических топосов, взятых в т. ч. и из 1-го сказания, в текст введены отсылки к НЗ (обращение Савла) и к видению Креста со словами «Сим победиши» имп. Константину I Великому (306-337). Упоминание агарян может быть анахронизмом, относящимся к персам, разорившим Иерусалим в 614 г., или к арабам-мусульманам, захватившим Иерусалим в 637 г., и тогда можно предположить, что Мученичество возникло в VII в., хотя аргументов для такой датировки недостаточно. В числе прочих чудо с проступившими на кресте изображениями приводилось на заседании VII Вселенского Собора 787 г. как доказательство древности почитания св. образов (ДВС. Т. 7. С. 151-152).
На основе Мученичества П. составлено Мученичество Ефисия († 303-305) (пам. зап. 15 янв.), пострадавшего в г. Каралы (Каралис, ныне Кальяри, Италия).
Третье сказание существенно не отличается от второго. На 3-м предании основана редакция Мученичества, составленного Симеоном Метафрастом (BHG, N 1579). Делеэ выделил 2 версии 3-го сказания: BHG, N 1578 (изд. в лат. пер.: Vitae sanctorum patrum / Ed. A. Lipomanus. R., 1558. T. 6. Fol. 107-115), Мученичество Метафраста, изданное в ActaSS (Iul. Vol. 2. P. 556-576).
В Византии основным днем памяти П. стало 8 июля, т. к. именно этим числом датирована казнь великомученика в самых распространенных сказаниях. В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) под этим числом помещено пространное сказание, основанное на тексте 2-го сказании с уточнением, что особая служба совершалась в храмах во имя П. в месте близ Хелоны (πλησίον τῆς Χελώνης) и в Кондилии (ἐν τῷ Κονδυλίῳ) (SynCP. Col. 805-807). Под 22 нояб. помещено сказание о П., представляющее собой расширенную редакцию соч. «О палестинских мучениках» (Ibid. Col. 245-246). В календаре РПЦ отражены оба дня памяти: 8 июля и 22 нояб.; т. о., фигурируют 2 мученика в Кесарии Палестинской (вмч. П. (Неаний) и мч. Прокопий Чтец), к-рые являются одним и тем же лицом. Под 23 и под 26 нояб. в визант. синаксарях указан Прокопий, мч. Персидский (Ibid. Col. 248; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 404-405), скорее всего также являющийся одним лицом с П. Мч. Прокопию Персидскому посвящено Похвальное слово Исихия, пресв. Иерусалимского (BHG, N 1584; изд.: Delehaye H. Hesychii presbyteri Laudatio St. Procopii Persae // AnBoll. 1905. Vol. 24. P. 475-482).
В Иеронимовом Мартирологе под 8 июля отмечена память П., мч. в Кесарии Каппадокийской, что, без сомнения, является ошибкой, и речь идет о Кесарии Палестинской. На Западе память П. впервые отмечена в Мартирологе Беды под 8 июля, под этим же числом она вошла в Римский Мартиролог.
В К-поле существовало неск. храмов во имя П. Церковь близ Хелоны, по предположению Р. Жанена, построена при равноап. имп. Константине I Великом или после его смерти, но не позднее V в. и существовала до кон. XII в. Квартал Хелона располагался на склоне, спускающемся к Золотому Рогу (на сев. склоне 3-го холма). Обновление этого храма отмечалось 4 и 5 авг. (SynCP. Col. 868, 869), под этим числом в синаксарной заметке сообщается, что храм был посвящен святым П. и Христофору; особый день памяти также совершается 24 нояб. (Ibid. Col. 256). О храме в Кондилии можно утверждать только то, что он существовал уже в VII в., поскольку название квартала связано с имп. Константом II Погонатом (641-668). Однажды император проезжал на лошади мимо храма во имя П. и сильно ударил кулаком по упряжи, отчего деталь упряжи сломалась (греч. κονδύλιον - «удар кулаком»). Храм в квартале Виглентии (τὰ Βιγλεντίας) являлся частью дворца, к-рый имп. Юстиниан I (527-565) построил для своей сестры, Вигилянции. Известно, что эта церковь существовала до кон. XI в. Местоположение храма точно определить нельзя. Кроме того, придел во имя П. находился в к-польском храме вмч. Мины (Janin. Eglises et monasteres. P. 443-444).
В Скифополе при епископской резиденции была построена часовня во имя П., о чем сохранилось упоминание в Житии мон. Саввы, написанном Кириллом Скифопольским (Cyrille de Scythopolis. Vie de S. Sabas / Ed. A.-J. Festugière. P., 1963. P. 110). В Кесарии также был храм во имя великомученика, реконструированный при имп. Зиноне, в 484 г. (Chron. Pasch. Vol. 1. P. 606). В этом храме хранились мощи П. Однако в 515 г. мощи (или часть мощей) были перенесены в Антиохию и положены там в храме во имя арх. Михаила, что отмечено в Гомилии Севира Антиохийского (Biere M. Les homelies cathedrales de Severe d'Antioche 72 // PO. T. 12. P. 71-89 [353-371]). В наст. время частицы мощей П. находятся в Иерусалиме в храме Гроба Господня, в Махерасском монастыре на Кипре, во мн. Обителях Св. Горы Афон и мн. др. храмах Греции (см.: Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Vol. 54. P. 243-245). По сведениям Макария Симонопетрского, мощи П. с 1386 г. находятся в храме г. Прокуплее (Сербия) (Макар. Симон. Синаксарь. Т. 6. С. 108).
На груз. языке сохранилось неск. версий Мученичества П. (груз. პროკოპი წიგნისმკითხველი - Прокопий Чтец). Кименная (оригинальная) редакция, нач.: წელსა პირველსა დევნულებისა ჩუენისა... (В первый год наших гонений...), под 8 июля дошла в рукописях из коллекций Екатерины великомученицы монастыря на Синае и Национального центра рукописей Грузии (Sinait. iber. 11. Fol. 215v и 62. Fol. 64v - 66, обе X в.; НЦРГ. Н 535, XI в. Л. 175-177 об.) и была издана К. Кекелидзе (Кекелидзе К. Груз. агиографические памятники: Кимени. Тб., 1946. Т. 2. С. 108-114 (на груз. яз.)) и с переводом на лат. язык П. Петерсом (Garitte G. Version géorgienne de la Passion de St. Procope par Eusèbe // Le Muséon. Louvain-la-Neuve, 1953. Vol. 66. N 3/4. P. 245-266 [лат. пер.: 249-251]). Первая метафрастическая (расширенная) версия Мученичества П., нач.: დიოკლიტიანე და მაჟსიმიანე ჰმართებდეს რაჲ მთავრობასა მეფობისასა... (Когда Диоклетиан и Максимиан управляли царством...), под 8 июля сохранилась в рукописи Кутаисского государственного историко-этнографического музея (Кут. 3, XVI в. Л. 395-420). Вторая метафрастическая редакция Мученичества П. в переводе прп. Евфимия Святогорца († 1028), нач.: მათ ჟამთა შინა ოდეს იგი დეოკლიტიანე და მაჟსიმიანე... (В то время, когда Диоклетиан и Максимиан...), под 2 июля представлена в 9 рукописях XI-XVI вв. коллекций Иерусалимской Патриархии, Национального центра рукописей Грузии и Бодлианской б-ки (Hieros. Patr. iver. 156, 1040 г. Fol. 101-105v; Bodl. 1, XI в. Fol. 217-241; НЦРГ. А 199, XII-XIII вв. Л. 8 об.- 17 об.; Hieros. Patr. iver. 33, XII-XIV вв. Fol. 164v - 190v; Hieros. Patr. iver. 16. Fol. 107v - 117v и 36. Fol. 107v - 117v, обе XIII-XIV вв.; Hieros. Patr. iver. 50, XIV-XVI вв. Fol. 140-163; НЦРГ. А 382, XV в. Л. 30 об.- 44; Hieros. Patr. iver. 67, XVI в. Fol. 30-93). Также в составе Великого Синаксаря, переведенного в XI в. прп. Георгием Святогорцем, в рукописях XI в. коллекций Национального центра рукописей Грузии, мон-ря вмц. Екатерины на Синае, Иерусалимской Патриархии, афонского Иверского монастыря под 8 июля сохранилось синаксарное сказание о П. (НЦРГ. А 97, 193, Н 2211; Hieros. Patr. iver. 24-25; Sinait. iber. 4; Ath. Iver. georg. 30) (Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 319).
В слав. книжности бытовало Мученичество П., сохранившееся в 2 разных редакциях. Одна из них представлена в многочисленных южнославянских списках (BHG, N 1577; «Во времена она царствоваше Диоклитиан мучитель»; Иванова. Biblioth. hagiogr. С. 578-579). Причем во многих рукописях Мученичество поделено на 2 статьи с самостоятельными заголовками (зачало 2-й ч.: «Во времена она приде в Кесарийский град Флавиан игемон»), такое разделение отмечено и в греч. традиции (ср.: BHG, N 1577а). Кроме того, в рукописях встречаются и отдельные части Мученичества П.: напр., в Загребской Минее ZIIIc22 XIV в. имеется статья с зачином: «В оны дни вниде в Кесарий град лютый князь емуже имя Ликъян [искаженное Улкион]» (Иванова. Biblioth. hagiogr.), которое соответствует в греч. Мученичестве разд. 7 (Παπαδόπουλος-Κεραμεύς ᾿Α. ᾿Ανάλεκτα ἱεροσολυμιτικῆς σταχυολογίας. ᾿Εν Πετρουπόλει. 1898. Τ. 5. Σ. 8).
Вторая редакция, возможно представляющая собой переработку 1-й со стилистическим упрощением, читается в ВМЧ под 8 июля, а также в одном древнерус. списке (зачало: «Во времена царствующу Диоклитиану томителю»; Творогов О. В. Переводные жития в русской книжности XI-XV веков: Кат. М.-СПб., 2008. С. 102; Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 303).
Краткое Мученичество П. было переведено в кон. XI или нач. XII в. в составе слав. Синаксаря (Пролога краткой редакции) под 8 июля (в южнослав. списках с искажениями, см.: Павлова Р., Желязкова В. Станиславов (Лесновски) Пролог от 1330 година. Вел. Търново, 1999. С. 284-285). Его греч. соответствие находится в рукописи Vat. gr. 2046, а также в меньшей степени- в Минологии имп. Василия II (PG. 117. Сol. 529-532). Мученичество имеет неск размер, чем обычные проложные Жития, в нем кратко пересказывается содержание пространного Мученичества: П. К., служивший военачальником в Александрии, услышал голос с неба (его языческое имя Νεανίας передано в слав. переводе как «уноша»), а затем увидел «ледяной» крест (в греч. тексте - «хрустальный»); по образу этого креста П. заказал у ювелира в Скифополе серебряный крест, на к-ром появились 3 изображения (Еммануила и архангелов Михаила и Гавриила); после победы над сарацинами П. заставили принести жертву богам, а его мать донесла на него кесарийскому начальнику Улкию. В пространной редакции Пролога, составленной на Руси в кон. XII в., Житие было незначительно переработано (здесь 1-е имя П.- Неаний); в XVI в. оно было включено в ВМЧ под 8 июля (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 303; 1-й текст дня).
Другое, более подробное Мученичество П. было переведено в составе стишного Пролога, созданного в Болгарии в XIV в. (также под 8 июля); здесь кроме истории обращения описываются мучения П., его матери и др. персонажей (греч. оригинал - SynCP. Col. 805-808; Петков Г. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска литература (XIV-XV вв.). Пловдив, 2000. С. 183). Это Мученичество было включено в ВМЧ, а в XVII в.- в печатный Пролог под той же датой.
Кроме того, в Синаксаре (Прологе) под 22 нояб. имеется упоминание о язычнике Прокопии из Палестины (без текста), который воспринимался, согласно греческой традиции, как другой святой (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам. Синаксарь (житийная часть Пролога краткой редакции) за сент.-февр. / Изд. подгот. Л. В. Прокопенко и др. М., 2010. Т. 1: Текст и комментарии. С. 386). Под 24 нояб. изначально располагалось в древнерусских Четьих-Минеях и Мученичество П. (зачало: «В первое лето нашего гонения иулиа месяца в Кесарии первыи мученик в Палестине явися Прокопий»); однако во мн. Минеях оно находится под 8 июля и под этой же датой было включено в ВМЧ, т. е. святые были отождествлены (Творогов. Там же; Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 303-304). Это довольно краткий текст, не точно соответствующий греческому в SynCP. Col. 245-246 (под 22 нояб.); здесь сообщается о благочестивой жизни П. до его мученической кончины и о служении чтецом (анагностом) в Скифополе; в диалоге с Флавианом П. приводит цитату из Гомера; дата казни П. дана по македонскому (в 8-й день месяца панема) и рим. календарям. Сокращенный вариант этого текста есть в стишном Прологе под 22 нояб. (Петков. Там же. С. 154); в нек-рых рукописях родиной П. ошибочно назван Киликийский град вместо Элийского (т. е. Элии Капитолины).
В «Житиях святых» свт. Димитрия Ростовского Мучение П. располагается под 8 июля ([Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 4. Л. 264 об.- 272). При его составлении использовались как макариевские ВМЧ, так и лат. перевод Метафрастова Мученичества, сделанный Лаврентием Сурием (в соответствии с последним изложена беседа П. с префектом Флавианом, правитель Кесарии назван Иустом, а не Улкионом, как в ВМЧ, и т. д.); начало же отличается от обоих источников и, возможно, дано в соответствии с «Житиями» польск. агиографа П. Скарги (Державин А. М., прот. Четии-минеи свт. Димитрия, митр. Ростовского, как церковноист. и лит. памятник. Март. половина года. М., 2018. С. 254-255). В изд. «Жития святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» статья под 8 июля приведена без особых изменений, а под 22 нояб. включена краткая память П., которой не было у свт. Димитрия Ростовского (она составлена на основании сведений из стишного Пролога 22 нояб., где речь идет о Прокопии Чтеце), т. е., по мнению составителей, это 2 разных святых.
В южнослав. списках отмечен перевод анонимной Похвалы П. (зачало: «Сладко убо видение» - BHG, N 1581; Иванова. Bibiloth. hagiogr. С. 579-580), в ВМЧ он отсутствует.
Память П. зафиксирована довольно рано: под 8 июля он упоминается уже в Иерусалимском Лекционарии, отражающем практику V-VIII вв. (Tarchnisnvili. Grand Lectionnaire. Vol. 2. § 1082).
В Типиконе Великой церкви IX-XI вв., отражающем особенности кафедрального постиконоборческого богослужения К-поля, содержатся сведения о том, что 8 июля церковная процессия выходила из Великой ц. на Форум, а затем службу великомученику совершали в его мартирии близ к-польского р-на Хелона и в Кондилии (πλησίον τῆς Χελώνης, κα ἐν τῳ Κονδυλίῳ); эта практика позволяет говорить об особом почитании П. в К-поле в то время. Также в памятнике содержатся указания чтений на литургии: предложены прокимен 4-го гласа Пс 67. 36 со ст. 67. 27, Апостол - 1 Тим 4. 9-15, аллилуиарий Пс 33. 18, Евангелие - Лк 21. 12-19, причастен Пс 32. 1 (Mateos. Typicon. T. 1. P. 332-334).
Студийские памятники предлагают службу П. с пением тропаря на «Бог Господь» и содержат кондак П. 2-го гласа, а также разнообразный гимнографический материал. Последование великомученику в Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г.- древнейшей сохранившейся редакции студийского Синаксаря - включает 2 канона, оба 4-го гласа, авторства исп. Феофана Начертанного (Грапта) и Георгия; 3 стихиры-подобна 4-го гласа на «Господи, воззвах»; стихиру плагального 2-го, т. е. 6-го, гласа на стиховне вечерни; 3 стихиры-подобна 4-го гласа на хвалитех; стихиру 4-го гласа на стиховне утрени; седален 1-го гласа; светилен (Пентковский. Типикон. С. 352-353). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем собой малоазийскую редакцию Студийского устава, последование П. отличается: на «Господи, воззвах» положены др. стихиры-подобны, 1-го гласа; канон один, авторства исп. Феофана; седален плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа; указаны чтения на литургии (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 469). Мессинский Типикон 1131 г., представляющий собой южноиталийскую редакцию Студийского устава, на «Господи, воззвах» предлагает 2 блока стихир - по 3 подобна и самогласна 1-го гласа, со славником плагального 2-го, т. е. 6-го, гласа; на стиховне вечерни блок стихир 2, 3, 4-го гласов; на стиховне утрени славник плагального 2-го, т. е. 6-го, гласа; седален; светилен; также указаны чтения на литургии (Arranz. Typicon. P. 165-166). Афонский Георгия Мтацминдели Типикон (ок. 1042) также указывает стихиры П. на «Господи, воззвах», на стиховне вечерни и на стиховне утрени, канон и чтения на литургии (Кекелидзе. Литургические памятники. С. 266).
В ранних редакциях Иерусалимского устава XII-XIV вв. указана служба П. с пением тропаря 4-го гласа (общий мученику), приведены канон, стихиры (в несколько иной последовательности, чем в совр. книгах) и чтения на литургии (Lossky. Typicon. P. 223-224; Миркович. Типикон. Л. 113б - 114а); в нек-рых рукописях память П. отмечена без богослужебного последования (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 52). В рус. редакциях Иерусалимского устава с нач. XV в., в т. н. «Оке церковном» в т. ч. в первопечатных Типиконах 1610, 1634, 1695 гг., служба П. с «Бог Господь» в целом соответствует последованию, помещенному в совр. рус. Минеях (однако иначе представлены стихиры на хвалитех - 3 стихиры 1-го гласа, две 2-го гласа, по одной 4-го и 5-го гласов, в Типиконе 1695 г.- блок стихир 2-го гласа; седальны разных гласов).
Еп. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) указывал, что кондак П. 2-го гласа и 3 икоса встречаются в греч. Кондакарях XII-XIII вв. и в рус. переводах того же времени (напр., в Кондакаре XI в.); кондак и 6 икосов - в Ватиканском и Афонском Кондакарях (Амфилохий. Кондакарий. С. 127, 188, доп. 39).
Последование П. в совр. книгах включает: тропарь 4-го гласа ῾Ο Μάρτυς σου Κύριε̇ ( общий мученику); кондак 2-го гласа Τῷ ζήλῳ Χριστοῦ, τῷ θείῳ πυρπολούμενος̇ ( ) с икосом; канон 4-го гласа (в греч. Минеях указано имя автора, исп. Феофана - Émereau C. Hymnographi Byzantini // EO. 1926. Vol. 25. N 142. P. 181), нач.: Πλουσίαις, μαρμαρυγαῖς τοῦ Πνεύματος, περιχεόμενος̇ ( ) - с ирмосом Θαλάσσης τὸ ἐρυθραῖον πέλαγος̇ ( ); на «Господи, воззвах» 2 блока стихир - 3 подобна 1-го гласа и 3 подобна 4-го гласа (в рус. Минеях др. 2 группы из 3 подобнов, в обеих стихиры 4-го гласа) со славником плагального 2-го, т. е. 6-го, гласа; на стиховне вечерни 3 стихиры-подобна 4-го гласа (только в греч. Минеях; соответствуют первым 3 стихирам на «Господи, воззвах» в рус. Минеях) со славником плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа автора XI в. Прокопия Хартофилакса (Ibid. 1925. Vol. 24. N 138. P. 169); на хвалитех стихира 2-го гласа (византиево), стихира 3-го гласа авторства патриарха К-польского свт. Германа I (Ibid. 1923. Vol. 22. N 132. P. 430), стихира 4-го гласа авторства Киприана (Ibid. N 129. P. 23), стихира плагального 1-го, т. е. 5-го, гласа со славником плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа авторства Анатолия (в рус. Минеях славник другой, 4-го гласа); на стиховне утрени (только в рус. Минеях) стихира 6-го гласа со славником 8-го гласа (соответствует славнику на хвалитех в греч. Минеях); седален 1-го гласа. В греч. Минее на июль (Рим, 1902) помещены стихиры, отсутствующие в совр. греч. Минее, но включенные в рус. Минеи, только в иной компоновке; также в этом издании представлен ексапостиларий, отсутствующий во всех остальных совр. изданиях.
В древних рукописях сохранились 3 канона П. визант. авторов, не вошедшие в печатные издания. Канон 4-го гласа представлен в 3 Минеях XI в. из б-ки Екатерины великомученииы монастыря на Синае, б-ки мон-ря Гроттаферрата и коллекции Барберини б-ки Ватикана; канон имеет в богородичнах акростих Γεωργίου (имя автора, Георгия); нач.: ῾Η αἴγλη τοῦ παναγίου πνεύματος φαιδρύνει ἅπαντας̇ (Сияние Всесвятого Духа радует всех...), с ирмосом Θαλάσσης τὸ ἐρυθραῖον πέλαγος̇ (AHG. T. 11. P. 146-154). Канон плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа сохранился в рукописи XI в. из б-ки мон-ря вмц. Екатерины на Синае; указано имя автора - ᾿Ιωάννου (Иоанна); нач.: ῎Ελαμψε φαεσφόρος ὣσπερ ἀστὴρ̇ (Воссиял светоносный, яко звезда...), с ирмосом ῎Ασωμεν τῷ Κυρίῳ, πάντες λαοί̇ ( ). Канон 2-го гласа дошел в рукописи 1457 г. из б-ки того же мон-ря; он содержит акростихи Θαι(δ)ρὸν ἐ(ν) ἀ(θ)λοφόροι(ς) Προκόπι(ο)ν εὐφη(μ)ῶ (Сияющего в победителях Прокопия прославляю) и в тропарях 9-й песни - Ζάβ(α)ς (имя автора, Саввы); нач.: Θωτοφόροις λάμψεσι ταῖς σαῖς̇ (Светоносными сияниями Твоими...), с ирмосом ᾿Εν βυθῷ κατέστρωσέ ποτε̇ ( ) (Ταμεῖον. Σ. 239-240. N 737, 738).
На одном из ранних изображений П.- фреске в капелле св. Врачей (Безмездников) в ц. Санта-Мария-Антиква в Риме (ок. 705-707) - сохранились только надпись и очертания нимба этого святого (Wilpert. 1916. Bd. 2. S. 677; Bd. 4. Taf. 145. 4). В постиконоборческий период изображения святого встречаются в иллюстрированных рукописях, на иконах, в монументальных циклах. Его могли изображать как мученика в античных одеждах (туника, плащ), с крестом в руке либо как воина - облаченным в латы, с копьем и со щитом. Фигура воина в ратном облачении, очевидно, наиболее ранний из вариантов иконографии П., поскольку упоминание о чуде из его Жития (Мученичества) о молодом предводителе воинских отрядов, прибывших в Скифополь (BHG, N 1577), вошло в 4-е деяние VII Вселенского (II Никейского) Cобора.
П. всегда изображали безбородым юношей. Узнаваемой особенностью его внешности являются волосы средней длины (иногда короткие), 2 локонами спускающиеся почти до плеч (как правило, заправлены за уши). В мученических одеждах его образ представлен на небольших резных складнях из слоновой кости X-XI вв. к-польской работы, являющихся яркими примерами классических художественных тенденций в столичном искусстве. Здесь изображения св. воинов в полном вооружении были дополнены образами св. мучеников в придворных античных одеждах, с крестами в руках, как исповедников и спутников Небесного Царя Христа во Граде Божием: П. в паре с мч. Арефой - на створке триптиха (X-XI вв., Музей сакрального искусства апостольской б-ки, Ватикан), с вмч. Димитрием Солунским - на Арбавильском триптихе (кон. X - сер. XI в., Лувр), с мч. Миной - на створке триптиха (X-XI вв., Британский музей; Glory of Byzantium. 1997. Cat. 79, 80), c избранными святыми - на створке триптиха из музея в Палаццо-Венеция в Риме (ок. 950), такой же вариант с 2 рядами изображений известен на стеатитовой иконе, которая, вероятно, была частью складня (рубеж X и XI вв., Лувр, Париж; Ibid. 1997. Cat. 103). В воинских латах П. изображен: в медальоне на оборотной стороне выносного серебряного креста (кон. X в., Музей Бенаки, Афины; Glory of Byzantium. 1997. Р. 60. Cat. 23); на рельефном триптихе из слоновой кости с изображением в среднике Севастийских мучеников (X-XI вв., ГЭ; Банк. 1966. С. 299. Кат. 126); в медальоне на поле синайской иконы с поясным «портретом» свт. Николая Чудотворца среди избранных святых: у П. волосы темнее и локоны, заправленные за уши, длиннее, чем у вмч. Георгия (кон. X - нач. XI в.; Βοκοτόπουλος. 1995. Σ. 40. Πιν. 14; Glory of Byzantium. 1997. Р. 118. Cat. 65); в медальоне среди избранных святых на полях иконы «Распятие» (XI-XII вв., мон-рь вмц. Екатерины на Синае; Βοκοτόπουλος. 1995. Σ. 55. Πιν. 29). Как личный покровитель святой в воинских одеждах, с копьем в правой руке и со щитом в левой изображен в поясном варианте на свинцовой печати Леона (Леонтия?) (XI в., Дамбартон-Окс, Вашингтон). В торжественных одеждах патриция, с крестом в руке П. представлен: на синайской иконе с Солунскими воинами-мучениками, вмч. Димитрием и мч. Нестором (XI в.; Σωτηρίον. 1956. Πιν. 47), на серебряной позолоченной пластинке с оклада храмовой иконы «Апостолы Петр и Павел» из собора Св. Софии Новгородской (сер. XI в., НГОМЗ; часть изображения - половина головы справа - утрачена), на подобной пластинке с оклада монументальной иконы Божией Матери «Одигитрия» из того же храма (XII в., НГОМЗ; Стерлигова, сост. 1996. С. 235, 243, 245. Кат. 56, 57).
В лицевых минологиях П. изображали на заставке к тексту как воина - с копьем в руке, опирающимся на щит: в Минологии 1063 г. (ГИМ. Син. греч. 9. Л. 72 об.), в Минологии XI-XII вв. (Paris. gr. 1528. Fol. 63 - портрет; там же, в конце текста, на Fol. 86v, помещена сцена его мученической кончины от усечения мечом (в одном сегменте с клеймом с образом вмц. Евфимии Всехвальной - видимо, в связи с празднованием 11 июля чуда, связанного с ней)), в Синаксаре Захарии Валашкертского 1030 г. (НЦРГ. А 648. Л. 60 (119)). Образ П., покровителя воинства, присутствует в произведениях самого высокого ранга - в рукописях и на иконах, предназначенных для визант. императоров: на фронтисписе Псалтири имп. Василия II полуфигурный «портрет» П. в круглом медальоне помещен справа от фигуры имп. Василия II Болгаробойцы (Marc. gr. 17. Fol. IIIr, ок. 1019), к-рого как воина прославляют ангелы и благословляет Христос; волосы у святого темно-русые, из-под золотого доспеха виден ворот синей туники, по плечам красная перевязь; на золотой пластинке с эмалевыми фигурами воинов П. и вмч. Георгия, украшающей оклад рельефной из золота и эмали иконы арх. Михаила (ок. 1100, сокровищница собора Сан-Марко в Венеции) - П. держит на сгибе левой руки небольшой щит. Тем же временем датируется икона с изображением Деисуса, где святой представлен с вмч. Димитрием и мч. Нестором (Музей Майер ван ден Берг, Антверпен). Многочисленны были образы святого в произведениях, исполненных в технике перегородчатой эмали по золоту, о чем свидетельствуют пластины к-польской работы XI-XII вв., сохранившиеся, напр., на окладе груз. почитаемой иконы Пресв. Богородицы - на Хахульском триптихе (Хускивадзе. 1984. С. 45, 56, 63. № 43, 63, 81).
П. часто изображали в чине св. воинов в монументальных росписях Каппадокии в X-XI вв.: в Хачлы-килисе в долине Кызыл-Чукур (нач. Х в.), в Кылычлар-килисе в Гёреме (№ 29) (X в.), в церквах Архангелов в Зинданёню (X в.), св. Евстафия в Гёреме (1148-1149), св. Апостолов в Мустафапаше (Сиасосе) (1-я четв. X в.), в Балкан-Дереси (№ 4) в Ортахисаре (1-я пол. X в.), в Юсуф-Коч-килисеси в Гёреме (сер. XI в.), в базилике Константина в Еникёе в Гёреме (№ 21) (2-я пол. XI в.) (Габелић. 2006. С. 533-534). В кафоликоне мон-ря Осиос Лукас его образ как мученика сохранился на фресках церкви в крипте (30-e гг. XI в.), как воина со щитом, с мечом и копьем - в мозаиках наоса (30-40-е гг. XI в.); как мученик он изображен во фресковой росписи кафоликона мон-ря во имя свт. Иоанна Златоуста близ Кутсовендиса на о-ве Кипр (1099-1102/03 или 1111/12-1118), в медальоне в мозаичной декорации Палатинской капеллы в Палермо (60-е гг. XII в.).
С этого же времени появляются изображения П.-всадника, что исследователи считают иллюстрацией чудесного явления святому Креста Господня, сближающего П. и мч. Евстафия Плакиду. Святой показан восседающим на коне: в росписи храмов в Каппадокии - Даниловой капеллы в Гёреме (XI в.; здесь дважды, в т. ч. в молении, с обращением к небесному сегменту слева от святого), в церкви в Гёреме 10 (XI в.), в Саклы-килисе (3-я четв. XI в.). В декоре лицевых Псалтирей: напр., в Феодоровской (Lond. Brit. Add. 19352. Fol. 85v, 1066 г.) в качестве иллюстрации строки 35 из Пс 67 показано видение святому Креста: юный воин сидит на коне, вставшем на дыбы, он держит в правой руке щит и взирает на небесный сегмент, из которого к нему спускается 4-конечный крест; на П. длинная синяя туника, за спиной развевается красный плащ. Этот же сюжет присутствует в декоре Псалтири Барберини (Vat. gr. 372. Fol. 112v, кон. XI в.).
С комниновского времени образы святого многочисленны в храмовой декорации: в Кастории: в церквах свт. Николая Чудотворца Каснициса (60-80-e гг. XII в.), св. Врачей бессребреников (Анаргиров) в слое живописи посл. трети XII в. его фигура фланкирует вход в храм со стороны наоса (в паре с мч. Христофором). Возможно, образ П. (идентифицируется как мч. Савва Стратилат) наряду с другими воинами-мучениками включен в роспись Георгиевской ц. в Ст. Ладоге (80-90-е гг. XII в.; Сарабьянов В. Д. Церковь св. Георгия в Ст. Ладоге. М., 2002. С. 246. Ил. 129. Табл. IV), его полуфигура написана в нижнем ярусе на юж. стороне арки диаконника; в верхней части того же объема - полуфигура мч. Христофора Никомидийского. Образ П.-воина остается преобладающим и для палеологовского периода, напр. в приделах во имя вмч. Стефана Первомученика и вмч. Георгия в Троицкой ц. мон-ря Сопочани (ок. 1265), в Успенской базилике Протата в Карее на Афоне (ок. 1290 (?), мастер Мануил Панселин), в церквах свт. Власия во Фрилингианике на о-ве Китира (80-90-е гг. XIII в.), Богоматери Перивлепты в Охриде (1294/95), в церкви монастыря Панагии Олимпиотиссы в Эласоне (кон. XIII в.). На Афоне его фигура в чине св. воинов написана в храме Протата на зап. стене, у входа в наос, таким же образом - в наосе парекклисиона вмч. Георгия в мон-ре Дионисиат (1609, мастер мон. Даниил), в Георгиевской келлии в Протате Великой Лавры (1634/35, мастер мон. Меркурий), в парекклисионе Панагии Парамифии кафоликона мон-ря Ватопед (1677), на внешней арке сев. певницы в наосе и в медальоне на вост. стене лити в кафоликоне мон-ря Ватопед (1311/12, под записью), на сев. стене наоса парекклисиона св. Врачей мон-ря Ватопед (кон. XIV - нач. XV в.), на сев. стене парекклисиона в честь Акафиста Пресв. Богородицы мон-ря Дионисиат (1546/47, мастер Дзордзис Фукас), на сев. стене парекклисиона во имя свт. Николая Чудотворца (1559/60, мастер Франгос Кателланос), в сев. певнице наоса - в кафоликонах мон-рей Пантократор (ок. 1363-1380), Великой Лавры (1534/35, мастер мон. Феофан Критский), в старом кафоликоне мон-ря Ксенофонт (1544), в кафоликоне Иверского мон-ря (1577, мастер Марк Иверский), на юж. стене - в парекклисионе Архангелов мон-ря Хиландар (2-я пол. XIV в.), в юж. певнице - в кафоликонах мон-рей Дионисиат (1546/47, мастер Дзордзис Фукас), Дохиар (1567/68, предположительно тот же мастер). На внешней стене его фигура помещена в росписях парекклисиона ап. Иоанна Богослова в келлии вмч. Прокопия мон-ря Ватопед (1536/37, мастер Антоний?), кафоликона мон-ря Кутлумуш (1539/40, мон. Макарий). Святой, как правило, держит прямо или наперевес копье, прикрывается щитом,который иногда может быть объемным, с богатым рельефным украшением, как на фреске в Кралевой церкви мон-ря Студеница (1314), в Димитриевской ц. Печской Патриархии (ок. 1345), на иконе с полуфигурой П. из Византийского музея в Верии (XIV в.). На фреске в парекклисионе мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321) его фигура представлена в стремительном движении: в отличие от спокойно стоящего рядом мч. Саввы Стратилата П. изображен в неустойчивой позе, с опорой на левую ногу, как бы завершающим шаг. Его жесты призваны продемонстрировать отказ от воинственности: щит опущен на землю, перевитый перевязью меч в ножнах он положил на плечо и придерживает левой рукой, в правой, высоко поднятой руке у великомученика короткий клинок, на к-рый он смотрит отстраненно. Изображение святого как воина есть также в росписях: Георгиевской ц. в Старо-Нагоричино (1317-1318), в ц. арх. Михаила в Лесново (1348-1349), рядом с воином вмч. Меркурием Кесарийским в ц. свт. Афанасия «ту Музаки» в Кастории (1383/84). В росписи храма мон-ря Грачаница, как и на фреске столичного мон-ря Хора, П. представлен в движении, за его спиной виден богато украшенный шлем, перед грудью он держит наперевес копье, в левой руке - круглый щит. В тунике и гиматии, с поднятым крестом мученик изображен на фреске касторийской ц. вмч. Георгия на горе (80-е гг. XIV в.), на верхнем поле иконы, на створке бывш. складня с Богоматерью и Младенцем в среднике из Преображенского мон-ря в Метеорах, вложенной в храм имп. Марией Палеологиной (80-е гг. XIV в.; Βοκοτόπουλος. 1995. Σ. 148. Πιν. 127).
С XII в. в образе П. могут совмещаться детали, указывающие на него и как на мученика, и как на воина: воинский костюм подчеркнут многообразием деталей в сложных конструкциях лат и в богатой одежде, на мученический подвиг указывает венец на голове в виде неширокого кольца со щитком надо лбом - в росписях ц. Панагии Космосотиры в Фересе (Феррах) (ок. 1152) или на створке синайского диптиха, который относят к работе мастерских эпохи крестоносцев в Акре или на Синае (80-е гг. XIII в.). На др. створке этого же диптиха « Богоматерь с Младенцем», к-рый по иконографии близок к изводу чудотворной Киккской иконы, святого коронуют ангелы, возлагая на его голову драгоценный венец, на верхнем поле помещены Спаситель и 2 молящихся Ему ангела, на боковых полях и на нижнем поле - святые, апостолы, воины и врачи (Σωτηρίου. 1956. Τ. 1. Πιν. 188; 1958. Τ. 2. Σ. 171-175; Aspra-Vardavakis M. Diptych: A. St. Procopius. B. The Virgin Kikkotissa, and Saints // Mother of God. 2000. P. 444-446. Cat. 71; Byzantium. 2004. P. 355-356. Cat. 214). Образ П. сопровождается эпитетом «῾Ο Περιβογίτης». К. Вайцман считал правильным прочтение этого слова как Περιβολίτης; М. Аспра-Вардавакис возводила эпитет к тексту Жития святого, составленного Никитой Давидом Пафлагоном (Aspra-Vardavakis M. Diptych // Mother of God. 2000. P. 445; Byzantium. 2004. Р. 356. Footnot. 4); по мнению С. Габелич, по-славянски эпитет означает «Славный» (Габелић. 2006. С. 536), что указывает на особое почитание святого. Возможно, возникновению подобного именования П. способствовало то, что население, прежде всего воюющая элита королевства крестоносцев на Св. земле, воспринимала П. как местного святого, покровителя. На створке синайского диптиха П. облачен в кирасу, держит копье, меч, богато украшенный щит. К. Уолтер и Я. Фолда считают, что такой поясной образ может восходить к образцу, связанному с храмом и местом погребения или прославления святого в Иерусалиме или в Кесарии (Walter. 2003. P. 94; Byzantium. 2004. Р. 356). К тому же типу поясных небольших икон с образом П. как св. воина относится нераскрытая до конца из-под записи XIX в. синайская икона, на к-рой святой держит в правой руке одновременно копье и мученический крест красного цвета, а в левой - меч в ножнах. Под светло-зеленым плащом видны многослойные одежды, в т. ч. красная туника с длинными рукавами и золотым шитьем на поручах, а также металлический доспех или нагрудник.
Типология иконных образов П. в позднее средневековье имеет разные варианты, напр. «портрет» в рост как на небольшой иконе из Синайского мон-ря, во время научной деятельности Вайцмана еще находившейся под записью, но ныне раскрытой и датированной XIII в. (Sinai: Treasures of the Monastery of St. Catherine. Athens, 1990. P. 147. Fig. 47), где святой одет по-царски: в длинную тунику с золотыми поручами, оплечьем, медальонами на рукавах, в красный плащ с золотым тавлионом, на голове золотой венец с камнями и жемчугом, на шее - золотая гривна с камнем и жемчужинами, в руке белый крест с утроениями на концах. В левой руке он держит перед собой меч в ножнах. Как мученик он изображен на иконе из ризницы мон-ря Хиландар (1-я пол. XV в.). Конный образ П. на несохранившейся фреске 10-х гг. XIII в. из Никольской ц. в Мелнике, по мнению Габелич, свидетельствует о распространении почитания святого в Зап. Сербии и Вост. Болгарии (Габелић. 2006. С. 533).
Влиянием традиций имп. почитания П., а также патрональной программой изображения великомученика можно объяснить появление его фигуры в составе ктиторской композиции на фреске в ц. св. Петки (прп. Параскевы Тырновской, бывш. Никольской ц.) в с. Станичене, близ г. Пирота, в зап. части Сербии, на территории средневек. Болгарского царства (1331-1332; Габелић. 2006. С. 544-549, 559. Сл. 5, 12).
В минейных циклах в сцене казни он показан как патриций: в Минологии деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. 1. Fol. 26, 1322-1340 гг.), на фресках мон-ря Дечаны (1348-1350). Среди св. воинов в доспехах изображен на иконе из Синайского мон-ря (XIV в.); на правой створке триптиха с вмч. Димитрием и вмч. Георгием работы итало-критского мастера из собрания А. П. Базилевского (2-я пол. XV в., ГЭ) - П. с копьем в правой руке, с луком на левом плече и с мечом в левой руке, опущенным гардой (рукоятью) вниз, пурпурный плащ завязан за левым плечом; на иконе 1680-1681 гг. из ризницы мон-ря Хиландар - со св. воинами Димитрием, Георгием и Артемием.
Редким примером житийного памятника является икона П., хранящаяся в Иерусалимском Патриархате (Τσαντηλάς. 2006; Саенкова, Герасименко. 2008. С. 104). По преданию, она находилась рядом с тем местом, к-рое почитается как место погребения свт. Модеста, патриарха Иерусалимского, и П. Икона датируется XIII в., она сходна с изображением на створке синайского диптиха тем, что в среднике помещен поясной образ П., к-рого коронуют ангелы, а также по стилю, с преобладанием графичности, с использованием темных охр в личном, особенно в притенениях и яркой подрумянке. В цикле из 17 клейм проиллюстрированы: служба П. в войске Диоклетиана, чудесное явление святому Креста, моление мученика, видения им архангела, а также страдания, смерть от меча и погребение П.; как установил Г. Цантилас, состав цикла и последовательность клейм соответствуют тексту Жития святого, составленного Никитой Давидом Пафлагоном; в деталях композиций много зап. заимствований, что позволяет предположить ее происхождение из мастерских круга крестоносцев в Иерусалиме или Акре (до 1291).
В древнерус. искусстве образы П. могут быть разных вариантов, в его внешности подчеркивается молодость, кудрявые волосы, как у вмч. Георгия Победоносца, но большей длины, спадают почти до плеч. П. облачен в тунику и гиматий в росписи Успенской ц. мон-ря на Волотовом поле (ок. 1363, не сохр., черно-белое воспроизведение фотоснимка см.: Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода. М., 1987. Ил. 94); на резном изображении в центре оборотной стороны креста-мощевика из Благовещенского собора Московского Кремля П. предстает в окружении полуфигур воинов; особенностью этого изображения являются пышные, с короткими завитками волосы (рубеж XIII и XIV вв. или XIV в., ГММК; Христ. реликвии в Моск. Кремле: Кат. выст. / Ред.-сост.: А. М. Лидов, И. А. Стерлигова. М., 2000. С. 124. Кат. 31). С пышными, слегка волнистыми волосами он изображен на оборотной стороне иконы-таблетки из новгородского собора Св. Софии вместе с мучениками Никитой Готским и Евстафием (кон. XV в., НГОМЗ). Не исключено, что в появлении образов П. на древнерус. почве сыграли роль визант. влияния: его образ включен в декорацию таких выдающихся архиерейских облачений, как саккосы свт. Фотия, митр. Московского,- на Малом саккосе (кон. XIV - нач. XV в., ГММК) святой изображен в рост, с крестом в руке, стоящим под аркой; на рукаве Большого саккоса (1410, ГММК) он представлен по пояс в медальоне. В чине святых его облик идентичен портретным чертам др. воинов, таких как вмч. Димитрий Солунский - в рельефе на крышке серебряного золоченого ковчега-раки из Благовещенского собора Московского Кремля (1600, ГММК) - у него короткие русые волосы, как у вмч. Димитрия или мч. Меркурия на иконе-двухрядице из Входоиерусалимской ц. в Каргополе (кон. XVI - нач. XVII в., ВГИАХМЗ; Иконы Вологды кон. XVI-XVII в. М., 2017. Кат. 3-4. С. 82). В поздний период его образ встречается в минейных циклах или на заказных иконах, не всегда отражающих патрональную программу, как, напр., на иконе в драгоценном окладе с фигурами П. и праотца Иова (1908, старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище в Москве: Саенкова, Герасименко. 2008. С. 106).