Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ НЕРЕДИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
58, С. 124-133 опубликовано: 21 октября 2024г. 


ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ НЕРЕДИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(Спасо-Преображенский на Нередице, Спасо-Нередицкий), располагался на правом берегу р. Волхов, в 3 верстах южнее Новгорода, на холме («горе») Нередица у р. М. Волховец, недалеко от княжеской резиденции на Городище. Исследователи полагают, что название холма, на к-ром основали мон-рь, происходит от слова «неред» - рыболовный снаряд, сплетенный из прутьев. Поскольку эта земля освоена славянами задолго до строительства П. Н. м. (с северо-запада от его территории археологами обнаружены сопки), предполагается, что у буд. обители на М. Волховце (позднее этот участок реки называли Спасовкой - по расположенному рядом мон-рю) велась ловля рыбы местными жителями (Строгова В. П. Древние топонимы Новгорода и его окрестностей. Новг., 1993. С. 24-29; Секретарь. 2011. С. 344). Через М. Волховец, вероятно, еще до возникновения мон-ря существовал мост, названный в «Уставе князя Ярослава о мостех» кон. XII-XIII в., причем в нем упоминаются и «нередицане», т. е. местные жители (НПЛ. С. 507; ДРКУ. С. 149, 150, 152; Гиппиус А. А. К изучению княжеских уставов Вел. Новгорода: «Устав князя Ярослава о мостех» // Славяноведение. 2005. № 4. С. 24).

8 июня 1198 г. новгородский кн. Ярослав (Михаил) Владимирович заложил каменный храм Преображения Господня. Строительство завершилось в сент. того же года («в то же лето заложи церковь камяну князь великыи Ярослав, сын Володимирь, вънук Мьстиславль, въ имя святого Спаса Преображния Новегороде на горе, а прозвище Нередице; и начаша делати месяця июня в 8, на святого Федора, а концяша месяця септября» - НПЛ. С. 44).

Традиционно считалось, что каменная церковь на Нередице была заложена в память о 2 сыновьях кн. Ярослава - Изяславе и Ростиславе, умерших в том же году и погребенных в Георгиевском соборе Юрьева новгородского мужского монастыря (на противоположном княжеской резиденции берегу Волхова). Однако обнаруженное на стене последнего граффито с датой смерти Ростислава (20 июня) заставило исследователей прийти к выводу, что строительство храма началось не после смерти княжичей, а уже во время их болезни (Гиппиус А. А., Седов Вл. В. Надпись-граффито 1198 г. из Георгиевского собора Юрьева мон-ря // Города и веси средневек. Руси: Археология, история, культура: К 60-летию Н. А. Макарова. М.; Вологда, 2015. С. 481-489). Вероятно, освящение Преображенской ц. по приглашению князя-ктитора возглавил архиеп. Новгородский свт. Мартирий († 24.08.1199).

В 1199 г. храм был расписан, фрески частично сохранились. В аркосолии юж. стены, по всей видимости, предполагалось устроить княжеский некрополь, однако в 1199 г. кн. Ярослав был отозван вел. кн. Владимирским Всеволодом (Димитрием) Юрьевичем Большое Гнездо из Новгорода и скончался на юге Руси. Кроме того, на стенах храма сохранились многочисленные граффити XIII-XV вв. разнообразного содержания, в т. ч. поминальные, молитвенные («Господи, помози рабу своему...») и имеющие отношение к богослужебной практике, а также рисунки крестов, орнаментов, воинов, зверей, птиц и др. (см.: Рождественская Т. В. Древнерус. надписи на стенах храмов: Новые источники XI-XV вв. СПб., 1992. С. 72-101).

О существовании с 1198 г. обители впервые упоминается только в т. н. Летописи Авраамки 2-й пол. XV в. («Ярослав Всеволодичь заложи Святого Спаса в Нередицах монастырь...» - ПСРЛ. Т. 16. Стб. 47; СПб., 2018. Т. 44. С. 23). В 1219 (1218?) г. изгнанный из Новгорода свт. Антоний «поиде... к Святому Спасу в Нередицех» (НПЛ. С. 261; ср.: Там же. С. 60), однако неясно, свидетельствует ли данное сообщение о существовании при церкви мон-ря. Определенно монашеская обитель на Нередице уже была в кон. XIV в. В 1386 г., во время похода на Новгород войска из Сев.-Вост. Руси во главе со св. блгв. кн. Димитрием Иоанновичем Донским, новгородцы сожгли пригородные мон-ри, среди к-рых упоминается и обитель «в Нередицах» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 346).

Вероятно, П. Н. м. покровительствовали правившие в Новгороде князья; обитель находилась неподалеку от их резиденции на Городище, что подчеркивалось в одном из принятых тогда ее названий. В 1322 г. в П. Н. м. постригся брат вел. кн. Юрия Даниловича, кн. Афанасий Данилович; после кончины он был погребен - «положиша и у святого Спаса на Городищи» (НПЛ. С. 96, 339; см. также: Там же. С. 44, 238). Возможно, не только в храмах княжеской резиденции на Городище, но и в близлежащей Нередицкой ц. богослужение изначально осуществляло княжеское духовенство, не подчиненное непосредственно архиепископу Новгородскому (Мусин А. Е. О некоторых особенностях древнерусского богослужения XI-XIII вв.: (Церковь Преображения Господня на Нередицком холме в литургическом контексте эпохи) // НИС. 2000. Вып. 8(18). С. 219). Такое положение сохранялось до учреждения при Нередицком храме обители.

К последним десятилетиям новгородской независимости относятся несколько сохранившихся в копиях актов, касающихся монастырского землевладения. Согласно записи в пергаменном напрестольном Евангелии 1466/67 г. (сохр. в копии, сделанной в печатном Евангелии 1685 г., пожертвованном в П. Н. м. крестовым дьяком И. К. Шушериным), Устинья Осипова дала П. Н. м. земли «на Пчеве» (в Никольском Городицком погосте Обонежской пятины), а также «две тысячи белки на кровлю дому Святого Спаса» (по-видимому, в храме производились ремонтные работы). Согласно этой грамоте, в мон-ре полагалось быть «вседневной службе», в дни памяти святых - небесных покровителей Иустинии и, очевидно, ее родственников - игумен и черноризцы обители должны были каждый год «ставити... четыре обеды, а служити им собором», а также «милостыни давати по силе» (ГВНиП. С. 176-177. № 19; Лашков. 1916). При архиеп. Новгородском свт. Ионе (1459-1470) иноки Корнилиева Палеостровского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря (в сев. части Онежского оз.) во главе с игум. Игнатием по благословению архиерея дали «вечным вкладом» в обитель 10 р. К оригиналу грамоты была привешена «печать Святаго Спаса», т. е. П. Н. м. В документе называются настоятель П. Н. м. игум. Митрофан (единственный известный по имени настоятель до XVI в.) и 4 старца (Леонтий, Ермола, Серапион, Арсений) (ГВНиП. С. 301. № 308). Янин датирует этот акт 1460-1466 гг. на том основании, что Игнатий был палеостровским игуменом до 1466/67 г. (Янин В. Л. Новгородские акты XII-XV вв.: Хронол. коммент. М., 1991. С. 251). Этот же вклад палеостровских старцев упоминается в меновной грамоте 1466/67 г., согласно которой право получать «хлеб святых вкладов» Палеостровского мон-ря, в т. ч. в П. Н. м., переходило новгородскому пригородному Вяжищскому во имя святителя Николая Чудотворца монастырю (ГВНиП. С. 302. № 311).

По данным писцовых книг, к кон. XV в. П. Н. м. имел 22 двора, 29 тяглецов, 90,5 обеж земли (Хорошев А. С. Церковь в соц.-полит. системе Новгородской феод. республики. М., 1980. С. 210), относясь, т. о., к средним по богатству новгородским обителям.

В 1528 г. по инициативе свт. Макария, архиеп. Новгородского и Псковского, в П. Н. м., как и в нек-рых др. новгородских и пригородных монастырях, было учреждено общежитие (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 544-545; Т. 43. С. 219). Очевидно, вскоре в П. Н. м. была возведена деревянная ц. во имя Св. Троицы с трапезной. 12 мая 1543 г. при пожаре сгорели деревянные постройки обители, пострадал каменный храм («да у Спаса святаго у каменои церкви верх огорел до и плеч, да трапеза згорела церквию Троица святая, и иконы из него вынесли, да згорели 2 житницы, в них 300 коробеи хлеба, да кельи выгорели... при игумене Ионны Коковкине» - Там же. Т. 30. С. 149). В 1547 г. при игум. Боголепе на праздник Введения во храм Пресв. Богородицы в П. м. была освящена заново построенная теплая Троицкая ц. с трапезной (НовгорЛет. С. 75-76).

2 дек. 1552 г. в П. Н. м. при участии архиеп. Новгородского и Псковского Серапиона (Курцова) был погребен 5-летний сын новгородского наместника кн. Д. И. Курлятева-Оболенского (Шкурлятева). К 1556 г. относятся сведения о пребывании крещеных татар-казанцев в новгородских мон-рях, в т. ч. в П. Н. м. (ДАИ. Т. 1. С. 148-149. № 97).

В 1572 г. обитель пострадала во время урагана («да у Спаса в монастыре в Нередицех у трапезы деревянои у живоначальныие Троици крест с церкви сорволо, при игумене Сергии» - ПСРЛ. Т. 30. С. 162). Весной того же года близ П. Н. м. («у Спаса на Волховцы») был построен мост через М. Волховец «на лодьях... пригоном со всего города и с волостей и с манастырей - и было нужно людем добре» (НовгорЛет. С. 113).

Из писцовых книг 1582/83 г. известно, что в П. Н. м. помимо игумена проживали 10 иноков (4 кельи пустовали), находились каменная Преображенская ц. с приделом прп. Никиты Переяславского, деревянная Троицкая ц., кельи, конюшенный и коровий дворы (Неволин К. А. О пятинах и погостах новгородских в XVI в. СПб., 1853. Прил. 6. С. 153. (Зап. РГО; 8)). В 1597 г. при игум. Ионе колокол для П. Н. м. по заказу некоего Феодосия («по себе и по своих родителех») отлил новгородский мастер Тимофей; кроме того, в обители был колокол, отлитый в 1609 г. (Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 1. С. 501; Ч. 2. С. 152, 285).

Согласно описи 1615 г., во время шведской оккупации Новгорода, в П. Н. м. у каменного Преображенского храма был придел во имя свт. Никиты Халкидонского (по данным XVIII в., находился в паперти с юж. стороны; вероятно, переосвящен в честь соименного святого, но не исключена и ошибка производивших описание в 1582 или 1615 г.), а также деревянная Троицкая ц. с трапезной. 6 авг. 1617 г., при игум. Тихоне, в Преображенской ц. был водружен деревянный крест (запрестольный?), сохранявшийся еще в сер. XIX в. (Там же. Ч. 1. С. 496; исследователь полагал, что надпись на кресте свидетельствует о новом освящении храма, потребовавшемся по причине «шведского разорения», хотя напрямую в приводимом им тексте об этом не говорится; сообщается лишь, что данный крест был «водружен» в день Преображения Господня).

Согласно описи 1617 г., П. Н. м. не был сильно разорен, хотя в нем проживали (кроме игумена), лишь 1 старец и 7 служек. К тому времени нетронутыми сохранялись иконы (во всяком случае деисусного чина, упоминаемые в описи), все царские врата. В описи 1617 г. впервые приводятся данные о б-ке обители, насчитывавшей 8 пергаменных книг (среди них пергаменная рукопись Псалтири XIII в., РНБ. Соф. № 60), 3 рукописных Евангелия (в т. ч. пергаменное 1466/67 г.), 29 печатных книг (Опись Новгорода. 1984. Ч. 1. С. 98-99). За монастырской оградой и яблоневым садом располагался небольшой посад.

В Смутное время сильно пострадали монастырские владения. 30 янв. 1624 г. царь Михаил Феодорович по совету с патриархом Московским и всея Руси Филаретом (Романовым) выдал жалованную грамоту П. Н. м. и его настоятелю «черному попу Варлааму с братьею» на земли в Новгородском у. с освобождением от большинства податей. Этой грамотой царь подтвердил предыдущие грамоты, пожалованные обители царями Феодором Иоанновичем в 1589 г. и Борисом Феодоровичем Годуновым в 1598 г. Иноки взывали к царю, указывая на запустение земель после Смутного времени: «...да на их же, де, на монастырской земле на пашенной стояло семь дворов, и те места лежат пусты». Всего монастырских земель было «в трех пятинах восмдесять три обжи с полуобжею...», из них 43,5 обжи в Спасском погосте Бежецкой пятины, вол. Облутно, 15 обеж в Петровском погосте Деревской пятины, с. Холынья и 22,5 обжи в Обонежской пятине, в Никольском Городицком погосте на Волхове; мон-рю также принадлежала близлежащая (на «Сковородке») пустошь Горка. Монастырские земли закреплялись за обителью, освобождались от ряда податей, «опричь ямских денег и стрелецких хлебных запасов и городового и острожного дела», П. Н. м. вновь получал судебный иммунитет «опричь душегубства и разбоя и татбы с поличным... а ведает и судит монастырских людей и крестьян черной поп или игумен с братьею сами во всем или кому прикажут... А в духовном деле черного попа с братьею судит богомолец наш митрополит Новгородский и Великолуцкий» (ИРИ. Ч. 5. С. 147-150). Впосл. грамота была подтверждена царями Алексеем Михайловичем при игум. Филарете (4 июня 1660), Феодором Алексеевичем при строителе иером. Рафаиле (11 апр. 1679), Иоанном V Алексеевичем и Петром I Алексеевичем при строителе иером. Савватии (8 марта 1683) (Там же. С. 150-157).

5 июля 1678 г. П. Н. м. приписан к Юрьеву мон-рю, находившемуся на противоположном берегу Волхова. Согласно грамоте патриарха Московского и всея Руси Иоакима (Савёлова), адресованной митр. Новгородскому и Великолуцкому Корнилию, это было сделано на том основании, что, как сообщали митрополиту архим. Иов и братия Юрьева мон-ря, в П. Н. м. «только бывает черной священник да братьи по человеку и по два и по три... а в иное время братии и никого не бывают, а крестьян де и бобылей за тем монастырем нет ни одного двора, только, де, земли под тем монастырем малое число» (Там же. С. 155).

В 1711 г., при игум. Корнилии, была составлена опись обители. Преображенская ц. по-прежнему оставалась единственной каменной постройкой. В П. Н. м. находились св. ворота, имевшие шатровое завершение, рубленая «тарасы» ограда, «белая» игуменская, казенная и хлебная кельи и поварня. Хлебная келья была соединена переходом с деревянной Введенской ц. и с трапезной и колокольней над папертью, имелись также еще одна игуменская, «поповская» кельи, погреб и три житницы. К 1716 г., когда была составлена новая опись, в П. Н. м. была возведена отдельно стоящая колокольня (на месте прежней колокольни к ц. Введения пристроили крыльцо): братские кельи получили новое покрытие, к игуменским кельям пристроили еще одну, с погребом. Рядом с сараями и хлевами были построены скотный, коровий и конюшенный дворы. В 1716 г. опись определяет местоположение строительской кельи напротив ворот мон-ря (по предположению Л. А. Секретарь, «святые ворота выходили на дорогу, которая шла из Новгорода», т. е. они располагались к северо-западу от Преображенской ц., а «сады, мельница, амбары в саду располагались, вероятно, к югу или юго-западу от храма», там же, где и скотные дворы с сенными сараями (Секретарь. 2011. С. 346)).

В 1722 г. П. Н. м., по-прежнему приписанный к Юрьеву мон-рю, владел 157 крестьянами муж. пола, земли обители располагались в Обонежской пятине (в Воскресенском Деревяницком и Никольском Городицком погостах).

В 1727 г. во Высочайшему указу П. Н. м. вновь стал самостоятельным, но в 1748 г. распоряжением архиеп. Новгородского и Великолуцкого Стефана (Калиновского) (подтвержденным митр. Новгородским и Великолуцким Димитрием (Сеченовым) в 1762) опять приписан к Юрьеву мон-рю. Согласно описям 1-й четв. XVIII в., в обители проживали 3-5 чел. (в 1722 - 5 монахов, в 1738 - 3 инока, включая настоятеля в ранге строителя).

В 1764 г. П. Н. м. был упразднен (последний настоятель - строитель Иона). Сохранились описи обители 1762, 1763, 1768-1769 гг. Ко времени закрытия П. Н. м. владел 38 крестьянами, 282 четв. пашни, сеном на 2050 копен. В мон-ре, согласно описи 1763 г., имелись каменная ц. Преображения Господня с приделом прп. Никиты Переяславского, стоящая близ нее колокольня («деревянная осмиуголная, строена игуменом Варсонофием (1712-1716 - М. В. П.), вместо каменной бывшей над приделом Никиты Столпника, очень ветхая и к починке не способная, на ней 5 колоколов» (ИРИ. Ч. 5. С. 154), деревянные обветшавшая Введенская ц. с трапезной (вероятно, переосвященный Троицкий храм), кельи (3 игуменские, иеромонашеская и казначейская), ограда (243 саж.) с 2 воротами, рубленая «в тарасы». За оградой находились конюшенный и коровий дворы (последний «с двумя кельями и сараями длиною 13, шириною 11 сажен», рига («длиною 4, шириною 3 сажени»), гумно «длиною 7, шириною 3 сажени», ветряная мельница «очень ветхая, в 67 саженях от монастыря». Коровий двор, рига и гумно к 1763 г. были, очевидно, разобраны. Более ранние описи отмечают также поварню, «хлебенную» келью с переходом к трапезной, 3 житницы (хлебных амбара), погреб с «напогребником», сенные сараи.

По указу митр. Димитрия (Сеченова) деревянные постройки (колокольня, ограда и мельница) были разобраны, перевезены в Юрьев мон-рь и использовались для растопки печей. Введенская ц., вопреки распоряжению архиерея, разобрана не была, стояла в 25 саж. от Преображенского храма (ИРИ. Ч. 5. С. 154, 158-159).

В 1764 г. Преображенская ц. по указу имп. Екатерины II Алексеевны переведена в разряд приходских (при с. Спас-Нередицы). После 1917 г. П. Н. м. одним из первых новгородских и пригородных мон-рей и храмов передан Новгородскому краеведческому музею (согласно Секретарь, это произошло уже в 1917 - Секретарь. 2011. С. 347).

Арх.: ГАНО. Ф. 521: Новгородский Спасо-Нередицкий муж. мон-рь; Ф. 480: Новгородская дух. консистория; РГАДА. Ф. 311. Оп. 1. Ч. 3. Д. 38; Ф. 1208. Оп. 1. Д. 7, 44, 76, 78, 57; РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2456. Л. 21-30.
Ист.: НПЛ. С. 44, 60, 238, 261; ПСРЛ. Т. 16. Стб. 47; Т. 4. Ч. 1; Т. 6, 30, 42, 43 (по указ.); НовгорЛет (по указ.); Писцовые книги Новгородской земли. М., 1999. Т. 2. С. 447; 2001. Т. 3. С. 422; АЮБДР. Т. 2. С. 199. № 139; Опись Новгорода 1617 г. // Памятники отеч. истории / Подгот. публ.: М. Е. Бычкова. М., 1984. Вып. 3. Ч. 1-2; Гордиенко Э. А., Моисеев С. В., Василевский М. Л. Описи Спасо-Нередицкого мон-ря XVIII-XIX вв. // НИС. 2000. Вып. 8(18). С. 275-316; Писцовые и переписные книги Новгорода Великого XVII - нач. XVIII в.: Сб. док-тов / Сост.: И. Ю. Анкудинов. СПб., 2003 (по указ.).
Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 145-161; Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. СПб., 2003р. Ч. 1. С. 493-505; Ч. 2. С. 45, 105, 152, 185, 240, 285; Строев. Списки иерархов. Стб. 44, 104-105; Богословский Н. Г. Новгородские древние святыни: I. Спасо-Нередицкий мон-рь близ Новгорода // ХЧ. 1877. Ч. 2. № 11/12. С. 637-642; Зверинский. 1892. Т. 2. С. 327-328; Никольский А. И. Заметки о прошлом упраздненных мон-рей Новгородской епархии // Сб. Новгородского Об-ва любителей древности. 1908. Вып. 1. С. 27-48; Лашков Н. А. Спасо-Нередицкое Евангелие // Тр. XV археол. съезда в Новгороде. М., 1916. Т. 2. С. 54-58; Ядрышников В. А. Спасо-Нередицкий мон-рь: История строительства и реставрации // НИС. 2000. Вып. 8(18): 800-летию Нередицы посвящается. С. 53-82; он же. Страницы истории Спасо-Нередицкого мон-ря // Церковь Спаса на Нередице: от Византии к Руси: К 800-летию памятника. М., 2005. С. 26-32; Петрова Л. И. и др. Топография пригородных мон-рей Новгорода Великого // НИС. 2000. Вып. 8(18). С. 95-157; Бобров А. Г. Монастырские книжные центры Новгородской респ. // КЦДР. 2001. [Вып.:] Севернорусские мон-ри. С. 105; Гиппиус А. А. Кн. Ярослав Владимирович и новгородское общество кон. XII в. // Церковь Спаса на Нередице: От Византии к Руси: К 800-летию памятника. М., 2005. С. 11-25; Анкудинов И. Ю. Пригородные новгородские мон-ри на планах Елизаветинского и Генерального межеваний // НовгАВ. 2005. Вып. 5. С. 227-295; он же. Материалы к перечню описей имущества монастырей Новгородской земли XVI-XX вв. // Там же. 2015. Вып. 12. С. 225-249; Пивоварова Н. В., Ядрышников В. А. Нередицкий [мон-рь] // Вел. Новгород: История и культура IX-XVII вв.: Энцикл. слов. СПб., 2009. С. 319-320; Секретарь Л. А. Монастыри Вел. Новгорода и окрестностей. М., 2011. С. 344-355; Печников М. В., Беляев Л. А. Спасо-Преображенский мон-рь на Нередице // ДРСМ. 2014. С. 781-782.
М. В. П.

Художественные памятники

Архитектура

Церковь Спаса Преображения на Нередице. Фотография. Нач. XX в.
Церковь Спаса Преображения на Нередице. Фотография. Нач. XX в.

Церковь Спаса Преображения на Нередице. Фотография. Нач. XX в.
Архитектурный облик мон-ря формировался постепенно, на протяжении без малого 6 столетий, вплоть до упразднения обители в 1764 г. К числу наиболее ранних построек относился храм Преображения Господня, возведенный в 1198 г. Новгородским кн. Ярославом Владимировичем. До разрушения в годы Великой Отечественной войны Преображенская ц. представляла собой типичную для новгородского зодчества 2-й пол. XII в. постройку, признаваемую его итоговым и наиболее совершенным творением (Булкин. 2005). Кубообразный 4-столпный храм с пониженными по отношению к центральному объему апсидами с вост. стороны имел позакомарное завершение фасадов и был увенчан одной главой. Расположению 4 столпов в интерьере соответствовали плоские лопатки, членившие сев., юж. и зап. фасады храма. К зап. фасаду на всю ширину центрального прясла примыкал каменный придел, впосл. перестроенный (не сохр.); был вскрыт в ходе археологических работ в 1986 г. (Булкин В. А. Притвор Нередицкой ц. // СПб Фонд культуры. Программа «Храм»: Сб. мат-лов. СПб., 1995. Вып. 8. С. 181-189). В сев. и юж. стенах центральной апсиды, а также в сев. и юж. стенах боковых нефов были устроены 6 аркосольных ниш. Судя по росписи, юго-западная ниша предназначалась для погребения князя-строителя. В интерьере с зап. стороны были устроены хоры (до наст. времени в северной их части сохр. подлинный накатник кон. XII в.). Подъем на хоры осуществлялся по внутристенной лестнице, размещенной в толще юж. оконечности зап. стены. Симметрично в сев. оконечности было устроено служебное помещение в виде небольшой каморы или кладовой.

В юж. части хор изначально находился небольшой придел, что подтверждается как и конструктивными особенностями (наличие полукруглой алтарной ниши с конхой в вост. стене), так и системой фресковой декорации зап. стены (Пивоварова. Фрески. 2002. ; Седов Вл. В. Придел на хорах ц. Спаса на Нередице // Ц. Спаса на Нередице: От Византии к Руси: К 800-летию памятника. М., 2005. С. 51-66; Он же. Новый тип хор в древнерус. архитектуре XII в. // Там же. С. 67-82). В поздних источниках (писцовые книги 1582/83 г.) в Спасском храме упомянут придел прп. Никиты, столпника Переславльского, время устройства придела в точности не известно. С учетом особенностей архитектурного решения юж. части хор, не исключена вероятность его существования на месте древнего. Вместе с тем посвящение престола прп. Никите Переславльскому указывает на его возникновение в грозненское время. Впосл. (сведения описи 1768(?) г.) Никитинский придел локализуется в юж. части паперти Преображенского храма (в описи 1615 г., вероятно по ошибке, он назван приделом свт. Никиты Халкидонского).

Церковь Спаса Преображения неоднократно подвергалась ремонтам и перестройкам, что было связано как с разрушительным действием времени, так и с пожарами. Наиболее сильно она пострадала, вероятно, в 1543 г., когда, согласно летописи, каменная церковь «огоре до плеч» (скорее всего тогда же значительно пострадали фрески на сводах храма). Со временем церковь утратила позакомарное завершение фасадов и получила 4-скатное покрытие (форма древнего покрытия возвращена храму в 1903-1904 гг. во время капитального ремонта, произведенного под рук. архит. П. П. Покрышкина).

В начале Великой Отечественной войны (1941) храм оказался в зоне военных действий и подвергся систематическому обстрелу с территории Юрьева мон-ря. Были утрачены купол и своды, почти полностью разрушены сев. стена и апсида. На половину высоты сохранились центральная апсида и юж. стена; почти полностью - юж. апсида; уцелели нижние части юж. столпов и зап. стены под хорами. После освобождения Новгорода руина была законсервирована. В 1947 г. архит. С. Н. Давыдовым по обмерам Покрышкина велась подготовка проекта реставрации памятника. Восстановление храма осуществлено в 1956-1958 гг. архит. Г. М. Штендером.

Роспись

Общий вид росписи в центральной апсиде до разрушения церкви. 1199 г.
Общий вид росписи в центральной апсиде до разрушения церкви. 1199 г.

Общий вид росписи в центральной апсиде до разрушения церкви. 1199 г.
В 1199 г. по инициативе князя-строителя храм Спаса Преображения был расписан фресками: «Въ лето 6707 (1199)… испьсаша церковь святого Преображения на Городищи». Сохранявшаяся в интерьере и на 3 фасадах церкви до ее разрушения роспись сплошь покрывала купол, своды, стены и столпы храма. Состав фресок, в целом достаточно традиционный для памятников монументальной живописи, включал сюжетные и единоличные изображения, размещенные с учетом декорации купола в 9 ярусов. Нижние части стен и столпов были украшены орнаментальными панелями-полилитиями, имитировавшими мраморную облицовку визант. церквей. В куполе находились композиция «Вознесение» и пояс ветхозаветных пророков (простенки светового барабана); в парусах - образы евангелистов, на подпружных арках - полуфигуры 40 Севастийских мучеников в медальонах. Литургический характер алтарной декорации определялся присутствием традиц. композиции «Причащение апостолов» и святительского пояса, организованного в 2 яруса. На сводах и в верхних частях стен располагались сцены евангельского цикла, в жертвеннике и диаконнике - Протоевангельского и Предтеченского циклов; на зап. стене - детально разработанная композиция «Страшный Суд». В то же время в храме преобладали единоличные образы святых, изображенных в рост, по пояс и в медальонах, нередко вперемежку со сценами повествовательных циклов.

Евангелист Иоанн Богослов. Фреска в сев.-вост. парусе. 1199 г. Фотография Л. А. Мацулевича. 1910 г.
Евангелист Иоанн Богослов. Фреска в сев.-вост. парусе. 1199 г. Фотография Л. А. Мацулевича. 1910 г.

Евангелист Иоанн Богослов. Фреска в сев.-вост. парусе. 1199 г. Фотография Л. А. Мацулевича. 1910 г.
Существенное влияние на формирование иконографической программы фресок оказали личная трагедия кн. Ярослава Владимировича, лишившегося в 1198 г. малолетних детей Изяслава и Ростислава, а также общие тенденции в изобразительном искусстве, чутко реагировавшем на визант. богословскую мысль (дискуссии о соотношении лиц Пресвятой Троицы и о Евхаристической Жертве, приносимой на литургии). Эти 2 обстоятельства послужили отправными точками для разработки как княжеско-патрональной темы росписи, так и особой системы образов в купольной и алтарной зонах. К числу этих изображений принадлежали «Вознесение» (в куполе) в его триумфальном варианте и сгруппированные друг под другом по вост. оси храма образы: Спас Нерукотворный, Христос Ветхий денми, Христос Еммануил, Этимасия, Христос-Иерей. Последнее изображение, размещенное в центре алтарного полукружия в нише над Горним местом, строго напротив престола, напрямую соотносилось со словами тайной молитвы священника, читаемой во время пения Херувимской песни: «Ты бо еси приносяй и приносимый, и приемляй и раздаваемый, Христе Боже наш». Эта формулировка стала одним из главных пунктов дискуссии на к-польских Церковных Соборах 1156-1157 гг., определивших, что Жертва на литургии приносится Св. Нераздельной Троице. Евхаристический контекст алтарной росписи определяли и 2 изображения в нишах-аркосолиях, расположенных симметрично друг другу с боковых сторон от престола: композиция «Кормление прор. Илии вороном» - традиц. ветхозаветный прообраз Евхаристии (аркосолий юж. стены) и образ свт. Петра Александрийского (аркосолий сев. стены), напоминавший о событиях IV в.- о диспутах с Арием и о видении святителем Христа-Жертвы (Пивоварова. 2002; Лидов. 2000).

Святые Иустина и Домника. Фреска в диаконнике. 1199 г. Фотография А. Л. Бермана. 2002 г.
Святые Иустина и Домника. Фреска в диаконнике. 1199 г. Фотография А. Л. Бермана. 2002 г.

Святые Иустина и Домника. Фреска в диаконнике. 1199 г. Фотография А. Л. Бермана. 2002 г.
Программный характер имели нетрадиционный «Деисус» со св. Марфой и образ свт. Лазаря Четверодневного, напоминавшие о Воскресении и Вечной Жизни. Появление этих изображений, уместное в храме-мавзолее, было органичным и в алтаре, в к-ром звучали слова просительной ектении, а в верхнем ярусе, где были представлены св. князья Борис и Глеб, молившиеся об усопших княжичах, они были напоминанием о семейной трагедии кн. Ярослава Владимировича.

Важная роль в росписи отводилась изображениям, связанным с кн. Ярославом Владимировичем - заказчиком храма и его фресок. Главной среди них является ктиторская композиция в юго-зап. аркосолии, в месте, заранее предназначенном под княжеское захоронение. Князь-строитель был представлен в полный рост, с храмом в руках, обращенным к Иисусу Христу, восседавшему на престоле. Фон между фигурами заполняла многострочная надпись-панегирик, прославлявшая добродетели и благотворительность кн. Ярослава Владимировича. Высокая оценка деяний князя на благо Церкви и уверенность в воздаянии ему в Царствии Небесном согласовывались с контекстом росписи, окружавшей аркосолий. Портрет князя, соседствовавший с композицией «Страшный Суд», являлся составной частью картины Рая, располагаясь «по ту сторону» райской двери, в к-рую лишь готовились войти праведные, возглавляемые ап. Петром. Особую смысловую нагрузку несло изображение св. Анастасии, написанной слева от аркосолия. Монументальная фигура мученицы, превышавшая масштабом остальные изображения, явно выступала в качестве персонификации Воскресения (греч. άνάστασις - воскресение). Патрональный характер имел ряд изображений, сгруппированных в нижнем ярусе росписи на зап. пилонах: образы 2 святых Никифоров, располагавшихся друг напротив друга на юж. и сев. гранях, и композиция на вост. грани юго-зап. пилона, в к-рой прп. Мартирий (св. соименник Новгородского архиеп. Мартирия) благословлял мч. Иоанна Воина (небесный патрон кн. Ярослава). Наличие этой фрески позволило сделать вывод об участии Новгородского владыки архиеп. Мартирия в составлении программы нередицких фресок.

Сжатые сроки росписи нередицкой церкви, обусловленные обстоятельствами времени (летом 1199 вел. кн. Владимирский Всеволод (Димитрий) Юрьевич Большое Гнездо готовил отзыв кн. Ярослава Владимировича из Новгорода), предопределили участие в работах значительной группы фрескистов. По мнению исследователей, стенопись могла быть исполнена артелью, состоявшей из нескольких (В. Д. Сарабьянов) или даже 10 (В. К. Мясоедов) мастеров, обладавших яркими индивидуальными живописными манерами. По версии, впервые выдвинутой митр. Макарием (Макарий (Миролюбов). 1860. С. 505. Примеч. 233), работы над росписью мог возглавлять Грьцин (Грек) Петрович, в 1196 г. расписавший ц. Пресв. Богородицы на новгородских кремлевских воротах. Гипотеза о руководящей роли попа Олисея Гречина в создании фресок, подробно обоснованная В. Л. Яниным (Янин В. Л. К проблеме авторства нередицких фресок // ПКНО. М., 1988. С. 178-183; Он же. Усадьба новгородского художника XII в. М., 1981), тем не менее не получила всеобщего признания.

Внутреннее убранство

Сведений о древнейших иконах Спасского храма не сохранилось. На кон. XII в. исследователи реконструируют в церкви низкую алтарную преграду (Ковалева В. М. Алтарные преграды в 3 новгородских храмах XII в. // ДРИ: Проблемы и атрибуции. [Т. 10]. М., 1977. С. 55-64; Сарабьянов В. Д. Алтарная преграда ц. Спаса на Нередице: Типология и иконография // Ц. Спаса на Нередице: От Византии к Руси: К 800-летию памятника. М., 2005. С. 83-98), к-рая соотносилась с фресковой декорацией на предалтарных столбах (от фресок уцелело изображение херувима на лицевой грани юго-вост. столпа). В XVI-XVIII вв. церковь имела 4-ярусный иконостас. Согласно описи 1768(?) г., он включал резные царские врата с сенью и столбцами, южные (с образом ангела хранителя) и северные (с изображением архидиак. Стефана) боковые двери. Наряду с ними в местном ряду были установлены иконы «Преображение Господне» и «Неопалимая Купина» (по правую сторону от царских врат), 2 образа Богородицы «Одигитрия» и (между ними) образ «Предста Царица…» (по левую сторону от царских врат). Второй снизу деисусный чин насчитывал 13 икон (его замыкали изображения преподобных Сергия Радонежского и Саввы Вишерского), праздничный - 15 икон. Венчал конструкцию пророческий ярус, сформированный из 4 икон.

От комплекса иконостаса сохранились храмовая икона «Преображение Господне», иконы из деисусного (Богоматерь, св. Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, свт. Николай Чудотворец) и праздничного (Распятие, Снятие со креста, Вознесение, Св. Троица) рядов (все - НГОМЗ; опубл.: Гордиенко. 2000. Рис. 1-5; 7-10; Искусство Вел. Новгорода: Эпоха свт. Макария / ГРМ. СПб., 2016. С. 92-93. Ил. 102. Кат. 62; С. 76-77. Ил. 80-85. Кат. 49; С. 78. Ил. 86-87. Кат. 50-51 (Альм.; Вып. 486)). Местонахождение остальных икон праздничного ряда (Преображение, Вход в Иерусалим, Сошествие во ад, Сошествие Св. Духа, Успение; опубл.: Гордиенко. 2000. Рис. 11-15) неизвестно. В 1911 г. 14 икон из храма были проданы в возобновленную ц. свт. Василия в Овруче (Украина). Их дальнейшая судьба не до конца ясна.

По стилистическим признакам исследователи связывают иконы иконостаса с искусством 1-й пол. XVI в. Наиболее ранним, относящимся ко времени пребывания на Новгородской кафедре свт. Макария (1526-1542), считается храмовый образ «Преображение Господне», уцелевший при пожаре мон-ря в 1543 г. (Там же. С. 250). Деисус и иконы праздников датируют 40-60-ми гг. XVI в. (Искусство Вел. Новгорода: Эпоха свт. Макария. С. 76-78; Гордиенко. 2000. С. 253, 266).

Наряду с иконостасными опись 1768(?) г. фиксирует иконы, располагавшиеся в разных местах храма, в т. ч. образ Спасителя над настоятельским местом и 2 иконы Св. Троицы, ряд «штилистовых» икон, а также хоругвь с образом Св. Софии, Премудрости Божией. Неск. икон («Отечество», «Богоматерь Одигитрия», «Андрей Стратилат») находилось в паперти храма, правую часть к-рой занимал придел прп. Никиты Переславльского. Внутреннее убранство придела состояло из царских врат, храмового образа прп. Никиты Переславльского, с житием (возможно, ныне - ГРМ), и иконы св. Иоанна Предтечи (размещались справа от царских врат). Слева от врат помещалась икона Пресв. Богородицы «Одигитрия», выше врат - образы Спасителя «с предстоящими в пятиличии», Знамения Пресв. Богородицы.

В XVIII в. церковь была хорошо снабжена утварью. В храме имелись 5 комплектов оловянных богослужебных сосудов, значительный запас священнических облачений (ризы, подризники, епитрахили, стихари, поручи и т. п.) и богослужебных книг, как новопечатных, так и рукописных. В алтаре находились напрестольное окладное печатное Евангелие, запрестольная икона и кресты. Вместе с тем уже в это время мн. иконы значились в описи как ветхие.

Согласно данным, приведенным митр. Макарием, нек-рые из принадлежностей храма, сохранявшиеся в его интерьере еще в сер. XIX в., имели точные даты. В их числе деревянный крест, созданный после шведского разорения 1615 г. и снабженный надписью: «водружен бысть крест сий в лето 6125 (1617) месяца августа в 6 день, на праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, при благоверном государе нашем царе и великом князе Михаиле Феодоровиче всея России и при боголюбивом митрополите Исидоре Великаго Новагорода и Великих Лук Спасскаго Нередицкаго монастыря при игумене Тихоне, при старце Ионе», медная луженая чаша 1602 г., напрестольное Евангелие, вложенное дьяком И. Шушериным в 1686 г. (Макарий (Миролюбов). 1860. С. 496, 497; Лашков Н. А. Напрестольное Евангелие Новгородского Спасо-Нередицкого мон-ря // Древности: Тр. МАО. М., 1900. Т. 17. С. 148-152).

Другие церкви монастыря

При Новгородском архиеп. Макарии, вскоре после 1528 г. в мон-ре была возведена деревянная ц. Св. Троицы, простоявшая 15 лет. Храм был уничтожен пожаром 12 мая 1543 г., в к-ром, согласно летописным данным, сгорели деревянные постройки мон-ря и пострадала каменная ц. Спаса. Троицкий храм был возобновлен в 1547 г. О его первоначальном убранстве мало что известно, однако не исключено, что из его интерьера происходили неск. икон Св. Троицы Ветхозаветной, в XVIII в. оказавшихся в Спасо-Преображенском и Введенском храмах мон-ря и зафиксированных в описи 1768(?) г. Это предположение отчасти подтверждается летописным сообщением о пожаре 1543 г.: «...да трапеза сгорела с церковию Троица святая, а иконы из него вынесли» (ПСРЛ. Т. 30. С. 149).

На момент упразднения Нередицкого мон-ря к востоку от Спасо-Преображенского храма существовала деревянная ц. Введения Пресв. Богородицы во храм, нередко идентифицируемая с прежней ц. Св. Троицы. Эта гипотеза не лишена оснований, поскольку храмовым образом Введенской ц., согласно описи 1768(?) г., считалась именно икона Св. Троицы. В 1795 г. при перестройке трапезной Преображенского храма ц. Введения была упразднена с переименованием в честь Введения Божией Матери во храм придела прп. Никиты Переславского. По сведениям митр. Макария (Макарий (Миролюбов). 1860. С. 498. Примеч. 227), здание Введенской ц. разобрали в XIX в.

Согласно данным описи 1768(?) г., в ц. Введения имелся иконостас, состоявший из живописных царских врат с сенью и столбцами, икон Св. Троицы и Воскресения Христова (справа от царских врат), Введения во храм Пресв. Богородицы и прп. Варлаама Хутынского (по левую сторону от царских врат) и сев. дверей с изображением благоразумного разбойника. Выше царских врат находился «образ Спасителев в деисусе с апостолами, писан краски».

К числу наиболее поздних построек, осуществленных уже после упразднения Нередицкого мон-ря, относилась отдельная каменная колокольня с шатровым верхом (1795), простоявшая до Великой Отечественной войны. Она сменила более ранние постройки того же назначения (каменную, устроенную над приделом прп. Никиты, и 8-гольную деревянную, построенную при игум. Варсонофии в нач. XVIII в.). От прежних колоколен в мон-ре сохранялись колокола 1597 г. (работы новгородского мастера Тимофея) и 1609 г.

Судьба монастырских древностей

Постепенная утрата древностей мон-ря началась с его упразднением в 1764 г. В 1777 г. в новгородский Софийский собор было передано одно из древних напрестольных Евангелий Спасо-Преображенской ц. (возможно, то самое, к к-рому были подшиты подлинные нередицкие акты XV в.): «Евангелие в десть писменное, обложено бархатом зеленым, на верхнеи цке посреде Спасителев образ, по углам четыре Евангелиста на медных бляшках» (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2456. Л. 4).

К 1829 г. (время составления новой описи Преображенской ц.), с устройством в храме нового ампирного обрамления иконостаса, из его интерьера исчез пророческий ряд, замененный резным Распятием с предстоящими, а в цокольном ярусе появились иконы нравоучительного характера. Тогда же в деисусном ряду остались 11 икон, а 2 переместились на стены или столбы. Из праздничных икон на местах остались 12; 3 поставили у столба (облик иконостаса в этом составе запечатлен на снимке И. Ф. Барщевского) (Гордиенко. 2000. С. 251-252).

После приписки Спасо-Нередицкого храма к Благовещенской Городищенской ц. (1834) утварь из него использовалась на службах в обоих храмах, что также стало причиной ее утраты.

С нач. 1900-х гг. Преображенский храм почти полностью лишился своих древностей. В это время часть икон из праздничного и деисусного рядов поступила в епархиальное древлехранилище (Кат. Новгородского церк. епархиального древлехран. Новг., 1916. № 227-235), частью были проданы в Васильевский храм в Овруче (1914). Неск. предметов утвари и икон поступили в церковный отдел Новгородского музея древностей (Краткий кат. предметов Церковного отдела в Новгородском Музее Древностей. Новг., 1911. С. 3. № 44; С. 14. № 188; С. 16. № 231; С. 21. № 284; С. 57. № 811; С. 58. № 813; С. 66-67. № 989). На 1914 г. числился пропавшим крест XII в., известный по рисунку худож. Н. А. Мартынова (1861) (Мясоедов В. Каменный образок Новгородского Епархиального Древлехранилища // Новгородская церк. старина: Тр. НЦАО. Новг., 1914. Т. 1. С. 191). К 1905 г. нек-рые из монастырских древностей хранились в Московском публичном и Румянцевском музеях. В их числе - кирпичи из стены Спасо-Нередицкой ц., один - с вытесанным словом «кирпич» (поступил от А. Е. Викторова); 4 образца древнейших оконных рам XII в. (поступили от А. А. Авдеева); остатки резных царских врат XVI в.: «одна пола двери и верхняя арка, с накладными порезными украшениями» (от А. А. Авдеева); образец тонкослойной штукатурки со следами фресок (от Г. Д. Филимонова). Здесь же находился раскрашенный рисунок со стенописи с изображением новгородского кн. Ярослава Владимировича (от В. А. Прохорова) (Московский Публичный и Румянцевский Музеи: Кат. Отделения древностей. б) Древности русские. М., 1905. С. 6, 10, 14, 15).

Графические материалы

Составить представление об архитектуре, живописи и древностях храма Преображения Господня отчасти помогают графические материалы сер. XIX - 30-х гг. XX в., хранящиеся в неск. музейных собраниях и архивохранилищах. Наиболее ранний опыт воспроизведения монастырских построек и стенописи ц. Спаса связан с деятельностью начальника художественной экспедиции при Синоде худож. Ю. П. Львова, создавшего альбом «Виды новгородских церквей», ныне в РГБ (частично опубл. с ошибочной атрибуцией Д. М. Струкову: Седов В. Альбом «Виды новгородских церквей» из РГБ - новое свидетельство о древностях Вел. Новгорода // Имп. Александр II. Воспитание просвещением. М., 2018. С. 110-116). На протяжении 1855-1856 гг. Львовым в числе др. новгородских памятников были сфотографированы, а затем перенесены на листы и расцвечены красками: наружный вид храма (Л. 42), а также фрески с образами святых Евфимии, Анфима, Петра Александрийского, Игнатия Богоносца, Григория, Варвары, Иулиании (Л. 58, 62, 67, 68, 69, 70, 71). Графическая серия новгородских памятников создавалась по специальной программе, разработанной Синодом, и послужила основой для составленного архим. Макарием (Миролюбовым) «Археологического описания церковных древностей в Новгороде и его окрестностях».

Летом 1861-1862 гг. серия видов и фресок Преображенской ц. была выполнена худож. Мартыновым, работавшим в Новгороде по заданию Мин-ва гос. имуществ (Пивоварова Н. В. Н. А. Мартынов и его рисунки древнерус. памятников // Проблемы изучения истории РПЦ и совр. деятельность музеев. М., 2005. С. 231-251. (Тр. ГИМ; 152)). В соответствии с программой Ф. Г. Солнцева художник изготовил рисунки с перспективными видами церкви и ее планом, снял на бумагу фасад, исполнил неск. разрезов, фиксирующих общую схему расположения фресок, скопировал нек-рые композиции и предметы церковной древности (царские врата, кружка для денежных пожертвований, напрестольные кресты). Сохранившаяся часть рисунков находится в ГИМ (ГИМ. ИЗО. Инв. А-344).

Примером копирования отдельных композиций Спасо-Нередицкой росписи, предпринятого с практическими целями (изучение истории рус. одежд), служат художественные работы Прохорова, в 1871 г. исполнившего зарисовку ктиторской композиции с изображением кн. Ярослава Владимировича в юго-зап. аркосолии храма. Изучение фрески в процессе копирования выявило следы возобновления древней живописи, впервые за мн. годы промытой и раскрытой из-под поновлений.

Наиболее последовательно и систематически фиксация храма и его росписей производилась в 1-е десятилетия XX в. во время архитектурно-археологического изучения памятника в связи с его капитальным ремонтом (архит. Покрышкин, 1903-1904), а затем реставрацией стенописи (20-е гг. XX в.). Работы Покрышкина сопровождались полной фотофиксацией фресок (выполнены фотографом ИАК И. Ф. Чистяковым) и изготовлением разрезов по всем осям храма, в т. ч. со схемами размещения живописи на стенах (чертежи архит. Л. М. Браиловского). Архитектурная графика опубликована в изд.: Покрышкин П. П. Отчет о капитальном ремонте Спасо-Нередицкой церкви в 1903 и 1904 гг. // Мат-лы по археологии России, изд. ИАК, № 30. СПб., 1906 (подготовительные мат-лы: ИИМК РАН, НИМ РАХ, ГРМ; негативы фотографий Чистякова: фотоархив ИИМК РАН). Восемь чертежей, выполненных Браиловским: наружный вид церкви, вид юго-зап. компартимента, рисунок свода купола, развертка купола и сводов, разрез по центральной продольной оси с видом на юж. стену, продольный разрез по центральной оси жертвенника с видом на сев. стену, разрез по центральной поперечной оси с видом на алтарную часть, вид на зап. стену (бумага, карандаш, перо, акварель) - хранятся в НИМ РАХ, ГРМ (опубл.: Ebersolt J. Fresques byzantines de Néréditsi d'après les aquarelles de L. Brajlovsky // Monuments et Mémoires / publ. par l'Acad. des Inscriptions et Belles Lettres. P., 1906. T. 13. P. 33-55; Суслов В. Ц. Спаса Нередицы, близ Новгорода: По акварельным рис. Л. М. Браиловского и фотографиям И. Ф. Чистякова // Памятники древнерус. искусства. СПб., 1908. Вып. 1. С. 1-10; 1909. Вып. 2. С. 1-2; 1910. Вып. 3. С. 1-10). В 1910 г. в ходе исследования нередицкого храма экспедицией С.-Петербургского ун-та (Мясоедов, Л. А. Мацулевич, Н. П. Сычёв, Н. Л. Окунев) производились промывка и повторная фотосъемка нередицкой росписи (выполнил Мацулевич), составлено полное описание фресок с зарисовками отдельных композиций и изображений (ныне ИИМК РАН, ПФА РАН). Коллекция факсимильных копий нередицких фресок, исполненных в 20-е гг. XX в. и в 1930 г. под рук. Л. А. Дурново силами слушателей и сотрудников копировальной мастерской Гос. ин-та истории искусств (бывший Зубовский), ныне хранится в ГРМ (Пивоварова Н. В. Фрески ц. Спаса на Нередице в Новгороде: К 800-летию создания: Копии из собрания ГРМ: Буклет выст. СПб., 1999).

Ист.: Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Т. 1.
Лит.: Авдеев А. А. Древнейшие оконницы в рус. церквах // Архит. вестник. СПб., 1860. № 2. С. 116-120; № 3. С. 235-236; Покровский Н. В. Стенные росписи в древних храмах греч. и рус. // Тр. Седьмого археол. съезда в Ярославле, 1887. М., 1890. Т. 1. С. 186-193, 214. Табл. I-VII; он же. Очерки памятников христ. искусства и иконографии. СПб., 19103. С. 243-253. Рис. 161-168; Толстой И., Кондаков Н. Рус. древности в памятниках искусства. СПб., 1899. Вып. 6. С. 129-146, 165; Кондаков Н. П. Заметка о нек-рых сюжетах и характере Спасо-Нередицкой росписи // Памятники древнерус. искусства. СПб., 1909. Вып. 2. С. 3-5; Мясоедов В. К. К истории Нередицкой ц. // Сб. Новгородского об-ва любителей древности. Новг., 1910. Вып. 3. С. 1-5; Успенский А. И. Фрески Спаса Нередицы // ЗМИАИ. 1910. Т. 6. С. 1-24; Фрески Спаса-Нередицы / Вступ. ст.: Н. П. Сычев, В. К. Мясоедов. Л., 1925; Айналов Д. В. Новый иконогр. образ Христа // SK. 1928. N 2. C. 19-23; Артамонов М. И. Один из стилей монументальной живописи XII-XIII вв. // ГАИМК: Бюро по делам аспирантов. Л., 1929. Сб. 1. С. 51-68; он же. Мастера Нередицы // НИС. 1939. Вып. 5. С. 33-47; Amiranachvili Ch. Quelques remarques sur l'origine des procédés dans les fresques de Neredicy // L'art byzantin chez les Slaves: Deuxième recueil dédié à la mémoire de Th.Uspenskij. P., 1932. P. 109-120; Амиранашвили Ш. Я. Нек-рые замечания о происхождении худож.-живописных приемов письма фресок Нередицы // Изв. АН Груз. ССР: Сер. истории, археологии, этнографии и истории искусства. 1980. № 4. С. 122-132 (переизд. публ. 1932 г.); Syćev N. Sur l'histoire de l'église du Sauveur à Neredicy près Novgorod // L'art byzantin chez les Slaves: Deuxième recueil dédié à la mémoire de Th. Uspenskij. P., 1932. P. 77-108; Дмитриев Ю. Н. Изображение отца Александра Невского на нередицкой фреске XIII в. // НИС. Новг., 1938. Вып. 3/4. С. 39-57; он же. Стенные росписи Новгорода, их реставрация и исследование (работы 1945-48 гг.) // Практика реставрационных работ. М., 1950. Вып. 1. С. 154-158; Frolov A. Sainte Marthe ou la Mère de Dieu? // Bull. of the Byzant. Institute. 1946. N 1. P. 79-82; Давыдов С. Н. Восстановление архит. памятников Новгорода в 1945-1949 гг. // Практика реставрационных работ. М., 1950. Вып. 1. С. 65-69; Шуляк Л. М. Раскопки руин ц. Спаса-Нередицы близ Новгорода // Там же. С. 123-133; Schweinfurth Ph. Die Fresken der Erlöser-Kirche von Neredica bei Novgorod: Ihre Stellung in der Kunstgeschichte und in der Kulturgeschichte Russlands // Münchener Beiträge zur Slavenkunde. Münch., 1953. S. 72-80. 2 Taf.; Лазарев В. Н. Живопись и скульптура Новгорода // История рус. искусства. М., 1954. Т. 2. С. 96-112; он же. Древнерус. мозаики и фрески. М., 1973. С. 47-51. Табл. 241-276; Штендер Г. М. Ц. Спаса на Нередице. Новг., 1959. (Памятники архитектуры Новгорода); он же. Восстановление Нередицы // НИС. Л., 1961. Вып. 10. С. 169-205; Каргер М. К. Новгород Великий. Л.; М., 1961. С. 20-21, 248-256; Гладенко Т. В., Красноречьев Л. Е., и др. Архитектура Новгорода в свете последних исслед. // Новгород: К 1100-летию города: Сб. статей. М., 1964. С. 194-201; Мурьянов М. Ф. К культурным взаимосвязям Руси и Запада в ХII в. // Ricerche Slavistiche. R., 1966. Vol. 14. С. 29-41; он же. Название Нередицкой ц. // Рус. речь. 1971. № 2. С. 135-136; он же. «Синие молнии» // Поэтика и стилистика рус. литературы: Памяти акад. В. В. Виноградова. Л., 1971. С. 23-28; он же. Этюды к нередицким фрескам // ВВ. 1973. Т. 34. С. 204-213; он же. К символике нередицкой росписи // Культура средневек. Руси: Сб. ст. Л., 1974. С. 168-170; Пуцко В. Г. Апокрифы в фресках Спаса-Нередицы // Slavia orientalis. Warsz., 1979. Roc. 28. N 2. C. 185-193; Лифшиц Л. И. Об одной ктиторской композиции Нередицы // Др. Новгород: История. Искусство. Археология. Новые исслед. М., 1983. С. 188-196; Булкин В. А. Архитектурно-строительная ситуация в Новгороде кон. XII - нач. XIII в. // Генезис и развитие феодализма в России: Проблемы идеологии и культуры: Межвуз. сб. Л., 1987. С. 217-223. (Проблемы отеч. и всеобщ. истории; 10); он же. Два эпизода из истории новгородского зодчества XII в. // Памятники средневек. культуры: Открытия и версии: Сб. ст. к 75-летию В. Д. Белецкого. СПб., 1994. С. 53-60; он же. Спасо-Нередицкая ц. и зодчество кон. XII - нач. XIII в. // Скифы. Хазары. Славяне. Др. Русь: Междунар. науч. конф., посвящ. 100-летию со дня рожд. проф. М. И. Артамонова: Тез. докл. СПб., 1998. С. 183-185; он же. Спасо-Преображенская ц. на Нередице и новгородская архит. школа XII в. // Ц. Спаса на Нередице: от Византии к Руси: К 800-летию памятника. М., 2005. С. 33-50; Пивоварова Н. В. «Запрестольный деисус» в росписи ц. Спаса на Нередице // НГОМЗ: 125 лет Новгородскому музею: Мат-лы науч. конф. Новг., 1991. С. 68-75; она же. Ктиторская тема в иконогр. программе ц. Спаса на Нередице // ВИД. 1991. Сб. 23. С. 144-155; она же. «Страшный суд» в памятниках древнерус. монументальной живописи 2-й пол. XII в. // Дмитриевский собор во Владимире: К 800-летию создания. М., 1997. С. 128-146; она же. К истолкованию программы росписи диаконника ц. Спаса на Нередице в Новгороде // Древнерус. искусство: К 100-летию А. Н. Грабара. СПб., 1999. С. 210-227; она же. К уточнению идейного замысла наружной росписи ц. Спаса на Нередице // Seminarium Bulkinianum: К 60-летию В. А. Булкина: Сб. ст. СПб., 1999. С. 129-137; она же. К истории изучения, охраны и реставрации росписи ц. Спаса на Нередице в Новгороде (сер. XIX - 1930-е гг.) // Искусство Др. Руси и его исследователи: Сб. ст. / Ред.: В. А. Булкин. СПб., 2002. С. 124-137. (Вопр. отеч. и зарубеж. искусства; 6); она же. Фрески ц. Спаса на Нередице в Новгороде: Иконогр. программа росписи. СПб., 2002; она же. Деятельность Академии истории материальной культуры по охране, реставрации и исследованию ц. Спаса на Нередице // Церковь Спаса на Нередице: От Византии к Руси: К 800-летию памятника. М., 2005. С. 169-176; Сарабьянов В. Д. Программные основы древнерус. храмовой декорации 2-й пол. XII в. // Вопросы искусствознания. М., 1994. № 4. C. 283-287; Рождественская Т. В. Средневек. рисунки-граффити на стенах 2 храмов Новгорода // Памятники старины: Концепции, открытия, версии. СПб.; Псков, 1997. Т. 2. С. 201, 203-205. Рис. 3-7; она же. Надписи на фресках Спаса на Нередице: Графика и орфография // НИС. СПб., 2000. Вып. 8(18). С. 30-35; она же. Из мат-лов к Своду древнерус. граффити Новгорода Великого: 13 граффити на юго-вост. столбе ц. Спаса на Нередице // Осмь дестъ: Сб. науч. ст. к юбилею И. С. Улуханова. М., 2015. С. 506-524; она же. Граффити в ц. Спаса на Нередице в Новгороде // Тр. Ин-та рус. языка им. В. В. Виноградова. 2016. Т. 9. С. 158-170; Вздорнов Г. И. Нередица: Ландшафт и храм // Наше наследие. 2000. № 54. С. 127-134; Гордиенко Э. А. Убранство нередицких храмов по описям XVIII-XIX вв. // НИС. 2000. Вып. 8(18): 800-летию Нередицы посвящается. С. 240-274; она же. Живопись Гарды и Нередицы в системе византийской, новгородской и западноевроп. культуры 2-й пол. XII - 1-й четв. XIII в. // Церковь Спаса на Нередице: От Византии к Руси: К 800-летию памятника. М., 2005. С. 150-158; она же. Избр. святые в новгородской монументальной живописи в системе богослужения XI - нач. XIII в. // ДРВМ. 2014. № 1(55). С. 5-13; Лидов А. М. «Приносяй и Приносимый»: О символике образа Петра Александрийского в ц. Спаса на Нередице // НИС. 2000. Вып. 8(18). С. 185-198; Мусин А. Е. О нек-рых особенностях древнерус. богослужения XI-XIII вв.: (Церковь Преображения Господня на Нередицком холме в литургическом контексте эпохи) // Там же. С. 215-239; Седов Вл. В. Княжеский заказ в архитектуре ц. Спаса-Преображения на Нередице // Там же. С. 36-52; Щербатова-Шевякова Т. С. Нередица: Монументальные росписи ц. Спаса на Нередице. М., 2004; Янин В. Л. К истории создания нередицкой живописи // Он же. Средневек. Новгород: Очерки археологии и истории. М., 2004. С. 171-189; Буров В. А. Исследование М. В. Ломакиной о фресках Нередицы // Церковь Спаса на Нередице: От Византии к Руси: К 800-летию памятника. М., 2005. С. 290-308; Этингоф О. Е. Заметки о греко-рус. иконописной мастерской в Новгороде и росписях Спасо-Преображенской ц. на Нередице // Там же. С. 115-143.
Н. В. Пивоварова
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Россия) Настенная роспись (Россия) Преображения Господня Нередицкий мужской монастырь (Спасо-Преображенский на Нередице, Спасо-Нередицкий), располагался на правом берегу р. Волхов, в 3 верстах южнее Новгорода, на холме («горе») Нередица у р. М. Волховец, недалеко от княжеской резиденции на Городище
См.также:
ВАРНИЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ СЕРГИЕВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в пос. Варницы, ныне в черте г. Ростова Ярославской обл., подворье Троице-Сергиевой лавры (с 1995)
ВОЗМИЦКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ [Возмищский, Возмищенский, Возминский], находился в Ламском стане (совр. Волоколамский р-н Московской обл.)
ИПАТИЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Костромской и Галичской епархии
ЛИПЕНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Липненский; на Липне) находился Николая Чудотворца мужской монастырь
НОВОСПАССКИЙ МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находится в Москве
АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Ростове Ярославской обл., близ оз. Неро
АЛЕКСАНДРОВ СВИРСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (С.-Петербургской и Ладожской епархии)
АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА С-Петербургской митрополии